Научная статья на тему 'Использование организации денежного оборота производства в финансовом механизме формирования денежных ресурсов'

Использование организации денежного оборота производства в финансовом механизме формирования денежных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование организации денежного оборота производства в финансовом механизме формирования денежных ресурсов»

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА ПРОИЗВОДСТВА

В ФИНАНСОВОМ МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РЕСУРСОВ

Т.А. БОЧАРОВА, кандидат экономических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета

им. К.Л. Хетагурова

Рыночное реформирование отечественной системы воспроизводства, сопровождаясь глубоким ее кризисом, представляет значительные трудности. Они вызваны не только тем, что проблема комплексной разработки качественно иного финансового механизма государственного воздействия на социально-экономическое развитие как Российской Федерации в целом, так и ее национально-государственных образований мало исследована. К этому дополняется еще и то, что по ряду вопросов, непосредственно примыкающих к данной проблеме и теснейшим образом с нею связанных, в экономической науке не сложилось еще твердо устоявшихся точек зрения. В этой связи особую значимость приобретают вопросы формирования всего спектра финансового потенциала соответствующей территории, выявление особенностей реально функционирующих в экономике денежных, потоков и направ-лёний их движения, активного использования организации денежного оборота производства в процессе формирования объемов денежных ресурсов в разных финансовых сферах.

Автор разделяет научную позицию, что важной особенностью финансового механизма является возможность соединения двух противоречивых компонент, позволяющих, с одной сто-

1 Исаев Б.Л. Балансы межотраслевых финансовых связей. М.: Наука, 1973; Иванов Ж., Рябушкин Б. Интеграция баланса народного хозяйства и системы национальных счетов. // Вестник статистики. № 9. 1989. С. 20 - 31; Штундюк В.Д. Матричная информационная технология на основе учета платежного оборота и взлет экономической науки. // Дайджест-Финансы. № 27. 2001. С. 2 - 10.

роны, максимально сблизить моменты возникновения хозяйственных явлений, получения соответствующих сведений, диагностику на их основе хода социально-экономического развития общества и принятия необходимых регулирующих мер1. С другой стороны, осуществить непрерывное прогнозирование динамики производства и финансового рынка, структурных сдвигов в их функционировании и нежелательных экономических последствий. Регулирование направленности воспроизводственных процессов на основе финансово-экономической организации денежного оборота производственной сферы автор рассматривает как необходимое явление, интегрирующее динамическое согласование производства, потребления и финансов в соответствии с циклическими рыночными изменениями и закономерностями денежного обращения.

Объективное необходимое разнообразие конкретных форм проявления денежного оборота предприятий, сложная внутренняя структура системы денежных отношений субъектов, важность своевременного решения стоящих перед ней задач, воздействие ее организации на многочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение между потенциальными и реальными денежными потоками хозяйства; необходимость координации процессов накопления и расходования денежных средств как по объему, так и по времени - именно эти объективные предпосылки систематически воспроизводят потребность в согласованном функционировании всех элементов системы исследуемых отношений и приводят к тому, что денежный оборот пред-

приятий является важнейшим объектом государственного управления. В ходе управления, под которым автор понимает целенаправленное воздействие финансовых субъектов в главе с государством (институциональных единиц) на качественные (формы организации денежных отношений) и количественные параметры денежных средств (движение денежных ресурсов) происходит реальное взаимодействие между отдельными элементами финансового регулирования, выбор и согласование конкретных способов их воздействия на денежные потоки производства, создаются условия формирования денежных ресурсов для обеспечения наиболее важных направлений развития общества. Среди основных факторов, вызывающих необходимость преобразования организационно-управленческого компонента отечественного финансового механизма, можно выделить:

• появление новых сфер денежных отношений предприятий и соответственно денежных потоков как объектов управления, имеющих качественно новый характер в развивающихся рыночных условиях хозяйствования;

• модификацию управленческих структур и функций, связанную с объективной потребностью в формировании опережающего управления денежными потоками и развитием новых финансовых технологий в организационной, плановой и оперативной деятельности;

• необходимость стабилизации функционирования и усиления воздействия денежных отношений на экономику и социальную сферу;

• рост уровня автономности территориальных систем управления денежными ресурсами.

