ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН
Ахундов Э.О., аспирант ГОУ ВПО МГИИТ
В данной статье автор рассматривает рынок туристических услуг, его структуру и элементы, проводит оценку перспектив создания туристско-рекреационных свободных экономических зон.
Ключевые слова: эффективность, туристско-рекреационная зона, свободная экономическая зона.
PROSPECTS FOR THE CREATION OF TOURIST-RECREATION ZONES
Ahundov E., The post-graduate student, GOU VPO MGIIT
In this article the author considers the tourism market, its structure and elements, assesses the prospects of tourist-recreational free economic zones.
Keywords: efficiency, tourist and recreational zone, free economic zone.
Для понимания сущности рынка туристических услуг, его структуры и элементов необходимо, прежде всего, дать определение понятий туристический рынка, услуги и операции. Специфичность туристический рынка заключается в том, что субъекты-продавцы одновременно выступают в качестве субъектов-покупателей, принимая различные организационно правовые формы и осуществляя различную деятельность. К покупателям на рынке туристско-рекреационных зон (ТРЗ) мы относим частных (физических) лиц; корпоративных (юридических) лиц; собственно ТРЗ. В зависимости от основных субъектов-покупателей рынок туристических услуг можно разделить на такие сегменты рынка, как рынок туристических услуг для частных (физических лиц) лиц, рынок туристических услуг для корпоративных клиентов (юридических) лиц и ры-
нок туристических услуг для финансово-кредитных учреждений (туристических кластеров)
В основу структурирования рынка туристических услуг для корпоративных клиентов могут быть положены следующие основные критерии: отраслевой (продуктовый), объекты туристический производства и купли-продажи; субъекты-продавцы - участники рынка; субъекты-покупатели - участники этого рынка; пространственная структура рынка.
Среди основных критериев структурирования рынка туристических услуг для корпоративных клиентов необходимо выделить отраслевой подход. В качестве основных составляющих инфраструктуры рынка туристических услуг для корпоративных клиентов можно выделить2:
►торговые компании ►почтовые учреждения Рис. 1. Рынок туристических услуг, его структура и элементы1
1 Шулькова Саратов, 2003 г.
2 Шулькова Саратов, 2003 г.
В. А. Деятельность туристического кластера на рынке услуг для корпоративных клиентов. - дисс. канд. экон. наук В. А. Деятельность туристического кластера на рынке услуг для корпоративных клиентов. - дисс. канд. экон. наук
• финансово-кредитные институты (туристический: центральные и коммерческие туристические кластеры, УФК, нетуристический кредитно-финансовые институты),
• государственные контролирующие органы (ИМНС, таможенный комитет и др.);
• консалтинговые и аудиторские компании;
• информационные технологии и средства связи (коммуникаций);
• законодательная и нормативная база.
Розничные туристические услуги - динамично развивающееся направление туристической деятельности. На их развитие оказывают влияние как стимулирующие, так и ограничивающие факторы. Наиболее значимые, положительно влияющие - макроэкономическая ситуация, формирование среднего класса, усиление конкуренции и ограничивающие - низкий уровень доходов большинства населения, психологические факторы.
Развитие розничных услуг в России началось с депозитных услуг. Следующим этапом стало развитие деятельности туристический кластеров с пластиковыми картами, и в настоящее время акцент сместился на кредитование. В перспективе можно говорить о развитии агентских услуг, еще более актуальными станут виды дистанционного обслуживания, внедрив которые ТРЗ смогут привлечь новых клиентов и повысить качество обслуживания, обеспечив доступ к услугам в любое время из любой точки, и снизить издержки.
На рынке розничных туристических услуг отмечается усиление конкуренции, связанное с появлением новых участников. Это ведет с одной стороны к появлению новых продуктов, а с другой -к выравниванию условий оказания услуг, снижению значимости тарифов и процентных ставок в конкурентном соревновании. Предлагаемые ТРЗ продукты являются в основном однотипными, поэтому приобретает значимость дифференциация продукта, и качество обслуживания клиентов.
Консерватизм в использовании туристических продуктов. Несмотря на расширение перечня предлагаемых услуг, востребованы в основном вклады, кредиты и туристический карты. Среди причин такого положения можно назвать недостаточный для сбережений уровень доходов населения, низкую осведомленность населения о туристических услугах. Последнее вызывает необходимость повышения внимания ТРЗ к коммуникационной политике.
В целях лучшей ориентации клиентов по аналогии с производственной сферой следует обратить внимание на развитие туристических брэндов.
