Научная статья на тему 'Традиции народа как средство экологического воспитания младших школьников'

Традиции народа как средство экологического воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1076
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРИРОДОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадирова Марзия Рамазановна

Описана опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в экологическом воспитании младших школьников с привлечением знаний о природе, которые заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах, традициях и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадирова Марзия Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиции народа как средство экологического воспитания младших школьников»

Психолого-педагогические науки

• • •

21

советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 2006. С. 30231. 8. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времен и детства. М. : Моек, псих.-соц. ин-т, 000 «Флинта», 2004. С. 71. 9. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности учителя. М. : Наука, 2006. С. 27. 10. Шаймарданов Р. X. Теория и технология интенсивного развития профессиональной личности учителя в вузе. Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2007. С. 14, 39.

Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.

УДК 371.04(471.67)

ТРАДИЦИИ НАРОДА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

©гою кадирова М.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

Описана опытно-экспериментальная работа по использованию народных традиций в экологическом воспитании младших школьников с привлечением знаний о природе, которые заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах, традициях и т.д.

The author of the article conducted the experimental work on the use of folk traditions in junior schoolchildren’s ecological education, involving knowledge of nature, which concluded in proverbs, sayings, superstitions, beliefs, tales, rituals, traditions, etc.

Ключевые слова: экологическое воспитание, младшие школьники, природосберегающие традиции, народные приметы.

Keywords: environmental education, junior schoolchildren, nature-protection traditions, folk nature sayings.

В настоящее время, вместе с утверждением позиций нового гуманистического типа экологической культуры, важное значение приобретает критический пересмотр представления о биосоциальной системе «чело-век-общест-во-природа» через экологическое образование и воспитание, реализацию принципов потребительской культуры.

Глобальный экологический кризис требует воспитания подрастающего поколения, просвещения населения с позиций нового миропонимания, замены представления об объектив-

ном существовании системы «природа-общество».

Большими возможностями в решении проблемы экологического воспитания обладает народная педагогика. У каждого народа накоплен богатый опыт воспитания подрастающего поколения, охватывающий все аспекты жизни, в том числе и отношение к окружающей среде, природе. Умение видеть красоту природы и ценить ее значение у ребенка формировалось с малых лет через наставления родителей, старших родственников в форме

22

Известия ДГПУ, №1, 2010

сказок, пословиц, поговорок, загадок, потешек и т.д.

Изучение психолого-

педагогического, исторического и этнографического материала дает основание полагать, что этнопедагоги-ческое наследие дагестанских народов содержит богатый опыт бережного и разумного отношения к родной земле и природной среде. При этом интересное прошлое Дагестана, богатая и самобытная культура, традиции, обычаи и обряды народов, проживающих на его территории, в своей основе способствуют воспитанию такой личности, которая могла бы жить в полном органическом согласии с природой, поскольку нарушение этого согласия несет всему разрушение и смерть. Люди должны жить в мире между собой и природой: «Будешь добр к природе, тогда и природа будет добра к тебе» гласит пословица.

Почтительное отношение к окружающей природе воспитывалось через систему определенных запретов-табу, которые имели отчасти религиозный характер, чему свидетельством служит запрет с давних времен на ломку и без особых нужд рубку деревьев. Деревья наделялись душой, им приписывались человеческие качества, к ним относились как к существам высшего порядка, испрашивая помощи и благословления перед начинаниями или прося прощение за «вынужденное причинение боли», а грехом считалась рубка плодовых деревьев, молодняка, а также деревьев некоторых пород.

В Дагестане, как и у многих народов мира, в честь рождения ребенка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. С особой любовью и почтением дагестанцы относились к земле: существовал строжайший запрет плевать на землю, бросать на нее мусор, лить кипяток, без нужды ковырять. В фольклоре народов, занимающихся земледелием, много песен-покаяний перед землей-кормилицей, которую прихо-

дится распахивать, вопреки заложенному веками правилу не нарушать земной покров.

Особой силой наделяли родниковую воду, отсюда идет обычай расчищать и обихаживать родники и колодцы. Запрещалось разрушать муравейники, трогать гнездующихся птиц и яйца, охотиться на самку с детенышами, пьющих воду животных и так далее.

