КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14736 УДК 378.147
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14736. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14736.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Янковец Ирина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь iyankovets@mail.ru
Величкин Максим Иванович,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex.ru
Зеновьев Алексей Геннадиевич,
студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь zhiznbezop@yandex.ru
Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении
Аннотация. В работе обсуждаются проблемы, связанные с подготовкой будущих учителей безопасности жизнедеятельности к организации безопасности в образовательном учреждении.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, профессиональная деятельность, безопасность образовательного учреждения.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В последние годы мы все чаще слышим о гибели, физическом и моральном увечий детей в школах, институтах, детских садах: пожары, обвалы, взрывы, захваты в заложники, отравления, издевательства и т. д.
Необходимость обеспечения безопасности образовательного учреждения обусловлена, прежде всего, необходимостью реализации требований Конституции РФ, Закона РФ «О безопасности», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» и других основополагающих документов в данной сфере применительно к объектам образовательной деятельности и индустрии образования в целом.
Одной из технологий, позволяющих обеспечить безопасность образовательных учреждений, является введение должности - заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности в обязанности которого входит управление системой обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Согласно статистическим данным Министерства образования Ставропольского края 73% учителей по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) совмещают должность заместителя руководителя по организации безопасности, или являются ответственными за ведение документации по вопросам обеспечения безопасности образовательного учреждения и организаторами проведения учений, тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом проведенные исследования показали, что только 42% студентов выпускных курсов не затрудняются в выборе методов управления безопасностью образовательного учреждения.
Анализ литературных источников и обобщение практического опыта показывают, что процесс подготовки учителя безопасности жизнедеятельности осуществля-
КОНТ TF.TTT
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -
научно-методический электронный журнал AoRnTc1e4p^3r6/20i4/i47384 hJ - Г-с. рГЭл ^Фс"?
ART 14736 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120Х.
ется чаще всего без учета того, что в будущей трудовой деятельности он будет выполнять обязанности заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности [1].
Для организации целенаправленной подготовки заместителя руководителя образовательного учреждения по организации безопасности необходимо прежде всего, разобраться в специфике его деятельности.
В своей работе заместитель руководителя образовательного учреждения по организации безопасности должен реализовывать функции организатора. «Управлять - означает предсказывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Специфика его обязанностей предполагает возможность работы в условиях чрезвычайных ситуаций. Повседневной деятельностью является профилактика и предотвращение возможных чрезвычайных ситуаций.
Целью, процессом и результатом его деятельности является организация комплексной безопасности образовательного учреждения, которая достигается в процессе осуществления мероприятий по:
- охране труда и созданию безопасных условий организации образовательного и производственного процессов;
- антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- гражданской обороне и противопожарной безопасности;
- соблюдению внутреннего режима функционирования и поддержанию общественной дисциплины;
- профилактике правонарушений и детского дорожно-транспортного травматизма;
- организации учета допризывной молодежи;
- подготовке сотрудников и учащихся образовательного учреждения по вопросам комплексной безопасности образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера, к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Заместитель руководителя образовательного учреждения по организации безопасности исполняет следующие основные функции:
1. Проводит диагностику актуальных для образовательного учреждения чрезвычайных ситуаций.
2. Анализирует состояние системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как противодействия наиболее характерным для данной местности чрезвычайным ситуациям.
3. Планирует изменение системы безопасности, направленной на опережающее развитие.
4. Координирует работу служб образовательного учреждения по организации комплексной безопасности образовательного учреждения от угроз социального, техногенного и природного характера.
5. Осуществляет взаимодействие с муниципальной антитеррористической комиссией и территориальными правоохранительными органами, формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля, военным комиссариатом.
6. Отбирает методы и технологии проведения работ по предупреждению и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, а также по ликвидации их последствий.
