Раздел IV. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА
A.M. Ахмедова Ф.А. Махмудова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА
Аннотация. Статья посвящена использованию опыта народной педагогики в формировании экологической культуры подростков. Показано, что традиции народа Дагестана играют важную роль в воспитании школьников и формировании экологически культурной личности. Обогащение педагогического процесса этими материалами позволяет выделить основную идею, определяющую цель экологического воспитания: бережное отношение к окружающей среде, к человеку как к неотделимой части природы.
Ключевые слова: народная педагогика, подросток, этнокультурные ценности, экологическое мышление, экологическая культура, экологическое воспитание.
Формирование экологического мышления подрастающего поколения немыслимо вне исторически сложившихся традиций народа, связанных с природой, ценные сведения для изучения и использования в опытно-экспериментальной педагогической деятельности содержат традиции бережного отношения к природе, обычаи рационального природопользования, обряды, пословицы, поговорки дагестанцев. Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий, превратившись в одну из главных составных частей духовной жизни, морали народа. Традиции и обычаи, сложившиеся в народе, отражают неповторимые особенности этноса, являются основой формирования культуры и мировоззренческих устоев. Поэтому содержание и формы работы с учащимися целесообразно выбирать с учетом тех народных педагогических правил и законов, которые создавались веками.
JI.H. Гумилев утверждал, что коллективы, выделяющие сами себя из окружающего мира, всегда обладают общностью поведенческих черт, передаваемых из поколения в поколение с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты не случайны, они вырабатываются в процессе адаптации людей в этнической и ландшафтной среде и образуют собой стереотип поведения этноса [3].
Следовательно, особую актуальность в наших условиях приобретают этнопедагогиче-ские знания этнокультурных ценностей народов Дагестана. Изучение традиций, поговорок, легенд позволяет выделить общие и особенные черты народов, населяющих Дагестан, опре-
© Ахмедова А.М, Махмудова Ф.А., 2013
делить пути взаимного влияния, выявить их особенности, самобытность. Это позволяет решить проблемы национального самосознания и воспитания.
В школах Республики Дагестан обучаются дети разных национальностей, поэтому использование этнопедагогических знаний позволяет решать более эффективно проблему воспитания высоконравственной, экологически грамотной личности. Этнос в процессе своего развития создавал свою только ему присущую систему педагогических законов и правил, на основе которых осуществлял свои воспитательные и обучающие функции [1]. Народы Дагестана накопили богатый опыт воспитания высоконравственной личности. Это выражается в любви к Отечеству, в добром и отзывчивом отношении к людям, в культуре общения, в ответственном отношении к природе, в стремлении к знаниям, к трудолюбию.
Т.Г. Саидов пишет: «Восстановление традиционного отношения горцев к земле, природе, которое отличалось высокой нравственностью, - само по себе важный воспитательный процесс, в результате у молодого поколения формируется прочный фундамент экологического сознания, чувства большого дома». В Дагестане и сегодня сохранилась традиция окультуривания в лесах диких груш, яблонь, слив. Раньше этим занимались садоводы, любители природы. Это делалось из соображений пользы всему аулу, джамаату, садоводы не требовали взамен себе ничего. «Пусть вкусившие добрых плодов хорошим словом вспомнят о нас» - говорили они [7].
Этноэкологические ценности влияют на духовное и физическое развитие личности. С этих позиций в СОШ № 26 и № 17 г. Махачкалы был проведен экспериментальный классный час «Мы и природа». Он имел целью показать пример взаимоотношения кумыкского народа с природой в разных сферах жизни, вспомнить этнокультурные ценности. Материал классного часа, по мнению заместителя директора по воспитательной работе A.M. Малаевой, был интересным, содержательным и вызвал у ребят потребность узнать больше о народной медицине, об обычаях, обрядах и традициях, связанных с заботой о больных. Из материала устного журнала, в котором принимали участие школьники, они узнали о том, что в народе имелись радикальные методы лечения, которые медицина считает вполне приемлемыми и широко внедряет в практику. Узнали о методах залечивания ран, нанесенных огнестрельным и режущим оружием, довольствуясь терапевтическими средствами, о том, что в народе были знакомы и с лечебными свойствами минеральных вод. Минеральная вода излечивала ревматизм, кожные болезни, раны, об этом свидетельствовали сообщения, подготовленные учащимися [2].
