Научная статья на тему 'Особенности организации и регулирования денежного хозяйства'

Особенности организации и регулирования денежного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации и регулирования денежного хозяйства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ I!Ää, И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... -Ф' ..........................

Показатели затрат характеризуют объем ассигнований, необходимых для решения той или иной задачи, и представляют обобщенное финансовое выражение используемых при реализации программы ресурсов.

Показатели ресурсов позволяют определить объем активов, необходимых для производства конкретного продукта или оказания услуг. Ресурсы измеряются в количественном или стоимостном выражении и включают в себя персонал (умения, квалификацию), основные фонды (земля, здания и сооружения, машины и оборудование), финансовые активы и нематериальные активы (интеллектуальную собственность), используемые для оказания услуг и получения соответствующего социально-экономического эффекта.

Показатели процесса описывают суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики. Показатели процесса отражают деятельность субъекта бюджетного планирования. Показатели деятельности показывают, насколько «занята» организация и сколько ресурсов необходимо для выполнения той или иной программы или мероприятия. Объем работ и временные затраты на выполнение работы являются важным фактором в оценке качества выполнения программы. Использование показателей процесса обычно имеет своей целью снижение затрат на единицу выполняемых работ.

Показатели результатов подразделяются на показатели непосредственного результата деятельности и показатели общественно значимого результата деятельности.

Показатели непосредственного результата деятельности отражают объем выполненных работ или предоставленных услуг, и, как правило, именно эти показатели используются в качестве индикатора эффективности работы правительства (например, про-

тяженность построенных дорог). Несмотря на то что эти показатели содержат в себе ценную информацию, они не могут дать ответ на вопрос о том, достигает ли правительство своих стратегических целей или нет (развитая транспортная система, безопасность мест проживания и т.д.).

Показатели общественно значимого результата деятельности характеризуют результат реализации той или иной программы или предоставления услуги для ее получателя и определяют степень достижения цели правительства. Они отражают качественные изменения социально-экономической (общественной) среды, на которую направлено действие определенной программы.

Таким образом, четкость применяемых определений в практике бюджетного планирования дает возможность оценить эффективность производимых бюджетных расходов, обосновать необходимость расходования бюджетных средств на приоритетные цели.

1 См.: Бородин А.Н. О результативности расходования бюджетных средств // Финансы. — М., 2005. — № 9. — С. 78.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Оме-га-Л, 2004. - 176 с.

3 См.: Коровкина Е.Б. К вопросу об эффективности расходования бюджетных средств // Финансы. - 2004. -№ 11. - С. 57-58.

4 Доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2004 г.) // http://www.council.gov.ru/ mf_ps/chronicle/2005/ 02/ index. html.

5 К вопросу об эффективности и результативности бюджетных расходов. Центр фискальной политики / www. fpcenter.ru/

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

Структура денежного хозяйства. Экономические категории — финансы, деньги и кредит — в реальном секторе функционируют взаимообусловленно. Кумулятивный эффект действия этих категорий шире, чем эффект каждой из них. Последние объединены общей категорией — денежным хозяйством, ибо объективно все категории имеют денежную базу.

Денежное хозяйство государства представляет собой систему денежных отношений, опосредующих воспроизводственный процесс, имеет главной целью обеспе-

Т.Ш. ТИНИКАШВИЛИ, кандидат экономических наук

чение материально-финансовой сбалансированности экономики и решение социальных задач общества. Каждое из структурных звеньев денежного хозяйства представляет собой обособленное понятие, выполняющее конкретную роль в экономике и претендующее на специфическое общественное назначение, реализуемое через свои функции (рис. 1). Но каждой из этих категорий присущи функции, общие с категорией «денежное хозяйство». Такими функциями являются образование и использование денежных фондов.