Анализ профессиональной деятельности заместителя руководителя по организации безопасности образовательного учреждения позволил выделить следующие профессиональные умения необходимые для планирования и организации безопасности образовательного учреждения:
IV О rw
КОНТ ТЕПТ
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14736. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14736.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14736 УДК 378.147
- руководствоваться основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность преподавателя-организатора ОБЖ и заместителя директора по безопасности;
- уметь планировать, организовывать, контролировать и корректировать работу системы безопасности в ОУ;
- иметь навыки пользования основными средствами защиты и обеспечения безопасности;
- уметь вести преподавательскую работу по основным разделам курса ОБЖ, по программе подготовки невоенизированных формирований ГО и знать основы деятельности службы охраны;
- уметь организовать работу ОУ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- иметь навыки организации спасательных и восстановительных работ;
- уметь вести работу по патриотическому воспитанию учащихся, подготовке граждан к военной службе (в том числе медицинское освидетельствование и постановка на первоначальный воинский учет);
- уметь организовать работу по созданию и совершенствованию материально-технической базы по обеспечению безопасности;
- уметь организовать работу по обеспечению безопасности труда, охране жизни и здоровья персонала и учащихся.
На основе анализа литературных источников по проблеме исследования, личного опыта, нами была определена система условий эффективной подготовки студентов профиля «Безопасность жизнедеятельности» к профессиональной деятельности в должности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности, среди которых мы выделяем организационные, психологические, педагогические и методические.
Известно, что учебная, квазипрофессиональная деятельность не адекватна профессиональной. В этом отражено основное противоречие между тем, что и как делает студент в вузе, и тем, что он реально будет делать на рабочем месте. Разрешить это противоречие позволил творческий поиск такой организации учебного процесса, условия которого моделировали бы содержание профессиональней деятельности заместителя образовательного учреждения по безопасности [2].
Таким образом, в основу организационных условий положена организация профессионально-ориентированного изучения дисциплин предметной подготовки студентов, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся безопасности образовательного учреждения. Организация спецкурсов, подробно раскрывающих специфику деятельности заместителя образовательного учреждения по безопасности, спецкурсов направленных на формирование профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
Во вторую группу вошли психологические условия, способствующие: формированию у студентов активной жизненной позиции; личностному профессиональному росту; мотивационно-ценностному отношению к профессионально-педагогической деятельности; активизации и формированию профессионально значимых личностных качеств студентов.
Для решения поставленных задач необходима организация психологически комфортной атмосферы в студенческих группах, которая обеспечивает: создание мо-
IV 3 ^
КОНТ TF.TTT
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14736. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14736.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14736 УДК 378.147
тивации успеха; атмосферы сопереживания и сотрудничества; совместной творческой деятельности; создание положительной эмоциональной обстановки на занятиях.
Третий группой условий выступают методические условия. Они представлены системой дидактических средств, в которых мы выделяем: содержательные процессуальные и коммуникативные. Под содержательными дидактическими средствами мы понимаем:
- отбор психолого-педагогических знаний, позволяющих лучше узнать специфические особенности современного студенчества;
- отбор знаний, способствующих формированию гармонично развитой личности согласно положениям гуманистической педагогики и психологии;
- отбор знаний, позволяющих осуществлять педагогический мониторинг в условиях вуза, различные виды контроля.
К процессуальным дидактическим средствам мы относим:
1. Проблематизацию и профессионализацию образования путём включения в образовательный процесс системы личностно-ориентированных творческих заданий, содержащих примеры ситуаций, встречающихся в профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности;
2. Использование разнообразных организационных форм обучения:
- коллективных (лекции, семинары, практические занятия), обеспечивающих равные стартовые возможности студентов в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях вуза;
- индивидуальных, связанных с самостоятельным выполнением студентами заданий различной степени сложности в зависимости от исходного уровня подготовленности, а также развития личностных качеств;
- индивидуализированных, направленных на персонификацию учебной деятельности, учитывающих возможности каждого студента, степень его готовности к профессиональной деятельности;
- организацию самообучения студентов, связанного со стимулированием потребности в непрерывном личностном совершенствовании и профессиональном росте за счет задач, выдвигаемых самими студентами.
3. Выбор и реализацию методов обучения.
На наш взгляд, эффективность профессиональной подготовки заместителя образовательного учреждения по организации безопасности предопределяется использованием активных методов обучения, направленных на развитие творческого мышления и особенности квалифицированно решать профессиональные задачи. К ним мы отнесли: анализ потенциально опасных ситуаций, метод проектов, диверсионный анализ объекта, организацию ролевых игр, лекций-бесед, методы «круглого стола» групповой и парной работы слушателей, организацию самостоятельной работы и др.
