Соснина Т.Н.
д.филос.н., профессор Самарского государственного национального исследовательского университета
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ключевые слова: доминантная инновация; изобретательство; рационализаторство; патентная активность.
Инновации признаны мировым сообществом основным фактором развития глобальной информационно-сетевой экономики. В условиях ужесточения международного соперничества возник качественно новый вид конкуренции - гиперконкуренция, цель которой состоит в радикальном изменении методов управления глобальным рынком посредством использования опережающих доминантных инноваций.
При определении конкурентоспособности экономики страны сегодня принимаются в расчет такие параметры как состояние и динамика изобретательской активности; сравнительный анализ ее по техническим направлениям; тематическим и географическим признакам в структуре патентования.
Прогнозирование научной и изобретательской деятельности, использование ее результатов становится исходным элементом стратегического планирования и программирования современных государственных систем, становления шестого технологического уклада, адекватного ноосферной постиндустриальной мировой цивилизации ХХ1-ХХ11 вв.
Россия поставлена перед необходимостью ускорения темпов перехода на инновационный путь развития в обстановке роста масштабов внешних и внутренних вызовов. Правительством Российской Федерации 8 декабря 2011 г была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», где определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики с учетом долгосрочных ориентиров развития субъектов инновационной деятельности: «Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закрепления геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития».
Для инноваций нужны свежие идеи - результат нестандартного мышления конкретных личностей, усилий творческих коллективов. Мощь любого государства, в конечном счете, определяется активностью человеческого капитала. По данным Всемирного банка, экономический рост на 16% обеспечивается развитием физического капитала, на 20% - природного капитала и на 64% человеческого капитала1.
Подобного рода «раскладка» прозрачна: курс на инновационное развитие предполагает максимальное участие в нем той части творческой элиты, которая ориентирована на изобретательскую, рационализаторскую и патентную деятельность.
Историческая справка. Первый законодательный акт, имеющий отношение к организации изобретений, появился в России 17 июня 1812 года. К 1913 году в России насчитывалось около пяти тысяч изобретателей и рационализаторов.
После революции 1917 года законы, имеющие отношение к регламентации труда изобретателей и их авторских прав, были отменены. Однако вскоре эта система была восстановлена с поправкой, что все изобретения являются собственностью государства. В 1919 г. В.И. Лениным было подписано положение «Об изобретениях». С 1922 года Советское государство придало изобретательской деятельности особый статус и стало поддерживать инициативу новаторов и рационализаторов. После второй мировой войны в СССР наблюдалось оживление научной деятельности. Этому способствовала активно проводившаяся государством стратегия инновационного прорыва, освоения четвертого технологического уклада, достижений научно-технической революции.
С середины 60-х до середины 80-х гг. ХХ в. наша страна вышла в мировые лидеры по количеству создаваемых и регистрируемых на государственном уровне изобретений. Количество изобретений достигло 100 тыс. (2% принадлежало иностранным заявителям, 98% - отечественным авторам). Таким образом, СССР опирался на интеллект своих граждан, что во многом обеспечивало экономическую устойчивость страны и ее национальную безопасность.
Перестройка изменила ситуацию: в 1998 году количество изобретателей снизилось до 19000, в том числе 3186 принадлежало иностранным гражданам. Ухудшались и качественные показатели. В ключевых рубриках международной классификации изобретений Россия оказалась не на высоте, а накопленный огромный научно-технический потенциал, включая изобретательский опыт, оказался невостребованным.
Как складывалась ситуация в России и странах Запада с точки зрения результативности изобретательских видов деятельности?
1 Фасхиев Х.А. Модель управления инновационной деятельности предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. -№ 4. - С. 26.
В середине 70-х годов доля нашей страны в общем объеме мировых заявок на изобретения составляла 25,8% (для сравнения - США - 14,6%, Японии - 30,6%), а в общем объеме выданных на имя национальных заявителей охранных документов - 22,8% (США - 15,1%, Японии - 19,3%).
К началу 90-х годов - соответственно 16,2% (США - 12,8%, Японии - 46,8%) и 33,4% (США - 19%, Японии -22,2%); к концу 90-х годов картина стала иной: 2,6% (США - 15,2%, Японии - 44,6%) и 2,9% (США - 23,4%, Японии -24,1%)\ По количеству выдаваемых патентов наша страна сегодня находится во втором десятке государств мира, а по количеству заявок - в третьем. Иначе говоря, в сравнении с США, Японией, Китаем, Южной Кореей Россия отстает весьма внушительно.
