Научная статья на тему 'ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БАКАЛАВРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова М. Г., Федотенко И. Л.

В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития высшего образования. Авторами рассматривается проблема трудоустройства по специальности и адаптация на предприятиях бакалавров высшего образования экономических направлений подготовки. На основе проведённого теоретического и эмпирического анализов предлагаются пути повышения эффективности формирования профессиональной направленности студентов в современных социально-экономических условиях. В числе перспективных направлений, улучшающих качество профессиональных кадров, определяются межведомственное взаимодействие и социальное партнёрство с образовательными организациями, работодателями, объединениями работодателей и другими заказчиками образования. Подчёркивается, что современному университету необходимо возглавить работу по созданию инновационных производственно-образовательных площадок в регионах, используя имеющиеся современные ресурсы территории. В статье отмечается, что конечные цели и конкретные задачи по формированию профессиональной направленности бакалавров могут быть сформулированы при проведении анализа существующих экономических и социальных условий, а также учитывая особенности современных студентов. Предлагается учитывать потребности конкретных работодателей региона, определять стратегию, методы и формы индивидуальной и групповой деятельности студентов, которая позволяет адекватно оценивать ситуацию на рынке труда, улавливать профессиональные и экономические тенденции территории, использовать имеющиеся возможности, а также выбирать индивидуальные образовательные траектории. Такое взаимодействие в профессиональной сфере будет положительно влиять на развитие профессионального образования, становление личности бакалавра и формирование профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова М. Г., Федотенко И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF BACHELORS OF HIGHER EDUCATION IN ECONOMIC

The article attempts to comprehensively consider the most pressing issues of the development of higher education. The authors consider the problem of employment in the specialty and adaptation at the enterprises of bachelors of higher education of economic areas of training. Based on the theoretical and empirical analysis, ways are proposed to increase the effectiveness of the formation of the professional orientation of students in modern socio-economic conditions. Among the perspective directions improving quality of professional staff the interdepartmental interaction and social partnership decide on the educational organizations, employers, associations of employers and other customers of education. It is emphasized that the modern university needs to lead the work on the creation of innovative production and educational sites in the regions, using the existing modern resources of the territory. The article notes that the final goals and specific tasks for the formation of the professional orientation of bachelors can be formulated when analyzing the existing economic and social conditions, as well as taking into account the characteristics of modern students. It is proposed to take into account the needs of specific employers in the region, to determine the strategy, methods and forms of individual and group activities of students, which allows adequately assessing the situation in the labor market, capturing the professional and economic trends of the territory, taking advantage of existing opportunities, as well as choosing individual educational trajectories. Such interaction in the professional sphere will positively affect the development of professional education, the formation of the personality of a bachelor's degree and the formation of a professional orientation.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 37.03

Опыт формирования профессиональной направленности бакалавров высшего образования экономических направлений подготовки

Experience in the formation of professional orientation of bachelors of higher education in economic

Новикова М.Г., АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», marinanov68@icloud. com

Федотенко И.Л., ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», [email protected]

Novikova M., Moscow University of Finance and Law MFUA, [email protected] Fedotenko I., Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, [email protected]

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.011

Ключевые слова: направленность личности, профессиональная направленность, социальное партнёрство, межведомственное взаимодействие, бакалавры высшего образования.

Keywords: personality orientation, professional orientation, social partnership, interagency interaction, bachelors of higher education.

Аннотация. В статье предпринята попытка комплексного рассмотрения наиболее актуальных вопросов развития высшего образования. Авторами рассматривается проблема трудоустройства по специальности и адаптация на предприятиях бакалавров высшего образования экономических направлений подготовки. На основе проведённого теоретического и эмпирического анализов предлагаются пути повышения эффективности формирования профессиональной направленности студентов в современных социально-экономических условиях. В числе перспективных направлений, улучшающих качество профессиональных кадров, определяются межведомственное взаимодействие и социальное партнёрство с образовательными организациями, работодателями, объединениями работодателей и другими заказчиками образования. Подчёркивается, что современному университету необходимо возглавить работу по созданию инновационных производственно-образовательных площадок в регионах, используя имеющиеся современные ресурсы территории. В статье отмечается, что конечные цели и конкретные задачи по формированию профессиональной направленности бакалавров могут быть сформулированы при проведении анализа существующих экономических и социальных условий, а также учитывая особенности современных студентов. Предлагается учитывать потребности конкретных работодателей региона, определять стратегию, методы и формы индивидуальной и групповой деятельности студентов, которая позволяет адекватно оценивать ситуацию на рынке труда, улавливать профессиональные и экономические тенденции территории, использовать имеющиеся возможности, а также выбирать индивидуальные образовательные траектории. Такое взаимодействие в профессиональной сфере будет положительно влиять на развитие профессионального образования, становление личности бакалавра и формирование профессиональной направленности.

