УДК 378
Magomedov M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru Samarkhanova A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru Magomedova S.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: m.m.g.1986@mail.ru
TRADITIONAL GAMES AND MEANS IN PHYSICAL EDUCATION OF THE FUTURE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN.
The article deals with folk remedies in the process of physical education of the future teacher of physical culture, substantiation of the effectiveness of the influence of folk remedies in physical education of the future teacher of physical culture. The work presents an analysis of scientific and methodological literature, testing methods, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The study revealed the effectiveness of the use of folk remedies in the process of physical education of the future teacher of physical culture. Conducted folk remedies have shown the effectiveness in the physical nutrition of the future teacher of physical culture, which can improve physical fitness and improve the health of children. The introduction of folk means of physical culture in everyday life will have a fruitful impact on the organization of the entire educational process in educational institutions.
Key words: physical education, traditional games, folk media, efficiency, physical culture, development, education, training of future teachers.
М.Г. Магомедов, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: m.m.g.1986@mail.ru А.А. Самурханова, канд. биол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: m.m.g.1986@mail.ru С.А. Магомедова, канд. биол. наук, доц., Дагестанской государственной педагогической университета, г. Махачкала, Е-mail: m.m.g.1986@mail.ru
ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ И СРЕДСТВА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В статье рассматриваются народные средства в процессе физического воспитания будущего учителя физической культуры, обосновывается эффективность влияния народных средств на физическое воспитание будущего учителя физической культуры. Представлен анализ научно-методической литературы, методы тестирования, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В ходе исследования выявлена эффективность применения народных средств в процессе физического воспитания будущего учителя физической культуры. Применение народных средств показало эффективность в физическом воспитании будущего учителя физической культуры, что позволяет повысить физическую подготовленность и укрепить здоровье детей. Внедрение народных средств физической культуры в повседневный быт плодотворно скажется на организации всего учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Ключевые слова: физическое воспитание, традиционные игры, народные средства, эффективность, физическая культура, развитие, воспитание, подготовка будущего учителя.
Анализ социально-экономической ситуации показывает, что в современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы общества и человека, становления его как социального феномена, объединяющегося силой здорового общества.
Изучение теоретических исследований и практики подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности показывает, что не все аспекты этой проблемы были в достаточной мере решены. По мнению многих исследователей, потенциал народных средств, способствующих формированию профессиональных качеств будущего учителя физической культуры, остается не до конца определенным и поэтому не до конца реализованным в образовательной деятельности по физическому воспитанию. Содержание, формы и дидактические средства использования народных средств с учетом возрастных особенностей учащихся до сих пор не разработаны и научно не обоснованы в процессе подготовки педагогов. Проблема целенаправленного использования национальной борьбы в процессе подготовки специалистов, способных к эффективному преобразованию физической культуры в практическую деятельность по формированию навыков формирования здорового образа жизни, остается вне поля зрения исследователей [1].
В то же время развитие этих аспектов могло бы способствовать подготовке будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности, расширению их знаний о народных традициях и обычаях, ценностных ориентациях, формированию здорового образа жизни [2].
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между социальной необходимостью использования национальных средств в целенаправленном формировании личности будущего учителя физической культуры и недостаточной научно-педагогической поддержкой этого процесса в педагогических образовательных учреждениях.
Исходя из этого, целью нашего исследования является рассмотрение педагогической значимости использования народных средств физической культуры в подготовке будущих учителей физической культуры в Дагестане, где были решены следующие задачи: изучение особенностей физической культуры и ее роли в формировании здорового образа жизни; работа с народным физическим воспитанием дагестанцев; изучение значения народных средств физической культуры в подготовке будущего учителя физической культуры в Дагестане.
Народные игры дагестанцев всегда составляли важную часть системы физического воспитания подрастающего поколения. Большой популярностью в Дагестане пользовалась народная групповая подвижная игра «ножной мяч» (х1ат1ил торг1о), предполагавшая наличие от 3 до 15 - 20 играющих, где чертится круг диаметром 3 метра, а в 25 метрах от круга выполняется малый круг диаметром 0,5 метра. Из играющих выбирается водящий, который ставит мячик на середину большого круга и сам становится туда же. Остальные игроки располагались за большим кругом и по сигналу водящего игроки старались вывести мячик ногами
из круга, довести его до малого круга. Тот из игроков, кому это удавалось, становился водящим.
