на проведение узколокальной деятельности, например: «О регулировании внешнеторговой деятельности», «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», «О государственном оборонном заказе», «О естественных монополиях», «О лекарственных средствах».
Проведение единой ценовой политики осуществляется практически всеми промышленно развитыми странами по законам, принятым в середине, а в некоторых странах и в начале ХХ в., безусловно, с изменениями, касающимися степени воздействия на экономику.
Так, в середине 1970-х гг. во Франции министру экономики предоставили право на полгода замораживать цены. Неважно, что этим правом министр не пользуется в настоящее время, оно законодательно закреплено и в случае каких-либо неблагоприятных условий (неурожая, техногенных катастроф) может быть введено.
Отсутствие единого закона ценовой концепции в достаточной мере влияет на конкурентоспособность продукции. Отсутствие ценовой политики, многообразие законов вводят в заблуждение предпринимателей. Не определены критерии товара, работ, услуг, отобранных и включенных в список регулируемых цен.
В соответствии с Указом Президента от 28 февраля 1995 г. № 221 (с изменениями) к регулируемым ценам следует отнести цены на газ и передачу его по трубопроводам, а также цены на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам. Отметим, что цены на газ отнесены к регулируемым по причине его естественной монополии, а на нефть - к нерегулируемым, так как цены устанавливаются государством на ее перекачку.
Необходимо, по всей видимости, определиться, что относить к регулируемым ценам, и соотнести действующее в области ценовой политики национальное законодательство ценовой политики с принятыми нормами и принципами международного права и зарубежными законами.
Канд. экон. наук А. С. Макекадырова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ
Дается оценка отечественного опыта создания и функционирования туристско-рекреационных зон и механизма управления ими с учетом ближайших и более отдаленных перспектив развития и совершенствования данной практики.
Формирование туристско-рекреационных территорий в условиях России должно строиться на базе создания туристско-рекреационных зон (ТРЗ). В этом случае туристско-рекреационные территории будут иметь более высокую степень организованности.
Формирование ТРЗ позволяет комплексно решать проблемы учета, ох-
раны туристско-рекреационных ресурсов и формирования туристско-рекреа-ционного комплекса (ТРК) России и его составляющих. В соответствии с действующим законодательством [2] в ТРЗ допускаются размещение объектов жилищного фонда, разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Резидентами ТРЗ признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ТРЗ, и заключившие с органами управления ТРЗ соглашение об осуществлении туристско-рекре-ационной деятельности. Резиденты ТРЗ вправе осуществлять в них только строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристско-рекреационную деятельность и деятельность по добыче и использованию природных лечебных ресурсов.
Полномочия по принятию решений о присвоении и аннулировании статуса резидента, а также контролю за их деятельностью осуществляют органы управления ТРЗ. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ТРЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр.
Мировой и отечественный опыт свидетельствуют, что отсутствие механизмов регулирования охраны и развития туристско-рекреационных ресурсов неизбежно ведет к ухудшению качества и даже утрате этих ресурсов, что в свою очередь может привести к сужению возможностей для отдыха, оздоровления и туризма населения страны и к падению интереса к России со стороны иностранцев, желающих воспользоваться услугами российских региональных ТРК и ТРЗ.
Создание на территории страны ТРЗ, на наш взгляд, поможет решить следующие задачи:
- охрану расположенных на территориях ТРЗ туристско-рекреацион-ных ресурсов путем установления специального режима их учета и контроля за его соблюдением;
- развитие существующих и создание новых туристско-рекреационных ресурсов на территориях ТРЗ путем установления режима наибольшего экономического благоприятствования для инвесторов и иных лиц, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность.
Уже имеющийся в странах мира опыт свидетельствует, что правовая стабильность, законопорядок, экономическая и социальная среда формируют качество внешней среды объекта привлекательности для инвестора.
С понятием «качество внешней среды» тесно связано развитие инфраструктуры (инженерной, транспортной, социальной, инновационной и др.). Объекты инфраструктуры ТРЗ могут создаваться как за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, так и за счет других источников [2]. Состояние инфраструктуры влияет на все субъекты, хозяйствующие на данной территории, во многом предопределяя эффективность и режим их функционирования.
В зависимости от ценности и привлекательности существующих туристско-рекреационных ресурсов необходимо создавать ТРЗ различного типа. При этом в одних зонах предлагается установить наиболее строгий режим охраны туристско-рекреационных ресурсов вплоть до полного запрета осуществления любой деятельности, за исключением деятельности, связанной с охраной и развитием туристско-рекреационных ресурсов. На территориях других зон предлагается установить режимы, в большей или меньшей степени ограничивающие осуществление деятельности, не связанной непосредственно с охраной и развитием туристско-рекреационных ресурсов. Действие охранного режима в обязательном порядке должно распространяться и на частных собственников туристско-рекреационных ресурсов и земельных участков, расположенных в пределах установленной охранной зоны.