Abstract. The article attempts to comprehensively consider the most pressing issues of the development of higher education. The authors consider the problem of employment in the specialty and adaptation at the enterprises of bachelors of higher education of economic areas of training. Based on the theoretical and empirical analysis, ways are proposed to increase the effectiveness of the formation of the professional orientation of students in modern socioeconomic conditions. Among the perspective directions improving quality of professional staff the interdepartmental interaction and social partnership decide on the educational organizations, employers, associations of employers and other customers of education. It is emphasized that the modern university needs to lead the work on the creation of innovative production and educational sites in the regions, using the existing modern resources of the territory. The article notes that the final goals and specific tasks for the formation of the professional orientation of bachelors can be formulated when analyzing the existing economic and social conditions, as well as taking into account the characteristics of modern students. It is proposed to take into account the needs of specific employers in the region, to

determine the strategy, methods and forms of individual and group activities of students, which allows adequately assessing the situation in the labor market, capturing the professional and economic trends of the territory, taking advantage of existing opportunities, as well as choosing individual educational trajectories. Such interaction in the professional sphere will positively affect the development ofprofessional education, the formation of the personality of a bachelor's degree and the formation of a professional orientation.

Введение в проблему. Сложная экономическая ситуация в мире, экономические санкции в отношении России, реформирование высшего образования, рост безработицы, «текучесть» профессиональных кадров и снижение благосостояния населения убедительно доказали необходимость пересмотра и модернизации экономической политики территорий. Наиболее сложными в обновлении мы считаем проблему подготовки кадров. В последние годы государство уделяет достаточное внимание вопросам развития высшей школы, сближению образования, науки и производства, развитию регионов. За последние годы открыли множество Технопарков, Кванториумов, Центров предпринимательства, Коворкингов. Проходят конкурсы профессионального мастерства WorldSkills, Абилимпикс и другие. Однако наиболее острые и накопившиеся проблемы образования нельзя полностью решить только путём финансовых вливаний и «мозгового штурма». Кризис качественных экономических и управленческих кадров в регионах стал результатом комплекса причин различного уровня, поэтому решать назревшие современные проблемы можно только путём реализации комплексной долгосрочной политики, направленной на сближение всех социальных заказчиков образования и университетов. Важно решить вопрос подготовки профессиональных кадров для конкретной территории (муниципалитета). Многие современные проблемы подготовки профессиональных кадров для регионов имеют как исторические корни, так и приобретенные в период реформ постсоветского времени; они до сих пор комплексно не решались. Рынок профессиональных кадров перенасыщен «сырыми» специалистами, а работодатели решают свои кадровые потребности за счёт внутренних ресурсов предприятия. В последние годы часть накопившихся острых проблем удалось ослабить путём реформирования высшего образования, закрытием неэффективных вузов и направлений подготовки, однако вопрос, связанный с трудоустройством выпускников по специальности, остается мало изученным. Проблема активности, инициативности и адаптации современной молодёжи в быстро меняющейся производственной и

предпринимательской среде, напротив, стала масштабнее и острее. Актуальной задачей высшей школы стал поиск эффективных средств для взаимодействия студентов вузов и социальных заказчиков образования и формирование, с их участием, профессиональной направленности студентов.

Цель исследования заключается в определении и теоретическом обосновании комплекса условий, необходимых для формирования профессиональной

направленности бакалавров высшего образования экономических направлений подготовки, а также разработке эффективной муниципальной модели на основе межведомственного взаимодействия и социального партнёрства с работодателями.

Краткий обзор исследований (литературы). Сравнив определения российских и зарубежных учёных, нами определено, что

«профессиональная направленность»

рассматривается в общей структуре личности и оказывает непосредственное влияние на уровень её деятельности. Эта особенность делает проблему формирования профессиональной направленности актуальной всегда. Поэтому можно заметить интерес к данной проблеме у многочисленных педагогов и психологов. Связанно это, прежде всего, с тем, что перемены во всех сферах жизнедеятельности нашего общества призывают к активному участию личности в социально-экономической жизни страны и требуют от образования поиска новых путей и решений при подготовке специалистов.

