Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
275
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИКА / СТРАТЕГИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КЛАСТЕР / СИНКВЕЙН / ДАЙМОНД ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдраманова С. К., Азимбаева А. Ж.

В статье описаны некоторые особенности организации обучения учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении лексики на основе стратегий критического мышления. Предлагаемые интерактивные методы повышают интерес учащихся к изучаемому разделу русского языка, позволяют не только формировать знания и навыки, но и способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Абдраманова С. К., Азимбаева А. Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE METHODS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS WHEN LEARNING VOCABULARY IN THE SECONDARY EDUCATIONAL SCHOOL

The article describes some of the features of the organization of teaching grade 5 students in the study of vocabulary based on critical thinking strategies. The proposed interactive methods increase the interest of students in the studied section of the Russian language, allow not only to form knowledge and skills, but also contribute to the development of intellectual abilities of students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

УДК: 372. 881.161.1

Абдраманова С.К. старший преподаватель кафедра методики преподавания русского языка и литературы

факультет русской филологии ОшГУ Кыргызской Республики Азимбаева А.Ж. студент магистратуры факультет русской филологии ОшГУ Кыргызской Республики

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация: В статье описаны некоторые особенности организации обучения учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении лексики на основе стратегий критического мышления. Предлагаемые интерактивные методы повышают интерес учащихся к изучаемому разделу русского языка, позволяют не только формировать знания и навыки, но и способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Ключевые слова: лексика, стратегия, критическое мышление, кластер, синквейн, даймонд. перепутанные логические цепи, лингвистические игры.

Abdramanova S.K. senior lecturer

department of methods of teaching the Russian language and literature

faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic

Azimbaeva A.Zh. master's student faculty of russian philology Osh state University of the Kyrgyz Republic

INTERACTIVE METHODS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS WHEN LEARNING VOCABULARY IN THE SECONDARY EDUCATIONAL

SCHOOL

Annotation: The article describes some of the features of the organization of teaching grade 5 students in the study of vocabulary based on critical thinking strategies. The proposed interactive methods increase the interest of students in the studied section of the Russian language, allow not only to form knowledge and skills, but also contribute to the development of intellectual abilities of students.

Key words: vocabulary, strategy, critical thinking, cluster, syncwine, diamond. entangled logic circuits, linguistic games.

Лексика, наряду с грамматикой, составляет основу любого языка. В средней общеобразовательной школе лексика как раздел русского языка изучается с 5 класса. Овладевая лексикой, учащиеся овладевают системой понятий, свойственных данному языку, что даёт возможность развивать мышление и речевую деятельность на изучаемом языке.

Для формирования у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенций на уроках русского языка целесообразно использовать такие интерактивные методы как кластер, синквейн, даймонд, перепутанные логические цепи, а также лингвистические игры. Предлагаемые приёмы связаны одной лексической темой - осень.

При использовании кластера можно опереться на известное учащимися стихотворение А.С. Пушкина "Осень". Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. [3, с.174] Пушкинские строки помогут учащимся представить осень со всеми её признаками.

Задание1. Напишите в тетради приметы осени. Задание выполняется индивидуально, в паре, коллективно. Результаты коллективной работы записываются на доске и обсуждаются.

Задание 2. Составьте рассказ на тему «Осень», опираясь на эти слова и словосочетания.

Таким образом, учащиеся учатся самостоятельно с помощью записанных ими признаков осени составлять свой рассказ. А эта работа требует от ученика умения правильно составлять предложения, а значит выражать свои мысли.

Работа над созданием синквейна и даймонда является одним из эффективных методов развития образной речи.

Слово «синквейн» в переводе с французского означает стихотворение из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Правила написания синквейна

первая строка - одно слово, существительное, отражающее тему; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие тему; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках

темы;

четвёртая строка - фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

пятая строка - синоним, слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме. [2, с.216-217]

Если учащиеся затрудняются в выборе нужных слов, то им можно предложить ряд прилагательных, глаголов, синонимов, а также фраз, с помощью которых можно выразить своё отношение к данной теме.

Прилагательные Глаголы Фразы Синонимы

золотая радует Осень-перемен восемь Красота

дождливая улыбается Осень пришла, урожай принесла Ненастье

тёплая грустит Тёплая осень - к долгой зиме Радость

грустная кормит Осенью и воробей богат Листопад

прекрасная плачет Осеннее тепло обманчиво Труд

унылая желтеет Осень - золотая пора! Богатство

долгая увядает Осень - время урожая. Грусть

холодная шуршит От осени к лету повороту нету Кормилица

Осень

Золотая, унылая

Улыбается, грустит, увядает

Осень - время урожая.

Листопад

При характеристике, сравнении двух противоположных понятий используется творческая работа, представляющая 7-стишие, под названием "Даймонд"

Составляя даймонд, учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.

Алгоритм составления:

Первая и последняя строчки представляют собой существительные -антонимы.

Вторая строчка - 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка - 3 глагола, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка - два противоположных по смыслу нераспространенных предложения, в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. [5, с. 99]

Весна

Ранняя, тёплая

Радует, цветёт, дарит

Весна весела. Осень печальна.

Плачет, увядает, грустит

Холодная, дождливая

Осень.