Как известно, на территории России расположены уникальные объекты архитектуры, представляющие мировую ценность. Это ставит перед местными органами власти специфические задачи по контролю за состоянием и сохранением архитектурных шедевров.
За нарушение режима охраны туристско-рекреационных ресурсов на территориях ТРЗ предлагается ввести административную ответственность путем внесения соответствующих изменений в Административный кодекс РФ. Нам представляется, что необходимо ввести прогрессивную плату за использование старинных построек, имеющих историческую и архитектурную ценность, а также за ведение коммерческой деятельности на территории монастырей, архитектурных ансамблей и исторических мест. А в случае нанесения ущерба ценным зданиям и сооружениям следует взимать штрафные санкции в размере его возмещения. При этом субъектами административной ответственности должны выступать любые юридические и физические лица, нарушившие режим охраны: как собственники туристско-рекреационных ресурсов, так и третьи лица, а также государственные органы, своими действиями (бездействием) создавшие условия для нарушения режима охраны туристско-рекреа-ционных ресурсов. Суммы административных штрафов за нарушение режима использования уникальных туристско-рекреационных ресурсов должны быть направлены на реализацию мероприятий по их охране.
Вместе с тем должны быть предусмотрены льготы для предприятий, способствующих сохранению памятников архитектуры, выделяющих средства на их реконструкцию, в том числе в виде пожертвований и благотворительных взносов.
Аналогичный механизм взаимодействия необходим при использовании природных ресурсов и ведении природоохранной деятельности. Мы считаем, что незаслуженно мало внимания органы власти уделяют экологическому законодательству. Используя его, можно добиться значительных поступлений в бюджет, что будет улучшать экологическую обстановку.
Кроме того, следует разработать соответствующие методики определения вредного воздействия на природную и архитектурную среду для оценки ущерба и перевода его в штрафные санкции.
Ныне действующий экономический механизм взаимодействия и взаимоотношений муниципальных органов управления и субъектов хозяйствова-
ния, базирующийся на совокупности их взаимных интересов, позволяет задействовать в единый процесс развития ТРЗ все субъекты хозяйствования, расположенные на ее территории, независимо от форм собственности и видов деятельности.
По нашему мнению, в любой период существования ТРЗ одним из главных выступает вопрос о субъекте, органах управления процессами ее формирования, функционирования и развития.
Если критически оценивать с позиций сегодняшних требований имеющийся мировой и отечественный опыт территориального планирования, в том числе опыт создания особых экономических зон, то напрашивается вывод о том, что формированием, функционированием и развитием ТРЗ должен заниматься единый орган административного управления.
Созданное в России Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно положению о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами его основные функции сводятся к оказанию государственных услуг и осуществлению правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами, а также контролю за выполнением соглашений о ведении туристско-рекреационной деятельности.
Решение о создании ТРЗ принимается правительством РФ и оформляется постановлением. При принятии решения о формировании ТРЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в правительство РФ заявку с обоснованием целесообразности и эффективности создания ТРЗ [2].
Вышеназванные органы создают наблюдательный совет ТРЗ для рассмотрения и утверждения перспективных планов ее развития, а также контроля за их реализацией. В состав наблюдательного совета входят представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по управлению ТРЗ, и его соответствующего территориального органа, представитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, представитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, представители резидентов ТРЗ и иных организаций [2].
К числу основных функций наблюдательного совета ТРЗ следует отнести:
- разработку стратегии развития ТРЗ, в том числе ее генерального плана;
- отчет о результатах функционирования ТРЗ;
- регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов ТРЗ;
- подготовку документации по планировке территории ТРЗ и созданию инфраструктуры;
- обеспечение проведения экспертизы проектной документации;
- управление объектами недвижимости, расположенными на территории ТРЗ и находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности;
- осуществление любых других функций, делегируемых правительством РФ и местными органами.
Таким образом, деятельность по охране и развитию туристско-рекреа-ционных ресурсов будет сосредоточена в одном юридическом лице, что, по нашему мнению, существенно облегчит как реализацию программы развития ТРЗ, так и контроль за ее выполнением.
Предполагается, что режим экономического благоприятствования должен распространяться на любых физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность, соответствующую программе развития конкретной ТРЗ, и получивших статус ее резидента.
Поскольку установление режима экономического благоприятствования преследует главным образом цель развития ТРЗ, он должен включать в себя практику предоставления преференций, таких, как налоговые кредиты, налоговые каникулы, льготное налогообложение и иные меры поощрительного характера для резидентов ТРЗ [1].