Денежное хозяйство представляет собой многофункциональную и сложную структурную динамическую систему, объединяющую в рамках институциональных взаимосвязей специфические денежные обороты. Состояние денежного хозяйства отражает качественный уровень воспроизводственного процесса, степень согласованности текущих денежных и инвестиционных потоков, показывающих, в какой фазе своего развития находится экономика страны. Качественные и количественные характеристики взаимосвязи денежных средств, их размещения и использования по экономике определяются соотношением потоков поступлений денежных средств и потоков платежей, свидетельствуя об уровне организации и качестве ресурсного содержания денежного хозяйства.

Система организации денежного хозяйства. Денежное хозяйство можно рассматривать с двух позиций — институциональной и функциональной. С институциональной точки зрения, денежное хозяйство представляет собой совокупность денежных отношений, опосредующих функционирование финансовой системы, кредитной системы,

Государственная финансовая система

Страхование

Кредитная система

Международные финансы

Ден. хоз-во субъектов отраслей воспр-го процесса

Рынок ценных бумаг

Рис. 1. Структура денежного хозяйства

страховой системы, рынка ценных бумаг, международных финансов, а также организаций разных отраслей воспроизводственного процесса (рис. 2).

Рис. 2. Институциональная схема денежного хозяйства

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ^ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

......................... ..........................

С функциональной точки зрения денежное хозяйство представлено финансовыми потоками, денежными потоками организаций разных отраслей воспроизводственного процесса, кредитными и страховыми потоками, потоками ценных бумаг, международными финансовыми потоками. При этом денежные потоки, обслуживающие процесс общественного воспроизводства, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Хозяйствующие субъекты, за неимением собственных источников формирования оборотных средств, вынуждены заимствовать необходимые ресурсы на кредитном рынке, в результате чего расходы производителей продукции возрастают на величину банковского процента. Соответственно увеличиваются налоги, цена продукции, снижаются прибыль и инвестиционные возможности. Это, в свою очередь, приводит к замедлению, а зачастую к спаду экономического развития страны, сужению рынка потребления, к деформации нормального оборота денежных потоков в отечественной экономике.

Роль денежного хозяйства в воспроизводственном процессе. Денежное хозяйство, являясь специфической составляющей социально-экономической структуры государства, в условиях рыночной экономики постоянно воспроизводится, проходя все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление.

Воспроизводственные процессы в экономике опосредуются денежными отношениями. Последние, материализованные в разнообразных формах своего проявления (в наличных бумажных банкнотах, металлических монетах, банковских записях, различных формах электронного учета банков и т.д.), осуществляют собственное, в некоторой степени обособленное движение, определяемое функционированием и состоянием специфического денежного хозяйства.

Образование и использование денежных и финансовых ресурсов связано со структурным распределением стоимости и, следовательно, охватывает совокупность стоимости, авансированной в оборот.

Модель смешанной экономики предполагает формирование денежных и финансовых ресурсов в результате осуществления производственной деятельности, операций на фондовом, кредитном и страховом рынках. Денежные отношения хозяйствующих субъектов с рыночными структурами количественно определяются связывающими их потоками денежных и финансовых ресурсов.

Бесперебойное формирование денежных потоков, их рациональное использование имеют большое значение, поскольку денежные потоки являются важнейшим источником расширенного воспроиз-

водства, роста материального и культурного уровня жизни народа.

Снижение объема денежных потоков ограничивает возможности целенаправленного воздействия государства на развитие экономики, решение актуальных экономических и социальных задач, ведет к сокращению масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшению фонда потребления в составе используемого национального дохода. Нехватка денежных потоков приводит к несбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного воспроизводства. Макроэкономическая категория «денежное хозяйство» обретает особый смысл тогда, когда общество переходит к регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении сбалансированности материальных, денежных и финансовых потоков в масштабе экономики страны.

Основная цель процесса государственного воздействия на организацию денежного хозяйства заключается в достижении материально-стоимостной сбалансированности последнего. Это, в свою очередь, предполагает:

Ф воздействие на уровень процентных ставок;

Ф воздействие на динамику цен;

Ф регулирование объема денежной массы;

Ф обеспечение стабильности денежного обращения;

Ф регулирование уровня монетизации ВВП;

Ф формирование единого воспроизводственного механизма взаимодействия денежных оборотов (платежного, финансового, кредитного, инвестиционного), функционирующих в рамках обособленных институциональных систем.