Интересным, повышающим познавательную активность ребят является и то, как отмечают историки-этнографы, что знали горцы и оспопрививание, что было немаловажно для предотвращения эпидемией этой страшной болезни. Прививка делалась путем насечки на руке маленькими острыми клещами, предварительно смоченными в жидкости со струпьями человека, переболевшего оспой. Эту же оспенную материю употребляли внутрь, добавляя в хлебные шарики, которые глотал больной. Для лечения многих заболеваний народы Северного Кавказа использовали природные богатства своего края: горячие источники, различные грязи, солнце, воздух.
На другом классном часе учащиеся узнали о давно забытом обряде, имевшем место у табасаранцев, одного из народов Дагестана. Классный руководитель A.A. Гаджиагаева рас-
сказала учащимся о том, что человеку, у которого сломана рука или нога, устраивали комбинированную форму лечения. Во время лечения больного отвлекали от боли, поднимали ему настроение. Таким образом, подобное лечение является одним из методов психологического воздействия на больного. Учащимися был подготовлен материал о значении и сущности обряда в форме сообщений, которые были рассказаны и инсценированы одноклассниками. Порой такое лечение длится и до самого утра, если люди чувствовали, что больной вне опасности. Когда же люди чувствовали, что дело идет на поправку, они были веселы, изобретательны в шутках и играх, в которых принимали участие все с особенным задором и усердием [1].
Исследователь обычаев народов Дагестана Казиев Ш.М. пишет, как лезгины лечили детей. При болезнях лечили травами и другими средствами народной медицины. Но нередко прибегали и к такой процедуре: ребенка сажали в середину очерченного углем круга, над головой держали таз с холодной водой, куда лили через кольца ножниц растопленный воск. Воск, попадая в холодную воду, застывал, образуя фигурку, которая по форме могла напоминать различные предметы, животных или людей. Если фигурка, например, напоминала кошку, то брали какую-нибудь реальную кошку, окунали ее в воду и этой водой в течение трех сред (среда считалась наиболее благоприятным для лечения днем) мыли ребенка. Фигурку из воска заворачивали в тряпочку и клали в такое место, куда не ступала нога человека
[4].
На классном часе учащимися был сделан вывод о том, как их предки заботились о тех, кому была нужна поддержка и помощь. Народные целители воздействуют на психику человека, вызывая к себе доверие. Многие обращаются за помощью к ним, поэтому на классных часах и уроках этики необходимо разъяснять ребятам разницу между народными целителями, лечащими людей средствами природы, и экстрасенсами, деятельность которых не приносит большой пользы, а даже вредна.
Материалы современной экологии несут в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Их освоение способствует не только формированию у учащихся системы представлений в области основ экологии и рационального природопользования, но и развитию экологических способов деятельности в природе, ответственного отношения к жизни на нашей планете и экологически компетентного поведения в природе. Освоение основ современной экологии предполагает формирование гуманистического миропонимания, так как обогащает личность целым рядом нравственно-гуманистических установок. Среди них ответственность за все живое, построение новой аксиологической картины мира, ориентированной на значимость всего живого; понимание ценности биологического разнообразия; осознание важности жизни, добра, красоты, духовного богатства, культуры, сопричастности; новое понимание блага, уважение каждой личности, ориентация на консенсус; уважение природы как общечеловеческого достояния; отношение к труду с позиций бережного природопользования; приобщение к практической, экологической и природоохранной деятельности. Все это свидетельствует о том, что экологическое образование не только комплекс овладения естественнонаучными знаниями, умениями и отношениями, но и часть культуры человека с большим нравственным, гуманистическим и прагматическим содержанием [5].
В экспериментальной средней школе № 17 г. Махачкалы был проведен театрализованный праздник «Навруз-Байрам». Обычай празднования берет свое начало с древнейших
времен. «Навруз-Байрам» имел воспитательное значение для молодежи. Этот праздник был образцом уважительного отношения к явлениям природы, друг к другу. Цель проведенного театрализованного мероприятия «Навруз-Байрам» - показать учащимся обычай народа почитать родных, показать им навыки общения, сложившиеся в течение многих лет.