Значительная группа исследователей рассматривали профессиональную

направленность как интегральное образование личности и ориентацию на профессию. Так Б.Ф. Ломов считал, что «формирование устойчивой направленности оказывает сильное влияние на активность личности, на отношение к труду, на чувства и эмоции человека» [1, с.295]. Также считали А.Б. Каганов, Т.А. Колденкова, А.М. Столяренко. В.А. Сластенин понимал «осознанную и эмоционально выраженную ориентацию личности на определённый вид профессиональной деятельности» [2, с.10]. В. С. Безрукова определила как «устойчивый интерес и склонность к профессии». В своих работах она выделяет виды направленности личности: мировоззренческую, бытовую и

профессиональную [3, с.936]. «Устойчивым комплексом установок и отношением к профессиональной деятельности» определяла Г.А. Журавлева [4, с.236]. Как «личную устремлённость применять свои знания, способности и опыт в избранной профессии», рассматривал профессиональную направленность личности М.И. Дьяченко [5, с.76]. Авторами статьи ранее отмечалось, что профессиональная направленность личности предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной деятельности, относящиеся к ней идеалы, интересы, установки, убеждения и взгляды [6, с.132].

Зарубежными учёными также большое внимание уделялось профессиональной направленности личности, среди них В. Гинзбург, Ф. Герцберг, Д. Крайтс, А. Рое, Д. Сьюпер, Д. Холланд, И. Херма, Р. Финчман, Дж. Холланд и др.

В. Гинзбург, И. Херма, Дж. Холланд считали профессиональную направленность личности сложным и многогранным процессом, затрагивающим ранние этапы развития личности. А. Рое определял связь профессиональной направленности с интересами, установками и ценностями личности, тесно связанными с профессиональной деятельностью. На основании теории А. Маслоу Ф. Герцберг включил в структуру профессиональной направленности две главные группы факторов: сохранение (потребность в безопасности, избегание страданий, дискомфорта) и мотивацию (потребность в самореализации, достижение целей в границах профессиональной деятельности) [7, с.157]. Дж. Холланд предложил классификацию типов людей в зависимости от склонности к профессиям: реалистический, интеллектуальный, социальный,

конвенциональный, предприимчивый и артистический. Так же учёный выделял, что «сформированная профессиональная

направленность каждого типа представляет собой совокупность развитых интересов, умений и навыков» [8, с.24]. Д.Е. Сьюпер определял профессиональную направленность как основной и необходимый фактор профессионального развития. В исследованиях он сформировал понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям формирования профессионала. Учёный считал, что процесс профессионализации — это целостный, длительный процесс развития личности [9, с.189]. На основе их заключений нами был применён деятельностный подход, который базируется на изучении особенностей

профессионального становления в различных областях деятельности.

Важную особенность в определении профессиональной направленности личности, на которую мы опирались в исследовании, нашли у В.С. Мерлина «самое существенное в характеристике личности человека, то, от чего зависит общее направление его жизни, знаний и умений, творческой деятельности» [10, с.124]. Автор акцентирует внимание на роль самореализации в жизни, определяющей нравственную и, главное, социальную позицию в жизни. А если смотреть вглубь, то на стабильность и достаток каждой отдельно взятой семьи, на процветание региона и страны в целом.

Проведённый нами теоретический анализ позволил установить, что профессиональная направленность личности - это необходимое значимое качество личности, связанное с определённой активностью в учебной, воспитательной, профессиональной деятельности, формирующее его как будущего востребованного экономиста и менеджера, социально активного гражданина общества.

Наш вектор исследования направлен на изучение системного формирования личности студента в благоприятной инфорационно-образовательной среде региона, направленного на осознание своих интересов, способностей и потребностей, мотивов учебно-познавательной деятельности, стремление к высокому уровню освоения знаний, готовности к труду для успешного овладения профессией, стремление к обладанию необходимыми личностными качествами для дальнейшей профессиональной деятельности.

Методы (методики). Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: философский, психолого-педагогический, научно-методический; контент-анализ, анализ и обобщение психолого-педагогического опыта по теме исследования, педагогическое моделирование. Эмпирические: эксперимент, наблюдение, опрос;

диагностические опросники Т.Д. Дубовицкой, методика «Изучение мотивов учебной деятельности», А.А. Реана, В.А. Якунина; методика направленности личности В. Смекала и М. Кучера, методика «Карта личностного развития», тест «Структура трудовой мотивации» А.И. Земченко и А.Г. Шмелева; индивидуальные и групповые беседы со студентами в Центре развития Карьеры.