Денежное хозяйство, являясь важным элементом процесса воспроизводства, приводит в действие весь его хозяйственный механизм, совокупность его звеньев (рис. 3).

При активном участии денежных средств в их функциональном аспекте формируются основные стоимостные пропорции распределения ВВП и национального дохода, становится возможной передача импульсов ускорения или торможения между параметрами экономического развития, определяющими динамику фонда возмещения, фонда потребления и фонда накопления и их трансформация в стоимостные факторы, воспроизведение в структуре ВВП.

В формировании экономики рыночной ориентации в нашей стране, в обеспечении ее устойчивости и дальнейшего развития большое значение имеет наличие эффективного механизма организации денежного хозяйства (рис. 4).

го ш

0 ч

1

о

о *

о го

о ^

о -1

0 <

1 ^

го ш

■О

о

ш

4

05

го

ь

о о о

г\э о о 00

Основной капитал

Оборотный капитал

Работники

ч:

средства от

собственные денежные

уплата % за

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

расширенное воспроизводство

простое воспро!

[ЗВОДСТВО

продажи ценных бумаг

ресурсы п/п

кредит

Денежное хоз-во отраслей воспр-го процесса

зарплата

Возмещение израсходованных

средств производства (с)

Прибыль (т)

Фонд оплаты труда (V)

бюджетное финансирование

дивиденды и проценты по

ценным бумагам

-0

Ц

ю 8

Личное:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зарплата бюджетников, стипендии, пенсии,

пособия, компенсации и пр.

Общественное:

расходы на н/х, социально-культурные мероприятия, расходы на оборону и управление и пр.

к ь к к

Финансовая система

Рис. 3. Роль денежного хозяйства в воспроизводственном процессе

и

X

Я

СО

О «

& со

н

Ч о

^ =х

и к

V м

& о

V И

о о

я и

Я о

V я

со N

н

о я

&

« ч

ч

^

о

о

и

<и X

X

«

и

о &

П ^

и

<и &

<и о X И

в

н «

&

н и 8 X 5

ч

X

«

И

о &

X

П ^

и

<и &

<и о

к

и

т

X

о X о

к т

<и X

X

«

И

о &

X

П ^

и

<и о х н X ч

М

<и X

X

«

И

о &

X

П ^

и

<и &

<и о X

К

<и X

<и X

X

«

м

о &

X

п

и

<и &

<и о м о и

X

«

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

е

Прямые количественные ограничения

Нормы обязательного резервирования

Ставка рефинансирования Банка России

О

Учетная ставка Банка России

Эмиссия и размещение облигаций Банка России

Валютные интервенции

Ориентиры роста денежной массы

Эмиссия денежных средств

Государственные резервные фонды

Государственные займы

Налоговое регулирование

Бюджетное регулирование

о со н о =х к

м о

и

V

о X

£

X

«

Механизм организации денежного хозяйства реализуется в ходе процесса организации денежных потоков, осуществляется в результате действия многих факторов, оказывающих разнонаправленное влияние на движение денежных средств. Он предполагает выявление спе-

цифики денежных процессов в условиях современной российской экономики, исследование общих основ его формирования и воздействия на систему воспроизводства. К ним традиционно относят экономические и административные методы влияния (рис. 5).

Рис. 5. Формы и методы государственного регулирования денежного хозяйства

На практике разграничить экономические и административные методы регулирования довольно сложно. В любом административном регуляторе присутствует экономическая составляющая. Имеется в виду влияние административных методов на экономические интересы и производителей, и потребителей, и прежде всего на их материальную заинтересованность. Так, установление прямого контроля над ценами со стороны государства вынуждает хозяйствующих субъектов пересматривать производственные программы, искать новые источники средств, что создает особый экономический режим.