По существу, система запретов была основой нормы поведения человека, во многом определяющей его нравственные устои, где в своеобразном и самобытном отношении к природе, ее явлениям содержались воспитывающие и высоконравственные истины.

У дагестанского народа земля, занимая важное место во всех аспектах жизни, представляется матерью, отношение к ней уподобляется отношениям младенца к матери, что явствует из изречения «Нас кормит земля своей грудью». О высокой экологической культуре дагестанского народа свидетельствуют изречения: «Сила страны от земли»; «У кого есть земля, у того есть пища, у кого есть пища, у того есть сила»; «То, что в землю упало, - цветком стало, то, что в огонь упало, - углем стало».

На основе наблюдений за разными явлениями из жизни животного царства, время наступления посева определяется следующими признаками: «Если грачи прилетели - через три недели нужно выходить на посев», «Если грачи сели в гнезда -через неделю надо выходить на посев», «Когда лягушки весной сильно квакают - пора сеять рожь», «Когда скворец скворчат выводит - сей чечевицу», «Ласточка прилетела -время сеять горох».

Дагестанский народ, на протяжении всей истории изучая природу родного края, постигал ее закономерности. Так, глубокая распашка могла привести к переворачиванию глинистого слоя, который, оказавшись наверху, ухудшал бы воздух и

Психолого-педагогические науки • • •

проницаемость почвы. Для сохранения и восстановления структуры и плодородия почвы народ практиковал удобрения. Однако чрезмерное применение удобрений оказывает отрицательное влияние. Поэтому земледельцы должны были знать свойства почвы, особенности возделываемых культур и климатические факторы, которые определяют дозу вносимых в почву удобрений. Так, ячмень требует чистой, рыхлой, плодородной и хорошо слежавшейся почвы, в связи с чем ячмень сеяли на увлажненное поле.

Природно-хозяйственный цикл дагестанцев основывался на определенной системе чередования весенне-летних и осенних работ, сезонного использования пастбищных и посевных площадей. Умеренный выпас, при котором уничтожение растительности скотом примерно соответствовало приросту биомассы, не только не затруднял роста и развития трав, но и способствовал наибольшей продуктивности и устойчивости пастбищ.

Природа Республики Дагестана богата различными целебными средствами, в том числе лекарственными растениями, вера в целительное воздействие которых нашла отражение в устном народном творчестве. Народные врачеватели учитывали и определенное воздействие биогенных факторов различных растений. Считалось, что во второй половине мая и июне растения особенно богаты целебными свойствами, что учитывалось при сборе трав, цветов, листьев.

Как справедливо отмечал А. Бес-тужев-Марлинский, дагестанцы

«осуждены были с колыбели выбивать свое существование у грозной природы», им приходилось возводить в труднодоступных местах каменные стены, таская на собственной спине камни и землю, создавать террасы.

Обработкой земли были заняты все, включая детей, всегда находив-

23

шихся рядом с родителями, усердно помогая им. Девочка до 13-14 лет должна была пройти школу домашнего хозяйства и женского рукоделия, что формировало потребность в труде: вместе со старшими «по высоким, крутым и отвесным скалам они перекидывали деревянные желоба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода», «вырубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки, за десятки верст вели воду от источников рек в поднебесье». Требования к становлению у ребенка качеств горца выражались так: «Увидишь воду - будь рыбою, увидишь скалу - будь козою» [2].

Трудовое воспитание как венец всей системы народного воспитания вбирало в себя эстетическое, физическое, нравственное, а также полноценное умственное воспитание, чему подтверждением служат трудовые традиции дагестанского народа, в которых отразился исторический путь, пройденный им.

Очень показательны обычаи и обряды, которые отличаются большим разнообразием, красочностью и поражают сплетением рациональных действий, основанных на трудовом опыте народа и призванных способствовать хозяйственным занятиям людей. Об обычаях, обрядах и поверьях различных народов имеется большая научная и научнопопулярная литература [2, 3, 4, 5, 6 и др.], где этнографы, фольклористы, социологи, религиоведы объясняют возросший общественный интерес к национальным традициям стремлением выявить и познать истоки культуры своего народа, сохранить все положительное с тем, чтобы использовать его при формировании культуры нового общества.

