Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативно-деятельностный подход / методы развития критического мышления / диаграмма Венна / перепутанные логические цепочки / текст / communicative-activity approach / methods for developing critical thinking / Venn diagram / mixed-up logical chains / text

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепекова Г. С.

В статье описывается технология критического мышления в реализации коммуникативно-деятельностного подхода при обучении русскому языку как второму. Дается характеристика понятия «технология развития критического мышления». Также раскрываются особенности таких методов развития критического мышления, как «Диаграмма Венна» и «Перепутанные логические цепочки». Приводятся примеры из собственного опыта преподавания, которые нашли отражение в учебнике «Русский язык» для 8 класса школы с кыргызским языком обучения. Использование методов развития критического мышления повышает качество преподавания, способствует развитию аналитических умений и навыков учащихся, активизирует их речевую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чепекова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING METHODS FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN A KYRGYZ SCHOOL

The article describes the technology of critical thinking in the implementation of the communicative-activity approach in teaching Russian as a second language. The concept of “technology for developing critical thinking” is characterized. The features of such methods of developing critical thinking as the “Venn Diagram” and “Confused Logical Chains” are also revealed. Examples are given from our own teaching experience, which are reflected in the textbook “Russian Language” for the 8th grade of a school with the Kyrgyz language of instruction. The use of methods for developing critical thinking improves the quality of teaching, promotes the development of students’ analytical skills, and activates their speech activity.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.372.881.161.1

https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЫРГЫЗСКОЙ ШКОЛЕ

©Чепекова Г. С., ORCID: 0009-0000-3696-6788, SPIN-код: 9004-4214, канд. пед. наук, Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]

USING METHODS FOR DEVELOPING CRITICAL THINKING IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN A KYRGYZ SCHOOL

©Chepekova G., ORCID: 0009-0000-3696-6788, SPIN-code: 9004-4214, Ph.D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В статье описывается технология критического мышления в реализации коммуникативно-деятельностного подхода при обучении русскому языку как второму. Дается характеристика понятия «технология развития критического мышления». Также раскрываются особенности таких методов развития критического мышления, как «Диаграмма Венна» и «Перепутанные логические цепочки». Приводятся примеры из собственного опыта преподавания, которые нашли отражение в учебнике «Русский язык» для 8 класса школы с кыргызским языком обучения. Использование методов развития критического мышления повышает качество преподавания, способствует развитию аналитических умений и навыков учащихся, активизирует их речевую деятельность.

Abstract. The article describes the technology of critical thinking in the implementation of the communicative-activity approach in teaching Russian as a second language. The concept of "technology for developing critical thinking" is characterized. The features of such methods of developing critical thinking as the "Venn Diagram" and "Confused Logical Chains" are also revealed. Examples are given from our own teaching experience, which are reflected in the textbook "Russian Language" for the 8th grade of a school with the Kyrgyz language of instruction. The use of methods for developing critical thinking improves the quality of teaching, promotes the development of students' analytical skills, and activates their speech activity.

Ключевые слова: коммуникативно-деятельностный подход, методы развития критического мышления, диаграмма Венна, перепутанные логические цепочки, текст.

Keywords: communicative-activity approach, methods for developing critical thinking, Venn diagram, mixed-up logical chains, text.

В настоящее время в образовательной системе Кыргызской Республики существенно изменились требования к преподаванию русского языка как второго. Это связано с тем, что русский язык имеет статус официального языка и служит средством межнационального общения. В Предметном стандарте по русскому языку в школах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения отмечается необходимость использования коммуникативно-деятельностного подхода, обеспечивающего «непрерывность саморазвития личности в процессе обучения русскому языку, формирование деятельностных способностей учащихся через самостоятельную учебно-познавательную деятельность» [1, c. 18]. Учебный процесс

строится таким образом, что создаются условия для активного участия обучающихся и их реальной деятельности. Для вовлечения учащихся в речевую коммуникацию используются интерактивные технологии обучения. Как известно, при интерактивном обучении учебный процесс осуществляется в условиях постоянного активного взаимодействия всех обучающихся. Это взаимообучение, где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Одним из видов интерактивного обучения, способствующим саморазвитию личности в процессе обучения русскому языку как второму и активизации творческой деятельности обучающихся, является технология критического мышления. Использование данной технологии стимулирует умственную активность школьников, побуждает к высказыванию своего мнения, взгляда на обсуждаемую проблему, развивает мыслительную и речевую деятельность.

Как отмечает Е. С. Полат, технология критического мышления — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю [2, а 156]. Автор подчеркивает понимание и восприятие полученной информации при использовании данной технологии.