Развитие розничных туристических услуг характеризуется следующими тенденциями: расширением ассортимента, переходом от предложения отдельных услуг к ТРЗ, использованием дистанционных технологий в обслуживании клиентов.
Необходимо, чтобы процесс создания туристско-рекреационных зон шел такими же быстрыми темпами, как и технико-внедрен-
Таблица 1. SWOT- анализ перспектив развития ТР
Сильные стороны
1. Создаются на основании Федеральных законов № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах» и №75-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на 20 лет на участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что дает определенные преимущества в плане устойчивого развития, выполнение государственных функций контроля, лицензирования, технического регулирования и т.д.). Предсказуемость, связанная с ведением бизнеса на долгосрочную перспективу.
2. ТР ОЭЗ представляют собой перспективные модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста.
3. Гарантированное бюджетное и частное финансирование.
4. Технический прогресс, рост уровня жизни и появление у населения большого количества свободного времени способствуют развитию ТР ОЭЗ, в то время как урбанизация, интенсивность современной жизни обуславливают постоянно растущие рекреационные потребности населения.
5. Льготное таможенное, налоговое, валютное регулирование в ТР ОЭЗ.
6. Хорошее географическое положение.
7. Отдельные службы, связанные с туристско-рекреационной деятельностью, уже имеют практический опыт в сфере туризма. Данная особенность присуща курортным местностям, особо-охраняемым территориям и т.д.
8. Существует ряд вузов, готовящих специалистов для сферы туризма на территориях ТР ОЭЗ.
9. Инициативы, реализуемые через местные и региональные
администрации обычно пользуются большим доверием и поддержкой общественности, местного населения, предпринимателей.______________________________________________
Слабые стороны
1. Существуют проблемы организационно-правового характера, не позволяющие использовать все преимущества льготного таможенного, налогового, валютного регулирования в ТР ОЭЗ.
2. ТР ОЭЗ занимают значительную территорию и обустроить их достаточно сложно.
3. Коррумпированность государственного аппарата при осуществлении функций контроля, лицензирования, технического регулирования и т.д.
4. Отсутствие или неудовлетворительное состояние туристских ресурсов. Большая часть ресурсов ТР ОЭЗ истощена. Существует необходимость их сохранения и воспроизводства.
5. Производство услуг будет преобладать над производством товаров.
6. Представители турбизнеса не легализуют значительную часть доходов от туристской деятельности.
7. Отсутствие региональной туристской статистики.
8. Отсутствие кадастра туристских ресурсов.
9. Отсутствие региональных программ развития туризма.
10. Отсутствие опыта создания ТР ОЭЗ в РФ.
Возможности
1. Туристская деятельность на территории ТР ОЭЗ позволит аккумулировать мощные финансовые потоки и внести значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона.
2. Увеличится доходность отрасли в целом за счет увеличения туристского потока из регионов РФ и заграницы.
3. Упрощение порядка регистрации предприятий, ускорение процедуры согласования и экспертизы по принципу «единого окна».
4. Комплексное решение экономико-социальных проблем конкретного туристско-рекреационного региона за счет средств резидентов ОЭЗ, комплексного внедрения новых технологий, передовых методов работы, ведения бизнеса.
5. Акцент на повышение качества туристских услуг и диверсифицированный турпродукт.
6. Чем выше инвестиционная привлекательность территории, тем выше конкуренция среди предприятий индустрии туризма, что дает возможность более эффективно регулировать процесс развития путем выбора более надежных партнеров на долгосрочную перспективу.
7. Развитие и сохранение самобытности регионов, их
индивидуальной привлекательности и уникальности.______________
Угрозы
1. Россия теряет туристскую привлекательность как туристская дестинация, не хватает инвестиций для строительства современной инфраструктуры.
2. Отсутствие четкого правового инструментария прямого действия, позволяющего отслеживать развитие ТР ОЭЗ на всех этапах существования.
3. Территории ТР ОЭЗ могут оказаться не готовыми к увеличивающемуся потоку туристов и отдыхающих.
4. Представители турбизнеса могут монополизировать рынки, не допуская других к ведению деятельности на данной территории, что может повлиять на цену предлагаемых услуг.
5. Создание ТР ОЭЗ на ограниченный срок.
6. Рост коррупции при условии льготного налогообложения.
7. Нарушение экологического равновесия территорий.
8. Переоценка перспектив из-за недостоверной туристской статистики.
ческих и промышленно-производственных зон. Это направлено на развитие новой экономики страны. На наш взгляд, все виды особых экономических зон (ОЭЗ) - это новый шаг в развитии экономики России в целом. Основными целями создания ТР ОЭЗ являются:3
1. Увеличение доли туристского сектора и смежных отраслей в ВВП России и обеспечение за счет этого диверсификации экономики.
