Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ Я. КОРЧАКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ Я. КОРЧАКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
формирование профессиональной направленности / социальное партнёрство / межведомственное взаимодействие / бакалавры / направление подготовки «Экономика и управление». / formation of professional orientation / social partnership / interdepartmental interaction / bachelors / the direction of training «Economics and management».

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — М Г. Новикова

Цель научного исследования состоит в обосновании необходимости и возможности формирования профессиональной направленности у бакалавров экономических направлений подготовки используя возможности муниципалитета на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства с работодателями. Представлен опыт формирования профессионально направленной открытой и интегрированной образовательной среды, обладающей целостностью и непрерывностью, которая обеспечивает эффективность, сбалансированность качества и количества подготовки профессиональных кадров, для удовлетворения потребностей муниципалитета. Методологическим основанием исследования стали подходы к изучению психолого-педагогических процессов и явлений, таких как: системный (В.Г. Афанасьев, Н.В. Блауберг, А.Н. Леонтьев; деятельностный: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В Петровский, Д.И. Фельдштейн); полисубъектный (А.В. Брушлинский, И.В. Вачков, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн); аксиологический (А.В. Кирьякова, Н.А. Асташова, Н.Д. Никандров, И.Л. Федотенко, Е.Н. Шиянов) и другие. Научная новизна исследования состоит в разработке методологических основ формирования профессиональной направленности бакалавров, будущих экономистов, создания полисубъектной общности из студентов, преподавателей университета, работодателей в рамках научно-произодственно-образовательной площадки. При этом нами учитываются особенности современных студентов, такие как «студенческий инфантилизм», инклюзия, поликультурное образовательное пространство, теория поколений, индивидуальные особенности каждого из будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — М Г. Новикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE LEGACY OF YA. KORCHAK TO PREPARE A BACHELOR FOR REAL LIFE

The purpose of the research is to substantiate the necessity and possibility of forming a professional orientation for bachelors of economic fields of training using the capabilities of the municipality on the basis of interdepartmental interaction and social partnership with employers. The article presents the experience of forming a professionally directed open and integrated educational environment with integrity and continuity, which ensures efficiency, balance of quality and quantity of training of professional personnel to meet the needs of the municipality. The methodological basis of the research was approaches to the study of psychological and pedagogical processes and phenomena, such as: systemic (V.G. Afanasyev, N.V. Blauberg, A.N. Leontiev); activity (A.G. Asmolov, L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.V. Petrovsky, D.I. Feldstein); Polysubject (A.V. Brushlinsky, I.V. Vachkov, L.M. Mitina, S.L. Rubinstein); axiological (A.V. Kiryakova, N.A. Astashova, N.D. Nikandrov, I.L. Fedotenko, E.N. Shiyanov) and others. The scientific novelty of the research consists in the development of methodological foundations for the formation of the professional orientation of bachelors, future economists, the creation of a polysubject community of students, university teachers, employers within the framework of a scientific, industrial and educational platform. At the same time, we take into account the peculiarities of modern students, such as «student infantilism», inclusion, multicultural educational space, the theory of generations, the individual characteristics of each of the future economists.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ Я. КОРЧАКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

МРНТИ 14.35.05 УДК 378

001:10.56032/2523-4684.2022.4.4.136

М.Г. Новикова1 Московский финансово-юридический университет

(Москва, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСЛЕДИЯ Я. КОРЧАКА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К РЕАЛЬНОЙ

ЖИЗНИ

Аннотация

Цель научного исследования состоит в обосновании необходимости и возможности формирования профессиональной направленности у бакалавров экономических направлений подготовки используя возможности муниципалитета на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства с работодателями. Представлен опыт формирования профессионально направленной открытой и интегрированной образовательной среды, обладающей целостностью и непрерывностью, которая обеспечивает эффективность, сбалансированность качества и количества подготовки профессиональных кадров, для удовлетворения потребностей муниципалитета. Методологическим основанием исследования стали подходы к изучению психолого-педагогических процессов и явлений, таких как: системный (В.Г. Афанасьев, Н.В. Блауберг, А.Н. Леонтьев; деятельностный: А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В Петровский, Д.И. Фельдштейн); полисубъектный (А.В. Брушлинский, И.В. Вачков, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн); аксиологический (А.В. Кирьякова, Н.А. Асташова, Н.Д. Никандров, И.Л. Федотенко, Е.Н. Шиянов) и другие. Научная новизна исследования состоит в разработке методологических основ формирования профессиональной

направленности бакалавров, будущих экономистов, создания полисубъектной общности из студентов, преподавателей университета, работодателей в рамках научно-произодственно-образовательной площадки. При этом нами учитываются особенности современных студентов, такие как «студенческий инфантилизм», инклюзия, поликультурное образовательное

пространство, теория поколений, индивидуальные особенности каждого из будущих экономистов.