Результаты и их обсуждения. В результате анализа образовательного процесса за 2 года (с

2018 по 2020) установлено, что ежегодно в Ступинском филиале Московского финансово-юридического университета МФЮА отчисляются 10 - 12% студентов, 65% регулярно пропускают занятия. 12 - 15% на первом курсе, 52 - 65% на последнем курсе работают не по специальности. Около 30% студентов не сдают зачёты и экзамены, имеют академические задолженности. Опрос и анкетирование студентов 2 - 3 курса показал, что 35% студентов ещё не определились, будут ли они работать в дальнейшем по выбранной специальности. Формирование профессиональной

направленности на оптимальном уровне имеют 23,8% студентов, на фрагментарном уровне находятся 47,15%, а на низком уровне - 28,9% студентов. На основании этих данных нами были сделаны выводы, что процесс обучения в университете имеет ряд недостатков, и эти недостатки отрицательно влияют на сформированность у студентов

профессиональной направленности.

Мы провели опрос работодателей, для которого была составлена авторская анкета. В опросе приняли участие 29 работодателей Ступинского муниципального района, в выборочную совокупность исследования были включены эксперты учреждений и предприятий, являющихся постоянными партнёрами университета. Определено, что самыми высокими уровнями профессиональных компетенций выпускников МФЮА являются: нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие -29%; навыки работы на компьютере, знание необходимых в работе программ - 28%; способность эффективно представлять себя и результаты своего труда - 28%. Самыми низкими: владение иностранным языком - 7%; способности к управлению персоналом - 8%; готовность и способность к дальнейшему обучению, способность воспринимать новую информацию, развивать новые идеи, эрудированность, общая и корпоративная культура - 7%, уровень профессиональной и общетеоретической подготовки - 7%, осведомлённость в смежных областях полученной специальности - 7%.

Нами была разработана и реализованна муниципальная модель формирования профессиональной направленности бакалавров высшего образования экономических

направлений подготовки. В муниципалитете создан Ступинский университетский округ, Центр развития Карьеры МФЮА, создана образовательная среда, с участием работодателей муниципалитета, проводились мероприятия,

такие как Дни Профессий, Дни Карьеры, научно-практические конференции, круглые столы и мастер-классы для получения студентами знаний о профессии. Студенты выезжали на экскурсии на предприятия, привлекались к профессиональной деятельности, проектной работе и взаимодействию с наставниками, проводились мастер-классы с участием HR. Большое внимание уделялось знакомству с корпоративной культурой предприятий, развитию у студентов активности и творческого подхода к профессиональной деятельности.

После эксперимента мы провели повторное тестирование, в декабре 2020 года, в котором приняли участие 494 бакалавра высшего образования, направлений подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление». Все результаты заносились в таблицы и анализиовались для определения УПН (уровня профессиональной направленности).

Для определения стремления обучающихся к овладению профессией мы применили тест-опросник Т.Д. Дубовицкой. Полученные данные показали снижение низкого уровня с 18 до 5,4%; снижение среднего с 71 до 44,5%; высокий уровень поднялся с 11 до 50,1%.

Анкетирование по методике авторов А.Г. Шмелева и А.И. Зеличенко «Структура трудовой мотивации» (СТМ) позволило нам определить направленность на реализацию

профессиональных и карьерных планов, мотивацию у студентов, участвующих в эксперименте, для устойчивого освоения и осознания выбранной профессии. Наше эмпирическое исследование было направлено на получение количественных и качественных показателей. По методике качественный показатель определяется средним значением выбора респондентов профилей мотивационной сферы. Количественный показатель определяется и характеризуется процентным количеством респондентов, которые выбирают выраженность и приоритет того или иного мотива на различных этапах эксперимента. Изменения качественного и количественного показателей выраженности мотивов трудовой деятельности исследовались в динамике: 1) при сравнении результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента; 2) при сравнении на формирующем этапе эксперимента контрольных и экспериментальных групп. Изменения показали положительную динамику трудовой мотивации студентов.

В результате анализа тестирования респондентов по методике А.А. Реана

«Направленность личности на достижение успеха и избегания неудачи» также выявлена положительная динамика на формирующем этапе эксперимента. У студентов значительно повысились показатели стремления к достижению успеха, и произошло снижение количества тех, у кого есть тенденции к избеганию неудачи. В контрольных группах около 40% студентов имели не выраженную профессиональную мотивацию; в

экспериментальных группах этот показатель был значительно ниже и составил 23%. По окончании эксперимента уровень профессиональной направленности (Опн) студентов в экспериментальных группах составил 2,631, что является оптимальным уровнем. В контрольных группах (Опн) составил 2,236, что свидетельствует о фрагментарном уровне профессиональной направленности.

