Краткие сообщения
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
СИСТЕМА
СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ_
Проведенные исследования и применение системы сбалансированных показателей позволили получить имитационную модель диагностики экономического состояния предприятий по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, каждая анализируемая составляющая которой не только прогнозирует возможность возникновения кризиса, но и указывает на необходимость проведения конкретных антикризисных мероприятий.
На сегодняшний день главным средством перевозки грузов и пассажиров стал автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт выполняет основную работу по обеспечению хозяйственных связей внутри Омской области, на его долю приходится перемещение большей части грузов и пассажиров.
В Омской области, по данным статистических органов, количество автомобилей ежегодно возрастает: на 1 января 2003 года было 373 тысячи автомобилей, на 1 января 2004 года — 383 тысячи, на 1 января 2005 года — 394 тысячи автомобилей.
Массовая автомобилизация связана с загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемой утилизации автотранспортных средств, а также ущербом ог ДТП.
По данным специальных исследований МАДИ (ТУ), выполненных с выездом на место происшествия профессионально и технически подготовленных специалистов, от 8 до 10% ДТП происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автомототранспортных средств. Количество ДТП со смертельным исходом из-за неисправности автомобилей много больше, чем из-за ошибок водителей, пешеходов и пассажиров [1].
Всё это объясняется недостаточным развитием инфраструктуры, обеспечивающей использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного» цикла, а именно предприятий по техническому обслуживанию и ремонту [ТО и Р) автомобилей.
На территории города Омска расположено около 300 предприятий по ТО и Р, из них было рассмотрено
10 предприятий, при этом 9 из них имеют признаки кризисной ситуации. Рассчитан среднюю и продольную ошибки выборки, с вероятностью 9.5% можно утверждать, что доля предприятий по ТО и Р автомобилей, в состоянии кризиса, в целом по городу находится в пределах от 88 до 92%.
Констатация указанного факта позволяет сделать вывод о необходимости внедрении в систему управления указанных предприятий новых механизме)!!. К ним следует отнести систему сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard (BSC), авторы концепции Р. Каплан и Д. Нор тон, 1990).
Суть концепции заключается в том, ч то «сбалансированная система показателей является способом управления, измеряющего экономическую и операционную деятельность фирмы».
Система BSC призвана ответит:, на 4 основных вопроса:
1. Как фирму оценивают клиенты (перспектина клиента) ?
2. Какие процессы могут обеспечить фирме конкурентные преимущества (перспектива бизнес-процессов)?
3. Каким образом можно достичь дальнейшего улучшения состояния фирмы (перспектива роста и обучения)?
4. Как оценивают предприятие собственники (финансовая перспектива)?
Таким образом, идея BSC состоит в попытке оценить предприятие не только с финансовой, но дать «всеобъемлющую характеристику» с четырех главных сущностных сторон его деятельности. Это сис-
тема управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности с помощью финансовых и нефинансовых показателей. Важные особенности системы:
— она включает показатели, относящиеся ко всем стратегически важным аспектам деятельности предприятия;
— обеспечивается причинно-следственная связь между показателями при разработке системы для конкретного предприятия;
— устанавливается причинно-следственная связь показателей системы и задач предприятия;
— определяется связь определяющих факторов и результатируютцих показателей, а также связь всех показателей с финансовыми результатами деятельности.
Основной задачей для большинства предприятий по ТО и Р является сохранение платежеспособности, исходя из чего для предприятий по ТО и Рг. Омска были определены следующие основные показатели:
— финансовая перспектива: степень платежеспособности, размеры выручки и задолженности;
— перспектива клиента: количество клиентов, уровень удовлетворенности клиента;
— перспектива бизнес-процессов: уровни качества, обслуживания клиентов и цен;
— перспектива роста и обучения: уровни квалификации и мотивации работников.
С помощью имитационного моделирования возможно получить оценочные границы предложенных взаимосвязанных показателей. Методика получения границ оценочных показателей для предприятий малого бизнеса, к которым относятся предприятия по ТО и Р г. Омска должна быть наглядной, простой и доступной для широкого круга специалистов, не обладающих глубокими познаниями в области прикладной математики. Именно поэтому данная методика основана на применении ориентированных
графов - орграфов. В качестве вершин орграфа устанавливаются выбранные показатели, затем определяется степень влияния одного показателя на другой. Для чего необходимо указать активизирующие вершины, шаг изменений в них, а также начальные значения показателей во всех вершинах. Значения в вершинах будут меняться с каждым шагом имитации, итог этого изменения определяется выражением
(1)
где (р.^и (р.), , — величины показателей в вершине 1 при шагах имитации соответственно 1и(И);е||и 1И -коэффициенты, характеризующие знак и степень влияния показателя вершины 1 на показатель вершины ].
Спрогнозировав с помощью имитационной модели-орграфа показатель платежеспособности, возможно комплексно оценить причины возникновения кризисной ситуации на предприятии по ТО и Р автомобилей г. Омска, адресно отреагировать на выявленные проблемы и избежать состояния неплатежеспособности.
Библиографический список
1. Управление автосервисом/Под общ. ред. д.т.н., проф. Л,Б. Миротина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. - С, 45.
ГАВРИЛЕНКО Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика и управление предприятием».
Сообщение поступило в редакцию 22.08.06. © Гавриленко Н. Г.
УДК 947.084(571.17)
С. В. АНДРЮКОВА
Томский государственный архитектурно-строительный университет
ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО ОСВОЕНИЯ СЫРЬЕВОГО РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ КУЗБАССА)_
В статье рассматриваются проблемы формирования железнодорожной сети Кузбасса в контексте индустриального освоения.
о. |
> | Строительство Транссибирской магистрали со-
§ ! здало условия для усиленного хозяйственного осво-
д | ения Сибири, что в большей степени коснулось рай-
1 ; онов, прилегающих к железной дороге. Развитие юга
| Сибири сдерживалось отсутствием транспортных
§ ; коммуникаций. Основная масса грузов поступала на
§ ; Сибирскую железную дорогу водным путем и только
§ ; в летний навигационный период, зимой товарное
I движение ограничивалось гужевым способом. В свя-
[¡£1 зи с этим возникла потребность в более надежном
виде транспорта, действующем круглогодично и не зависящем от физико-географических условий. Железнодорожное строительство в Сибири, да и в стране в целом, длительное время находилось под воздействием доктрины о преимуществах транспортного освоения многочисленных речных артерий. При расчете экономической эффективности предполагаемого железнодорожного строительства все сводилось к сравнению его стоимости с так называемыми «дешевыми» в постройке и эксплуата-