Научная статья на тему 'Развитие организационно-экономического механизма государственного воздействия на процессы формирования и функционирования туристско-рекреационного комплекса России'

Развитие организационно-экономического механизма государственного воздействия на процессы формирования и функционирования туристско-рекреационного комплекса России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макекадырова А. С.

Раскрывается содержание организационно-экономического механизма формирования и функционирования отечественного туристско-рекреационного комплекса, предлагаются меры по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discloses the concept of organizational and economic mechanism of shaping and functioning of Russian tourist and recreational complex and puts forward measures aimed at its improvement.

Текст научной работы на тему «Развитие организационно-экономического механизма государственного воздействия на процессы формирования и функционирования туристско-рекреационного комплекса России»

Канд. экон. наук А. С. Макекадырова

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Раскрывается содержание организационно-экономического механизма формирования и функционирования отечественного ту-ристско-рекреационного комплекса, предлагаются меры по его совершенствованию.

Мировая и отечественная практика функционирования туристско-рекре-ационного комплекса (ТРК) со всей убедительностью доказала, что успехи его развития прямо зависят от качества разработки и степени использования в реальных условиях организационно-экономического механизма формирования и функционирования ТРК национальной экономики, ее регионов и туристско-рекреационных зон (ТРЗ). Этот механизм, на наш взгляд, должен быть адекватен качественно новым условиям хозяйствования в стране и одновременно удовлетворять требованиям, выдвигаемым целями экономической политики государства применительно к масштабам всей национальной хозяйственной системы и экономике российского ТРК. Он должен регулироваться как общефедеральными, обязательными для выполнения всеми хозяйствующими субъектами, так и специальными, действующими только на территории ТРЗ законодательными и нормативными актами. При этом само содержание механизма ТРК национальной экономики, ее регионов и ТРЗ должно учитывать особенности отдельных этапов его формирования.

Механизм ТРК представляет собой весьма сложное, постоянно развивающееся явление. Рассмотрим сущность и направления совершенствования экономической части этого механизма, поскольку она, во-первых, имеет определяющее значение в механизме ТРК; во-вторых, наибольшим образом подвержена изменениям и преобразованиям не только в процессе формирования и развития ТРК, но и по мере совершенствования общенационального механизма хозяйствования и изменений, происходящих в социально-экономической политике государства. Все это приводит к тому, что экономическая составляющая механизма ТРК обычно выделяется в самостоятельный предмет исследования как экономический механизм хозяйствования ТРК национальной экономики, ее регионов и ТРЗ.

В экономическом механизме, регулирующем различные стороны жизнедеятельности ТРК и систему его взаимосвязей как с национальной экономикой страны, где он создан и функционирует, так и с хозяйственными подразделениями других стран, можно выделить ряд направлений. Как правило, эти направления охватывают те сферы социально-экономической политики государства, которые связаны с выполнением возлагаемых на него функций управления своей хозяйственной системой с использованием тех или иных рычагов воздействия на эту систему. Речь идет о функциях государства, реа-

лизуемых через проводимую им налоговую, денежную, кредитную, валютную, финансовую, таможенную, социальную и другую политику. Понятно, что все виды государственной политики включаются в состав его единой экономической политики, имеют свои особенности применительно к туристско-рекреационной политике в целом и специфике ее реализации в разрезе ТРК регионов и ТРЗ.

Основой экономического механизма ТРК региона и ТРЗ является их финансово-экономическая деятельность. Однако следует помнить, что сама деятельность ТРК связана прежде всего с решением вопросов его юридического статуса, определением организационных и экономических основ его формирования и развития. При этом основу экономического механизма как хозяйства ТРК в целом, так и отдельных его подразделений в частности составляет налоговая политика государства в тесной увязке с финансово-кредитной политикой, вопросами денежного обращения, валютного режима и т. д.

Налоги, их содержание, виды и размеры служат составной частью финансовых, денежных, валютных, бюджетных, таможенных и других отношений, существующих в экономике страны. Следовательно, при построении налоговой политики в конкретном ТРК следует исходить из общих принципов создания ТРК региона, отражающих финансовые отношения ТРК в целом и его отдельных элементов с финансово-кредитными, налоговыми и таможенными органами государства, представляющими интересы страны на территории ТРК.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что льготный режим налогообложения стимулирует привлечение в региональный ТРК иностранных и отечественных инвестиций, создавая тем самым условия для роста финансовой базы ТРК национальной экономики и финансирования развития ТРК в конкретных регионах.

Анализ подтверждает тезис о том, что при формировании экономического механизма ТРК региона можно использовать две основные формы ввоза иностранного капитала:

а) предпринимательский капитал, связанный со строительством, реконструкцией, эксплуатацией туристско-рекреационных объектов;

б) ссудный капитал в форме внешнего кредитования.