Одной из наиболее популярных игр являлась «карга» (къаргъа), что подтверждают эпические произведения аварцев. Игроки делились на обороняющуюся и нападающую команды, где первые считались ведущими, а игроки нападающей команды старались коснуться ногой «каргу». Когда нападающим удавалось достичь своей цели, команды менялись ролями, и игра начиналась сначала [1].
Народная игра «свали палку» (г1уч1 бегизабе) была распространена в горных и предгорных районах Дагестана в осеннее и весеннее время года, когда почва рыхлая. Один из участников с размаху бросает свою палку так, чтобы она заострённым концом воткнулась в землю. Второй должен метнуть свою палку так, чтобы она попала в палку первого. Это упражнение способствовало развитию меткости [1].
Игра «волчок» (дандерик) предполагает наличие кнута. Волчок изготавливался в виде конуса длиной от 10 до 20 см из куска дерева. Кнут представлял собой деревянную палочку длиной от 50 до 60 см, к концу которого привязывалась ленточка или толстая нитка [1], [3]. Волчок брали в руки, острым концом направляли к поверхности земли, задавая вращательные движения вокруг собственной оси, в дальнейшем вращение поддерживалось ударами кнута по боковой поверхности волчка. Задача состоит в том, чтобы волчок вращался как можно дольше, для этого нужно было в одинаковом ритме и с одинаковой силой бить по нему кнутом. С помощью этой игры развивались скоростно-силовые качества, способствующие развитию координации движения, быстроты, выносливости, силы и совершенствованию функции равновесия.
Игра-упражнение «Чижик» предполагает подбор небольшого камня или бугорка высотой до10 - 15 см, а также палку длиной до метра, которую одним концом ставили на возвышенность (камень, бугор и т.п.), а другим на поверхность площадки. Для игры нужен «чижик», представляющий собой небольшую деревянную палочку (20 - 25 см в длину) круглой формы и заострённую с обоих концов [1].
Также важную часть в системе физического воспитания подрастающего поколения имеют народные физические упражнения дагестанцев. Толкание и метание камней, а также поднятие тяжестей у народов Дагестана имели большую популярность, что подтверждают исследования С.Ш. Гаджиевой, которая отмечает, что молодежь с увлечением участвовала в соревнованиях по метанию камня разного веса и разной формы на дальность и высоту. Метатель становился у черты, взяв камень так, чтобы он лежал на ладони и предплечье, делал несколько маховых движений, сопровождаемыми раскачиванием, при последнем движении сильным махом руки с поворотом туловища и резким выпрямлением полусогнутых ног посылал камень вперёд. При этом нельзя было выходить за черту метания, пока камень не упадёт на землю. У некоторых народностей не разрешалось выходить за черту даже после приземления камня, а у лакцев (в аулах Ницовкра и др.) не допускалось отрывание пятки от земли. Кроме того, у
даргинцев (Леваши), аварцев (Гидатль) метатель ставил под ногу, отставленную назад, камень высотой от 10 - 15 до 20 см, который увеличивал дальность полёта снаряда, поскольку при последнем махе метатель, поднимаясь на камень, увеличивал угол местности.
У некоторых этнических групп камни метали на крыши домов, для чего на расстоянии 20 - 30 шагов от сакли проводили черту для метания. Камень обычно подбирали небольшого веса. Тот, кто мог забросить камень на крышу, считался победителем, а если было несколько метателей, забросивших камень, то учитывали дальность падения камня на крыше.
В Дагестане популярностью пользовалось метание камня ногой, для чего брались два камня, один, служащий опорой (высотой 15 - 20 см), ставили за черту для метания. Становясь левой ногой на камень, метатель отрывал от земли правую ногу, на которую клал камень, предназначенный для метания и свободно, не касаясь земли, маховым движением производил бросок [1]. Метатель придерживал камень голеностопным сгибом и после нескольких маховых движений выбрасывал его вперёд. Метание камня ногой развивало мышцы ног и туловища и использовалось как вспомогательное упражнение с отягощением для прыгунов, борцов и др.