Результаты проведённых опросов показывают, что муниципальная модель формирования профессиональной

направленности бакалавров позволила значительно улучшить показатели

профессиональной мотивации и успешности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были представлены в докладе «Особенности формирования профессиональной

направленности студентов вуза в современных условиях» и обсуждены на круглом столе в отделе аспирантуры АЧОУ ВО «Московского финансово-юридического университета

МФЮА», а также обсуждены на кафедре психологии и педагогки ФГБОУ ВО «Тульский педагогический университет им. Л.Н. Толстого».

Проект реализован в городском округе Ступино Московской области. В нем приняли участие Ступинский филиал АЧОУ ВО «Московского финансово-юридического

университета МФЮА», Ступинский филиал ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национально-исследовательский университет) МАИ», ФГБОУ СПО «Ступинский авиационно-металлургический техникум им. А.Т. Туманова».

Выводы и заключение. Формирование профессиональной направленности выступает в настоящее время уникальным способом для воспитания у студентов системы убеждений и личностных мотивов, проявляющейся в ориентации на профессию, обеспечивающей успешность процесса профессионального становления и последующей профессиональной деятельности на предприятиях и в организациях. Профессиональная направленность бакалавров

высшего образования воспитывает экономистов и менеджеров, прививая профессиональную культуру личности, способствует

результативному выполнению учебной и профессиональной деятельности, учит принятию оперативных и эффективных решений. Основным содержанием профессиональной направленности является мотивация к профессиональной деятельности, в качестве которой выступают процесс и результат профессионального обучения, воспитания, отношение человека к труду, постановке профессиональных целей, карьерному планированию, перспективам личностного развития, престижу профессии.

На основе проведённого исследования, авторами выявлены следующие ключевые аспекты формирования профессиональной направленности бакалавров:

1. Профессиональная направленность - это интегральное образование, которое состоит из мотивов, целей, потребностей, установок личности.

2. Её компоненты: когнитивный, эмоциональный и деятельностный поддаются качественному измерению.

3. Профессиональная направленность содействует раскрытию профессиональных возможностей студентов в освоении профессии.

4. Сформированная профессиональная направленность определяет успешность в профессиональной деятельности и оказывает влияние на востребованность специалиста на рынке труда, а также на социальную позицию личности [11, с.54].

При определении комплекса педагогических принципов мы опирались на определения известных учёных методологов: В.И. Звягинского, Я.А. Коменского, А.М. Новикова, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, И.С. Сергеева. За основу нашего исследования мы приняли педагогические принципы, сформированные Н.Ф. Родичевым: учёт региональных и муниципальных особенностей рынка образовательных услуг, учёт социального запроса на согласование образовательной и кадровой политики в процессе подготовки, обновление организационно-экономических механизмов при взаимодействии образовательных организаций и субъектов рынка труда, обеспечение значимого социального партнёрства образовательной организации с объектами профессионально-производственного и социо-культурного окружения [12, с.28-31].

В процессе работы над исследованием был разработан инструментарий для студентов, преподавателей и сотрудников Центра развития Карьеры. Контроль теоретического и

эмпирического опыта осуществлялся тестами, беседами и мониторингом. Благодаря полученным теоретическим и практическим знаниям студенты составляли резюме, общались с ИЯ сотрудниками российских и зарубежных компаний, перенимали опыт профессионалов и знакомились с корпоративной культурой. Центр развития Карьеры и преподаватели

контролировали, редактировали, дополняли учебные материалы и формы взаимодействия.

Внедрение муниципальной модели формирования профессиональной

направленности бакалавров высшего образования в г. Ступино Московской области позволил многим студентам трудоустроиться по специальности уже на 3 - 4 курсе университета.

Литература:

1. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов // Педагогика. -Москва. - 1991. - С. 295.

2. Сластенин В.А. Идея комплексного подхода к воспитанию и подготовка учителя / В.А. Сластенин // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. - Москва, МТПИ им. Ленина, 1979. - С. 3-11.

3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога / В.С. Безрукова. -Екатеринбург. Деловая книга. - 2000. - С. 936.