Цель управления денежным оборотом предприятий мы усматриваем в осуществлении такого воздействия на совокупность денежных отношений, которое направлено на упорядочение и развитие определенной качественной специфики, процессов распределения и размещения денежных средств, на организацию и постоян-

2 Автор полагает, что указанный теоретический разрыв способствует появлению предложений о создании механизма связи между потребностями хозяйства в средствах платежа и эмиссией денег, механизма целевой направленности эмиссии на обслуживание текущего хозяйственного оборота, которые свидетельствуют об истолковании содержания финансово-денежного сектора экономики как базирующегося на тождественности понятий накопления капитала и накопления денег.

ное совершенствование процесса финансового регулирования, на создание условий по более эффективному использованию функциональных возможностей денежных отношений, а в конечном итоге - на скоординированное взаимодействие в масштабах всего общества финансового потенциала и денежного обращения. Процесс управления организацией денежного оборота производства затрагивает систему воздействия на весь экономический базис, а также общественные отношения, развивающиеся на этой основе. В этой связи неоправданным выглядит тот факт, что управленческие аспекты данной проблематики остаются в пределах количественной денежной теории и вне осознанного сопряжения с теорией финансов2.

Новое хозяйствование, в условиях повышения значимости и использования организации денежного оборота предприятий в финансовом механизме, требует качественных преобразований всего процесса управления фондами денежных средств общества. Основные направления кардинальной его перестройки должны базироваться прежде всего на исследовании системы противоречий и действии экономических законов. При их разработке необходимо учитывать реальные перемены, происходящие в России, в ее государственном устройстве. Кроме того, определение основных направлений совершенствования управленческих процедур невозможно без осознания сути социально-экономических тенденций развития зарубежных стран, без учета высокой динамики мирохозяйственных связей и изменений в условиях производственной деятельности, способах и формах их общественной организации. На основе описанного методологического подхода представляется реальным выявлять и использовать еще нереализованные возможности системы регулирования отношений, складывающихся в процессе денежного оборота предприятий, определять условия, порождающие ее узловые противоречия, устанавливать пути и формы их разрешения. Именно такой подход позволяет намечать новую расстановку приоритетов в использовании принципов управления, конкретизировать направления и методы совершенствования этого важного для экосоциума процесса.

При исследовании сущности отражаемых понятием «организация» денежного оборота предприятий, явлений общественной жизни сталкиваешься с изучаемой наукой управления большой системой - налицо все характерные для этого признаки. Организация денежного оборота реального сектора есть не что иное как сконцентрированное в определенной плоскости

множество отношений между субъектами воспроизводства с постоянно изменяющимися связями. Они представляют собой сложнейший комплекс взаимосвязанных элементов, который не имеет единства с внешней средой, так как далеко не схожи интересы участников воспроизводственного процесса, нет полной увязки между потребностями в товарах и услугах и возможностями их удовлетворения. Организация денежного оборота производственной сферы является элементом системы более высокого порядка, а именно - интегра-тивной системы, уравновешивающей отношения экономического базиса с институциональными отношениями. В то время как составляющие ее содержание элементы, будь то государственные доходы с предприятий или расходы на их нужды, доходы или расходы рынка ценных бумаг предприятий, доходы или расходы рынка кредитных ресурсов, а тем более отдельные сегменты и звенья денежных отношений предприятий выступают как системы более низкого порядка.

Учитывая важность практической реализации научных теорий для решения социально-экономических проблем, а также положение о том, что большая система способна обеспечивать выполнение возложенных на нее сложных функций лишь на базе особого единства своих элементов, к одному из перспективных направлений развития финансовой науки и теории денежного обращения, автор относит исследование денежных потоков в качестве объекта управленческого воздействия.

Выработка оптимальной системы управления денежными потоками предприятий, особенно в части конкретных форм их функционирования, - достаточно сложная задача, ибо в экономике действуют разнонаправленные факторы. Поэтому здесь только отметим, что при установлении форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ экономических затрат и выгод от различных перераспределяющих денежные средства предприятий систем, их соотношение с общественными потерями и поиск способов компенсации последних.

Необходимость устранения рассогласованности и противоречий в развитии системы организации денежного оборота реального сектора предполагает наличие специально предназначенных для этого организационных структур как координационных центров соответствующего уровня или, иначе, субъектов общего и оперативного управления денежными потоками.