Ключевые слова: формирование

профессиональной направленности, социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие, бакалавры, направление подготовки «Экономика и управление».

М.Г. Новикова1 1Мэскеу каржы-зан университет (Мэскеу, Ресей)

БАКАЛАВРДЫ НАКТЫ @М1РГЕ ДАЙЫНДАУ УШ1Н Я. КОРЧАКТЫК М¥РАСЫН ПАЙДАЛАНУ

Аннотация

былыми зерттеуд'1н максаты-ведомствоаралык езара iс-кимыл жэне жумыс берушлермен элеуметт'1к серiктестiк негiзiнде муниципалитеттiн мYмкiндiктерiн пайдалана отырып, экономикалык барыттары бакалаврларда кэсби багытты калыптастыру кажеттiлiгi мен мYмкiндiгiн непздеу. Муниципалитешн кажеттiлiктерiн канагаттандыру Yшiн кэаби кадрларды даярлау сапасы мен санынын тиiмдiлiгiн, тепе-тендiгiн камтамасыз ететн тутастык пен Yздiксiздiкке ие кэ^би багытталган ашык жэне интеграцияланган бiлiм беру ортасын калыптастыру тэж'1рибеа усынылган. Зерттеуд'1н эдiснамалык негiзi психологиялык-педагогикалык процестер мен кубылыстарды зерттеу тэсiлдерi болды, мысалы: жYЙелiк (В.Г. Афанасьев, Н. В. Блауберг, А.Н. Леонтьев); белсенд'1 (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн); полисубъектiлiк (А.В. Брушлинский, И.В. Вачков, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн; аксиологиялык (А.В. Кирякова, Н.А. Асташова, Н.Д. Никандров, И.Л. Федотенко, Е.Н. Шиянов) жэне баскалар. Зерттеуд'1н гылыми жаналыгы бакалаврлардын, болашак экономистерд'1н кэаби багытын калыптастырудын эдiснамалык негiздерiн эз'1рлеуден, Fылыми-eндiрiстiк-бiлiм беру аланы шенбер'1нде студенттерден, университет

окытушыларынан, жумыс берушлерден

полисубектiлiк кауымдастык курудан турады. Бул ретте 6i3 «студентт'1к инфантилизм», инклюзия, кепмэдениетт'1 бiлiм беру кенстп, урпактар теориясы, болашак экономистерд'1н эркайсысынын жеке ерекшелiктерi сиякты заманауи студенттердiн ерекшелiктерiн ескеремiз.

ТYЙiндi сездер: кэаби багытты калыптастыру, элеуметт'1к эрiптестiк, ведомствоаралык езара ic-кимыл, бакалаврлар, «Экономика жэне баскару» дайындык багыты.

M.G. Novikova1 Moscow University of Finance and Law (Moscow, Russia)

USING THE LEGACY OF YA. KORCHAK TO PREPARE A BACHELOR FOR REAL LIFE

Annotation

The purpose of the research is to substantiate the necessity and possibility of forming a professional orientation for bachelors of economic fields of training using the capabilities of the municipality on the basis of interdepartmental interaction and social partnership with employers. The article presents the experience of forming a professionally directed open and integrated educational environment with integrity and continuity, which ensures efficiency, balance of quality and quantity of training of professional personnel to meet the needs of the municipality. The methodological basis of the research was approaches to the study of psychological and pedagogical processes and phenomena, such as: systemic (V.G. Afanasyev, N.V. Blauberg, A.N. Leontiev); activity (A.G. Asmolov, L.S. Vygotsky, V.V. Davydov, A.V. Petrovsky, D.I. Feldstein); Polysubject (A.V. Brushlinsky, I.V. Vachkov, L.M. Mitina, S.L. Rubinstein); axiological (A.V. Kiryakova, N.A. Astashova, N.D. Nikandrov, I.L. Fedotenko, E.N. Shiyanov) and others. The scientific novelty of the research consists in the development of methodological foundations for the formation of the professional orientation of bachelors, future economists,

the creation of a polysubject community of students, university teachers, employers within the framework of a scientific, industrial and educational platform. At the same time, we take into account the peculiarities of modern students, such as «student infantilism», inclusion, multicultural educational space, the theory of generations, the individual characteristics of each of the future economists.

