Научная статья на тему 'Использование народных средств физического воспитания в профессиональной подготовке будущего учителя'

Использование народных средств физического воспитания в профессиональной подготовке будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиагаев Аслан Сираджудинович, Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Гаджиагаев Темирджан Сираджудинович

Исследуется проблема использования народных средств физического воспитания в подготовке будущих учителей физической культуры, влияние народных средств физического воспитания на качество профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиагаев Аслан Сираджудинович, Шихшабеков Шихшабек Юсупович, Гаджиагаев Темирджан Сираджудинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование народных средств физического воспитания в профессиональной подготовке будущего учителя»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

®2011 Гаджиагаев A.C., Шихшабеков Ш.Ю., Гаджиагаев Т.С.

Дагестанский государственный педагогический университет

Исследуется проблема использования народных средств физического воспитания в подготовке будущих учителей физической культуры, влияние народных средств физического воспитания на качество профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры.

The authors of the article research the problem of using the folk remedies of the physical training in future Physical Training teachers’ training, the influence of folk remedies of the physical training upon the quality of future Physical Training teachers’ professional training.

Ключевые слова: народные средства физического воспитания, учитель физической культуры, профессиональная подготовка.

Keywords: ethnic means of Physical Training, Physical Training teacher, professional training.

Составной частью национальной культуры народов Дагестана выступают физические упражнения, игры и т.д., которые издавна бытуют у дагестанцев. Их самобытный характер в настоящее время может обеспечить массовость

физкультурного движения в

Дагестане. При этом использование подобных средств физического воспитания не требует особых сооружений, дорогостоящего

инвентаря и т.д., что особенно важно в сельской местности, где существует необходимость

популяризации, наряду с

международными, национальных видов спорта, широко применять их в практике физического воспитания в качестве средства подготовки к труду, закалки молодежи в суровых условиях гор [1].

Задачей национальных видов спорта выступала передача молодежи веками проверенных традиций, воспитание здорового

образа жизни, бережного отношения к родной природе, к окружающей среде и т.д. [6]. Участие в состязаниях по самобытным видам спорта (борьба, толкание и метание камня, поднятие тяжестей, лазание по канату, конные виды спорта, игры и т. д.) выступает бесценной данью уважения к составляющим народным традициям, народной мудрости, поскольку в физических упражнениях нашли отражение характерные черты народов Дагестана: трудолюбие, смелость, выдержка, находчивость, взаимовыручка и т.д.

Описанию народных форм физических упражнений и игр дагестанцев посвящены

исследования Ф. А. Агапова, М. Н. Алиева, Ш. А. Ахмедова, Н. А. Асадулаевой, С. М. Гаджиагаева, М. А. Дибирова, В. М. Минбулатова, Ш. А. Мирзоева, А. М. Магомедова, в которых изучены вопросы народных средств подготовки будущего учителя физической культуры,

представлен сравнительный анализ теоретических позиций и практики использования в студенческой молодежной среде физических упражнений и т.д. При этом не вполне определенными и не в полной мере реализованными остаются вопросы использования потенциала народных средств, способствующих

формированию профессиональных качеств будущего учителя физической культуры.

К настоящему времени недостаточно разработаны и научно обоснованы содержание, формы и методы применения народных средств в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры, не решена проблема целенаправленной

подготовки специалистов, способных к эффективной трансформации этих средств в практическую

деятельность учителя.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что народные средства физического воспитания способствуют

профессиональной подготовке

будущего учителя физкультуры при соблюдении определенных условий организации учебно-тренировоч-ного процесса, предполагающего

подготовку места для занятий, оборудование необходимым

инвентарем; комплектование

учебных групп, планирование учебного процесса, составление графика и поурочных тематических планов, определение расписания занятий, организацию и проведение занятий и различных соревнований [5].