С. И. Заир-Бек подчеркивает, что «критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны умения обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. Итог — критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых» [3, а 5].

И. В. Муштавинская подчеркивает, что «органичное включение данной технологии в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к школьнику, к его индивидуальности» [4, с. 19].

Следовательно, систематическое применение этой технологии позволяет повысить активность, самостоятельность и творческий потенциал учащихся. Приведем пример использования методов развития критического мышления на уроках русского языка в 8 классе школы с кыргызским языком обучения. Одним из часто используемых методов является диаграмма Венна. Это метод, имеющий конкретную, строго заданную форму, предполагающую определенную деятельность учащихся по заданным параметрам и стимулирующий их мыслительную активность. Диаграмма Венна представляет собой «схему в виде двух перекрещивающихся кругов, которая используется для сравнения фактов, явлений, идей. Свободные места в каждом круге используются для записи различий; общая часть, образованная при перекрещивании кругов, — для фиксирования общего в двух сравниваемых явлениях (фактах, понятиях и т. д.). Диаграмму можно использовать для индивидуальной и групповой работы» [5, с. 19].

Обычно диаграмма Венна на уроках русского языка как второго используется при работе над текстом. Приведем пример использования данного метода при знакомстве с легендой об Иссык-Куле. На озере Иссык-Куль преобладают два ветра: западный Улан, дующий из ущелья Боом, и восточный Санташ, дующий с перевала Санташ, находящегося между отрогами Терскей и Кунгей-Алатау. Об этих ветрах сложено немало легенд. Когда-то, в незапамятные времена, жили два богатыря — Санташ и Улан. Оба они полюбили одну девушку, но она никак не могла выбрать одного из них. Тогда богатыри решили разрешить спор битвой. Битва длилась очень долго. Они были равны в силе и смелости, никто не хотел

уступать. Красавице надоело ждать конца битвы, и она бросилась со скалы в голубые воды Иссык-Куля. Увидев, что их любимая утонула, богатыри превратились в ветры. И, поднимая волны, стараются достать девушку со дна озера. И до сих пор богатырям нет покоя. Став грозными ветрами, они налетают друг на друга, и тогда над озером бушует опасный шторм и отчаянно волнуются воды Иссык-Куля. Но снова никто не хочет уступать, и вновь никто не одерживает победы. Так и остаются Улан и Санташ ни с чем, разбегаясь по своим пристанищам: Улан прячется в скалах ущелья Боом, а Санташ отдыхает в ущельях Терскей и Кунгей-Алатау [6, с. 65].

После знакомства с текстом, учащиеся сравнивают описание ветров по заданным параметрам, находят общее и различия, Для сравнения даются следующие параметры.

Параметры для сравнения ветров:

1) откуда дуют ветры;

2) какие это ветры;

3) каким бывает Иссык-Куль, когда дуют ветры?

Санташ

Улан

После обсуждения с опорой на диаграмму Венна ученики записывают результаты с опорой на ключевые фразы.

Ветер — движение природы. Каждый из ветров — Санташ, Улан — по-своему особы...

Во-первых...

Во-вторых...

В-третьих.

Но есть у них и общее. Они.

Как видно из приведенного примера, работа с диаграммой Венна выводит учащихся на написание эссе-рассуждения. Именно такой подход позволяет вывести учеников не на воспроизведение текстов, а на их свободное продуцирование.

Следующий метод «Перепутанные логические цепочки» также активно используется при обучении русскому языку как второму. Это метод работы над информацией, позволяющий проследить хронологическую цепочку событий. Использование данного метода обеспечивает мотивированность работы над информацией, позволяет прослеживать причинно-следственные связи, что, в свою очередь, способствует развитию аналитических способностей.

Ниже приведен пример использования метода «Перепутанные логические цепочки» на примере работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе школы с кыргызским языком обучения.

Верность до конца жизни

В начале прошлого века сначала вся Япония, а затем и весь мир узнал о собаке по кличке Хатико. Пес породы акита-ину ежедневно провожал своего хозяина, профессора университета, на работу, до входа на автобусную станцию, а затем в три часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. У профессора 21 мая 1925 года случился инфаркт. Врачи не смогли спасти ему жизнь, и домой он уже не вернулся. Хатико тогда было восемнадцать месяцев. В тот день он так и не дождался хозяина, но стал приходить на

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

станцию ежедневно, терпеливо ожидая его до позднего вечера.