Key words: formation of professional orientation, social partnership, interdepartmental interaction, bachelors, the direction of training «Economics and management».

Введение. Современные студенты вузов часто имеют лишь теоретические знания, полученные на лекциях в университете, и имеют идеалистическое (воображаемое) представление о том, как, где и в каких условиях они будут работать. Они не подозревают о серьезной конкуренции среди соискателей вакансий на рынке труда, что создаёт у них проблемы с трудоустройством по специальности, а также вызывает трудности при социальной, психологической и профессиональной адаптации. Преподаватели вузов, готовя студенов по учебникам, часто забывают, что необходимо воспитывать стойких, не боящихся трудностей работников, которые устоят перед профессиональными сложностями, неудачами и проблемами. Используя наследие великого польского педагога Я. Корчака, мы должны обратить внимание педагогов на воспитание навыков самопознания, самоконтроля у будущих профессионалов. Научить не только ценить и искать правду в профессии, но и распознавать ложь, не только соглашаться на все условия работодателей, но и отстаивать свою точку зрения, не только слушаться, но и бунтовать. Важно, чтобы молодые люди умели пользоваться своим правом высказывать свои мысли, могли активно участвовать в профессиональных рассуждениях, находить и отстаивать свое место в профессии, получать достойную заработную плату и успешно строить карьеру. Они должны быть готовых

столкнуться с серьезными требованиями со стороны работодателей, проявить себя и состояться в профессии. В современном мире, чтобы получить работу по специальности, нужно доказать, что ты умеешь и можешь сделать это лучше других. Проведенный опрос соискателей вакансий сайтом по поиску работы ИЬ показывает [1], что только 19% выпускников вузов в Московской области устраиваются работать по полученной специальности. Большинство их них пасуют перед трудностями, сталкиваясь с завышенными требованиями работодателей, и трудоустраиваются не по специальности. А современному высокотехнологичному производству нужны креативные, энергичные, знающие и умеющие быстро принимать решения кандидаты, ждать пока молодой специалист адаптируется, научится и начнёт работать в полную силу, современные работодатели не готовы. Технологии на производстве, такие, как цифровизация, модернизация, интеграция, лишь усугубляют ситуацию. Из-за экономического кризиса многие предприятия вынуждены сокращать количество сотрудников, увеличивать

профессиональную нагрузку на оставшихся, повышать требования к компетенциям претендентов, переводить работников на другие позиции, переучивать за счёт компании. Негативные последствия этих изменений коснулись всех соискателей вакансий, но прежде всего молодых специалистов.

В 2021 году нами было проведено анкетирование 29 работодателей, принимающих на работу соискателей экономических направлений подготовки в городском округе Ступино Московской области. Из результатов исследования мы видим, что у подавляющего числа работодателей нет чёткой системы предпочтений для отбора кандидатов при приёме на работу, однако 64% из них сложно подобрать сотрудников с соответствующей подготовкой и необходимой для них квалификацией, 28% опрошенных отмечают трудности подбора сотрудников и лишь 7% из них бысто находят нужый

персонал. Почти 85% работодателей требуют от соискателей быстро воспринимать новую информацию, изучить технологии своей компании, развивать новые идеи и быстро принимать решения; ожидают от соискателей готовности и способности к дальнейшему обучению - 79%; считают необходимым дополнительное развитие навыков работы на компьютере и знание необходимых в работе программ - 71% работодателей. Поэтому большинство работодателей выбирают специалистов с опытом работы на аналогичных предприятиях отрасли. И только менее 10% из них отдают предпочтение молодым специалистам.

