Научная статья на тему 'Использование образовательных ресурсов в спорте'

Использование образовательных ресурсов в спорте Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
440
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные ресурсы / программное обеспечение / обучающие системы / мультимедийные и интерактивные материалы / виртуальная реальность / электронный учебник / искусственный интеллект. / educational resources / software / training systems / multimedia and interactive ma- terials / virtual reality / electronic textbook / artificial intelligence.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И В. Ольховская

В данной статье дается определение образовательных ресурсов в области спорта, проведен анализ используемых технологий и их короткий обзор, указаны области их применения. Рассмотрены современные обучающие системы, программное обеспечение и передовые компьютерные телекоммуникации в сфере физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — И В. Ольховская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF EDUCATIONAL RESOURCES IN SPORT

This article defines the educational resources in the field of sports, analyzes the technologies used and a brief overview of them, identifies areas of their application. Considered modern training systems, software and advanced computer telecommunications in the field of physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Использование образовательных ресурсов в спорте»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СПОРТЕ

И.В. Ольховская, старший преподаватель Узбекский университет физической культуры и спорта (Узбекистан, г. Ташкент)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10329

Аннотация. В данной статье дается определение образовательных ресурсов в области спорта, проведен анализ используемых технологий и их короткий обзор, указаны области их применения. Рассмотрены современные обучающие системы, программное обеспечение и передовые компьютерные телекоммуникации в сфере физической культуры и спорта.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, программное обеспечение, обучающие системы, мультимедийные и интерактивные материалы, виртуальная реальность, электронный учебник, искусственный интеллект.

Информационные и коммуникационные ресурсы физкультурно-образовательного назначения, представляют собой специализированные программные средства, используемые наряду с учебно-методическими пособиями, нормативно-технической документацией, применяемыми в образовательно-педагогическом процессе.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) эффективно повышают уровень подготовки в физкультурно-

оздоровительном процессе, способствуют активным занятиям спорта, изменяют отношение к собственному здоровью, разрешают достигнуть желаемых результатов в обозримом будущем. Всевозможные демонстрационные, мультимедийные и интерактивные материалы переводят образование на качественно новый уровень. Использование новых электронных учебных пособий позволяют студентам значительно расширить применение предоставленной информации.

Благодаря применению новейшего программного обеспечения, современной графики, 3Б изображения, виртуальной реальности, предоставляет воспроизвести реальную ситуацию в процессе обучения. При использовании такого учебного пособия, обучение проходит намного качественнее, легко усваивается теоретический материал, а занятия становятся интенсивнее, многообразнее и интереснее.

В процессе обучения происходит установка специфической техники двигательных действий - блокирование, подача мяча, нападающий удар в волейболе, бросок баскетбольного мяча, низкий старт в легкой атлетике, разбег и толчок в прыжках в высоту. Немаловажное обстоятельство то, что правильные двигательные действия закладываются при первоначальном ознакомлении с техникой движения.

Электронные учебные пособия используются на всех занятиях комбинированного типа. Учебный процесс проводится с помощью новейшего программного обеспечения, при котором компьютер является незаменимым помощником в освоении материала. Покадровый видеоряд, звук, пояснение в виде текста - основной информационный материал в обучении двигательных действий и моделирование последовательности движения в целом. Многократное изучение двигательной техники закрепляет теоретические знания, развивает логическое и образное мышление.

Электронная доска необходима для работы с обучающимися, дает возможность разложить техническое действие на слайды, разобрать ошибки, внести поправки или коррективы в дальнейшее выполнение двигательных действий. Использование электронного маркера, при просмотре слайдов, делает возможным показать линиями или стрелками направление движе-

ния спортсмена, выделить необходимую информацию на доске.

Постоянное участие в соревнованиях, сборах, разъездах, определяет непостоянное присутствие спортсмена на общих занятиях. ЭОР дает возможность не отстать от учебного процесса, получать образование в удаленном режиме. Электронный учебник имеет множество преимуществ: множество тестовых и контрольных заданий разного уровня сложности, наличие анимационных эффектов с аудиосопрово-ждением.

В Узбекистане, разрабатываются и внедряются обучающие системы в учебный процесс по художественной гимнастике, физиологии, спортивной метрологии, биомеханике, спортивно-педагогическим дисциплинам, математической статистике, восточным единоборствам, которые позволяют имитировать адаптационные процессы у спортсменов. Применение данных программ, приведет к повышению эффективности и уровня учебного процесса и спортивных результатов по биомеханике, физиологии и биохимии.

Наибольшее количество программ - это прикладные программные продукты (ППП) и автоматизированные системы (АС), предназначенные для оптимизации управления тренировочными процессами и степенью физико-технической подготовки спортсменов. Программно-аппаратные комплексы, позволяют обрабатывать, вычислять, анализировать информацию и биомеханические параметры, разрабатывать специализированные системы в подготовке спортсменов, систематизировать и сохранять их в базе данных.