4. Журавлева Г.А. Профессиональная направленность студенческой молодёжи: По материалам конкретно-социологического исследования: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.09 / Журавлева Галина Андреевна. - Ленинград. - 1981. - 236 с.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Изд-во: БГУ им. В.И. Ленина. - Минск. - 1978. - С. 76.

6. Федотенко И.Л., Новикова М.Г. Формирование профессиональной направленности бакалавров экономики в университете на основе эффективного взаимодействия с работодателями / И.Л. Федотенко, М.Г. Новикова // Учёные записки: электронный научный журнал Курского

государственного университета. - 2020. - № 2(54). - С. 130— 134.

7. Herzberg F., Mauser В., Snydeiman В.В. The Motivation to Work. - N.Y.: Wiley, 1959. - Р. 157.

8. Holland J.L. Exploration of A Theory of Vocational Choice Part II: Self-Descriptions and Vocational Preferences // Vocational Guidance Quarterly. - Volume 12. - Issue 1. - 1963. - Р. 17-24.

9. Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. - N.Y., 1957. - Р. 185-190.

10. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин. - Пермь, 1971. - С. 124.

11. Федотенко И.Л., Тимохина А.В. Исследование рисков профессиональной направленности студентов в образовательном процессе университета / И.Л. Федотенко, А.В. Тимохина // Научно-электронный журнал: Концепт. -2020. - №> 11. - С. 53-65.

12. Родичев Н.Ф. Поляризация воздействующих и помогающих отношений - тенденция развития профессиональной ориентации. Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика / Н.Ф. Родичев // Сборник научных статей; под ред. Чистяковой С.Н. - Санкт-Петербург, ФГНУ ИПО ОВ РАО, 2012. - С. 28-31.

References:

1. Lomov B.F. Questions of general, educational and engineering psychology / B.F. Lomov // Pedagogy. - Moscow. -1991. - S. 295.

2. Slastenin V.A. The idea of an integrated approach to education and teacher training / V.A. Slastenin /// Formation of the teacher's personality in the system of higher pedagogical education. - Moscow, MGPI im. Lenin, 1979. - S. 3-11.

3. Bezrukova V.S. Fundamentals of Spiritual Culture. Encyclopedic Dictionary of the Teacher / V.S. Bezrukov. -Yekaterinburg. Business book. - 2000. - S. 936.

4. Zhuravleva G.A. Professional orientation of student youth: Based on the materials of a specific sociological study: dis. ... cand. philosopher. sciences: 09.00.09 / Zhuravleva Galina Andreevna. -Leningrad. - 1981. - 236 p.

5. Dyachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychology of higher school / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. - Publishing house of BSU im. IN AND. Lenin. - Minsk. - 1978. - P. 76.

6. Fedotenko I.L., Novikova M.G. Formation of the professional orientation of bachelors of economics at the university on the basis of effective interaction with employers / I.L. Fedotenko, M.G. Novikova // Scientific notes: electronic scientific

journal of Kursk State University. - 2020. - № 2(54). - S. 130-134.

7. Herzberg F., Mauser B., Snyderman B.B. The Motivation to Work. - N.Y.: Wiley, 1959. - P. 157.

8. Holland J.L. Exploration of A Theory of Vocational Choice Part II: Self-Descriptions and Vocational Preferences // Vocational Guidance Quarterly. - Volume 12. - Issue 1. - 1963. - P. 17-24.

9. Super D.E. Vocational Development: A Framework of Research. - N.Y., 1957. - P. 185-190.

10. Merlin V.S. Lectures on the psychology of human motives / V.S. Merlin. - Perm, 1971. - P. 124.

11. Fedotenko I.L., Timokhina A.V. Study of the risks of professional orientation of students in the educational process of the university / I.L. Fedotenko, A.V. Timokhina // Scientific and electronic journal: Concept. - 2020. - № 11. - S. 53-65.

12. Rodichev N.F. The polarization of influencing and helping relationships is a trend in the development of vocational guidance. Present and future of vocational guidance of student youth: theory and practice / N.F. Rodichev // Collection of scientific articles; ed. Chistyakova S.N. - St. Petersburg, FGNU IPO OV RAO, 2012. - S. 28-31.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования Сведения об авторах:

Новикова Марина Геннадьевна (г. Ступино, Россия), соискатель, заместитель директора филиала, АЧОУ ВО «Московский финансово-юридический университет МФЮА», e-mail: [email protected]

Федотенко Инна Леонидовна (г. Тула, Россия), ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», e-mail: [email protected]

93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.