УДК 656.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННЫХ ГРАФОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Н.Г. Гавриленко
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к построению моделей диагностики и прогнозирования результатов деятельности системы автомобильного транспорта с использованием ориентированных графов
Ключевые слова: ориентированный граф, автомобильный транспорт, диагностика, модель прогнозирования результатов
Стратегическая цель развития транспортной системы согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года заключается в удовлетворении потребностей инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами. В целом достижение стратегической цели призвано улучшить показатели экологичности, безопасности, качества и стоимости транспортных услуг [1].
Первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния играет автомобильный транспорт. На автомобильный транспорт приходится от 81% до 68% (был рассмотрен период 1991-2010 гг.) выполненного объема перевозок грузов, при этом в общем показателе грузооборота автомобильный транспорт занимает лишь 4-5%, доля автомобильного транспорта за этот же период от общего объема пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет от 50 до 70%, в структуре пассажирооборота автомобильный транспорт занимает 29-36 % [2, с. 398-410]. Следовательно, можно резюмировать, что количество контактов с автомобильным транспортом для большинства частных лиц и предприятий значительно выше нежели с другими видами транспорта, что и определяет особую значимость развития указанного сектора для реализации транспортной стратегии.
Автомобильный транспорт, являясь частью транспортного комплекса, в свою очередь, состоит из экономических объектов: предприятий, комплексов и т.д., откуда результат деятельности всей системы автомобильного транспорта можно рассматривать как конечный, итоговый результат, собирающий в себя промежуточный результаты, полученные экономическими объектами. Автомобильный транспорт - это целостная модель, состоящая из элементов, оказывающих влияние друг на друга.
Если представить каждый элемент модели ввиде точки, а воздействие одного элемента на другой ввиде направленной прямой, то мы получаем ориентированный граф. Теория графов является одним из простейших и наиболее наглядных разделов современной математики с широкой областью применения. Имея в своей основе простейшие идеи и элементы: точки, соединенные линиями, теория графов строит из них богатое многообразие форм, наделяет эти формы различными свойствами и в результате становится полезным инструментом при исследовании самых разнообразных систем. Решение многих экономических задач упрощается, если удается использовать графы. Представление данных в виде графа придает им наглядность. Многие доказательства с их помощью также упрощаются и приобретают убедительность. Использование ориентированного графа позволит целевые показатели стратегии отобразить в причинно-следственной и математической взаимосвязи с факторами первого и последующих порядков факторного пространства системы автомобильного транспорта.
Основой для формирования системы управления автомобильным транспортом являются этапы диагностики и прогнозирования. Выполнение обозначенных видов работ значительно упрощается с использование ориентированных графов.
Рассмотрим построение модели диагностики для автотранспортного предприятия и в целом для автотранспортной системы с учетом задач, обозначенных Транспортной стратегией РФ до 2030 года.
Понятие "диагностика" было позаимствовано из медицины. Диагностика (греч. Diagnósticos -способный распознавать) раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых психологических состояний. В узком смысле диагностикой называют сам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их
обобщение в виде установленного диагноза [3, с.245-252.].
Методологические основы диагностики формируются на принципах общей теории познания (гносеологии). Являясь одной из форм познания объективной реальности, диагностика использует методы исследования общие для всех наук. Научный метод базируется на использовании исторически сложившихся знаний, на наблюдении и опыте, сравнении, классифицировании явлений, раскрытии связей между ними, образовании и проверке гипотез и находит свое обоснование в диалектическом материализме как общей методологии наук.
Если провести аналогию экономического объекта с живым биологическим организмом, что вполне допустимо, с точки зрения, здравого смысла (и то и другое - очень сложная система), то для определения качества функционирования анализируемого объекта, определения нарушений и дисфункций следует использовать термин «диагностика».
Проведя анализ трактовок термина «диагностика», данных Р.И. Шниппером, О. Г. Дмитриевой, А.И. Муравьевым, А.С. Вартановым, Б. Колас, Е.М. Трененковым, С.А.Дведенидовой [4,5,6,7,8,9,10], можно выделить следующие её основные отличительные черты:
Во-первых, диагностика выявляет отклонения от нормы, обнаруживает патологию и ставит диагноз.
Во-вторых, диагностика ориентирована на разработку мер по устранению отклонений.
В-третьих, диагностика носит комплексный характер.
Первоначально определим показатели оценки автотранспортного предприятия. Опрос специалистов и управленцев транспортных предприятий показал, что основные показатели, обеспечивающие устойчивость предприятия, в большинстве своем имеют нефинансовый характер. Респонденты называли следующие: выручка, квалификация персонала, качество оказанных услуг, цены, прибыль, заработная плата работников, основные средства, культура общения с клиентами, уровень знаний и умений руководства.