В образовательном процессе основными педагогическими

принципами, предопределяющими успешность использования народных средств педагогического

взаимодействия субъектов

выступают: сознательность,

активность, систематичность, доступность, учет индивидуальных особенностей, прочность, в совокупности обеспечивающие

педагогическое взаимодеиствие, реализацию требований к организации учебно-тренировочного процесса по подготовке будущего учителя физической культуры.

Основной целью применения народных средств выступает

овладение будущим учителем

физической культуры тактикотехническими знаниями, умениями и навыками, совершенствование

волевых качеств (решительность,

инициативность, настойчивость,

выдержка и т.д.).

Следует отметить, что народные средства физического воспитания

нами исследуются с позиций обоснования их эффективности в

подготовке будущих учителей физической культуры, формировании научно-теоретической и

методической готовности к педагогической деятельности по реализации регионального

компонента ГОС по физической

культуре в общеобразовательных

учреждениях Республики Дагестан.

Значит, достижение цели обеспечивается решением

комплекса взаимосвязанных

педагогических задач, среди

которых:

- формирование системных

знаний о народных средствах

физического воспитания как

элемента этнического наследия;

- конкретизация сведений об

основных составляющих народно-

нацио-нальных систем физического воспитания, народных и

национальных видах подвижных игр, спортивных забавах, бытовавших у дагестанцев в прошлом,

существующих ныне в сельской местности, о формах организации занятий по народным видам спорта, методах обучения движениям и развитию двигательных, морально-нравственных и волевых качеств молодежи;

- выработка двигательных навыков и умений по основным техникам народных видов спорта,

подвижным играм, спортивным забавам;

- обеспечение готовности студентов к использованию наиболее популярных народных видов спорта, выступающих

частью этнического наследия

дагестанцев.

Начиная с 2005 года, в институте физической культуры и спорта

(ИФКС) ДГПУ реализуется

разработанная нами программа по национальным видам спорта и играм народов Дагестана, которая

предполагала использование

народных средств физического

воспитания в подготовке учителей физической культуры. Занятия по

программы проводились на 3-5

курсах и включали в себя национальную борьбу, поднятие тяжестей, толкание и метание камня, прыжки с места, народные

подвижные игры и т.д. Использование народных средств физического воспитания в обучении студентов ИФКиС способствовало существенному улучшению

подготовки специалистов, внедрению регионального компонента.

В экспериментальной группе обучение велось по авторским разработкам, направленным на

формирование педагогических

умений студентов, отражающих готовность к реализации

региональной составляющей

государственного образовательного стандарта. При этом педагогические умения, формируемые в процессе эксперимента (табл. 1),

определяются средней оценкой, разница же в оценке для контрольной и экспериментальной групп составляет примерно 1,14 балла.

По результатам исследования, представленным в таблице 1, построен график проявления умений (рис.), наглядно показывающий качественные показатели владения умениями студентами

экспериментальной группы. График отражает динамику

подготовленности студентов к использованию национальных

средств физического воспитания в профессиональной деятельности.

При этом для проверки физического состояния студентов использован тест-контроль,

состоящий из четырех (бег на 100 и 1000 метров, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине) испытаний.

Таблица 1

Уровень сформированности педагогических умений

Педагогические умения учителя Количество студентов

ЭК (31) КТ (32) разница

Определение учебного материала, отражающего региональный компонент содержания образования 4,54 ±0,48 3,25±0,48 1,29

Дифференциация регионального компонента на местный и республиканский 4,25±0,48 3,15±0,48 1,10

Установление рационального соотношения базовой и вариативной частей содержания образования 4,19±0,48 3,03±0,48 1,60

Определение места народных средств физического воспитания в учебном процессе 4,51 ±0,48 3,53±0,48 0,98

Определение места народных средств физического воспитания в профессиональной деятельности 4,25±0,48 2,93±0,48 1,32

Определение места народных средств физического воспитания в цикле периода учебного года 4,54±0,48 2,96±0,48 1,58

Определение места народных средств физического воспитания на уроке 4,06±0,48 3,39±0,48 0,67

Мотивация на усвоение учебного материала регионального компонента 4,03±0,48 2,46±0,48 1,57