Этот праздник народ начинал с посещения родных; если в семье была молодая невестка, ее отправляли с утра на целый день к отцу с матерью, а вечером свекр со свекровью являлись и сами в гости к ним. За ужином, который начинался с того, что все просили прощения друг у друга за обиды, причиненные вольно или невольно, намечали, когда и как проводить время, просили прощения у ближних за обиды и содеянные против них поступки, просили прощения и у умерших, приходя на кладбище к их могилам. Участие детей в праздновании «Навруз-Байрам» воспитывало в них нравственные качества, закладывало основы бережного уважительного отношения к старшим и окружающей природе [1].
Вера в силы природы, которые могли принести большую пользу и причинить немалый вред, заставляла людей изучать законы природы и подчиняться им. Этому народ учил своих детей. Использование народных знаний, обрядов во внеклассной работе и на уроках позволяет решить одну из актуальных проблем современной школы - формирование экологического сознания. Связь науки с народной традицией полезна обеим, так как она не дает исчезнуть вековому народному знанию, что необходимо в экологических целях.
Необходимость экологического воспитания подрастающего поколения диктует сама жизнь. Сегодня нередко мы сталкиваемся с тем, что ребята не знают, как вести себя в лесу, на поляне, не имеют понятия о названиях растений, об их целебных или ядовитых свойствах. Все чаще замечаем, когда выводим детей на экскурсии, как они стараются нарвать побольше цветов. Дети не задумываются над тем, что растения красивы в первозданном виде. Гуманное отношение учащихся к природе будет зависеть от того, насколько осознаем мы, взрослые, что воспитание высоконравственной личности, способной воспринимать природу как мир, в котором он живет, начинается в семье, продолжается в детском саду, а затем в школе.
Проведенные мероприятия воспитывают в детях гуманное отношение к природе, у учащихся развивается умение работать с дополнительной литературой, развивается память, внимание, мышление. Таким образом, повышение эффективности процессов обучения и воспитания высоконравственной личности во многом зависят от использования в учебно-воспитательном процессе методов, развивающих познавательную активность, интенсифицирующих процесс обучения.
Учащиеся 7 классов при проведении тематических классных часов в школе или на экскурсии в лесу задают вопросы:
1. Как называется это растение?
2. Для чего его используют? Почему?
Отвечая на вопросы для развития познавательной активности детей, целесообразно использовать легенды. Так, классным руководителем была рассказана трогательная легенда, которая давно живет в народе: «Когда в лесу расцвел ландыш, он увидел благоуханную Весну. Она была так прекрасна, что ландыш сразу полюбил ее и сколько ни смотрел, не мог насладиться ее красотой. Да и сама Весна была неравнодушна к маленькому, изящно одетому в беленькое платьице, цветочку, укрывающемуся под широким зеленым зонтиком. Но Весна в
солнечном наряде - это веселое и жизнерадостное создание - на самом деле всемирная кругосветная путешественница. Она никогда не находит себе покоя и, рассыпая всем теплые ласки, ни на ком не останавливается; и потому случилось, что она так очаровала, так обворожила лесной цветок, что он расцвел от внутреннего счастья, влюбился в прелестную Весну и стал жить только ее жизнью. Но вот прошла весенняя пора, и красавица стала уходить, уступая свое место жаркому Лету. Ландыш еще долго оплакивал ушедшую ласковую, теплую Весну. Тяжелое горе ландыш перенес также безмолвно, как и радость любви. Маленькие цветочки его опали, и на их месте из самого сердца выступила кровь и обагрила зеленые слезы, ставшие потом ярко-красными слезинками-ягодами.
В предгорных лесах, в затемненных местах под деревьями и кустарниками, в долинах степных рек, а то и на склонах гор в майские дни всегда можно заметить травянистое растение с тонким стройным стебельком. И каждый сразу безошибочно узнает его - это ландыш. Ландыш - ядовитое и лекарственное растение. Настойка ландыша входит в состав «капель Зеленина». Ландыш используется в парфюмерной промышленности».