2. Стимулирование развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом.
3. Повышение занятости населения (в 2016 г. в 7 действующих ТР ОЭЗ будут созданы 64 тысячи рабочих мест, а с учетом мультипликативного эффекта в смежных отраслях - около 155 тыс. рабочих мест).
4. Улучшение здоровья и качества жизни населения за счет роста доступности получения гражданами РФ туристских и санаторно-курортных услуг.
5. Рост туристских потоков (с 3 млн. до 9,7 млн. туристов к 2016г.).
6. Сохранение окружающей среды, природных и культурных ценностей.
7. Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Туристско-рекреационные зоны в плане администрирования -самый простой вид зон. Потому что там нет права свободного таможенного склада, нет ограниченной территории, нет жесткого участия фискальных органов, прежде всего таможни в плане ввоза и вывоза товаров в процессе их переработки внутри зоны. Все это действует в открытом режиме. В ТР ОЭЗ также будут существовать территориальный орган и дочернее предприятие от акционерного общества ОЭЗ, которые будут совместно реализовывать проект. Планируется, что наблюдательный совет туристско-рекреационной зоны также будет возглавлять либо первое, либо второе лицо региона, на территории которого размещается ТР ОЭЗ.
Освобождение от налогообложения резидентов ОЭЗ - это не прихоть. Многие государства (Испания, Турция, Греция, Черногория и др.) более кардинально подходят к решению этой задачи и идут на многолетние налоговые каникулы. В законе к этому вопросу подошли более жестко: когда частные инвесторы выбирают, участвовать или не участвовать в проекте ТР ОЭЗ, они ориентируются, прежде всего, не на налоги, а на возможность снижения административных барьеров и на существенное участие государства и субъектов Федерации в развитии инфраструктуры, что составит миллиарды рублей, которые перекрывают те сотни рублей, которые экономятся на налогах.
Что касается ставки ЕСН, то эта льгота не распространяется на
туристско-рекреационные зоны. Для тех, кто будет работать по эксплуатации гостиниц и на горнолыжных курортах, экономия на ЕСН будет несущественная. Во-первых, заработная плата работников задействованных в сфере туризма несколько ниже, чем специалистов в области наукоемкого бизнеса. Во-вторых, это не играет главной роли для того бизнеса, который задействован в развитии туризма. Туристские предприятия надеются на участие государства в строительстве инфраструктуры и снижение административных барьеров.
Главное отличие ОЭЗ туристско-рекреационного типа состоит в том, что на территории данной зоны доля услуг, в том числе тури-стско-рекреационнных, будет преобладать над производством товаров, которые имеют существенное значение не только в экономическом, но и социальном аспекте. Также в отличие от ОЭЗ туристско-рекреационные зоны могут создаваться на территории сразу нескольких муниципальных образований и даже субъектов РФ, площадь занимаемой территории не ограничена.
Для подготовки рекреационных зон к успешному участию в мировом турбизнесе, по мнению Е.Ю. Барзыкиной и И.Р. Силагад-зе, нужна тщательная комплексная подготовка, которая заключается, прежде всего, в построении и развитии инфраструктуры. Это позволит сделать данную ОЭЗ туристско-рекреационного типа привлекательнее для представителей бизнеса. Посредством создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа будут решаться конкретные проблемы развития туризма как страны в целом, так и отдельных регионов.4 Также создание ТР - это один из эффективных инструментов устойчивого развития туризма. Устойчивое развитие туризма - это разумный баланс экономических интересов, социальных задач и экологического равновесия.5 Создание подобных зон позволит конструктивно взаимодействовать государству и бизнесу (табл. 1).
Для примера, приведем расчет эффективности создания туристско-рекреационной особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край)6. В результате деятельности особой зоны существенно расширятся инвестиционные возможности края. Капиталовложения непосредственно в создание туристско-рекреационной зоны обеспечат 4,3 процента общего объема инвестиций по краю в 2007-2009 годах с учетом косвенного эффекта от строительства автодорог и дополнительной инфраструктуры электро-, водо-и газоснабжения - 8,1 процента. Сформированный за 2007-2010 годы дополнительный инвестиционный потенциал (сумма чистой прибыли, амортизационных отчислений, налоговых поступлений в бюджет) составит 2,4 процента к прогнозируемому на этот период объему инвестиций края.