Успешность в профессиональной деятельности и карьере выпускника вуза определённой профессиональной области во многом зависит от его профессиональной направленности,

сформированной в процессе обучения в вузе. ФГОС ВО уровня бакалавриата требует от выпускника владения 20-ю профессиональными компетенциями (ПК) [2]. Исходя из формулировок образовательного стандарта направления подготовки «Менеджмент», «Экономика», можно сделать вывод о том, что бакалавр должен уметь решать профессиональные задачи на уровне работника с приличным стажем профессиональной деятельности. Для выполнения требований к уровню квалификации выпускника необходимо, чтобы все студенты вуза владели полным набором профессиональных компетенций. Для этого нужно наладить тесное взаимодействие студентов и работодателей. Другими словами, при проектировании и реализации образовательных программ вузам надо учитывать региональную и муниципальную специфику, потребности и возможности конкретных работодателей, и уже ориентируясь на них, наполнять содержанием профессиональный компонент обучения бакалавров - вариативные дисциплины профессионального цикла. Он должен содержать и отражать современные требования рынка труда к работникам данной профессиональной области, а будущий выпускник обладать знаниями о современном

высокотехнологичном производстве, навыками и умениями как для быстрой профессиональной адаптации, так и для будущей профессиональной деятельности. Важностью соответствия выпускника вуза современным образовательным стандартам обоснована научная проблема нашего исследования: каким образом можно обеспечить взаимодействие образовательного учреждения и предприятий, используя инновационные площадки региона, при котором будет эффективно сформирована профессиональная направленность у бакалавров направлений подготовки «Экономика и управление».

Задачи исследования:

— раскрыть сущность понятия «профессиональная направленность бакалавров экономических направлений подготовки», представить и систематизировать опыт учёных-педагогов по рассмотрению данного понятия, сделать собственные выводы, отражающие авторский вклад в развитие педагогической науки;

— охарактеризовать уровень профессиональной направленности выпускников современных вузов экономических направлений подготовки на примере Ступинского филиала АОЧУ ВО «Московского финансово-юридического университета МФЮА»;

— определить педагогические условия для эффективного формирования профессиональной направленности бакалавров экономических направлений подготовки в рамках межведомственного взаимодействия с муниципалитетом и социального партнёрства с работодателями.

Методы исследования. В исследовании нами были применены следующие теоретические методы: анализ научной литературы по теме исследования, контент-анализ; эмпирические методы: индивидуальные и групповые беседы со студентами, психолого-педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование, эссе, индивидуальные и групповые беседы со студентами.

Обзор литературы по теме. Теоретическую базу исследования составили: фундаментальные работы по педагогике и психологии (А.Н. Леонтьев (1975), А.Г. Маслоу (2008), С.Л. Рубинштейн (1997), В.А. Сластёнин (1995)), целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский (1982), В.В. Краевский (2001), А.М. Новиковой (2010), В.В. Сериковой (2015)); по педагогическим проблемам высшей школы (Н.В. Кузьмина (1970), А.А. Орловой (1996)), теории поколений (И.Л. Федотенко (2020)); различные концепции формирования профессиональной направленности личности (К.А. Абульханова-Славская (1981), Ф. Герберг (1959), Дж. Голланд (1963), М.Р. Гинзбург (1994), Д. Сьюпер (1957)).

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке и внедрении критериев и компонентов, позволяющих установить уровень сформированности профессиональной

направленности бакалавров экономических направлений подготовки в вузе. Полученные результаты могут быть применены вузами для создания региональной (муниципальной) среды для реализации возможности использования

имеющихся ресурсов (производственных и образовательных площадок работодателей, коворкингов, технопарков, кванториумов).

Основная часть. Научных исследований по формированию профессиональной направленности в вузе много, однако большинство из них не учитывают психологические и поколенческие особенности современных студентов [3]. Современные студенты существенно отличаются от своих предшественников, поэтому мы используем в работе подход к обучению с учётом теории поколений (милениалы, поколение Y, Z, «снежинки»). Их принадлежность к определённой группе выражается в особенностях характера и личностных качеств. Мы наблюдаем увеличение степени инклюзивности высшего образования, роста миграции среди студентов. Приходится обучать студентов разных возрастных категорий,

национальностей, культур, языка, с особенностями физического и психического здоровья.