Среди наиболее важных показателей для комплексной оценки экономического состояния автотранспортного предприятия финансовые показатели составили около 30 % от общего количества, остальные показатели можно было отнести к категориям: персонал, клиенты и уровень организации производственных процессов.
Этот факт наряду с первостепенной важностью стратегических целей для менеджеров организации объясняет популярность относительно новой у нас и уже достаточно разработанной и активно внедряемой на Западе концепции сбалансированной системы показателей - Balance Scorecard [BSC] (авторы концепции Р. Каплан и Д. Нортон, 1990). Идея BSC состоит в попытке оценить предприятие не только с финансовой стороны, а дать ему «всеобъемлющую характеристику» с четырех главных сущностных сторон ее деятельности: финансы, маркетинг, бизнес-процессы, персонал [11].
Кроме системы сбалансированных показателей на сегодняшний день в России приобрела широкую известность система менеджмента качества. Система менеджмента качества - это та часть общей системы управления на предприятии, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества продукции или услуг. Благодаря этой системе в определении качества появилось слово "степень". Все предыдущие определения предполагали, что "совокупность характеристик" или удовлетворяет, или не удовлетворяет потребителя и другие заинтересованные стороны. Многие специалисты считали и считают, что если параметры продукции удовлетворяют тому, что записано в договоре, качество есть. В противном случае качества нет. Степень удовлетворения потребностей - новый показатель для большинства предприятий, тем не менее, использование его играет важную роль.
Учитывая, что все финансовые результаты возникают как результат действий людей в процессе выполнения ими работы, особую значимость приобретает показатель квалификации персонала, но высокий уровень квалификации не гарантирует высокие производственные показатели в отсутствии эффективной системы мотивации. Эффективность функционирования системы мотивации требует периодической оценки, для чего предлагается рассчитывать показатель мотивированности работников. Данный показатель оценивает, главным образом, насколько существующая система мотивации ориентирует работников на достижение необходимых производственных результатов, а также определяет наличие понимания у работников существующей системы материального и морального стимулирования и оценивает удовлетворенность работников уровнем оплаты. Вышеизложенное позволило нам сформировать основу для построения ориентированного графа - признаковое пространство (Рис. 1).
I
Финансы:
Размер выручки (В); Уровень расходов (Р), руб.
I
Маркетинг: Количество потребителей (К), чел. Степень удовлетворения потребностей (Ст уд), балл
I
Бизнес -процессы:
Уровень качества услуг (Ук); Уровень управления ценами (Уц); Уровень обслуживания потребителей (Уо); Уровень управления затратами, балл
Персонал:
Уровень квалификации работников (Укв); Уровень мотивированности работников (Ум), балл
Рис. 1. Перечень показателей (признаковое пространство) для построения модели диагностики экономического состояния транспортного предприятия
Трансформировав вышеуказанное признаковое пространство в модель ориентированного графа, но без указания степени воздействия одного фактора на другой был получен Рис. 2.
Рис. 2. Ориентированный граф признакового пространства транспортного предприятия
Построение таблицы смежности орграфа позволит усовершенствовать представленный ориентированный граф (Табл. 1).
Полученная на основе ориентированного графа модель диагностики экономического состояния автотранспортного предприятия, предоставит возможность моделировать (прогнозировать) возможные состояния предприятия при изменении того или иного показателя (Рис. 3).
Моделирование ведется шагами, которые иногда называют импульсами. Сущность этого процесса состоит в том, что одной из вершин задается определенное изменение. Эта вершина актуализирует всю систему показателей, поэтому ее называют активизирующей. Таких вершин может быть несколько.
Таблица 1
Таблица смежности орграфа, моделирующего экономическое состояние транспортного
_предприятия_
Показатель
Показатель j
1 П В Р К Ст уд Ук Уц Уо Ур Укв Ум
П - Прямая Обратная 0 0 0 0 0 0 0 0
В Прямая - 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Р Обратная 0 - 0 0 0 0 0 0 0 0
К 0 0 - 0 0 0 0 0 0 0
Ст уд 0 0 0 - 0 0 0 0 0 0
Ук 0 0 0 0 - 0 0 0 0 0
Уц 0 0 0 0 - 0 0 0 0
Уо 0 0 0 0 0 0 - 0 0 0
Ур 0 0 0 0 0 0 0 - 0 0
Укв 0 0 0 0 0 +ц - 0
Ум 0 0 0 0 0 +ц 0 -
0 - показатель i не воздействует на показатель j; L1J - коэффициент, характеризующий степень влияния показателя вершины 1 на показатель вершины j.