Хатико пытались пристроить в дома друзей и родственников хозяина, но пес неизменно возвращался на станцию. Местные торговцы прикармливали Хатико, восхищаясь его настойчивостью. Пес стал известен на всю Японию в 1932 году после публикации в одной из крупнейших газет Токио статьи «Преданный старый пес ожидает возвращения своего хозяина, умершего семь лет назад». История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие, чтобы посмотреть на пса. Хатико открыли памятник 21 апреля 1934 года. На открытие монумента японцы привели и самого пса. Хатико приходил на станцию в течение девяти лет вплоть до своей смерти 8 марта 1935 года. Мёртвого Хатико нашли на улице недалеко от станции. После его смерти в стране был объявлен траур. Во время Второй мировой войны памятник Хатико уничтожили: на военные нужды понадобился металл. Но Япония не забыла пса, и после окончания войны, в августе 1948 года, памятник восстановили. Сегодня статуя Хатико у станции Сибуя — место встречи влюбленных, а сам образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности.

РИА новости

После чтения текста учащимся дается следующее задание:

«36. В какой последовательности происходили события? Восстановите и запишите правильный вариант. Сравните свой вариант в парах, затем в классе. Внесите коррективы после обсуждения.

1) Хатико открыли памятник 21 апреля 1934 года.

2) В начале прошлого века сначала вся Япония, а затем и весь мир узнали о собаке по кличке Хатико.

3) Пес каждый день провожал своего хозяина на работу, до входа на автобусную станцию, а затем вновь возвращался, чтобы встретить его.

4) У профессора 21 мая 1925 года случился инфаркт.

5) Хатико пытались пристроить в дома друзей и родственников хозяина, но пес неизменно возвращался на станцию.

6) История покорила сердца японцев, и на станцию Сибуя стали приезжать любопытствующие, чтобы посмотреть на пса.

7) Образ пса в Японии стал примером беззаветной любви и верности» [6, с. 20].

При выполнении задания школьники неоднократно обращаются к тексту, восстанавливают хронологию событий в парах, в классе. Сопоставление версий позволяет выйти на понимание текста и развитие коммуникации на русском языке. Работа над грамотным логическим построением текста ведет учеников к развёрнутому последовательному высказыванию в письменной и устной речи. Выполняя задания, акцентирующие внимание на логику текста, ученики приходят к пониманию, что предложения в тексте выстраиваются в определённой последовательности и в зависимости от того, с какой целью создается текст. При этом они закрепляют на практике грамматическую тему, которая была на уроке. Таким образом, методы развития критического мышления достаточно востребованы при обучении русскому языку как второму. Каждый из используемых методов имеет свою цель и направлен на формирование определенных умений и навыков. Обозначенные методы способствуют не только развитию коммуникативной компетенции учащихся, но и вовлечению их в совместную деятельность.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №10. 2023

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/95

Список литературы:

1. Русский язык в школах с кыргызским, узбекским и таджикским языками обучения для 5-11 классов общеобразовательных организаций Кыргызской Республики: Предметный стандарт. Бишкек, 2022. 55 с.

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2009. 272 с.

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

4. Муштавинская И. В. Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО, 2009. 209 с.

5. Низовская И. А. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Бишкек, 2003. 148 с.

6. Задорожная Н. П., Чепекова Г. С. Русский язык. 8 класс. Бишкек: Аркус, 2022. 166 с.

References:

1. Russkii yazyk v shkolakh s kyrgyzskim, uzbekskim i tadzhikskim yazykami obucheniya dlya 5-11 klassov obshcheobrazovatel'nykh organizatsii Kyrgyzskoi Respubliki: Predmetnyi standart (2022). Bishkek. (in Kyrgyz).

2. Polat, E. S., Bukharkina, M. Yu., & Moiseeva, M. V. (2009). Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya. Moscow. (in Russian).

3. Zair-Bek, S. I., & Mushtavinskaya, I. V. (2004). Razvitie kriticheskogo myshleniya na uroke. Moscow. (in Russian).

4. Mushtavinskaya, I. V. (2009). Tekhnologiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya. St. Petersburg. (in Russian).

5. Nizovskaya, I. A. (2003). Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis'mo. Bishkek. (in Kyrgyz).

6. Zadorozhnaya, N. P., & Chepekova, G. S. (2022). Russkii yazyk. 8 klass. Bishkek. (in Kyrgyz).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.09.2023 г. 24.09.2023 г.

Ссылка для цитирования:

Чепекова Г. С. Использование методов развития критического мышления на уроках русского языка в кыргызской школе // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №10. С. 291295. https://doi .org/10.33619/2414-2948/95/32

Cite as (APA):

Chepekova, G. (2023). Using Methods for Developing Critical Thinking in Russian Language Lessons in a Kyrgyz School. Bulletin of Science and Practice, 9(10), 291-295. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/95/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.