В горах Дагестана имело место «катание камня», обтёсанного в круглый диск по земле на дальность и в цель по склону горы. При этом мишенью служили кустики, камни, бугорки, а иногда в качестве мишени выступали ворота из камней или забитых в землю колышков. Победитель определялся точностью попадания пущенного камня в кустик или искусственные ворота. Упражнение служило средством формирования меткости, силы воли, мужества у молодежи [1]. Навык, приобретенный в результате этого упражнения, применялся в бою как одно из средств, обеспечивающих защиту от чужеземных захватчиков. В работе Н. Львова «Домашняя и семейная жизнь горцев аварского племени» описывается метание камня с разбега, которое культивировалось до второй половины XIX века.
Существовал также другой вид метания камня - метание с плеча, напоминающий метание ядра, распространённый у народов Кавказа
У дагестанских этнических групп широко практиковались поднятие и переноска тяжестей, где соревновались на количество попыток по поднятию тяжести (обычно камня) одной рукой от плеча и двумя руками от груди. Поднимание тяжести является одним из популярных физических упражнений дагестанцев не только в прошлом, но и в настоящее время в городах, аулах и селах Дагестана молодёжь с большим желанием занимается этим видом народных упражнений. Если в более ранние времена основными снарядами для поднятия служили камни различные по весу и форме, а также бревна и т.п., то сейчас их место прочно занимает гиря [1].
Ходьба, встречный бег, прыжки, лазание, хождение по канату также рассматривались у дагестанских народов как виды состязаний в выносливости и силе.
Участники ходьбы становились на одну черту и по команде нейтрального лица начинали движения, где запрещалось переходить на бег, а результат определялся переменным показателем и достижением условленного места. Часто горцы состязались в восхождении на вершину гор. В весенний период времени среди горцев Дагестана бытовало соревнование на ходулях, изготовленных из вербы, длина и толщина которых соответствовала возрасту и физической подготовленности их владельцев. Этот вид физических упражнений способствовал совершенствованию функций равновесия, координации движений, а ходьба, сопряженная с большими статическими усилиями мышц верхних конечностей, формировала координацию, гибкость и была обусловлена трудностями в передвижениях по местности (вода, грязевая масса и т.д.) [1].
Бег как физическое упражнение использовался жителями Дагестана с древнейших времён. Это упражнение имело несколько разновидностей.
Бег на скорость предполагал достижение условленного места без учёта времени, где принимали участие лица мужского пола, для которых в зависимости от возраста и физической подготовки определялась дистанция от 100 аршин или 50 - 60 шагов и более. Отрезок пространства, предназначенный для состязаний, ограничивали заметными для глаз участников и присутствующих предметами или чертили по поверхности контрольную линию. На «старт» одновременно выходило не более четырёх участников, которые принимали положение, близкое
Библиографический список
к высокому старту, а для начала бега в большинстве случаев судья с большой силой произносил звук «А», победителем считался тот, кто первым переступит контрольную линию, или тот, кто дотронется рукой до заранее подготовленного предмета первым. В некоторых случаях победитель определялся овладением приза, поставленным на «финише», в качестве которых выступали оружие, «гор» (круг из теста), баран и т.д. [1].
Бег на выносливость занимал большое место в жизни дагестанцев в прошлом. Участвовать в нем могли лица любого возраста, желающие испытать свой организм, установить своё превосходство. Дистанция часто проходила через гористую местность. Длина ее могла быть разной - от 500 м до 3 - 5 км. Участникам предлагалось добежать до той или иной отметки на местности и вернуться обратно. В этом случае старт и финиш приходились на одно и то же место [4].
На дистанцию назначались доверенные лица, в обязанность которых входило следить за правильностью прохождения участниками всех этапов необходимого расстояния.