В каждом экономическом регуляторе можно найти элементы администрирования хотя бы потому, что по нему принимается соответствующее административ-

ное решение, а его действие контролируется той или иной управленческой структурой.

Административные методы регулирования — это методы воздействия, предполагающие регламентацию деятельности хозяйственного звена сверху, т.е. базирующиеся на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, имеет целью создание правовых условий. Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству рус-

ло. Из них часто используются методы финансовой, денежной и кредитной политики; прогнозирование, планирование и программирование экономики; воздействие государственного сектора экономики (через цены и тарифы).

Кроме того, инструментарий государственного воздействия можно классифицировать по видам регулирования (финансовое, денежное и кредитное) и по форме осуществления (прямая, косвенная и смешанная).

Рациональный механизм организации денежного хозяйства:

Ф способствует росту финансового потенциала социально-экономической системы и расширению возможностей ее финансирования;

Ф увеличивает денежную составляющую на всех структурных уровнях денежного хозяйства общества, создает рост объективных возможностей обеспечения финансово-денежной сбалансированности рыночной системы хозяйствования с одновременным ее совершенствованием и осуществлением структурных преобразований;

Ф позволяет качественно функционировать денежному хозяйству как системе его структурно-уровневым взаимодействием;

Ф структурно упорядочивает организацию денежного хозяйства, повышает уровни финансового и денежного обеспечения всего воспроизводственного процесса, что влечет за собой расширение отраслевых и межотраслевых интеграционных границ взаимодействий, диверсификацию спроса на денежные средства и их предложения, формирование материальной основы для развития институтов финансового рынка, адекватных перманентным эволюционным преобразованиям российской экономики.

Финансовое регулирование денежного хозяйства. Финансовое воздействие на денежное хозяйство осуществляется в ходе бюджетного и налогового регулирования, представляет собой систему особых мероприятий в области бюджетного перераспределения стоимости и налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в целях развития материального производства, социальных и экономических отношений, систематически воспроизводящих необходимость их регулирования.

В системе финансового регулирования денежного хозяйства особое место принадлежит налогам. Будучи финансовой категорией, они обеспечивают образование централизованных фондов финансовых ресурсов, а их экономическое содержание раскрывается в присущих им функциях и роли.

Влияние налогов на денежное хозяйство осуществляется в ходе налогового регулирования и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста.

Налоговое регулирование денежного хозяйства — это встроенное в систему государственного регулирования звено, косвенно воздействующее через налоговый механизм на систему денежных отношений путем изъятия у хозяйствующего субъекта или у физического лица части его денежных средств (дохода), т.е. путем уменьшения возможностей его производительного и непроизводительного потребления, перераспределяя посредством этого национальный доход.

Отношения налогового регулирования возникают на всех уровнях хозяйствования и реализуются через обязательные денежные платежи, сопряженные с ответственностью получателя дохода. Благодаря этому отношения принимают императивную форму и в этом качестве являются элементом экономического механизма (рис. 6).

Рис. 6. Налоговое регулирование денежного хозяйства

Неотъемлемым и важным элементом государственного воздействия на денежное хозяйство является бюджетный механизм. Без его использования невозможно достичь тесной увязки экономических, коллективных, личных интересов, являющихся одной из ключевых проблем социального развития.

Посредством бюджетного механизма государство оказывает воздействие на формирование стоимост-

ной структуры ВВП и важнейших макроэкономических пропорций, на стимулирование роста производства и повышение его эффективности, возможность комплексно использовать экономические законы для достижения целей государственного регулирования экономики.

Представляя собой совокупность установленных государством форм, методов и способов воздействия, используемых для регулирования социально-экономических процессов в обществе, механизм характеризует систему организации бюджетного воздействия на денежное хозяйство. Конкретные виды бюджетных доходов и расходов, соответствующие методы их мобилизации и предоставления, а также условия формирования отражают приемы бюджетного регулирования, а конкретные принципы взимания доходов и предоставления финансирования определяют характер этого влияния.