Налоговые кредиты - часть финансового механизма создания и функционирования ТРЗ, представляющая собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на ее территории, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной. Средства, образуемые от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры ТРЗ.
Налоговые каникулы - часть финансового механизма ТРЗ, представляющая собой период времени, в течение которого резиденты зоны освобождаются от уплаты налогов. Это наиболее распространенная форма стимулирования всех форм туристско-рекреационной деятельности ТРЗ. Для резидентов, действующих на территории любой ТРЗ, налоговые каникулы могут быть введены на срок до 5, 10 и 20 лет.
Льготы в форме налоговых каникул могут распространяться на следующие показатели туристско-рекреационной деятельности, подлежащие налогообложению:
- прибыль от туристско-рекреационной деятельности;
- налог на индивидуальные доходы физических лиц;
- имущественный налог;
- арендная плата за землю;
- платежи за аренду государственного или муниципального имущества.
Эффективным средством регулирования деятельности ТРЗ в современных условиях является льготное налогообложение, представляющее собой
систему налоговых льгот, определяющих деятельность резидентов ТРЗ. С помощью льготного налогообложения федеральные органы хозяйственного управления и его территориальные органы (в том числе и органы управления ТРЗ) воздействуют на экономическую деятельность на территории зоны.
Преференции как методы централизованного государственного воздействия на экономическую деятельность на территории ТРЗ России должны быть ограничены законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет соответствующего уровня. Важной формой преференций должна стать предельная сумма дохода субъектов хозяйствования в зоне, которая определяется наблюдательным советом ТРЗ на основе специального экспертного анализа условий и особенностей конкретного вида и субъекта хозяйственной деятельности. При этом средства, превышающие размеры предельных доходов, облагаемых налогами, должны быть направлены на развитие туристско-рекреационной деятельности в ТРЗ.
Основаниями для определения размеров доходов, облагаемых налогом, могут быть:
- спонсорские взносы на решение социальных задач и развитие подразделений социальной инфраструктуры хозяйства зоны;
- затраты на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- средства на освоение современного медицинского оборудования;
- затраты на освоение новых методов оздоровления и отдыха.
Иные меры экономического поощрения могут быть предусмотрены программой развития ТРЗ в зависимости от целей ее создания, развития и особенностей функционирования.
Таким образом, механизм формирования и развития ТРЗ представляет собой совокупность мер экономического, правового и организационного характера, направленных на обеспечение условий ее нормальной деятельности. В основе этого механизма должны лежать следующие принципы:
1. Любая ТРЗ создается, функционирует и развивается как автономная единица.
2. Доходная часть бюджета ТРЗ формируется за счет следующих источников:
а) налоговых поступлений от предприятий, объединений, организаций и частных лиц, расположенных на территории зоны;
б) поступлений от собственной предпринимательской деятельности администрации ТРЗ;
в) средств государственного бюджета, передаваемых для нужд развития зоны (прежде всего объектов социальной инфраструктуры) в виде долгосрочного кредита;
г) средств спонсоров (попечительских, благотворительных и других организаций).
3. Все финансовые отношения расположенных на территории ТРЗ предприятий, организаций и других юридических лиц с государственным бюджетом опосредуются наблюдательным советом и собственным бюджетом зоны, что является важнейшим условием ее экономической самостоятельно-
сти и эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью на территории зоны.
4. При создании российских ТРЗ следует использовать опыт уже действующих зарубежных зон.
5. Важнейшими направлениями совершенствования организационно-экономического механизма ТРЗ следует признать:
а) совершенствование субъекта создания, функционирования и развития
ТРЗ;
б) совершенствование экономического механизма создания, функционирования и развития ТРЗ.
В рамках функционирования ТРЗ следует обеспечить четыре организационные стадии ее развития:
1) стадия создания (около 5 лет): формируется инфраструктура, происходит приток отечественных и иностранных инвестиций;
2) стадия развития (3-4 года): сокращение прироста иностранных инвестиций компенсируется быстрым ростом внутренних источников инвестиций, базирующихся на росте экспортных возможностей туристско-рекреаци-онных услуг;
3) стадия зрелости (10-20 лет): наблюдается прекращение прироста иностранных инвестиций вследствие заполнения свободных экономических ниш во всех сегментах рынка;
4) стадия трансформации: происходит полное прекращение инвестиций из-за сближения режима хозяйственной деятельности в ТРЗ и национальной экономике.