Конкретная система органов управления денежными потоками обусловливается историческими, экономическими и политическими усло-

виями развития той или иной страны. При этом нельзя не заметить, что именно организационно-институциональный аспект функционирования денежных потоков предопределяет конкретное структурное построение самой системы денежных отношений реального сектора экономики. В зависимости от приоритетных установок избранной стратегии развития государство либо усиливает, либо ослабляет свое воздействие на денежный оборот предприятий, что напрямую сказывается на объектах деятельности, количестве институтов и составе персонала государственных финансовых структур. Из этого следует, что сфера распространения управленческих функций финансового аппарата на систему организации денежных потоков хозяйствующих субъектов и их содержательное наполнение определяются конкретным типом хозяйственного механизма, ролью государства в развитии общества, объемом и целями перераспределения денежных средств через государственные фонды денежных средств.

Определение величины расходов централизованных фондов государства, наиболее приемлемой с позиций формирования инвестиционно-денежных потоков предприятий, обоснование структурных пропорций бюджетных и внебюджетных фондов (а соответственно, распределение имеющихся средств между текущими и инвестиционными потребностями), дифференцированное сокращение или увеличение отдельных доходов и затрат в зависимости от складывающейся производственной динамики движения денежных ресурсов - все эти процедуры, относимые автором к разряду наиболее важных функций аппарата управления денежными потоками, могут осуществляться только на базе использования определенных критериев и данных мощной аналитической базы, адекватно отражающей ход денежного обращения в процессе воспроизводства.

С помощью определенной системы финансовых мер на базе учета тенденций экономических процессов блокируется и определяется в допустимых балансовых границах наиболее весомое на данный момент противоречие в денежном обращении и потенциально опасное для нормального развития общественного воспроизводства. По мере изменения хозяйственной ситуации, определяемой в результате глубокого анализа денежного оборота реального сектора экономики, в случае необходимости, может менять направление, усиливаться, приглушаться или отменяться вообще ранее предпринятая государством форма денежно-финансовой интервенции.

Подобное лавирование, трансформация финансового механизма в соответствии с качественно иной хозяйственной ситуацией посредством включения в действие адекватных финансовых стабилизаторов минимизирует ущерб от нарушения взаимодействия различных денежных явлений, возникающих в рамках автономных денежных оборотов, способствует развитию общественного воспроизводства с учетом его особенностей на каждом этапе развития страны.

В условиях переходного периода к рынку, коренной реструктуризации и демократизации хозяйственных структур роль такого финансового механизма значительно возрастает, ибо в денежном балансе производства в целом элиминируются действия случайных, спорадических обстоятельств, что обусловливает высокую степень непротиворечивости, аналитической ценности балансовых сведений, и, следовательно, обоснованности умозаключений о характере эволюции финансово-экономических результатов анализируемых хозяйственных звеньев и их воздействия на развитие общества.

С переходом к рыночным формам хозяйствования решающим условием поддержания стабильности денежного обращения национального хозяйства становится восстановление целостного структурированного механизма управления взаимодействием автономных денежных оборотов, которое достигается, по мнению автора, антициклическим комплексным государственным регулированием.

Учитывая, что для России, в силу объективных процессов последних десятилетий, структурные проблемы, среди которых денежно-организационные, приобрели особую остроту и болезненность, автор считает необходимым системное сопряжение экономических регуляторов с целью реализации циклообразующей роли денежного оборота предприятий в формировании финансовых ресурсов экономики и выделяет в этой связи следующие пути решения:

• управление условиями обращения ценных казначейских бумаг;

• регулирование состава и структуры держателей облигаций государственных займов;

• разработка типовых, наиболее тяжелых хозяйственных ситуаций и составление мероприятий, направленных на балансировку финансового потенциала территории и финансовой обеспеченности денежного оборота реального сектора экономики;

• оперативное изменение приоритетов, структуры, размеров и периодичности налогов;

• использование компенсаторных платежей при изменении условий финансовой организации денежного оборота производства;

• перманентное отслеживание влияния правительственной задолженности, ее критической массы на сопряженность различных форм денежных потоков, оперативный контроль за расходованием бюджетных средств;

• использование финансового и денежно-кредитного инструментария для предотвращения и преодоления структурных кризисов и нерационального территориального размещения производительных сил на основе информационного отслеживания денежных потоков предприятий территории;

• формирование единого, интегрированного пространства аналитической и прогностической платежной информации на основе агрегированного матричного баланса финансовой организации денежного оборота предприятий, финансовой и кассовой отчетности в рамках мониторинга анализа финансово-экономического состояния предприятий, унификация данного учета.