Для эффективного сбора информации применяют тензоплатформу и электромаг-нитографию. Например: видеоанализ техники, позволяет выявить спортсмену его технические недостатки, скорость отталкивания стопы, полную картину о движении стопы. Все эти данные используются уже на реальных тренировках.

Использование программных средств и экспертных систем оптимально управляет подготовкой спортсменов. Например: тренировки бегунов, тяжелоатлетов, в легкой атлетике, в стрельбе. В спорных ситуациях

применяются НО-технологии и цифровые методы. Эти методы необходимы для таких видов спорта, где начисляются очки, ведутся судейские оценки в таких видах спорта как: гимнастика, синхронное плавание, выездка, прыжки с трамплина, легкая атлетика, борьба, фехтование.

В современном спортивном мире результаты соревнований и сами соревнования транслируются посредством сети Интернет в режиме он-лайн. Передовые компьютерные телекоммуникации помогают осуществлять обучение и предоставляют компетентную информацию намного быстрее, эффективнее и качественнее, чем это было «вчера».

Электронные образовательные ресурсы состоят из компьютерных обучающих программ и автоматизированных учебных курсов. Компьютерная обучающая программа используется в качестве самостоятельного и преподавательского обучения. Программы включают в себя текстовые, аудио и видео учебные материалы, которые обеспечивают приобретение нужных навыков, умений, мастерства в области спорта. Автоматизированные учебные курсы - это совокупность нескольких обучающих программ в одном виде спорта, нацеленные на достижение высоких результатов и психофизического состояния спортсмена.

Существенно упрощают обучение мультимедийные технологии: технические и методические средства обучения. К мультимедийным программным продуктам относятся учебные электронные курсы, электронные учебники, тесты, энциклопедии, справочники. Мультимедийные презентации проводятся на занятиях, вызывая повышенное желание к изучению материала, ознакомление с новейшей информацией посредством 3О изображения или виртуальной реальности, тем самым повышая заинтересованность студентов к изучению предмета и возможность самим создавать новое.

Для тестирования знаний и проведения различного рода контроля и интерактивного обучения, практикуют мультимедийные презентации и мультимедиа-ресурсы, становясь подспорьем преподавателю, вовле-

кая студентов в учебно-образовательный процесс по спортивно-педагогическим дисциплинам.

Основным нововведением в мультимедиа - технологии, стали системы "Виртуальной реальности" и средств телекоммуникаций, которые используется для нара-батывания навыков и умения. Спортсмен использует специальную экипировку (очки, шлем, печатки), датчики движения и сенсоры для отработки правильных движений, техники, реакции, тактики, погружаясь в виртуальную обстановку, позволяя многократно повторять действия без каких- либо существенных затрат, учитывая и поправляя ошибки выполненные в процессе.

Уже использовались и многократно применялись системы «искусственного интеллекта» на Олимпийских играх в Сочи 2014 и на чемпионате мира по футболу в 2018 году, зарекомендовав себя с надежной и безопасной стороны. Программное обеспечение ОаЛ:^ - это огромный выбор спецэффектов, цифровой видеографики, которое признано во всем мире и используется почти на всех чемпионатах и Олимпиадах.

Все больше людей используют дистанционные образовательные ресурсы,

которые помогают усвоить самостоятельно любой образовательный курс, получить высшее образование не выходя из дома, имея при этом компьютер или любое другое мобильное устройство, как на платной, так и бесплатной основе. Дистанционные образовательные ресурсы имеют множества интернет-учебников, которые разработаны на основе инновационных интернет-технологий для получения специального образования. Способность разрабатывать и публиковать Web - страницы, умение пользоваться новейшими информационными технологиями - необходимый критерий к современным специалистам физической культуры и спорта.

Использование образовательных ресурсов на основе инновационных технологий выводит на высококачественный уровень формирования интегрированных курсов на основе профилирующих предметов в области физкультурного образования. С помощью перспективных, вышеперечисленных технологий обучения, открывается огромный потенциал предоставляемого обучающего материала (компьютерные программы, лекции, презентации), которые дают возможность проводить занятия наиболее интересно и качественно, проводить тестирование, постоянно обновлять и

дополнять образование в области спорта.

Библиографический список

1. Рязанова З.Г., Янов В.В. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Учебное пособие. Электронное издание. - Красноярск, 2015.

2. Гурьев С.В. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте. - Екатеринбург РГППУ, 2014.

3. Воронов И.А. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Электронный учебник. - СПб ГУФК имени П.Ф. Лесгафта, 2005. — 80 с.

4. Петров П.К. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Высшее профессиональное образование. Учебник. Издательство: Советский спорт, 2013.

5. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.

USE OF EDUCATIONAL RESOURCES IN SPORT

I.V. Olkhovskaya, senior lecturer

Uzbek university of physical education and sport

(Uzbekistan, Tashkent)

Abstract. This article defines the educational resources in the field of sports, analyzes the technologies used and a brief overview of them, identifies areas of their application. Considered modern training systems, software and advanced computer telecommunications in the field of physical culture and sports.

Keywords: educational resources, software, training systems, multimedia and interactive materials, virtual reality, electronic textbook, artificial intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.