В литературе встречаются сведения о том, что у дагестанцев бытовала такая разновидность этого упражнения, как бег в мешках, где участники состязаний «надевали» мешки, завязывали их у пояса и по сигналу начинали бег до условленного места. Разрешалось передвигаться прыжками, а побеждал тот, кто первым добирался до финиша.
Прыжки как вид физических упражнений у народов Дагестана имели несколько разновидностей, такие как прыжки в длину, с места, с разбега, а также с помощью палки: в высоту, с места, с разбега; в глубину (вниз) и т.д. Развивающими физические и волевые качества, а также умение и навыки естественных движений были прыжки в длину с помощью палки, для выполнения которых прыгун опирался на подставленную палку, не доходя до препятствия, толчком обеих ног переносил своё тело через него. Препятствием выступала речка небольшой глубины (10 - 15 м), стенка и т.д. [1].
Лазанием больше всего занимались в летнее и осеннее время, когда на деревьях созревали плоды. А состязания по лазанию проводились по вертикально стоящим брёвнам, шестам, а также по стенам зданий, скал и т.д., на самой верхушке которых ставился приз тому, кто до него доберётся.
Ходьба по канату является не только одним из древнейших видов физических упражнений, но и видом искусства народов Дагестана, ценность которого заключалась в развитии функций органов равновесия, икроножных центров мышц нижних конечностей и т.д.
Фехтование как популярный вид упражнений горцев Дагестана был присущ в основном мужчинам, подготовка которых начиналась с 7 - 8 лет. В качестве оружия выступали деревянные кинжалы, сабли и даже палки длиной около 70 - 80см. Основными поражающими пространствами считались туловище, руки и голова, а факторами поражения удары (рубящие, режущие) и уколы. Защитные приёмы характеризовались парирующими ударами, оружием по оружию противника в сочетании с отходом назад и в стороны [1].
Анализ теории и практики физической культуры показывает, что опыт, связанный с формированием физически развитой и ориентированной на нравственные ценности личности, накоплен и сохранен в народной педагогике, где народные игры, упражнения и т.д. издревле были азартными, весёлыми, массовыми и предполагали честную борьбу за право называться самым сильным, быстрым, выносливым. Народные игры и упражнения воспитывали чувства коллективизма, здорового соперничества, справедливости, собственного достоинства, учили поддерживать слабого и не унижать противника. На наш взгляд, в народных играх и упражнениях содержится невостребованный сегодня обществом потенциал для развития физических и нравственных качеств личности будущего выпускника педагогического вуза [5].
Следовательно, можно с полным основанием утверждать, что народные игры и физические упражнения являются действенными средствами оптимизации процесса физического воспитания будущего учителя, что, на наш взгляд, повышает эффективность развития основных двигательных качеств, овладения двигательными навыками и умениями и т.д. Внедрение народных средств физической культуры в повседневный быт плодотворно скажется на организации всего учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях республики Дагестан.
1. Гаджиагаев С.М. Национальная поясная борьба как средство профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2007.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Москва: Просвещение, 1990.
3. Аслаханов С.А-М. Народные подвижные игры и физические упражнения как средства повышения эффективности уроков физической культуры. Теория и практика физической культуры. 1991; № 12.
4. Гаджиагаев С.М., Анаев РИ., Чаптиев Б.С. Национальные виды спорта и игры народов Дагестана. Махачкала, 2001.
5. Гаджиагаев С.М., Гаджиагаев Т.С., Рагимова Н.Ш. Дагестанская народная игра как средство физического и нравственного воспитания подростков. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016; Т. 10, № 4: 38 - 43.
References
1. Gadzhiagaev S.M. Nacional'nayapoyasnayabor'bakaksredstvoprofessional'nojpodgotovkibuduschegouchitelya fizicheskojkultury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2007.
2. Abdullina O.A. Obschepedagogicheskaya podgotovka uchitelya v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.
3. Aslahanov S.A-M. Narodnye podvizhnye igry i fizicheskie uprazhneniya kak sredstva povysheniya 'effektivnosti urokov fizicheskoj kul'tury. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 1991; № 12.