Анализ современных научных исследований показал, что вопросы формирования профессиональной направленности у студентов вуза рассматривались, в основном, в рамках учебных курсов и производственной практики студентов. Мы видим проблему значительно шире и считаем, что важно выявить требования социальных заказчиков образования (предприятий), определить смысл и социальное назначение профессиональной деятельности. Производственно-образовательные площадки, имеющиеся в регионах, такие как коворкинги, технопарки, кванториумы, нужно использовать как элементы консолидации образования, производства и бизнеса. Это позволяет определить цели и ценности работодателей, которые отражают объективные потребности

образовательных заказчиков. Такой аспект не получил достаточного внимания в современных научных исследованиях. Мы отметили, что в теории наблюдается дефицит исследований применения инновационных производственно-образовательных площадок в регионах, базу которых можно использовать при формировании профессиональной направленности бакалавров различных направлений подготовки. При создании определённых педагогических условий, психологического и организационного сопровождения студентов можно включать заинтересованные предприятия и организации в профессиональную подготовку бакалавров, учитывая при этом потребности региона в профессиональных квалифицированных кадрах. Это позволит сориентировать образовательный процесс вуза на конкретных заказчиков образования и получить необходимые профессиональные умения и навыки у студентов, что, с свою очередь, создаёт благоприятные условия для развития экономики региона, в целом.

Изучив сущность и структуру проблемы, мы сформулировали понятие: профессиональная направленность студента - это системное

формирование личности, интегрирующее в себе осознание своих интересов, способностей и потребностей, мотивов к учебно-познавательной деятельности, стремление к высокому уровню освоения знаний, готовность к труду для успешного овладения профессией, стремление к обладанию необходимыми личностными качествами для дальнейшей профессиональной деятельности [4]. Профессиональная направленность бакалавров высшего образования - это система убеждений и мотивов личности, проявляющаяся в сильной ориентации на профессию и обеспечивающая успешность в процессе профессионального становления, а в дальнейшем в профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях региона. Кроме того, профессиональная направленность бакалавра экономических направлений подготовки - это необходимое значимое качество личности, связанное с определённой активностью в учебной, воспитательной, профессиональной и социальной деятельности [5].

Изучив научную литературу по теме исследования, а также используя полученные результаты нашей работы, мы определили следующие критерии профессиональной

направленности студентов: когнитивный,

эмоционально-ценностный, операционально-

деятельностный, конативный.

Когнитивный критерий применяется для определения степени понимания студентом сущности профессиональной направленности, системности и содержания знаний, соответствия с требованиями ФГОС. Он формирует представление о профессии.

Эмоционально-ценностный критерий

оценивается мотивационно-ценностным

показателем, который позволяет выявить степень интереса студента к специальности, наличие ценностных ориентаций, мотивов, формирования профессиональной позиции, а также способность ей следовать и эмоционально-когнитивным

показателем, предполагающим знание студента о себе как представителе профессии,

профессиональной направленности, планировании профессионального будущего, роста и саморазвития.

Операционально-деятельностный критерий оценивается коммуникативно-деятельностным

показателем, который используется для определения активности бакалавра в профессиональной деятельности, готовности к ней, пониманию, что такая деятельность развивает профессиональную направленность и позволяет студенту на практике руководствоваться ценностными ориентациями и профессиональной позицией для формирования профессионально важных качеств, активности, нацеленности на получение результата и профессионального опыта, мотивации у студента; показателем психологического комфорта и адаптивности, который необходим для оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного отношения к профессии, окружающим, образованию, эмоциональному состоянию, поведению, снятию психологической напряжённости в профессиональном коллективе.

Для диагностики исходного уровня УПН (уровень профессиональной направленности) и оценки ОПН (оценка профессиональной направленности) студентов нами был проведён опрос, в котором приняли участие 494 бакалавра укрупненной группы «Экономика и управление» направлений подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика» 2, 3, 4 курсов Ступинского филиала АОЧУ ВО «Московского финансово-юридического университета МФЮА».

Для диагностики уровня профессиональней направленности (УПН) бакалавров экономических направлений подготовки мы применяли такие методы, как анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, анализировали деятельность студентов и отслеживали результаты педагогического сопровождения бакалавров. Полученные результаты позволили нам оценить

динамику изменений и уровень профессиональной направленности бакалавров.

Сформированность профессиональной

направленности определялась с помощью диагностических методик: опросника Т.Д. Дубовицкой, методики «Изучение мотивов учебной деятельности» и «Направленность личности на достижение успеха и избегания неудач» А.А. Реана, В.А. Якунина; методики направленности личности В. Смекала и М. Кучера, методики «Структура трудовой мотивации» А.И. Земченко и А.Г. Шмелева. Для оценивания сформированности профессиональной

направленности у студентов были определены три уровня:

— минимальный (низкий): профессиональные знания, умения и навыки у студентов поверхностны и ограничены;

— фрагментарный (средний): знания, умения и навыки обучающихся имеют признак системности, соответствуют требованиям ФГОС ВО для бакалавров (24);

— оптимальный (высокий) -систематизированы, взаимосвязаны и превышают требования ФГОС ВО для бакалавров.