Большое значение необходимо отводить организации контроля. В нашем понимании контрольно-оценочная деятельность должна быть ориентирована на формирование сознательного отношения к обучению, а также способствовать достижению успеха. С целью активизации познавательной деятельности студентов считаем целесообразным введение специально разработанной системы мониторинга (отслеживания).
Коммуникативные дидактические средства представлены тремя основными компонентами:
- субъект-субъектное взаимодействие, основанное на диалогическом взаимодействии по схеме «преподаватель - студент», «студент - студент», способствующем выработке у студентов рефлексирующего типа общения в его когнитивном,
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -
научно-методический экранный журнал AoRnTc1e4p^3r6/20i4/i47384 hJ - Г-с. рГЭл ^Фс"?
ART 14736 УДК 378.147 49965. - issn 2304-120Х.
процессуальном и личностном значении, что в конечном счете способствует самоутверждению студентов в различных формах сотрудничества;
- субъект-объектное взаимодействие, предполагающее работу студентов с различного рода источниками информации, средствами обучения, образцами продуктов деятельности, способствующее формированию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию как непосредственно в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности;
- полисубъектное взаимодействие, представляющее собой сложную систему коммуникативных связей, по ходу реализации которой осуществляется индивидуальная и групповая мотивация, достигаются цели самовыражения и общие цели, формируются активная позиция и убеждённость, активизируются процессы становления личности, воспитываются толерантность и уважение к мнению каждого участника взаимодействия.
Ключевыми параметрами любой из названных форм коммуникации выступают:
- целевой (разделение и принятие общих целей деятельности);
- эмоциональный (общность интересов, взаимопринятие личности, благоприятный психологический климат, ценностный (сближение жизненных и смысловых ориентиров);
- организационный (общие цели, задачи, мотивы, взаимоожидания).
В совокупности методические условия должны обеспечивать:
- выбор форм, методов и средств обучения, обеспечивающих формирование субъектной позиции студентов;
- реализацию личностно-деятельностного подхода в обучении;
- направленность учебно-воспитательного процесса на раскрытие и дальнейшее развитие, совершенствование способностей и личностных качеств студентов.
Четвертая группа образована педагогическими условиями. В нашем понимании они выражаются в практической реализации современных принципов организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Применительно к профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности основными принципами являются:
- соотнесение содержания профессионального обучения с основными особенностями профессиональной деятельности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности;
- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе, создание условий для организации самостоятельной работы студентов;
- рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах профессиональной подготовки;
- соотнесение результатов подготовки студентов с требованиями, обусловленными социальным заказом к качеству подготовки руководителя образовательного учреждения по организации безопасности;
- формирование у студентов знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления трудностей будущей профессиональной деятельности, способствующих формированию профессиональной готовности.
Таким образом, мы рассмотрели основные условия, которые на наш взгляд будут способствовать эффективной подготовки студентов к деятельности в должности заместителя образовательного учреждения по организации безопасности.
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14736 УДК 378.147
Ссылки на источники
Янковец И. А., Величкин М. И., Зеновьев А. Г. Формирование готовности будущих учителей безопасности к обеспечению безопасности в образовательном учреждении // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 18. -ART 14736. - 0,4 п. л. - URL: http://e-
koncept.ru/2014/14736.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
1. Филанковский В. В., Янковец И. А. Формирование профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: монография. - Ставрополь: Сервис школа, 2008. - 152 с.
2. Филанковский В. В., Прасолова О. В., Янковец И. А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учеб. пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. - 133 с.
Irina Yankovets,
Ph. D., Associate professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEIHPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol iyankovets@mail.ru Maxim Vyalichkin,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol 9
zhiznbezop@yandex.ru Alex Zenoviy,
student FSAEI HPE "North-Caucasus Federal University", Stavropol zhiznbezop@yandex.ru
Formation of readiness of future teachers of security to ensure the safety of the educational institution Abstract. This paper discusses the problems associated with the preparation of future teachers of life safety to the security organization in an educational institution.
Key words: training, professional activity, safety educational institution.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
6