С начала выхода объектов зоны на проектную мощность вклад зоны в валовой региональный продукт только по профильному виду
3 Быкасов Д.С. Туристско-рекреационные особые экономические зоны - путь развития регионального туризма // Вестник РАГС. №1. 2007г.
4 Барзыкина Е.Ю., Силагадзе И.Р. Административно-правовое регулирование создания, функционирования и прекращения существования особых экономических зон в Российской Федерации. // Туризм: право и экономика. - 2006. - №3 (16), С. 2 - 7.
5 Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. Учебник. - М.: Советский спорт, 2008.
6 http://www.sibarea.rU/objects/object_id/2/passport/1/
деятельности (оказанию туристских услуг) вырастет более, чем в 10 раз. Деятельность зоны в 2010 году обеспечит 5,5 процентов объемов платных услуг населению края. С 2010 года налоговые поступления от деятельности зоны составят порядка 600-800 млн. рублей ежегодно. Косвенный бюджетный эффект от деятельности организаций, смежных с реализуемым на территории зоны проектом, составит дополнительно 500-600 млн. рублей в год. В резуль-
тате с учетом мультипликативного эффекта бюджетные инвестиции в создание рекреационной зоны в объеме 4,7 млрд. рублей окупятся уже в 2012 году.
Создание туристско-рекреационной особой экономической зоны приведет к росту занятости как непосредственно в туристической сфере, так и в смежных видах деятельности (строительство, транспортная, торговая, финансовая инфраструктура и др.).
ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ДОЧЕРНИХ ОБЩЕСТВ В ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕРГРИРОВАННЫХ ПИЩЕВЫХ ХОЛДИНГАХ
Конова Г.А.
Структуры интеграции нацелены на интегрирующее действие должностных переплетений путем замещения руководящих постов одним лицом в двух или нескольких предприятиях. В статье рассмотрены две принципиально разные формы интеграции, оказывающие разное влияние на интеграцию концерна и на автономию оперативной сферы.
Ключевые слова: корпоративная инфраструктура, директорат, концерн, пищевой холдинг
FORM OF INTEGRATION OF CORPORATE INFRASTRUCTURE AND ITS SUBSIDIARIES IN THE VERTICAL INTEGRATED FOOD HOLDINGS
Konova G.
The structures of integration aimed at integrating the action of the officers of interweaving by replacing senior posts by one person in two or more enterprises. The paper considers two fundamentally different forms of integration, which have different effects on the integration of concern for autonomy and operational areas.
Keywords: corporate infrastructure, directors, the company, holding the food
Наряду с «классической» интеграцией посредством включения членов правления холдинга обычно в качестве председателя наблюдательного совета дочерней компании («система мультидиректората») (рисунок 1), имеет место вертикальная интеграция должностей руководящего персонала органов управления делами оперативной сферы и руководящего персонала предприятия («система мультипозиций») (рисунок 1)1.
В то время как «мультидиректорат» не должен вмешиваться в руководство оперативной единицей, «система мультипозиций» приводит к руководству структурной единицей. В модели «мультидиректората» проблематичным является прямое влияние корпоративной инфраструктуры на оперативные единицы. С одной стороны, влиянию через наблюдательный совет противостоит юридически закрепленная автономия органов управления в принятии решений и автономия пользования информацией, которые могут нарушаться в очень ограниченном объеме.
С другой стороны, длительное и прямое осуществление воли в наблюдательном совете может встречать трудности или приостанавливаться, так как в этом органе могут происходить самостоятельные процессы постановки и реализации целей, результаты реализации которых могут находиться в конфликте с целями правле-
ния корпоративной инфраструктуры2.
В модели «системы мультипозиций» к правлению вертикаль-но-интергрированного пищевого холдинга, наряду с (чистым) руководством корпоративной инфраструктуры, относятся еще члены органов руководства оперативных дочерних обществ, главным образом их председатели правлений.
«Двойные мандаты» в руководстве «концерна» и оперативного предприятия поддерживают единую целевую ориентацию путем совместного образования цели, согласования цели и контроля за реализацией цели и тем самым обеспечивают согласованное планирование деятельности вертикально-интергрированного пищевого холдинга на высшем уровне управления.
К тому же носители двойных мандатов в равной степени вместе с правлением корпоративной инфраструктуры ответственны за достижение цели. «Двойной мандат», кроме того, укорачивает пути гармонизации и имеет тенденцию к аннулированию иерархических уровней. Распорядительные и инициативные функции корпоративной инфраструктуры могут более непосредственно претворяться в жизнь в оперативной сфере. Организационно-должностные структуры интеграции корпоративной инфраструктуры и его дочерних обществ посредством (рисунок 3 и 4)3 :