4. Gadzhiagaev S.M., Anaev R.I., Chaptiev B.S. Nacional'nye vidy sporta i igry narodov Dagestana. Mahachkala, 2001.
5. Gadzhiagaev S.M., Gadzhiagaev T.S., Ragimova N.Sh. Dagestanskaya narodnaya igra kak sredstvo fizicheskogo i nravstvennogo vospitaniya podrostkov. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2016; T. 10, № 4: 38 - 43.
Статья поступила в редакцию 10.10.19
УДК 37
Maltseva O.S., collaborative pianist, Accompaniment Division, the Gnesins Russian Academy of Music (Moscow, Russia), Е-mail: olgasmalzeva2011@yandex.ru
THE COLLABORATIVE PIANIST: WORKING WITH CHORAL CONDUCTING UNIVERSITY STUDENTS. The article discusses professional activities of the collaborative pianist in the context of his working with choral conducting university students: his role in the teaching and learning process, aims and tasks and ways to achieve them. The characteristics of the performance of choral works in piano transcriptions are viewed. The author outlines that the tasks of the collaborative pianist working with choral conducting students differ considerably from those for solo piano and for traditional collaborative piano. This brings to the fore a continuous auditory control to make a musical piece sound maximum close to its original. The article stresses the desirability and viability of a creative collaboration of all the participants in the learning process, from the conductor to the collaborative pianist, for achieving fruitful results.
Key words: collaborative pianist, performer, choral score, choral conducting students, sound production, phonation, full-orchestra-like piano performance, musical demonstration, ensemble, auditory experience, harmony, texture.
О.С. Мальцева, концертмейстер высшей категории, ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва,
Е-mail: olgasmalzeva2011@yandex.ru
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА-ИЛЛЮСТРАТОРА В УЧЕБНОМ КЛАССЕ ХОРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВУЗА
В статье освещены актуальные вопросы, связанные с профессиональной деятельностью пианиста-концертмейстера в классе хорового дирижирования музыкального вуза: его роль и место в контексте учебно-педагогического процесса, творческие цели и задачи, способ их достижения. Рассматриваются особенности исполнения хоровых произведений, переложенных для фортепиано. Отмечается, что задачи концертмейстера в дирижёрско-хоровом классе значительно отличаются от собственно пианистических, привычных для пианиста-солиста, и традиционно концертмейстерских, типичных для пианиста-аккомпаниатора, вследствие чего на первый план выходит постоянный слуховой контроль над звучанием в направлении его максимально возможного приближения к первоисточнику. Подчёркнута важность сотворчества всех участников учебно-педагогического процесса в дирижёрско-хоровом классе - педагога-дирижёра и пианистов-иллюстраторов для достижения эффективного результата их деятельности.
Ключевые слова: концертмейстер-иллюстратор, пианист, хоровая партитура, учебный класс хорового дирижирования, звукоизвлечение, зву-коведение, оркестровость исполнения, музыкальная иллюстрация, ансамбль, слуховой опыт, гармония, фактура.
В деятельности концертмейстера дирижёрско-хорового класса используется практически весь спектр существующих концертмейстерских специализаций, представляющих собой «комплекс его исполнительских и тактико-психологических умений» [1]: аккомпаниатор, ансамблист и даже пианист-солист, благодаря чему работа в данной области музыкально-педагогической деятельности творчески интересна. Однако вследствие того, что в специальной музыкальной литературе эта сфера недостаточно освещена, она по-прежнему вызывает немало вопросов у начинающих концертмейстеров. Определённую роль в этом сыграли сложившиеся в музыкальном сообществе стереотипы, что такая деятельность однообразна, а потому непривлекательна в профессиональном плане для «настоящего пианиста». Со стороны она нередко воспринимается как сухое воспроизведение музыки, переложенной для фортепиано. Такие поверхностные суждения совершенно не соответствуют действительности и, к сожалению, дезинформируют начинающих концертмейстеров. Одна из причин данной ситуации состоит в том, что в действующие ныне учебные программы фортепианных факультетов музыкальных вузов входят лишь концертмейстерская подготовка в вокальном классе и ансамблевая подготовка в камерном; с деятельностью же концертмейстера в классах дирижирования студента-пианиста не знакомят вовсе. Основная же часть работы происходит в камерной обстановке учебного класса -в мини-коллективе, состоящем из педагога, концертмейстеров и студента [1 - 5].