Многие народы Дагестана видели в растениях живых существ, способных сопереживать. Об этом свидетельствует легенда: «Как-то Пророк Мухаммед сказал жене, что вечером он введет в дом вторую жену. Долго ждала его жена, но Пророк Мухаммед не возвращался. Вдруг она услышала пение свадебной песни, извещавшей о женитьбе ее мужа. Сердце женщины тревожно забилось. Переполненная тревогой, она вышла на улицу и заплакала, обняв рядом растущее дерево. Дерево, почувствовав боль души женщины, впитало в себя эту боль. С тех пор шелест листьев этого дерева напоминает трепет женского сердца. В народе это дерево называют ива плакучая» [1].
Существует большое количество легенд, сложенных народом. В легендах собраны крупицы народных наблюдений, их мудрости. Поэтому этот бесценный благодатный материал, вызывающий интерес к предмету, заставляет детей запомнить признаки и свойства растений, связывать научные данные с народными знаниями. Расширяется кругозор учащихся, повышаются познавательные потребности. Особенно положительно реагируют дети с холерическим свойством темперамента. Наблюдения показали, что у этих детей очень скоро пропадает интерес к однообразной, сухой научной информации, внимание при этом ослабляется. Поэтому, изменяя и дополняя содержание базовых знаний, где это возможно, легендами, народными приметами, можно развивать интерес и внимание детей к внеклассным мероприятиям. Учащиеся со свойством темперамента - меланхолик также требовательны к содержанию используемых дополнительных сведений. Сангвиники и флегматики материал усваивают быстро, сами находят и изучают этноэкологическое наследие народа.
Народные наблюдения, подкрепленные биологическими знаниями, в значительной мере определяют отношение детей к природе, поступкам людей. С этими знаниями связаны оценочные суждения личности на жизнь. Формируются нравственные качества личности, такие, как ответственность, самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим.
Библиографический список
1. Ахмедова A.M. Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2008. - 22 с.
2. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи / Б.Ш. Алиева. - Пятигорск, 2006. - 288 с.
3. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX-XX веках / А.Г. Булатова. - Л., 1988. - 197 с.
4. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли / J1.H. Гумилев. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989 г. -496 с.
5. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа / Ш.М. Казиев, И.В. Карпеев. - М„ 2003. - 451 с.
6. Магомедова З.М. Культура и традиции народов Дагестана / З.М. Магомедова. - Махачкала, 1997. - 94 с.
7. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., НИИ НШ, 1987. - 22 с.
8. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека / Т.Г. Саидов. - Махачкала, 1994. - 133 с.
Е.Е. Войлокова Б.В. Тихонова
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА ФИЛИАЛА «НИУ ВШЭ - НИЖНИЙ НОВГОРОД»
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентации студентов бакалавриата НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Описаны содержательные характеристики профилей карьерных ориентаций студентов четырех факультетов по направлениям обучения «Экономика», «Менеджмент», «Право», «Бизнес-информатика и прикладная математика», проведен сравнительный анализ этих характеристик. Представлены результаты факторного анализа, позволившего выделить и описать три группы респондентов: «лидеры», «профессионалы», «альтруисты». Обоснована актуальность психологического сопровождения карьерно-профессионального развития студентов с учетом содержательных особенностей их карьерных ориентаций, в обобщенном виде описаны основные направления такого сопровождения.
Ключевые слова: карьера, карьерные ориентации, студенчество, психологическое сопровождение карьеры.
У каждого человека ближе к юношескому возрасту появляются определенные жизненные планы. Эти жизненные планы являются приближенными ответами на очень важные вопросы: как жить? кем стать? кем работать? какую выбрать профессию? какие ценности считать предпочтительными и почему? Одним из ключевых вопросов для будущего выпускника является проблема профессионального самоопределения и успешного начала карьерного пути. В современном динамично развивающемся мире, с учетом текущей социально-экономической ситуации, актуальными становятся проблемы, связанные с успешным плани-
© Войлокова Е.Е., Тихонова Б.В., 2013