Глубинный характер пороков денежного хозяйства в конце прошлого столетия в России породил невозможность нормального сбора поступлений средств в бюджет, хронический недостаток денег в экономике обусловил разрастание цепи неплатежей, возникновение в крупных размерах безденежного обмена, возникновение суррогатов денег, которые позволяют скрывать истинные суммы поступлений и доходов, уходить от налогообложения. Дефицит платежных средств стал существенной причиной роста просроченных платежей. Наряду с потерей предприятиями значительной части своих оборотных средств негибкая политика Банка России обусловила возникновение постоянного, хронического недостатка платежных средств в хозяйственном обороте. Это негативно отразилось на организации денежных отношений в экономике, стимулировало рост неплатежей предприятий друг другу, банкам, бюджету, внебюджетным фондам, во многом обусловило стагнацию производства.

Между финансовыми ресурсами государства и денежной массой существует тесная взаимосвязь. Реально формирующиеся в экономике доходы становятся источниками финансовых ресурсов и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если представлены соответствующими денежными средствами. Рост финансовых ресурсов должен быть увязан с динамикой роста денежной массы.

Денежная масса в обращении непосредственно воздействует на эффективность формирования финансовых ресурсов государства по двум направлениям. Первое — недостаток денежных средств является одной из основных причин платежного кризиса. Второе — при недостатке денежной массы процесс производства приспосабливается к ее существующей величине путем сокращения его объемов, что приводит к снижению размера формирующихся финансовых ресурсов.

Денежная политика должна быть направлена не на сдерживание роста денежной массы, а на ее регулирование в соответствии с динамикой финансовых и денежных ресурсов, формирующихся в реальном секторе экономики. В таком случае размер денежной

массы в обращении будет оптимально отвечать потребностям национальной экономики, не вызывая ни роста инфляции, ни усиления дефицитности.

Но одними инструментами регулирования бюджетной сбалансированности и денежной массы нельзя решить задачи антиинфляционной политики и реальной финансовой стабилизации. Сжатие на протяжении десяти лет бюджетных расходов в их реальном исчислении и жесткая денежно-кредитная политика (исключение ресурсов Банка России из кредитования экономики) не решают проблемы сведения инфляции до уровня ниже 10% в годовом периоде. Подобный метод борьбы с инфляцией приемлем, если бы она была связана только с избытком денежной массы.

Но инфляция в России в последнее время не носит преимущественно монетарного характера и может быть охарактеризована как инфляция издержек. Возникающий в связи с этим рост инфляции усиливается резким повышением тарифов естественных и неестественных монополий и следующим за этим ростом издержек во всех секторах экономики. Попытка противостоять такого рода инфляции стерилизацией денежной массы в обращении безуспешна.

С момента своего появления и до настоящего времени Стабилизационный фонд РФ используется как один из инструментов регулирования денежной массы за счет искусственного сжатия платежеспособного спроса посредством ограничения государственных расходов. Увеличение сальдо платежного баланса, возникшее под воздействием роста мировых цен на нефть, приводит к укреплению национальной валюты, спаду обрабатывающей промышленности и перемещению занятости в сферу услуг. Для борьбы с этим государство может использовать поддержание валютного курса путем скупки иностранной валюты, что, в свою очередь, ведет к росту денежного предложения и усилению инфляции, а это вызывает необходимость стерилизации избыточной ликвидности.

В России сформировался естественным путем источник увеличения денежной массы в обращении в виде Стабилизационного фонда РФ, но его не пускают в оборот для «раскручивания экономики». Наоборот, осуществляется ограничение роста денежной массы путем приобретения ценных бумаг США и стран ЕЭС, а также досрочного погашения государственного внешнего долга федерального правительства.