Отслеживание информационных импульсов по блокам баланса денежного оборота реального сектора экономики в их тесной координации и взаимозависимости позволяет выявлять несоответствия между объемом сбережений населения и их мобилизацией на формирование инве-стиционно-денежных оборотов, между объемом производства, выручкой от реализации продукции, затратами на производственное и личное потребление и объемами их финансирования, между масштабами накопления и объемом сбережений населения, между величинами кредитных ресурсов и доходов производственной сферы, а в целом, между спросом на денежные средства и их предложением. Государственная антициклическая реакция постоянно изменяется в зависимости от соотношений последних. Так, для поддержания стабильности и пропорциональности общественного воспроизводственного цикла Банк России, а вслед за ним Министерство экономразвития и Министерство финансов Российской Федерации эмитируют долгосрочные государственные обязательства, обеспечивая одновременно переориентацию всего механизма финансовой политики в соответствии с циклическими потребностями развития экономики, что предполагает экспансию долгосрочных кредитов, удешевление банковского процента по данному виду ссуд, рост инвестиционно-денежных обо-

ротов с длительным лагом обращения по наиболее эффективным государственным программам.

Для повышения эффективности функционирования предприятий государственного сектора считаем также целесообразным передать функции Комитета по управлению государственным имуществом тем ведомствам, которые непосредственно имеют дело с налаживанием производственного процесса в соответствующих сегментах реального сектора. Это позволит объединить в одних и тех же правительственных органах функции регулирования производства на государственных предприятиях, преобразования его денежно-ресурсной структуры и функции управления изменениями в конкретной отраслевой структуре капитала. Это обеспечит производственно-ориентированную направленность возможной дальнейшей приватизации, будет способствовать более эффективной организации инвестиционных проектов, что в конечном итоге усилит действенность преобразований по рыночно ориентированному реструктурированию экономики.

Включенный в экономический оборот государственный сектор нуждается в сбалансированности своего развития, его доля в объеме производственной продукции за 2000 - 2001 годы составляет 59%. С одной стороны, его функционирование должно быть увязано с состоянием экономики и социальной сферы (автор назвал бы его метабюджетным аспектом равновесия). С другой стороны, не менее важное значение имеют соблюдение пропорций в распределении ресурсов внутри самого государственного сектора и достижение сбалансированности государственных потоков денежных средств (мезобюджетный аспект равновесия). Поэтому на всех уровнях, и особенно в структурах, курирующих движение централизованных ресурсов, органы управления денежным потоками должны быть укомплектованы сотрудниками, способными своевременно анализировать, принимать и реализовывать решения, нацеленные на создание организационных условий для формирования денежного оборота производственной сферы.

Неконтролируемое повышение процентов по долгосрочным обязательствам может привести к опасным диспропорциям между выручкой от реализации продукции, превышением объемов финансирования потреблен™ и расходов непроизводственной сферы по сравнению с доходами производства, между величиной последних, расходами непроизводственной сферы, объемами организованных сбережений населения и собственно расходами финансово-кредитной системы. Данные явления агрегируются в неправо-

мерном росте цен и денежной массы в обращении, сужении масштабов предоставления ссуд и финансирования, что в конечном итоге обусловливает деформацию экономического цикла.

Перенасыщение денежного рынка ценными государственными бумагами, сопровождаемое превышением допустимых границ инфляции, вызывает ориентацию всего спектра финансово-кредитных рычагов - государственные инвестиции, кредиты, цены, налоги и др. - на блокирование дальнейшего раскручивания дезорганизующей воспроизводственной спирали, что предопределяет систематический контроль за кумулятивным состоянием и соответствующей организацией обменно-оценочных, фондовых, денежно-распределительных и финансовых потоков производственной сферы, а также агрегированных авансирования и расходования денежных средств.

В данной связи важным направлением регулирования социально-экономических процессов, основанном на оперативном наблюдении за ключевыми производственными и финансово-денежными параметрами воспроизводства и целевом воздействии на них через поддержание необходимых пропорций между объемами мобилизации сбережений населения и их перераспределением на развитие производства, институтов непроизводственной и кредитной сфер является регулирование по состоянию денежного оборота предприятий состава и структуры держателей облигаций государственных займов.