Обе формы привлечения капитала в экономику ТРК региона используются для создания туристско-рекреационных предприятий иностранной и смешанной формы собственности, особенно там, где ведутся разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, последующая переработка природных лечебных ресурсов и т. д. Налоговые льготы при этом должны способствовать либерализации прямых иностранных инвестиций в находящиеся в собственности иностранных инвесторов предприятия, банки и их филиалы, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы и т. п., а также так называемых портфельных иностранных инвестиций в ценные бумаги, банковские вклады и страховые полисы. Сказанное можно отнести к практике отечественных инвестиций в развитие регионального ТРК.

Вместе с тем льготный режим налогообложения способствует реинвестициям полученной прибыли в экономику регионального ТРК, а через каналы его взаимодействия с национальной хозяйственной системой и в хозяйственную деятельность на всей территории страны. Однако это обстоятельство не может служить поводом создания препятствий для перевода за границу прибылей иностранного инвестора по его усмотрению. Кроме того, для большей уверенности иностранных и отечественных инвесторов в целесообразности привлечения капиталовложений в ТРК региона, особенно при его формировании, необходимо введение льготного режима налогообложения переводимой прибыли иностранных и совместных предприятий по аналогии с льготами, установленными для определенного типа совместных предприятий, действующих на остальной территории страны.

Весь комплекс мер в области создания экономического механизма ТРК региона формирует благоприятный климат для инвестирования всех видов капитала в его хозяйство, снижает степень предпринимательского риска, создает условия конкурентоспособности того или иного регионального ТРК на мировом туристско-рекреационном рынке.

Очевидно, что действие экономического механизма хозяйствования в ТРК региона, отражаемое в рекламных кампаниях по привлечению потенциальных инвесторов в его хозяйство, расчетах инвестиционной привлекательности региона и оценке масштабов и степени предпринимательских рисков, во многом зависит от набора льгот, получаемых иностранными и отечественными инвесторами. В свою очередь, наличие большого количества льгот в налогообложении, таможенной, страховой, кредитной, финансовой и других областях жизнедеятельности ТРК региона выдвигает ряд требований, которые в обязательном порядке должны учитываться при разработке и реализации экономического механизма регионального ТРК.

Всю совокупность льгот, применяемых в современной мировой турист-ско-рекреационной практике, на наш взгляд, можно разделить на две большие группы: экономические и внеэкономические. Каждая из этих групп имеет свои достоинства и недостатки, а поэтому только их сочетание в рамках действующего в региональном ТРК экономического механизма позволяет обеспечивать реальность и эффективность его применения.

В рамках группы экономических льгот особое место занимают так называемые тарифные меры. К их числу относятся, например, пониженные размеры таможенных экспортно-импортных пошлин для резидентов ТРК региона, льготные ставки налогообложения, пониженные ставки арендной платы и т. д. Достоинство экономических льгот состоит в их реальном восприятии в качестве экономической выгоды потенциальными и реальными субъектами хозяйственной деятельности в ТРК региона и возможности количественной оценки самой величины получаемого дохода.

Внеэкономические льготы, основную массу которых составляют так называемые нетарифные меры федеральных и местных властей, включают квотирование и лицензирование объемов предоставления туристско-рекреацион-ных услуг. Основное назначение этой группы льгот - регулирование внутрихозяйственной и внешнеэкономической деятельности ТРК региона, стимули-

рование конкуренции, процессов перепрофилирования отдельных отраслей и видов туристско-рекреационной деятельности, изменение приоритетов в специализации регионального ТРК.

Следует заметить, что система экономических льгот весьма многоаспектна по своему набору и количественным признакам, а поэтому очень спорным является вопрос регулирования процессов туристско-рекреационной политики в современном мире. Сложность этого вопроса, на наш взгляд, во многом зависит от особенностей национальной принадлежности критериального комплекса, который положен в каждой конкретной стране мира в основу практики ТРК. Кроме того, имеют место и факторы влияния на систему льгот содержания самого экономического механизма, действующего в общенациональном масштабе, а также направления, степень, формы и методы его корректировки и применения в каждом региональном ТРК.

Льготами и гарантиями, касающимися инвесторов и предпринимателей, являющихся субъектами хозяйствования (резидентами регионального ТРК), выступают:

- предоставление иностранным инвесторам и предпринимателям правовой защиты и обеспечение им соответствующих гарантий со стороны государства в режиме не менее благоприятном, чем аналогичный режим, устанавливаемый для имущественных прав и имущества юридических лиц и граждан Российской Федерации;

- исключение случаев какой-либо дискриминации предприятий, учреждений, создаваемых с участием иностранного капитала, по сравнению с действующими в региональном ТРК отечественными предприятиями, учреждениями и организациями;

- максимально возможное предотвращение не предусмотренных законодательством РФ случаев по принудительному изъятию иностранных инвестиций;

- полное исключение возможностей секвестра иностранного имущества, за исключением временного приостановления права его вывоза до погашения инвестором его обязательств;

- обеспечение практики, когда изъятия могут быть осуществлены исключительно по решению судебных органов и при условии выплаты компенсации.