Богатая материальная культура Дагестана является подтверждением трудовых достижений его народов (множество праздников, обрядов и т.д.), являющихся эффективным средством экологического воспитания детей. Наиболее распространенными

24

Известия ДГПУ, №1, 2010

и массовыми праздниками дагестанцев являлись так называемые календарные праздники, связанные, в основном, с трудовой деятельностью. Среди них весенний праздник Навруз, который способствовал формированию у детей экологической культуры и развивал потребность общения с природой, познанию реального мира, определял положительное поведение людей в природе.

Навруз совпадает по солнечному календарю с днем весеннего равноденствия и как праздник связан с практикой земледельцев, обрядом первой борозды - началом весеннего сева.

Народные праздники и обряды играли важную роль в физическом, нравственном, эстетическом и экологическом воспитании, где имитация желаемого процветания природы проявлялась не только в обычае обвешивания веток деревьев различными предметами, но и выражалась конкретно в произносимых благопожеланиях.

Велика воспитательная роль народных примет, по которым крестьяне правильно предсказывали погоду и которые запоминались и сравнивались ежегодно, на основе чего составлялись календари посевов и посадок, время выхода на сенокос, уборки урожая и т.д. Из поколения в поколение переходили и совершенствовались приемы предсказания погоды по приметам: «Если тучи вместе скучатся, поднимутся очень высоко в небо, теплый дождь пойдет», «Если в летний день дождевая туча белесой кажется, град пойдет», «Если соль намокнет, будет дождь», «Если ночью появится роса, то днем дождя не будет».

Широко распространены были предсказания на лето по зимним наблюдениям. Так, урожай хлебов связывался с глубиной снега, его плотностью, временем таяния, промерзания и весенним оттаиванием почвы, разливом рек и т.д. «Если зимою очень много насядет снегу (волнами)

ступеньками, как у лесенки, летом будет хлеб очень хорошим», «Если снег мелкий, он скоро не сойдет, будет дождливый год, хлеб и корм для скота будут расти хорошо» [8. С. 232].

Важное, значение придавалось праздникам и обрядам, связанным со скотоводством (получение приплода, первый выгон скота, начало доения и т.д.), когда пяти- и шестилетние дети выбирали себе ягнят и следили, чтобы они хорошо питались, для чего с рук кормили веточным кормом, убирали за ними, ухаживали, а с семивосьми лет мальчикам доверяли уход за жеребятами. Пасти скот ранней весной и поздней осенью разрешалось детям восьми и десяти лет, которые имели индивидуальные трудовые обязанности, несли ответственность за свою работу друг перед другом, перед взрослыми и т.д. Многовековой опыт скотоводческого хозяйствования нашел свое отражение в пословицах, поговорках о роли скота в жизни семьи.

Охота - одно из древнейших занятий, традиционное явление в Дагестане, но и она осуждалась народами, если без особой надобности, ради потехи убивали зверей. Так воспитывалось в детях бережное отношение к окружающей среде, чувство гуманизма, вырабатывались качества, необходимые для жизни: терпеливость, сообразительность, смекалка, находчивость и т.д.

Анализ народных традиций и обычаев дагестанцев позволяет сделать вывод о том, что в основе бережное отношение к природной среде стало основным принципом традиционного народного мировосприятия. Использование опыта народа в экологическом воспитании детей, по нашему мнению, может оказать действенную помощь в работе образовательных учреждений.

Опытно-экспериментальной работой по использованию народных традиций в экологическом воспитании младших школьников, привлече-

Психолого-педагогические науки • • •

нию знаний дагестанских народов о природе, которые заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах, традициях, играх и т.д., были охвачены учащиеся 4-х классов средних школ городов Махачкалы и Хасавюрта.

В систему базовых знаний, составляющих курс природоведения (программа), был дополнительно включен эколого-краеведческий материал, где особое внимание было уделено организации и проведению уроков и экскурсий, определению их места в системе учебного предмета. Для каждого блока была намечена взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний, усвоению которого способствовали методические приемы, сравнения, обобщения, прогнозирования и т.д.