Задолженность территориальных отделений системы Центробанка, размещенная в промышленных структурах и властных государственных организациях, предопределяет размеры кредитования, из чего следует резкое сокращение реализации банковским учреждениям и другим подписчикам ценных бумаг на основе координированного маневрирования нарицательной стоимости облигаций, условий и сроков их погашения в ситуации опережения платежеспособного спроса над предложением товаров и услуг и прослеживается по блокам формирования доходов и расходов населения и их распределением между накоплением и величиной кредитных ресурсов. С этой целью целесообразно более жесткое воздействие со стороны Банка России на кредиторов посредством установления лимитов на приобретение банками государственных облигаций, стимулирование их покупки небанковскими подписчиками, а также повышения в общей сумме задолженности доли долгосрочных долговых обязательств. Подобная направленность в предоставлении ссуд государственным хозяй-

ствующим субъектам, местным органам самоуправления содействует реструктуризации денежных процессов в пределах балансовой компоновки. С появлением в ней информации о снижении уровня платежеспособности по сравнению с объемами производства, затратами на потребление, кредитными вложениями и доходами производственной сферы, а также кредитными вложениями в непроизводственную сферу и ее расходами необходимо предусматривать выброс облигаций на финансовый рынок наряду с другими структурно-синтезированными по балансу денежного оборота производства программами динамизации спроса в отраслях, выпускающих конечную широко потребляемую продукцию.

Циклическое оживление с помощью займов сверх объективно предопределенного размера приводит через некоторое время к излишнему отвлечению свободных денежных средств с финансового рынка, повышению банковского процента и в конечном итоге к снижению темпов развития производства, его стагнации. Тщательное отслеживание и диагностика финансовыми и кредитными институтами динамики денежных потоков в практике финансового регулирования, их нарастающей автономизации и стохастично-сти позволит предусмотреть последующий шлейф отрицательных явлений в экономике и количественно их определить.

К основным финансовым рычагам централизованного воздействия на сопряженность общественного воспроизводства и денежного обращения мы относим, безусловно, налоговую систему. С помощью своевременных изменений размеров, структуры, периодичности и приоритетов налогообложения можно осуществить гибкое управление использованием государственной доли национального дохода, заблаговременно предотвращать диспропорции между спросом и предложением, поддерживать необходимый денежный курс, одним словом, способствовать созданию макроэкономических условий восстановления финансово-денежной сбалансированности хозяйства. Переход к модели адаптивного управления воспроизводственными процессами в генезисе с их разветвленной информационной структурой, носителями которой выступают, по авторскому осмыслению, платежные и инвестиционные денежные обороты в комплексе с политикой раннего реагирования на возникающие несоответствия между объемами выручки от реализации и налогов, между величиной средств бюджета, доходами производства, непроизводительными расходами и сбережениями населения эффективность налогов как антициклического

регулятора формирования и расходования денежных ресурсов резко возрастает.

Налогообложение, в целях практической реализации действенности денежного оборота предприятий на социально-экономическое развитие общества, должно воспринять новые акценты в расходовании бюджетных средств, определяемые активной государственной промышленной стратегией, при которой значительное повышение доходов в бюджетном сальдо характеризует целесообразность осуществления такой финансовой траектории. В данной связи началу ее проведения должен предшествовать анализ денежно-ресурсного обеспечения (ликвидности) бюджета и его структуры в соответствии с параметрами денежного оборота производственной сферы. Признаки снижения ликвидности свидетельствуют о необходимости переориентации налоговой политики в интересах стимулирования спроса и оживления развития производства.

Государственное финансирование при дефицитности бюджета благоприятствует росту спроса высокими темпами, повышению эффективности бюджетных затрат, ускоренному восстановлению условий реализации общественного продукта. Ликвидация возникающего разрыва между платежеспособностью и объемом производства, создание условий для хозяйственного подъема обусловливают мобилизацию экономии по различным бюджетным статьям и привлечение средств государственных займов, изменение установок в расходовании денежных ресурсов. В целом, выбор приоритета интенсификации бюджетного финансирования по мере роста спроса и производства все более способствует росту потоков отчислений в государственные централизованные денежные фонды. Во многом управленческий аппарат оказался не готовым к новым реалиям, в частности к интерпретации проблем управления ликвидностью денежных потоков предприятий в структуре функционирования сферы государственного долга.