Динамика изобретательской активности в Российской Федерации за период с 2006 по 2012 годы с учетом специфики ее региональной градации иллюстрируется следующей таблицей.
Таблица 1
Количество заявок, поданных российскими заявителями на выдачу патента на изобретение по федеральным округам Российской Федерации в 2006-2012 гг.
Федеральный округ 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Центральный 13 983 13 473 13 377 12 602 14 628 12 596 14 352
Приволжский 4403 4436 4279 3941 4138 4457 4614
Северо-Западный 2423 2442 2420 2095 2259 2549 2289
Сибирский 2528 2591 2647 2418 2414 2403 2479
Южный 2552 2555 2904 2899 1661 1484 1585
Северо-Кавказский 1900 1176 1539
Уральский 1425 1476 1537 1145 1157 1271 1256
Дальневосточный 542 518 539 488 561 555 584
Не определен 28 14 9 10 4 4 3
Всего 27 884 27 505 27 712 25 598 28 722 26 495 28 701
Из табл. 1 видно, что первое место при подаче заявок среди восьми федеральных округов с большим отрывом
занимает Центральный федеральный округ, второе и третье место - Приволжский и Северо-Западный округа. Увели-
2
чение числа заявок незначительно .
Закономерна постановка и другого вопроса: «В какой мере может быть востребован опыт изобретательской и рационализаторской деятельности СССР и западных стран сегодня?»
В Советском Союзе изобретательство рассматривалось государственной властью как важнейший фактор технического прогресса. Развитием изобретательства занимались государственный Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР; Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы; Центральный научно-исследовательский институт патентной информации и технико-экономических исследований; Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР). В советском государстве были учреждены знак «Изобретатель СССР», звание «Заслуженный изобретатель СССР». Помощь изобретателю на всех стадиях создания изобретения осуществлялась бесплатно.
Высокие темпы развития производства создавали объективную основу инициирования изобретательской и рационализаторской деятельности. Технические вузы и НИИ имели патентные отделы. Диссертации по техническим отраслям знаний в специальном разделе фиксировали сведения о патентах по тематике заявленной работы. Для всех граждан был открыт доступ к патентным отчетам и обзорам зарубежных разработок. Во многом благодаря этому Советскому Союзу удавалось удерживать мировой паритет в научно-технической сфере и, как следствие, сохранять технико-технологическую независимость на мировой арене.
В нашей стране сложились особые отношения государства и заявителей изобретений. Патентование в собственном смысле слова как таковое отсутствовало. Патенты выдавались только зарубежным заявителям и отечественным изобретениям в случае продажи лицензий на их использование. Вместо патента в СССР выдавались авторские свидетельства. Изобретатель обладал правом получения поощрительной премии, он мог претендовать на долю экономического эффекта от внедрений новшества. АН СССР отбирала по итогам года лучшие изобретения, рационализаторские предложения и награждала авторов премиями, отмечало званиями «Заслуженный изобретатель СССР», «Заслуженный рационализатор СССР». 21 января 1979 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был утвержден статус «Всесоюзного дня изобретателей и рационализаторов».
Существенными льготами, предусмотренными для изобретателей и рационализаторов СССР, стало право их внеконкурсного приема в вузы, право на представление работ к защите на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Поскольку изобретение и рационализаторские предложения в Советском Союзе не являлись товаром, объектом продажи они выступать не могли. В условиях рыночной экономики сложилась иная система взаимоотношений изобретателей, работодателей и патентных структур. Главный ее признак - оценка изобретений, рационализаторских предложений в контексте возможностей получения прибыли. Социальные и экологические аспекты при этом отодвигались на вторые и третьи позиции.
1 Состояние изобретательства в России. - М1р://%'%'%г.гЫ8.8и/аг1Ме.рЬр?а111с1е
2 http//www.rupto.ru/rupto/nfi1e/5d62670-10fu-IIe1-oiug 9с8е992ИЪ2с/апаН8.1770ю.р(1£
В конце ХХ века, когда в России обрушились базовые элементы Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, сокращался или ликвидировался штат патентных структур, свертывалась деятельность массового технического творчества, в том числе детские и подростковые кружки и школы, сложилась своеобразная ситуация (США, Япония, Китай и другие страны «взяли на вооружение» опыт Советского Союза по организации изобретательской и рационализаторской деятельности).
В США был налажен выпуск методических материалов, где разъяснялись организационные формы технического творчества. Для новаторов предусматривался ряд льгот, направленных на стимулирование их работы.