Экономический механизм регионального ТРК обычно предполагает проведение и обеспечение упрощенного механизма осуществления экспортно-импортных операций с целью соблюдения следующих гарантий для инвесторов и предпринимателей - резидентов ТРК:

- освобождение от квот и лицензий импорта товаров в ТРК, кроме предметов и товаров, ограничиваемых специальными правилами и межправительственными соглашениями;

- предоставление права иностранным субъектам хозяйствования в ТРК осуществлять товарообменные и посреднические операции с туристско-рекреационными услугами, предоставляемыми в ТРК;

- особый таможенный режим в ТРК, предполагающий освобождение от пошлины импортируемых и экспортируемых субъектами хозяйствования

на территории ТРК товаров, кроме тех, экспортно-импортные операции по которым оговариваются особыми правилами и соглашениями.

По нашему мнению, а также большинства специалистов, занятых проблематикой ТРК, экономический механизм регионального ТРК должен включать следующие налоговые льготы:

- туристско-рекреационные предприятия приоритетных направлений деятельности с долей иностранных инвестиций более 30% в первые 5 лет освобождаются от налога, а в последующие 5 лет выплачивают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;

- туристско-рекреационные предприятия приоритетных направлений деятельности с долей иностранных инвестиций менее 30% выплачивают налог на прибыль на 50% ниже установленных норм;

- вновь создаваемые туристско-рекреационные предприятия приоритетных направлений деятельности с долей иностранных инвестиций более 30% полностью освобождаются от выплаты налогов на прибыль и на вывозимую за рубеж часть прибыли на срок 5 лет;

- участники ТРК освобождаются от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории ТРК в развитие социальной инфраструктуры, используемой на проведение НИР и направляемой на подготовку и переподготовку кадров.

Иностранным инвесторам и предпринимателям, действующим в региональном ТРК, после уплаты установленных законом налогов должен гарантироваться свободный перелив за границу всех сумм в иностранной валюте, получаемых ими в виде прибыли, а также в связи с продажей всей или части доли в уставном фонде предприятия с иностранным капиталом, выходом из него или ликвидацией предприятия. Иностранные инвесторы ТРК могут иметь валютные, рублевые, текущие и расчетные счета в любом коммерческом банке с правом расходования имеющихся на них средств в соответствии с действующим российским законодательством.

Не менее значимые льготы и гарантии должны предоставляться лицам из числа наемных работников, участвующих в хозяйственной деятельности регионального ТРК, которые должны быть составной частью экономического механизма деятельности ТРК. В частности, этот механизм предполагает, что условия и оплата труда иностранных работников - субъектов хозяйственного процесса в региональном ТРК определяются в индивидуальных трудовых договорах (контрактах), а получаемые ими доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу. Кроме того, туристско-рекреационные предприятия, учреждения и организации, являющиеся резидентами регионального ТРК, должны иметь право начислять заработную плату работникам в иностранной валюте, перечисляя ее на специальные счета в банки в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежных средств для использования на территории страны, а также за рубежом. Российские рабочие и специалисты из других регионов РФ, а также стран СНГ могут на контрактной основе работать на предприятиях, в организациях и учреждениях любого типа регионального ТРК. Естественно, что все это требует обязательного ввода на территории регио-

нального ТРК упрощенного режима въезда и выезда граждан Российской Федерации и граждан других стран.

Поскольку экономический механизм регионального ТРК должен определять права иностранных и отечественных инвесторов, то при его формировании следует определять пути (прежде всего приоритетные) вложений инвестиций, к которым в первую очередь можно отнести:

- долевое участие в туристско-рекреационных предприятиях, организуемых с отечественными юридическими и физическими лицами;

- создание полностью принадлежащих им туристско-рекреационных предприятий;

- приобретение имущества, зданий, акций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования земельными участками на основе соглашений о долгосрочной аренде в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, а также других имущественных прав.

Кроме того, на наш взгляд, большое значение имеет практика налоговых кредитов и налоговых каникул, широко используемая за рубежом в активизации туристско-рекреационной деятельности в России.

Как свидетельствует мировой опыт формирования регионального ТРК, его экономический механизм должен предполагать обязательность создания целостной, высокоразвитой рыночной инфраструктуры банков, бирж, страховых компаний и т. д.

В целом из вышеизложенного следует, что механизм государственного регулирования многоаспектной деятельности туристско-рекреационного комплекса нашей страны пока находится в стадии своего становления. Он впитывает в себя наилучшие мировые достижения и вырабатывает на этой основе собственный, адекватный отечественной практике механизм регулирования.

Список литературы

1. Макекадырова А. С. Совершенствование экономического механизма туристско-рекреационных зон национальной экономики : научные труды / Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН; гл. ред. А. Г. Коров-кин. - М.: МАКС ПРЕСС, 2006.

2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ). - М., 2007.

3. Parsons G. R., Plantinga A. J, Boule K. J. Narrow Choice Sets in a Random Utility Model of Recreation Demand // Land Economics. Madison. - 2000. -Vol. 76. - N 1.

4. www.rostur.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.