В условиях сужающейся налоговой базы с одновременным неконтролируемым расширением пирамиды государственного долга мероприятия, направленные на реструктуризацию государственного долга регионов, ограничиваются периодической инвентаризацией задолженности, что циклически воссоздает прогрессирующее снижение ликвидности денежного оборота реального сектора.

В целях финансово-денежной стабилизации страны на всей ее территории должен действовать единый порядок привлечения и использования заимствований, единые условия предос-

тавления гарантий и поручительств, должны жестко контролироваться совокупные объемы накопленных властными структурами долгов. В этих целях Правительство РФ предусматривает ввести для всех уровней государственной иерархии предельные нормативы заимствований, при превышении которых выпуск долговых обязательств должен автоматически приостанавливаться. При этом, в авторском видении, названные нормативы следует применять только к займам под финансирование дефицита бюджета. В противном случае данная мера может привести к приостановке выпуска государственных ценных бумаг, необходимых для формирования инвестиционных денежных потоков по бюджетным программам, к проблематичности использования заемных средств для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в бюджетах в результате несовпадения сроков расходования и сроков поступления средств в течение года.

Основой для соответствующих решений, несомненно является анализ структуры образовавшейся задолженности, а также оценка реальных возможностей выпуска и размещения конкретных займов. Первое из перечисленных требований подразумевает учет предельных нормативов заимствований и перспективную способность к обслуживанию и погашению долга, второе -емкость и реакцию рынка ценных бумаг.

В настоящее время в России осуществляется переориентация финансовой политики на снижение доходности государственных ценных бумаг, в связи с чем заметим, что при установлении ставки процента следует учитывать общемировые тенденции (не более 4-5% годовых плюс темп инфляции в годовом исчислении). С целью реализации стратегического направления на снижение доли государственных обязательств в ВНП, судя по мировому опыту, реальную ставку процента по государственным ценным бумагам следует постепенно довести до уровня, который будет ниже темпа роста реального ВНП, и одновременно обеспечить постоянное увеличение в ВНП первичного бюджетного излишка3.

3 На рассматриваемых условиях акцентируется внимание в ряде научных работ, в частности, см.: Позднякова Т.А. Финансовое регулирование социально-экономических процессов. Владикавказ. 1999. С. 248. Эти условия определяются имеющей место зависимостью в динамике соотношения ДОЛГ:ВНП:

где ДЯ. - изменение соотношения ДОЛГ/ВНП; X - исходное соотношение ДОЛГ/ВНП; Як - реальная ставка процента; Л У/У - темп роста реального ВНП; ст - доля первичного бюджетного излишка в ВНП.

Правомерность дефицита государственного бюджета в крупных размерах может быть оправдана достаточно высокими темпами развития экономики. В каждый конкретный момент соотношение между доходной и расходной частями бюджета выступает одним из параметров правильности, проводимой в соответствии с тенденциями в денежном обороте предприятий, финансовой политики, периодической смены финансовых «вех» применительно к хозяйственной динамической цикличности.

Повышение подвижности налогов при прочих равных условиях обеспечивает гибкое их воздействие на стабилизацию хозяйственной конъюнктуры. Высокомобильное оперирование размерами налоговых отчислений применительно к цикличности, отражаемой многоуровневой системой денежного оборота предприятий, систематическая смена налоговой политики и в отдельных случаях переход от налоговых изъятий к дотациям, точный выбор объектов и моментов обложения существенно повышает роль и значение фискального рычага в поддержании денежно-финансовой устойчивости динамического развития экосоциума.

Однако воздействие налогообложения на общественное воспроизводство посредством постоянного балансирования денежных процессов в реальном секторе экономики не обеспечивает полного материального и финансового согласования, стабильности денежного обращения. Непрерывная денежно-информационная диагностика развития хозяйства предусматривает сочетание налогового компенсирования воспроизводственного цикла с системой государственных финансовых, денежных и кредитных мер, координируемых в соответствие с тенденциями в денежном обороте производства вследствие изменений налоговых приоритетов. В совокупность таких стабилизационных мер входят субсидии, государственные заказы, в основном заранее планируемые инвестиции, цены на продукцию государственных предприятий, гарантии по внешнеэкономическим обязательствам, пенсии и пособия по социальному страхованию.