Однако главная проблема российской инфляции состоит в том, что с ее преимущественно немонетарными причинами денежные власти борются исключительно монетарными методами, снижая ликвидность и конкурентоспособность несырьевой экономики. Для борьбы с инфляцией следует использовать другие методы: сдерживать внутренние цены на сырье и энергоносители, по возможности не допуская их роста вслед за мировыми ценами, используя инструменты экспортных пошлин и отдельные налоговые меры; проводить активные антимонопольные мероприятия в области ЖКХ и осуществлять действенный контроль над тарифами, а также задействовать другие меры борьбы с ней.

Монетарное и кредитное воздействие на денежное хозяйство. Основополагающая цель денежной и кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

Целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста. Однако кредитную цену денег можно регулировать по линии предложения денег, тем самым регулируя доступность самого кредита.

Этот факт не дает оснований для сомнения в обоснованности выделения двух составляющих экономической политики. В одном случае он выступает как производный или даже побочный результат (регулирование доступности кредита в рамках проведения денежной политики, влияние на денежную массу в ходе проведения кредитной политики), в другом — является целью самой политики.

Монетарные факторы:

• объем денежной массы;

• структура денежных агрегатов; _

• уровень монетизации ВВП;

• золотовалютные резервы;

• денежная эмиссия и пр.

Финансовые факторы:

• налоговая нагрузка;

• дефицит (профицит) бюджета;

• методы формирования доходов;

• бюджетное финансирование;

• резервные фонды и пр.

Существующие в денежном хозяйстве России темпы роста инфляции характеризуются воздействием как монетарных, так немонетарных факторов (рис. 7).

Однако рост инфляции в России связан не только с избытком денежной массы, но и с практикой монопольного повышения цен при отсутствии конкуренции. Монопольные структуры в производственной и товарно-распределительной системах овладели процессом реализации товарной массы, что привело к возможности монопольного установления цен. Кроме того, определился специфический фактор, способствовавший росту цен в условиях российской экономики при ее переходе к рынку. Этот фактор действует и в настоящее время. Цены поднимали не столько производители, сколько посредники-перекупщики в сфере оптовой и розничной торговли. Розничные цены на товары и

услуги в несколько раз превышали цены производителей. Все это обеспечивает инфляционный рост ВВП и денежной массы в стране.

Кредитное регулирование денежного хозяйства направлено на смягчение экономических кризисов, сдерживание роста инфляции, поддержание рыночной конъюнктуры стимулирования капиталовложений в разные отрасли экономики, а основными его инструментами выступают рефинансирование, резервные требования, а также операции с ценными бумагами.

Рефинансирование имеет сугубо экономический характер, поскольку учитывает закон спроса и предложения, действующий на рынке кредитных ресурсов. Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных процентных ставок. Изменение учетной ставки по представляемым Банком России кредитам, увеличивая или сокращая предложения кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Снижение учетной ставки, т.е. удешевление кредитов Банка России, стимулирует банки к расширению объемов заимствования, в результате чего происходит рост денежной базы и предложения денег. При равных условиях это расширяет возможности кредитования и, удешевляя кредит, делает его более доступным для реального производства.

Нормы обязательных резервов — один из наиболее простых и традиционных инструментов регулирования денежной массы. Они устанавливаются в процентах к обязательствам коммерческих банков дифференцированно в зависимости от вида привлеченных ресурсов, а также структуры денежных агрегатов. Выполняют две основные функции: 1) создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент «жесткого регулирования»; 2) одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии. Значение второй функции постоянно возрастает, так как центральные банки все больше предпочтений отдают более гибким инструментам регулирования.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует тесная количественная связь: с их увеличением сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег и расширяются возможнос-

Денежное хозяйство

Рис. 7. Факторы, влияющие на состояние денежного хозяйства

Кредитные факторы:

учетная ставка Банка России; ставка рефинансирования; нормы обязательного резервирования; прямые количественные ограничения и пр.

Ценовые факторы:

• индекс цен в секторах экономики;

• уровень и динамика цен производителей;

• уровень и динамика цен на рынке жилья и пр.