Опрос показал, что оптимальный уровень сформированной профессиональной

направленности имеют лишь 23,8% респондентов, фрагментарную профессиональную направленность - 47,3%, а на низком уровне находятся 28,9% студентов.

Используя методику А.А. Реана «Направленность личности на достижение успеха и избегание неудачи», мы выявили, что показатель стремления к достижению успеха у студентов 2-4 курсов составил 31%, тенденции к достижению успеха - 23%. Количество тех, у кого есть тенденция к избеганию неудачи, чуть больше 8%, и тех, у кого не выявлено тенденции к достижению успеха, - 68%. У 68% опрошенных не выявлены вообще такие тенденции, а тех, у кого выражено стремление к достижению успеха в профессиональной сфере и учёбе, оказалось всего 31% обучающихся. Более чем у 63% студентов профессиональная мотивация ярко не выражена.

Также мы обратили внимание на то, что современные студенты часто неадекватно оценивают свои возможности и не представляют реальные условия работы на современных предприятиях. Их завышенные профессиональные ожидания, выражающиеся в уровне заработной платы и построении успешной карьеры, не могут быть реализованы, что приводит в дальнейшем к разочарованию и неуверенности в своих силах и, как следствие, поиску работы не по направлению подготовки. Учитывая, что формирование личности происходит всю жизнь [6], основы все же закладываются в юности, в период обучения в вузе, мы считаем, именно тогда нужно научить студента управлять своей карьерой, правильно выстраивать взаимодействие с работодателями, успешно проходить собеседования с работодателями при приёме на работу. А достичь этого можно, формируя профессиональную направленность каждого обучающегося исходя из направления подготовки бакалавров и используя имеющиеся в регионе ресурсы.

Таким образом, теоретическое исследование и эмпирический опыт, полученный автором статьи, показали, что формирование профессиональной направленности студентов должно осуществляться на основе взаимодействия образовательного учреждения профессионального образования, заказчиков, работодателей и всех заинтересованных сторон, который способствует получению устойчивой положительной динамики отношения студентов к учебной и профессиональной деятельности, помогает им достигать необходимого уровня квалификации, умений и навыков, раскрывать творческие способности, профессионально важные качества, стремление к саморазвитию и самообразованию и построению успешной карьеры. Поэтому в процессе формирования

профессиональной направленности студентов вуза необходимо установить диалог с работодателями, специалистами профессии, подобрать

индивидуальные образовательные траектории для

бакалавров с партнёрами каждого направления подготовки. Важным и значимым становится вопрос поиска новых точек взаимодействия с различными муниципальными и региональными структурами, образовательными заказчиками.

Формирование профессиональной

направленности бакалавров экономических направлений подготовки на основе

межведомственного взаимодействия с

муниципалитетом и социального партнёрства с работодателями проходило в муниципальном округе Ступино Московской области в период с 2017 по 2021 годы. Благополучателями результата формирования профессиональной направленности бакалавров экономических направлений подготовки стали студенты, их семьи, студенческие и молодёжные объединения; работодатели, которые

территориально расположены в масштабах округа, объединения работодателей округа и региона (в данном случае Московской области). Институциональными провайдерами являлись образовательные организации всех типов и уровней, объединение работодателей (Торгово-

промышленная палата Московской области), Центр занятости населения, Молодежная биржа труда, некоммерческая организация Ступинский Университетский округ, другие действующие в муниципалитете организации, реализующие услуги по обучению и переподготовке профессиональных кадров, коворкинг, технопарк МФЮА. Территориальная инфраструктура формирования профессиональной направленности, определяемая как комплекс заинтересованных подразделений и организаций, форм деятельности, обеспечила эффективное использование имеющихся в муниципалитете ресурсов (кадровых, аналитических, технических, информационных, научно-

методических, материальных для результативной деятельности по формированию профессиональной направленности студентов в масштабе территории), а именно организации профессионального и высшего образования округа, кадровые подразделения

предприятий, реализующие программы стажировок и практик для студентов, дополнительные профессиональные программы подготовки кадров, учебно-методический отдел Университета, отвечающий за научно-методическое и кадровое обеспечение, местные органы управления: муниципальные (управление образования городского округа, комитет по инвестициям, потребительскому рынку и предпринимательству, управление экономики и анализа, управление социальной защитой населения, комитет молодёжной политики, Центр занятости населения, Молодежная биржа труда и др.), а также созданный в вузе Центр развития карьеры студентов МФЮА.