Классические формы содействия проведению эффективного налогового регулирования финансово-экономической организации денежного оборота предприятий дополняются рычагами взаимного уравновешивания интересов государства, производства и населения.

Изменение условий формирования денежного оборота предприятий (о чем можно судить при сравнении объемов производства и выручки от реализации продукции, услуг; величины пос-

ледней и затрат на потребление; объемов доходов населения, заработной платы, сбережений и финансовых результатов предприятий) обуславливает мобильную переналадку всего финансового механизма на сглаживание противоречия между спросом на денежные средства и их предложением путем регулирования размеров компенсаторных платежей, условий финансирования денежных потоков.

Государственные финансовые и кредитные институты подобные функции могут выполнять, регулируя уровни налоговых ставок, аккумуляцию и депонирование денежных резервов, текущие государственные расходы, которые могут быть перенесены в доходы последующего периода, ассигнования на общественное обслуживание, займы на льготных условиях.

Процесс чрезмерного нарастания бюджетного дефицита, вызывающий повышение стоимости ценных бумаг, денежных средств и приводящий к необоснованно высокому росту нормы процента, уменьшению масштабов инвестиционно-денежных оборотов, разрывам в движении денежных и стоимостных потоков, в конечном итоге, может вывести из строя весь механизм регулирования финансово-кредитного комплекса. Следовательно, в ситуации спада и депрессии обязательным условием является перманентное отслеживание на основе анализа денежного оборота предприятий влияния правительственной задолженности, ее критической массы на сопряженность различных форм денежных потоков и возможные пределы их автономной организации, что, несомненно, предполагает оперативный балансовый контроль за расходованием бюджетных средств.

Создание системы информационного отслеживания платежных и инвестиционных денежных потоков способствует усилению действенности финансового и денежно-кредитного инструментария в преодолении структурного кризиса и нерационального территориального размещения производительных сил, что обусловливает существенное возрастание ассигнований на поддержание оборотного капитала существующих отраслей, правительственные субсидии новым производствам, финансирование объектов общенационального значения в интересах структурно-экономического урегулирования и др.

Внедрение системы сбора, обработки денежных сведений по организации денежного оборота реального сектора экономики позволит усилить управляемость структуризацией данных процессов, создать возможность выбора времени,

способов и повышения уровня перераспределения материальных и денежных ресурсов между отраслями и регионами синхронно с объективными требованиями трансформации денежных потоков в текущие и инвестиционные обороты производительного капитала с учетом рассмотренных подходов. Переход к «сквозной» информационной базе обеспечит разработку единых целевых банковских счетов, обеспечивающих прозрачность движения денежных средств; прогнозирование федеральными, региональными и отраслевыми финансовыми и кредитными институтами наиболее тяжелых хозяйственных ситуаций и матрично-балансовых процедур их преодоления.

Исключительно важно формирование единого, интегрированного пространства аналитической и прогностической платежной информации на основе агрегированного матричного баланса финансово-экономической организации денежного оборота предприятий, баланса счетов доходов и расходов национальных банков, финансовой и кассовой отчетности в рамках мониторинга анализа финансово-экономического состояния предприятий.

Унификация финансово-экономического учета на микроуровне, по мнению автора, может выступить эффективным рычагом регулирования платежных и инвестиционных оборотов, основой для дальнейших научных исследований по формированию эффективных финансовых информационных потоков между различными иерархическими уровнями механизма управления денежным обращением, возможности фиксации развивающихся во времени экономических явлений и своевременного воздействия на них, благодаря воспроизводственно-институциональной организации автономных денежных потоков и обеспечения цепных связей между ними.

Обобщая изложенное выше, следует отметить, что использование финансовых и в целом экономических рычагов в новой институционально-информационной среде должно сочетаться с осознанием характера первопричин нарушений воспроизводственной структурно-пространственной динамики платежных и инвестиционных денежных оборотов, мест их возникновения, условий устранения и агрегированной оценки всего спектра следственных явлений с целью закономерного обеспечения структурированного функционирования денежных потоков для сохранения финансово-денежной целостности социально-экономической системы в рамках диапазона ее возможной интенсивной изменчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.