ти банков в кредитовании. Политика резервирования должна быть сориентирована на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и устойчивого роста ВВП. Целесообразны следующие меры: синхронизация установления норм резервирования с изменением денежной массы; повышение эффективности использования резервного фонда Банка России в целях сокращения потерь в случае отзыва лицензий и объявления коммерческих банков банкротами.

Повышение эффективности государственного регулирования денежного хозяйства. Повышение эффективности государственного регулирования денежного хозяйства, основанное на оптимизации финансового, налогового, бюджетного, денежного и кредитного воздействия, способствует росту потенциала развития социально-экономической системы и расширению возможностей финансирования ее самоорганизации, обеспечивает качественное его функционирование как системы его структурно-уровневым взаимодействием.

Необходим следующий комплекс мероприятий в области соответственно финансового, денежного и кредитного регулирования.

В части финансового регулирования денежного хозяйства:

Ф существенное снижение налоговой нагрузки прежде всего за счет реформирования системы косвенного налогообложения, повышающего цену товаров, работ, услуг;

Ф прогрессивное налогообложение прибыли организаций сверх нормативного уровня рентабельности, направленное на государственное регулирование цен (особенно это касается сферы торговли и транспорта);

Ф изменение механизма исчисления и уплаты ЕСН, предусматривающее его отнесение не на себестоимость продукции, а за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли организаций;

Ф введение прогрессивного обложения доходов физических лиц исходя из важнейшего принципа налогообложения — его справедливости;

Ф расширение платежеспособного спроса населения как основного рычага стимулирования развития производства путем повышения денежных доходов работников бюджетной сферы с одновременным снижением количества чиновников;

Ф стимулирование привлечения зарубежного капитала в экономику России путем создания льготных условий таможенной, налоговой и валютной политики;

Ф снижение уровня государственных внутренних заимствований России в условиях бюджетного профицита, направленного на стерилизацию денежной массы в обращении;

Ф инвестирование средств государственных резервных фондов (резервного, будущих поколений) внутри страны, что будет способствовать повышению ак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивности экономических агентов, эффективности их деятельности и расширению производства товаров и услуг, а следовательно, приведет к росту ВВП;

Ф усиление антимонопольной политики, направленной прежде всего на жесткое регулирование тарифов естественных монополий. Необоснованный рост цен и тарифов должен изыматься в бюджет на налоговой или административной основе.

В части монетарного регулирования денежного хозяйства:

Ф регулирование необходимого объема денежной массы в целях обеспечения нормального функционирования экономики на основе баланса между последней и стоимостью производимых и реализуемых в стране товаров (услуг) с учетом движения их цен;

Ф прекращение практики наращивания золотовалютных резервов страны за счет денежной эмиссии Банка России. Рост последних должен обеспечиваться либо за счет прибыли Банка России, либо за счет средств бюджета;

Ф установление оптимальных пропорций наличного и безналичного денежного оборота (рост доли безналичных платежей) на основе повышения транспарентности к банковской системе, рациональной организации платежной системы страны;

Ф нормализация оборота капитала и сокращение скорости оборота денег на основе синхронизации денежной массы с динамикой цен, соотношения спроса и предложения денег по разным секторам экономики за счет укрепления основы денежного обращения — рубля.

В части кредитного регулирования денежного хозяйства:

Ф дальнейшее снижение ставки рефинансирования Банка России до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов экономики в целях повышения доступности банковского кредита, его роли в обеспечении расширенного воспроизводства и пр.;

Ф отказ от практики эмиссии денег под прирост валютных резервов на основе перехода к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных организаций реального сектора;

Ф переориентирование политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности, что снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы. Соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объемов и повышения эффективности производства и предложение товаров и услуг;

Ф синхронизация установления норм резервирования с изменением денежной массы, ориентирование политики резервирования на долгосрочные цели развития экономики, поддержание хозяйственно-финансовых сделок, всего делового оборота на уровне, достаточном для выхода экономики на траекторию развития и устойчивого роста ВВП;

Ф дифференциация нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых

в Банке России, в зависимости от доли кредитов реальному сектору в общем объеме активов банков.