Рис. 3. Модель диагностики экономического состояния транспортного предприятия
Исследователь должен указать активизирующие вершины, шаг изменений в них, а также начальные значения показателей во всех вершинах. Значения в вершинах будут меняться с каждым шагом имитации, итог этого изменения определяется выражением
] = (pj)t -1+ I уеу »11]»{(pi)t - (pi)t -1},
Финансы
13
Расходы на заработнук плат}
зг"
Расходы ш выплату налоге!
--"ПС ........................................ / ш
Расходы Не приобретение основных средств ОС Расходы на материальные затрать: м-
= (Г
Объем потребности е услугах Г
Маркетинг
и
Уровеш эффективное^ тарифно} политики Ут Уровень НТП Унтп Уровеш эффективности програмй развития Упр Уровеш эффективности налоговой ПОЛИТИКЕ Унп
Ут ни] п > НП = (Ут нтп пр НП I 1 1 Л Ун Процессъ
и Человеческий фактор
Уровень квалификации работников государственногс аппарата Ум Уровень мотивированное^ работников государственногс аппарата Ум
Рис. 4. Модель диагностики экономического состояния системы автомобильного транспорта
где (р]); и (р])>1 - величины показателей в вершине 1 при шагах имитации соответственно t и
0-1); еу и 11] - коэффициенты, характеризующие знак и степень влияния показателя вершины 1 на показатель вершины ].
Построение модели диагностики экономического состояния автотранспортной системы может быть выполнено после проведения следующих аналитических рассуждений.
В качестве основного показателя предлагается использовать сальдированный финансовый результат. Указанный показатель формируется за счет других двух показателей: выручки и расходов. Формирование выручки происходит в зависимости от потребностей и возможностей потенциальных потребителей. Потребность в услугах, оказываемых системой автомобильного транспорта, возникает когда объект необходимо переместить из точки А в точку В. Указанным объектом может являться как человек, так и неодушевленные предметы - груз. Следующим этапом идет оценка сложности получения указанной услуги. На данном этапе лицо, у которого возникла потребность в автотранспортной услуге, рассматривает в первую очередь наличие финансовых ресурсов, откуда достаточно весомым фактором является тарифная политика на автотранспортные услуги.
Следующим этапом рассмотрим пути снижения тарифов, которые определяются в большей мере расходами предприятия. К числу наиболее значимых относятся: заработная плата, налоги, стоимость основных средств, топливо, а также расходы на поддержание и восстановление подвижного состава.
Если заработная плата определяется показателями, сложившимися на рынке труда, то налоги - это показатель, установленный государственными структурами, откуда налоговая политика, проводимая по отношению к автотранспортным предприятиям, приобретает особую значимость в формируемой модели.
Учитывая, что Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года предполагает развитие системы автомобильного транспорта по инновационному сценарию, к ключевым процессам также следует отнести: научно-технический прогресс в сфере автотранспорта и программы развития автомобильного транспорта при имеющемся уровне развития техники и технологий. В основе правильной организации вышеуказанных процессов находится человеческий фактор, а именно уровень квалификации и мотивации лиц, занимающихся разработкой и внедрением вышеуказанных программ.
Построение модели производится также ввиде ориентированного графа (Рис. 4).
The theoretical and methodological approaches to the construction of models of diagnostics and forecast of the results of motor transport system activity with the use of directed graphs are considered in this article. The key words: directed graph, motor transport, diagnostics, results forecasting model
Список литература
1.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года- Электрон. дан., 2012. Режим доступа http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=13008, свободный. Загл. с экрана.
2.Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат. M, 2012.
3.Большая медицинская энциклопедия. Главн ред. Б.В.Петровский. Изд. 3-е [в 30-ти т.] М.: Советская энциклопедия, 1977. Т.7.
4.Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология.М.: Финансы и статистика,1997.
5.Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика.-СПб.:Изд-во СПбУЭФ,1992. С.8.
6.Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. - М.: 1997.
7.Муравьев А.И., Вартанов А.С., Нерсесян К.В. Степанян Г.П.Экономическая диагностика при хозрасчете и самофинансировании / Под ред. А.И.Муравьева. - Ереван: Айстан.
8.Муравьев А.И. Теория экономического анализа: проблемы и решения. - М.: Финансы и статистика, 1998.
9.Трененков Е.М., Дведенидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1. Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы.-М.:Наука,1999.
10.Шниппер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект / СО РАН, Ин-т экон. и орг. пром. пр-ва; Отв. ред. В.В.Кулешов. - Новосибирск: Наука, 1993.
11.Kaplan Robert, Norton David. BSC: measures that drives performance// Harvard Business Review. - Jan/ Feb. - 1992.
Об авторе
Гавриленко Н. Г. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» Сибирской государственной автомобильно-дорожная академии
Дом адрес. 644070, г Омск, ул. Иркутская, д.72, кв. 106, gng [email protected], тел. 8-913-9746232
Gavrilenko N. G.
The use of directed graphs to construct the system of motor transport management