Субъектами-партнерами стали предприятия и организации округа различных форм собственности, школы, колледжи, вузы, находящиеся на территории округа. Основными механизмами взаимодействия субъектов формирования профессиональной направленности бакалавров экономических направлений подготовки выступали социальное партнёрство и межведомственное взаимодействие. Были организованы коммуникативные площадки муниципалитета (круглые столы, конференции, стажировочные площадки, наставничество, СМИ, интернет ресурсы и др.); программы формирования профессиональной направленности университета; регулярные мероприятия (День Профессий (для школьников и студентов), День Карьеры (для студентов), курсы и стажировки профессиональной направленности. Участвуя в Днях Карьеры, экскурсиях, конференциях и конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, студенты получали возможность изучить и перенимать опыт передовых предприятий округа, узнавать о требованиях работодателей к работникам, изучать новые технологии, расширять профессиональные знания, обучаться на их основе практической деятельности. Все мероприятия реализовывались в масштабах муниципалитета с целью создания единой профессиональной среды.

Таким образом, для эффективного формирования профессиональной направленности бакалавров экономических направлений подготовки в рамках межведомственного взаимодействия с муниципалитетом и социального партнёрства с работодателями нами созданы следующие условия:

— организационно-технологические: организация информационной образовательной среды для обеспечения взаимодействия студентов и работодателей, согласование кадровой и молодёжной политики на уровне муниципалитета, создание многостороннего социального партнёрства, использование муниципальных и региональных площадок, таких как технопарки, кванториумы, коворкинги. Создание условий для участия студентов в различных профессиональных чемпионатах, стажировках, развитие промышленного туризма;

— социально-педагогические: разработка и внедрение критериев и показателей для определения результативности процесса формирования профессиональной направленности в муниципалитете (диагностика уровня профессиональной направленности и мотивации учебной деятельности студентов при поступлении, проведение мониторинга сформированности качеств, которые оказывают влияние результат поставленных нами задач, выявление проблем и учёт этих результатов в дальнейшей работе, заключительный анализ профессиональной направленности бакалавров;

— психологические: создание благоприятной среды для сопровождения студентов, отбора лучших методик и практик, повышения психолого-педагогической компетенции преподавателей, проведения индивидуальной работы со студентами в Центре развития Карьеры МФЮА, а также регулярного обмена опытом между всеми участниками образовательного процесса.

Заключение. Выполненный нами анализ научной литературы по теме исследования позволяет считать, что проблеме формирования

профессиональной направленности студентов вуза посвящено много исследований, применено множество различных подходов к изучению её сущности и содержания. Однако эти работы не имеют однозначного толкования данного феномена. Наибольшее распространение имеют научные доводы, позиционирующие профессиональную направленность как систему сформированных у студента устойчивых убеждений, мотивов, профессиональных целей, творческих способностей, интересов, потребностей и идеалов. Все это составляет сложное интегральное образование личности, которое характеризует отношение человека к избранной профессии и побуждает к активной профессиональной деятельности, построению профессиональных планов и формирует стремления к овладению профессией.

В рамках данного исследования профессиональная направленность студента вуза рассматривается как система устойчивых мотивов, установок, убеждений, ценностей субъекта, направленная на обеспечение активности в профессиональной деятельности, построение успешной карьеры и определяющий его психологический склад характера.

Профессиональная направленность в данном случае выступает движущей силой профессионального самоопределения и профессионального развития. Понимание и знание сущности профессиональной направленности помогает определить,

спрогнозировать, улучшить профессиональное и личностное поведение студентов, спланировать включение элементов индивидуального и дифференцированного подходов при подготовке бакалавров высшего образования экономических направлений подготовки [7]. Сформированная профессиональная направленность способствует содействию профессионального становления, адаптации персонала в регионе, а в дальнейшем -построению успешной карьеры и результативности профессиональной деятельности.

Как показало наше исследование, проводившееся на базе Ступинского филиала АОЧУ ВО «Московского финансово-юридического университета МФЮА» в период с 2017 по 2021 годы, выпускники современных вузов экономических направлений подготовки имеют низкую профессиональную направленность, т.к часто владеют только теоретическими знаниями. Нами отмечено, что большинство современных студентов, более 80%, уже имеют опыт трудовой деятельности, но не по будущей специальности, что также негативно отражается на формировании у них профессиональной направленности по выбранному направлению подготовки.