По мнению профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Е.Е. Стриковской, по некоторым дисциплинам дирижёрско-хорового искусства студентам-пианистам целесообразно «ввести в учебный курс по концертмейстерскому мастерству дополнительные факультативные занятия» [4, с. 11]. Действительно, отсутствие у будущего концертмейстера полного объёма всех профессиональных навыков и объективного понимания своих реальных творческих задач приводит к неправильному восприятию сущности данного вида концертмейстерской деятельности.
Сам термин «пианист-концертмейстер» в контексте учебно-педагогической работы в дирижёрско-хоровом классе логичнее было бы заменить термином «концертмейстер-иллюстратор», поскольку задача музыкального иллюстрирования в данном случае стоит на первом месте. Приступая к работе в дири-жёрско-хоровом классе, концертмейстер должен быть готов к тому, что ему не придётся только аккомпанировать и тактично сопровождать исполнение солиста, как он привык это делать в ансамбле с вокалистами или инструменталистами, где ставились, прежде всего, задачи ансамблевого характера. В дирижёрско-хо-ровом классе ему будет отведена роль именно исполнителя-иллюстратора сочинений, изучаемых студентами-дирижёрами на уроках по их специальности, и отчасти соисполнителя произведений для хора с сопровождением со студентом
в ансамбле. Более того, концертмейстер дирижёрско-хорового класса, не отказываясь от демонстрации собственной индивидуальности при исполнении сочинения, должен уметь следовать за рукой студента-дирижёра, подчиняясь ему (проще говоря, играть по руке дирижёра) и одновременно оставаясь в рамках пианистически грамотного прочтения произведения.
Студенты дирижёрско-хоровых факультетов осваивают свои профессиональные навыки не перед хоровым коллективом, а в учебном классе с помощью ансамбля пианистов-концертмейстеров. Поэтому вполне понятно, что концертмейстер, получивший задание, по сути, заменить хор и оркестр, в порученной ему работе расширяет рамки привычных для него концертмейстерских задач. Конечно, перестроить собственное мышление пианист, только что начавший работу в классе хорового дирижирования, сразу не сможет Однако если правильно сформулировать стоящие перед ним цели и задачи, работа с первых же дней пойдёт значительно продуктивнее и интереснее. Попробуем разобраться в этом подробнее.
Во-первых, пианист-концертмейстер должен иметь в виду, что нотная литература, с которой ему придётся теперь работать, - это преимущественно переложения для фортепиано хоровых и оркестровых сочинений, а не специально написанная для фортепиано литература. Во-вторых, пианист-концертмейстер должен будет помнить о постоянном слуховом контроле над тембрами извлекаемых звуков и над общим звучанием своего «мини-оркестра». Это необходимо для того, чтобы как можно больше приблизить звучание фортепианного переложения к звучанию, заданному партитурой. Решение данной задачи достигается с помощью анализа оригинальной партитуры сочинения и переосмысления её с учётом звуковых возможностей фортепиано. Пианист дирижёрско-хорового класса должен иметь как можно более конкретное представление о критериях качества звучания хора, а также об особенностях практической работы хормейстеров-профессионалов. Это существенно облегчает понимание его собственных задач и способов их решения. Слушая звучание хора, являющееся конечным результатом кропотливой хормейстерской работы, концертмейстер должен уметь вычленять те элементы, из которых состоит это подготовленное звучание. Такие понятия, как владение певческим звуком (включающее в себя звукоизвлечение и звуковедение), интонация и тембр голоса, вокальный ансамбль должны быть хорошо известны пианисту-концертмейстеру, поскольку именно над воплощением этих характеристик ему и предстоит работать.
Тем не менее, даже при полном учёте всех специфических нюансов оригинального хорового и оркестрового исполнения концертмейстеру всё-таки придётся адаптировать его звучание к фортепианному. Например, быстрые темпы хоровых произведений a cappella при их исполнении в аналогичных темпах на