В рамках совершенствования механизма ТРЗ представляется необходимым сформулировать качественно новую систему налоговой, финансово-кредитной, таможенной политики и политики ценообразования, призванную:
- регулировать хозяйственную деятельность всех подразделений ТРЗ как составной части ТРК с учетом специфики ее целей и задач как общими, обязательными для выполнения всеми хозяйствующими на территории ТРК субъектами, так и специальными, действующими лишь на территории ТРЗ законодательными и нормативными актами;
- учитывать особенности экономического пространства, в котором она должна действовать.
6. В комплекс льгот для резидентов ТРЗ налогового характера, лежащих в основе экономического механизма хозяйствования в зоне, могут быть включены:
- пониженные ставки налога на прибыль (размер налоговой ставки не может быть ниже 13,5%);
- освобождение от уплаты налога на имущество и земельного налога в течение первых пяти лет;
- снижение ставки единого социального налога с 26 до 14%;
- право выкупа земельных участков на территории зоны при возведении на них недвижимости.
7. Местным властям необходимо своими решениями снижать ставки по местным налогам.
8. Таможенные льготы должны предоставляться на ввоз медицинского оборудования.
Приведенный механизм управления зонами трансформируется с учетом специфики конкретной ТРЗ, входящей в состав ТРК страны и ее регионов. В этих условиях следует разработать классификацию типов ТРЗ с учетом отдельных регионов нашей страны. Нами предложена следующая классификация отечественных ТРЗ по критерию специализации (таблица).
Классификация туристско-рекреационных зон Российской Федерации*
Туристско-рекреационная зона Туристско-рекреационная территория К ритерий специализации
деловой познавательный паломнический экологический спортивный экстремальный круизный событийный лечебный
Западная Калининград, Зеленоград, Светлогорск, Рыбачье + + +
Северо-Западная Архангельск, Соловки, Вологда, Волго-Балтийский канал, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины, Сортавала, Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Пет-родворец, Пушкин, Новгород, Старая Русса, Валдай, Псков, Печоры, Пушкинские горы + + + + + + +
Центральная Москва, Звенигород, Сергиев Посад, Верея, Коломна, Истра, Руза, Кашира, Жостово, Федоскино, Кострома, Ярославль, Пере-славль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Тутаев, Вышний Волочек, Тверь, Осташков, Торжок, оз. Селигер + + + + +
Южно-Русская Орловская обл., Воронежская обл., Курская обл., Пензенская обл. + + + + +
Поволжская Нижний Новгород, Большое Болдино, Волгоград, Астрахань, Ульяновск, Самара + + + + + + + +
Уральская Башкортостан, Оренбург, Пермская обл., Коми-Пермяцкий автономный округ, Свердловская обл., Челябинская обл. + + + + + + +
Приазовско-Черноморская Краснодарский край, Ростовская обл. + + +
Кавказская Сочи, Анапа, Ейск, Геленджик, Азов, Кисловодск, Пятигорск, Железноводск, Минеральные Воды, Домбай, Каспийское побережье, Дербент + + + +
Обско-Алтайская Телецкое оз., Белокуриха, Междуреченск, Таштагол + + +
Енисейская Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край + + +
Байкальская Иркутск, оз. Байкал, Улан-Удэ, Кяхта + + + +
Дальневосточная Владивосток, Находка, Анивский залив, Курилы + + + + + +
Российский Север Якутск, р. Лена, Петропавловск-Камчатский, Долина гейзеров, Командорские острова + + + + +
* Составлена по материалам выборочных обследований.
С учетом материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристско-рекреационной инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в России.
К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавказские Минеральные Воды. Второй уровень охватывает часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ. Третий уровень включает Север, Горный Алтай, Горную Шорию, Байкал, Якутию, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатку.
Развитие практики создания ТРЗ требует безусловного проведения квалифицированной экспертизы по выявлению туристско-рекреационных ресурсов в рамках регионов и территорий России, без чего не может применяться механизм воздействия на эту практику со стороны органов государственной власти всех уровней, и прежде всего органов местного самоуправления.
Поскольку опыт создания и функционирования отечественных ТРЗ сегодня набирает силу, то дальнейшая практика позволит внести соответствующие коррективы как в механизм управления этими составляющими хозяйства туристско-рекреационной территории, так и в организацию всей системы обслуживания туристов и рекреантов, включая производство потребительских товаров и услуг.
Список литературы
1. Иванов В. М., Тарханов А. В. Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1998.
2. Федеральный закон от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
Канд. экон. наук Л. В. Кох Ю. В. Ковалева
ОПЫТ СТРУКТУРИЗАЦИИ ДОХОДОВ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (на примере Приморского края)
В статье предложена оценка показателей скрытой оплаты труда и смешанных доходов, которая может быть использована для анализа и прогнозирования социально-экономического развития Приморского края, обоснования управленческих решений.
Задача аналитических и прогнозных расчетов социально-экономического состояния субъектов Российской Федерации состоит в оценке и согласо-