Важнейшим видом педагогической

деятельности является организованная совместно с обучающимися деятельность [8], направленная на формирование профессиональных интересов, возможностей, целей, мотивов и установок, связанных с профессиями экономического профиля. Как ключевые механизмы в данной педагогической модели используется механизм социального партнёрства и взаимодействия на всех уровнях в муниципалитете. При реализации модели было организовано на регулярной основе взаимодействие с предприятиями-партнерами, органично вписанными в педагогический процесс с элементами учебного сотрудничества, направленными на стимулирование и мотивирование студентов к освоению профессии, знакомство с реальными потребностями и требованиями работодателей. При таком подходе студенты имеют возможность открывать для себя новое, познавать и конструировать свой собственный путь в профессию.

Полученные нами результаты и выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Мы планируем в дальнейшем продолжить изучение проблемы формирования профессиональной направленности у студентов других специальностей и других вузов, используя механизмы социального партнёрства и взаимодействия с работодателями.

Список использованных источников:

1. Трудоустройство по специальности // https://stupino.hh.ru/article/21826 (Дата обращения 10.10.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. №7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)», (c изменениями и дополнениями от: 20 апреля 2016 г., 13 июля 2017 г.).

3. Федотенко И.Л. Риски образовательной среды университета в контексте теории поколений. Материалы XVI международной научно-практической конференции «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практики». - Москва, 08-10 июля 2020. - №1. - с.78-82.

4. Новикова М.Г., Федотенко И.Л. Моделирование процесса формирования профессиональной направленности студентов вуза. /Мир науки. Педагогика и психология, 2020. -№3(8). - с.31.

5. Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах. - Ленинград. - 1970. - с.57-67.

6. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - Л.: Наука, 1979. - с.264.

7. Крыжановская, И.В. Основы сопровождения профессионального самоопределения будущих специалистов: Монография / Ю.Н. Петров, И.В. Крыжановская. - М: МГУЛ. - 2016.

- c.138.

8. Сластенин В.А. Ценностные ориентации и профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин // Тезисы докладов и выступлений на XVI сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки (Москва, 16-17 мая 1995). - М., 1995. - Т. 1, ч. 1, 2. - 154-162 с.

References:

1. Trudoustrojstvo po special'nosti // https://stupino.hh.ru/article/21826 (Data obrashhenija 10.10.2022). (In Russ).

2. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 12 janvarja 2016 g. №7 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 38.03.02 Menedzhment (uroven' bakalavriata)», (c izmenenijami i dopolnenijami ot: 20 aprelja 2016 g., 13 ijulja 2017 g.). (In Russ).

3. Fedotenko I.L. Riski obrazovatel'noj sredy universiteta v kontekste teorii pokolenij. Materialy HVI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii «Mezhpokolencheskie otnoshenija: sovremennyjdiskurs i strategicheskie vybory v psihologo-pedagogicheskoj nauke i praktiki». - Moskva, 08-10 ijulja 2020. - №1.

- s.78-82. (In Russ).

4. Novikova M.G., Fedotenko I.L. Modelirovanie processa formirovanija professional'noj napravlennosti studentov vuza. /Mir nauki. Pedagogika i psihologija, 2020. - №3(8). - s.31. (In Russ).

5. Kuz'mina N.V. Problemy professional'noj podgotovki specialistov v vuzah. - Leningrad. - 1970. - s.57-67. (In Russ).

6. Jadov V. A. Samoreguljacija i prognozirovanie social'nogo povedenija lichnosti. - L.: Nauka, 1979. - s.264. (In Russ).

7. Kryzhanovskaja, I.V. Osnovy soprovozhdenija professional'nogo samoopredelenija budushhih specialistov: Monografija / Ju.N. Petrov, I.V. Kryzhanovskaja. - M: MGUL. - 2016. -c.138. (In Russ).

8. Slastenin V.A. Cennostnye orientacii i professional'noe samosoznanie uchitelja / V. A. Slastenin // Tezisy dokladov i vystuplenij na XVI sessii nauchnogo Soveta po problemam istorii obrazovanija i pedagogicheskoj nauki (Moskva, 16-17 maja 1995). - M., 199S. - T. 1, ch. 1, 2. - 154-162 s. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.