Пятистрочная и семистрочная схемы стихотворений стимулируют учащихся к тщательному отбору лексических средств и точной передаче смысла. Составленные учениками синквейны и даймонды свидетельствует об их умении выделять наиболее характерные особенности времён года, а также выражать свои позиции, взгляд на данные явления природы.

Формированию у учащихся умений отслеживать причинно-следственные связи и хронологическую последовательность событий при работе над текстом поможет стратегия "Перепутанные логические цепи".

Сначала ведётся работа в группах. Учащиеся выстраивают в определённой последовательности перепутанные фразы из текста.

Фразы из текста "Осенняя сказка"

1) А потом счастье его оборвалось - Вишенка вдруг пропала.

2) Взгляни в окно. Одинокий лист кружится на ветру.

3) Стояла ненастная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели.

4) Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой.

5) Но Листик не соглашался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка.

6) Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке.

7) Он любил её всем сердцем. Ветер часто звал его побродить по свету.

Далее каждая группа представляет свой вариант последовательности

фраз текста и даёт её обоснование. Затем идёт чтение текста, сравнение своей версии и исходного варианта.

Во время обсуждения результатов работы учащиеся поясняют свою версию связи событий, случаи расхождения своего варианта с исходным текстом.

Осенняя сказка

Взгляни в окно. Одинокий лист кружится на ветру. Когда-то он был зелёный. И тогда он сидел на ветке рядом с румяной Вишенкой. Он любил её всем сердцем. Ветер часто звал его побродить по свету. Но Листик не соглашался. Ведь рядом с ним была самая прекрасная Вишенка.

А потом счастье его оборвалось - Вишенка вдруг пропала.

Стояла ненастная осенняя пора. Все листья с дерева уже облетели. Только один Листик, пожелтевший от горя, оставался на своей ветке.

(По Ф.Кривину) [4, с.8]

Данная работа над текстом вызывает не только интерес у учащихся, но и подключает непроизвольную память, внимание к словам и предложениям.

А для выявления у учеников умений подбирать проверочные слова, а также создавать новый текст, изменив лицо, предлагаются следующие задания:

1) В этом тексте 17 слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением. Найдите их и подберите проверочные слова.

2)Объясните, почему слова Вишенка и Листик написаны с Большой буквы.

3)Напишите эту сказку от имени Листика.

Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и активизировать мыслительную деятельность учащихся можно использовать следующие лингвистические игры.

_«Опиши дары осени»_

Предмет Форма Цвет Вкус

Яблоко

Гранат

Слива

Груша

Айва

Задание: составьте предложения с этими словами.

«Пословица рассыпалась» Задание: восстановите пословицы. ( Подсказка: пословицы начинаются с выделенных слов)

1) голодна, да, осень, красна, дождлива, да, Весна, сытна.

2) свистит и рвёт, семь погод, В, на дворе ,льёт и снег метёт, осеннее, сеет, ненастье, веет, крутит,..

3) с дерева, лист ,осени, Упал, жди, один.

4) снежком, где, землю, Октябрь, листком, где, покроет. Ответ:

1) Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да сытна.

2) В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт..

3) Упал с дерева один лист — жди осени.

4) Октябрь землю покроет где листком, где снежком. «Одним словом»

Назовите слова по описанию их значения и запишите их.

1. Машина, которая пашет и сеет. (трактор)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Осадок, часто идущий осенью. (дождь)

3. То, чем можно защититься от дождя. (зонтик)

4. Полезный для здоровья человека фрукт. (яблоко)

5. Водитель машины, которая убирает урожай. (комбайнер)

6. Месяц, обозначающий цифру "восемь" (октябрь)

7. Край света, куда улетают птицы осенью (юг)

- Распределите отгаданные слова в две колонки: 1) однозначные; 2) многозначные. Пользуйтесь словарём.

- Составьте с этими словами вопросительные предложения.

"Ходом шахматного коня" [1, с.96]

Шахматный «конь» ходит буквой «Г», которая может быть расположена по-разному. Начиная с рисунка шахматного коня прочтите пословицу. В каждой клетке находится какая-либо часть слова.

L ВЕ ДЫ НА

ДА О ЦВЕ

ты с пло

СЕНЬ ЁТ А

Ответ: Весна даёт цветы, а осень - плоды.

Составьте рассказ из 6-7 предложений на тему «Весна даёт цветы, а осень - плоды».

Таким образом, использование интерактивных методов на уроках русского языка при изучении лексики учит учащихся самостоятельности, высказыванию своей точки зрения, отбору лексических средств, быть внимательным к словам и предложениям. Всё это ведёт к повышению интереса к изучению русского языка и активизации мыслительной деятельности учащихся.

Использованные источники:

1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.П. М.: Просвещение. 1967. - 288 с.

2. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.; Под общей редакцией И.А. Низовской. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии). - Б.: ФПОИ, 2005. - 286 с.

3. Времена года: Русские поэты о родной природе. - Л.: Лениздат, 1985. -238 с. - ( «Школьная библиотека»).

4. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку: 4 кл.:Пособие для учащихся четырёхлет.нач.шк. - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

5. Низовская И.А. Словарь программы «Развитие критического мышления через чтение и письмо». // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. - 2003. №4. - С. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.