При изучении темы «Земля и человечество» показывается роль растительности в жизни животных и человека. При этом учительница, раскрывая связь растений с почвой, обращая внимание на значение удобрений в повышении плодородия земли, приводит дагестанские народные пословицы: «Больше землю удобряй

- выше будет урожай»; «В поле свез навоз, с поля - хлеба воз»; «Кто землю лелеет, того земля жалеет»; «Клади навоз густо - в амбаре не будет пусто»; «Земля хоть и кормит, но и сама есть просит»; «Земля заботу любит»; «В землю не положишь

- с земли не возьмешь»; «Коню -овес, а земле - навоз»; «Возвращай земле долг - будет толк».

При рассказе о том, что почва представляет собой поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием, что ее образование шло длительное время, отмечается, что при перекапывании наши деды и прадеды копали землю неглубоко, так как боялись, что этот слой уйдет вниз.

Педагог, рассказывая о сорняках и вредителях сельскохозяйственных культур, объясняет значение поговорок дагестанского народа: «От поля не

25

жди толку, если не вести прополку»; «Не мирись с сорняками, а то будешь с пустыми руками»; «Давай кукурузе ход - будет хороший доход», «Не полотое, что не сеяное». При этом отмечается, что поля не должны быть стерильно чистыми от сорняков, так как являются экологической нишей для полезных насекомых.

Подобная организация урока позволяло показать учащимся экологические связи и зависимости, существующие между явлениями природы и трудовой деятельностью человека, живой и неживой природой, имеющие большой воспитательный потенциал для формирования бережного отношения к почве и активному участию в природоохранной деятельности. Учащиеся правильно понимают, что все в природе взаимосвязано и что исключение из природной среды одного компонента приводит к нарушению естественного равновесия в природе.

Целевое назначение большинства уроков определялось необходимостью формирования в единстве со знаниями умений работать с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями и т.д.

Важнейшим условием формирования экологической культуры на краеведческой основе выступают непосредственные наблюдения за объектами и явлениями природы, для чего нами определен состав объектов и явлений, доступных для наблюдения в ближайшем природном окружении, и их временные параметры. Результаты наблюдений фиксируются в «Календарях природы» и дневниках, обобщаются и используются на уроках. Основу практических работ составляли экскурсии, на которых учащиеся знакомились с краеведческими объектами и их экологическим состоянием.

Значительное место на занятиях занимала интеграция, которая по-

26

Известия ДГПУ, №1, 2010

зволяла перейти от локального изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению, что обеспечивало возможность показа мира во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи и способствовало эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. При этом интегрированные уроки обеспечивали конкретный результат в обучении и воспитании, а именно должный уровень знаний по предмету, что проявлялось в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук; интеллектуальной активности, обеспечиваемой рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами; эмоционального развития учащихся, основанного на привлечении музыки, живописи, ли-

Примечание

• • •

тературы; познавательного интереса, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время; творческой деятельности, результатом которой были собственные стихи, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

В ходе педагогического эксперимента мы убедились, что результативность работы значительно повысилась при выборе соответствующих технологий экологического воспитания, использование которых прежде всего оказывало воздействие на эмоционально-волевую сферу личности, вызывая чувство гордости за древний и мудрый народ, любивший и хорошо знавший родную природу, порождая неудержимое желание научиться этому самому, расширяя контакты с природой, вызывая чувства сопереживания и отзывчивости, развивая стремление ее беречь и защищать.

1. Асельдеров М. А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала, 1986. 87 с. 2. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов Дагестана в XIX - начале XX вв. Л., 1988. 197 с. 3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1979. 254 с. 4. Магомедов А. М. Азбука горского намуса. Махачкала, 1994. 125 с. 5. Магомедов Р. М. Традиции и обычаи народов Дагестана. Махачкала, 1992. 177 с. 6. Мирзоев 111. А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992. 190 с. 7. Саидов T. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала, 1994. 278 с. 8. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Просвещение, 1976. 254 с.

Статья поступила в редакцию 11.03.2010 г.

УДК 37.01:39(471.67)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕВУШЕК К МАТЕРИНСТВУ

©гою Керимова З.С., Мирзоев Ш.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Освещены основные проблемы, связанные с материнским воспитанием в современном обществе, выявлены и представлены исторически выверенные на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.