Одновременно с этим, государство создавало новые законодательные акты, регулирующие изобретательскую и рационализаторскую деятельность. В США на уровне специальных слушаний в Конгрессе ставились на обсуждение вопросы по данной тематике и вносились соответствующие поправки в свод федеральных законов. Существенное внимание обращалось на такую «болевую точку» как обеспечение правовой охраны авторских прав национальных заявителей. Разрабатывались также учебные комплексы в учебных заведениях, совершенствовались методы стимулирования изобретательской и рационализаторской деятельности, создавались инвестиционные специализированные фонды.
В западных странах было налажено оперативное издание научно-популярной литературы для людей, способных мыслить нестандартно. В этом плане можно говорить также о прямом заимствовании опыта Советского Союза, где была хорошо налажена просветительская работа общества «Знание»; издавалась литература, рассчитанная на формирование творческого начала молодежной аудитории1.
В СССР выпускались большим тиражом журналы («Наука и жизнь», «Знание-сила», «Юный техник», «Природа», «Химия и жизнь», «Изобретатель и рационализатор» и др.), переводились с иностранных языков издательствами «Прогресс», «Мир» лучшие книги зарубежных авторов2. Советские ученые всесторонне исследовали феномен творчества и публиковали свои выводы в научных и популярных изданиях3.
Переход России на инновационный путь развития предполагает, наряду с принятием мер по совершенствованию науки и сферы образования, пересмотр сложившейся негативной ситуации с организацией изобретательской и рационализаторской деятельности.
Попытаемся сформулировать авторскую точку зрения относительно объективных и субъективных причин, препятствующих активизации научно-технической деятельности в России.
Объективные причины можно представить в виде трех укрупненных блоков.
1. Слабость экономической системы страны, обусловленная однобокостью ее функционирования (сырьевая направленность).
2. Несистемный характер законотворческой деятельности (предпринимаемые попытки решить комплекс вопросов, связанных с охраной интеллектуальной собственности, носят фрагментарный характер и существенных результатов не дают); слабое внимание к проблемам морального и материального поощрения изобретательской и рационализаторской деятельности; кризис науки и образования, обусловленный перманентным их реформированием.
3. Неэффективное использование имеющегося в стране интеллектуального капитала, осложненное появлением нового международного феномена - феномена «патентных войн».
Субъективные причины выражаются:
1. В слабой заинтересованности частных кампаний в поддержке инновационных усилий изобретателей и рационализаторов.
2. В нежелании в силу причин коммерческого плана государства и бизнеса в должной мере популяризировать формы научно-технической творческой деятельности в СМИ, образовательной и просветительской сферах.
3. В неразвитости российского гражданского общества, в отсутствии структур, способных мобилизовать ее творческую часть, прежде всего, молодежь, на участие в изобретательской и рационализаторской деятельности.
«Переход к инновационной экономике Российской Федерации требует обеспечения надёжной охраны интеллектуальной собственности. Это становится актуальным в свете решения такой масштабной государственной задачи, как наращивание экспорта высокотехнологичных российских товаров темпами 15-20% ежегодно, чтобы к 2020 году его стоимостной объём составил 60-100 млрд. долларов, как это предполагается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Расширение экспорта высокотехнологичных товаров возможно только при условии создания конкурентоспособного продукта с инновационной составляющей, интеллектуальные права на который надёжно защищены, что является основой его успешной коммерциализации.
Необходимо принять комплекс мер, способствующих экспорту наукоёмкой продукции, в том числе разработать необходимые правовые инструменты защиты правообладателей, экономические стимулы для производителей, реализующих собственные научные разработки, и экспортёров российской инновационной продукции.
Стимулирование изобретательской активности должно рассматриваться как эффективный механизм инновационного развития нашей страны.
1 Середа Н. Рабочий изобретатель. - Рига, 1961; Альтшуллер Г.А. Как научиться изобретать? - Тамбов, 1961; его же: Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1964; Григорьев Г., Мархасев А. Как стать умным? - М.: Детская литература, 1973; Иванов С. Формула изобретения. - М., Детская литература, 1976 и др.).
Пойа Д. Как решать задачи. - М., 1961; Боне Э. Рождение новой идеи о нешаблонном мышлении. - М., 1976; Диксон Дж.Р. Проектирование системы: изобретательство, анализ и принятие решений. - М., 1979 и др.
3
Пушкин В.И. Эвристика - наука о творчестве. - М., 1967; Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., 1976; Кедров Б. О творчестве в науке и технике. - М., 1986 и др.