Использование классических и национальных средств воспитания 4,25±0,48 3,31 ±0,48 0,94

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владение техникой выполнения двигательных действий 4,22±0,48 2,46±0,48 1,76

Владение техникой выполнения народных физических упражнений дагестанцев 4,09±0,48 3,25±0,48 0,84

Регулирование физической нагрузки на уроках с использованием народных физических упражнений 4,51 ±0,48 3,18±0,48 1,33

Организация секции по народным видам внеурочных форм физического воспитания учащихся 4,03±0,48 3,43±0,48 0,60

Проведение спортивных соревнований по народным видам спорта 4,06±0,48 3,16±0,48 0,90

Средняя разница 1,14

Валлы

О \

З і і €

УСПУГЬНК'С ОбСЇНІЧСЯНІ

У>£-еТЧМЛ

» 5 1& 11 Х7 ДЭ

кл}ктро:іЕ.лад грулла с іудсії'сй

жґисрхми^ідлкіш ірулла студені«»

11

Рис. Сравнительный уровень проявления умений у контрольной и экспериментальной групп студентов

Сначала с помощью тестов проверялось состояние

подготовленности студентов

контрольной и экспериментальной групп, уровень которых оказался примерно одинаковым, а отличие составило лишь незначительную

величину. Проверка физических

качеств после эксперимента

показала, что в обеих группах произошли изменения в сторону

повышения показателей физического состояния, причем в

экспериментальной группе

характерны более значительные изменения (табл. 2). Например, в беге на 1000 метров для испытуемых контрольной группы сдвиг составил 0,05 минуты, что составило 1,53%, а для экспериментальной - 0,13

минуты (3,98%).

Таблица 2

Физическая подготовленность студентов 4 курса отделения физической культуры ИФКиС

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа Достоверность разницы

В начале эксперимента В конце эксперимент а Сдвиг В начале эксперимента В конце эксперимент а Сдвиг 1 Р

100 м (с) 13,30±0,16 13,12±0,16 0,18 1,15% 13,29±0,19 12,98±0,21 0,31 2,33% 7,38 <0,001

1000 м (мин) 3,25±0,04 3,20±0,05 0,05 1,52% 3,26±0,07 3,13±0,07 0,13 3,98% 9,28 <0,001

Прыжки с места (м) 2,36±0,07 2,40±0,06 0,04 1,69% 2,34 ±0,06 2,43±0,07 0,09 3,84% 9,28 <0,001

Подтягивание на перекладине (коп.) 9,62±2,17 10,90±1,93 1,28 13,30% 9,45±2,18 13,48±2,91 4,03 34,80% 7,90 <0,001

Результаты исследования

показывают, что использование народных средств физического воспитания в подготовке студентов благотворно влияет не только на усвоение студентами определенных

педагогических знаний, но и служит эффективному развитию физических качеств.

Таким образом, народные средства являются действенным средством профессиональной

подготовки будущего учителя физической культуры. Их включение в вариативную часть стандарта подготовки обеспечивает

реализацию национальнорегионального компонента

школьного образования. Кроме того, использование народных средств, формирование знаний о народных

методах физического и

нравственного воспитания, о традициях и обычаях очень важно для сохранения этнической и

общенациональной культуры в

условиях многонационального

Дагестана и приобщения к здоровому образу жизни.

Примечания

1. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорту горских народов Северного Кавказа. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1971. 276 с. 2. Асадулаева Н. А. Развивающий потенциал традиционных игр народов Дагестана. Махачкала, 1998. 24 с. 3. Ахмедов Ш. А. Дагестанские национальные игры. Махачкала : Даггосиздат, 1970. 207 с. 4. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968. 174 с. 5. Магомедов А. М. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала, 2005. 338 с. 6. Минбулатов В. М. Национальное и интернациональное в содержании общего среднего физкультурного образования школьников. Махачкала, 1991. 48 с.

Статья поступила в редакцию 18.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.