Структурно упорядоченная организация денежного хозяйства приведет к повышению уровня финансового и денежного обеспечения всего воспроизводственного процесса. Это повлечет за собой

расширение отраслевых и межотраслевых интеграционных границ взаимодействий, диверсификацию спроса на денежные средства и их предложения, формирование материальной основы для развития институтов финансового и денежного рынка, адекватных перманентным эволюционным преобразованиям российской экономики.

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ УЧЕТА

ЮГ. НАУМОВ,

кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации финансово-экономического и тылового обеспечения

Академии управления МВД России;

Н.А. АРТЕМЬЕВ

Элементы коррупции, как это ни парадоксально, присутствуют в деятельности любого общества и государственного устройства. Но в ряде стран это явление разрастается до масштабов, угрожающих национальной безопасности. По ряду причин, имеющих системный характер, данное социально-экономическое и общественное зло успешно прижилось и в нашей стране. Понимая это, Президент РФ и руководство страны указывают на необходимость срочных, действенных и реальных дел по организации и повышению эффективности борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях.

Коррупция в России определяется неэффективностью государственного управления, особенностями общественного менталитета, спецификой политической культуры, неразвитостью гражданских институтов, призванных контролировать органы исполнительной власти. Это усугубляется тем, что постоянно меняются социально-экономические и политические условия жизни общества, обновляющие «коррупционное поле» социальных взаимодействий, вводящие в него новых лиц. Объекты и субъекты коррупционных отношений постоянно увеличиваются и расширяются. С коррупцией сталкиваются все граждане, но выявляются и соответственно наказываются лишь единичные факты, что в итоге способствует мифологизации этого явления.

Большинство предлагаемых антикоррупционных мер связанно с противодействием коррупции уголовно-правовыми методами (усилить ответственность, ввести конфискацию имущества, запретить занимать государственные должности и т.п.). Однако опыт показывает, что этого недостаточно. Разрешение проблемы коррупционной преступности не связано только с ужесточением ответственности за коррупционные деяния. Чтобы противодействовать коррупции, необходимо раскрыть сущность этого явления, выявить его социально-экономические причины и на этой основе разработать соответствующие меры. Очевидно, что выявление экономической сущности коррупции

и создание прежде всего экономических условий, снижающих мотивационный уровень этого вида преступлений, может сыграть решающее значение в формировании системы эффективного ей противодействия.

Главной составляющей противодействия коррупции являются мониторинг и криминологический анализ преступности. При анализе статистики коррупционных преступлений необходимо учесть следующие важные моменты.

Во-первых, необходимо принимать во внимание высокую степень латентности преступности, искажающей наши преставления о ее реальном состоянии, структуре, географии и тенденциях развития. В частности, уровень латентности коррупционной преступности, по мнению разных специалистов, колеблется от 90—98 до 99,9%. По экспертным оценкам В.В. Лунеева, «удельный вес учтенной коррупции в структуре реальной коррупционной преступности в стране колеблется в пределах 1—5%. Если эти оценки признать более или менее адекватными, то реально в стране ежегодно совершается до 7 млн коррупционных деяний... Сегодня коррупция в финансовом выражении составляет 6% ВВП. При 10% наступает застой, а дальше — уже паралич власти»1. Можно дополнить список другими субъектами противоправной деятельности (теневой деятельности, организованных преступных формирований и т.п.), так или иначе втянутых в коррупционные отношения.

При этом УК РФ не охватывает многих форм и видов социально опасной и реальной коррупции. Он не предусматривает ответственности за:

Ф коррупционный лоббизм;

Ф коррупционный фаворитизм;

Ф коррупционный протекционизм;

Ф непотизм (кумовство, покровительство родственникам);

Ф тайные взносы на политические цели;

Ф взносы на выборы с последующей расплатой го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.