УДК 372.881.161.1
Абдраманова С.К. старший преподаватель кафедра методики преподавания русского языка и литературы
факультет русской филологии
ОшГУ
Кыргызская Республика, г. Ош Алибаева Н.О. студент магистратуры факультет русской филологии
ОшГУ
Кыргызская Республика, г. Ош
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИХ УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛА В 7 КЛАССЕ ШКОЛ С КЫРГЫЗСКИМ ЯЗЫКОМ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация: В статье предлагаются инновационные технологии обучения русскому языку, которые можно использовать на повторительно-обобщающих уроках русского языка при изучении глагола в 7 классе школ с кыргызским языком обучения.
Рассматриваются такие стратегии критического мышления как перепутанные логические цепи, диаграмма Венна, работа в группах с использованием различных текстов по содержанию и доступных для учащихся-семиклассников школ с кыргызским языком обучения.
По каждой стратегии даются определённые задания на выявление знаний учащихся морфологических признаков и способов образования глагола. А также учащиеся самостоятельно учатся готовить краткие сообщения по конкретной теме, делать выводы, составляют мини-рассказ, употребляя образованные ими глаголы в разной форме.
Ключевые слова: урок русского языка, глагол, диаграмма Венна, работа в группах, перепутанные логические цепи.
Abdramanova S.K. senior lecturer
department of methods of teaching the Russian language and literature
faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic, Osh Alibaeva N. O. master's student
faculty of russian philology Osh state University Kyrgyz Republic, Osh
INNOVATIVE TECHNOLOGIES ON REPEATED-GENERALIZED LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE WHEN LEARNING VERB IN THE 7 TH GRADE OF SCHOOLS WITH THE KYRGYZ LANGUAGE OF
STUDY
Abstract: The present article explores innovative technologies of teaching the Russian language, which can be used in repetitive-generalizing lessons of the Russian language, while studying the verb in the 7th grade of schools with the Kyrgyz language of instruction.
Such strategies of critical thinking as mixed up logical chains, Venn diagram, group work with the use of various texts on the content and available for 7th grade pupils of Kyrgyz -speaking schools are considered.
For each strategy, certain tasks are provided to reveal students' knowledge of morphological features and ways of verb formation. Students also independently learn how to prepare short reports on a specific topic, draw conclusions, and make a mini-story, using verbs they formed in different forms.
Key words: Russian language lesson, verb, Venn diagram, group work, mixed logical chains.
Использование инновационных технологий на повторительно-обобщающих уроках русского языка способствует формированию предметных компетентностей: языковой, речевой и социокультурной. "Компетентностный подход в обучении предполагает:
1. Учёт индивидуальных особенностей.
2. Деятельностный характер обучения.
3. Активность ребёнка как субъекта образовательного процесса.
4. Сотрудничество в коллективной работе.
5. Результативность обучения". [1, с.126.]
В школе с кыргызским языком обучения на уроках русского языка глагол как часть речи изучается в 5-7 классах. Учащиеся учатся правильно ставить вопросы к глаголам, спрягать и определять спряжение глаголов, учатся различать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов и употреблять их в собственной речи.
При повторении глагола на уроках русского языка можно использовать такие стратегии критического мышления как диаграмма Венна, перепутанные логические цепи, работа в группах.
В основе диаграммы Венна лежит схема двух пересекающихся кругов. В общей плоскости кругов фиксируется общее, присущее двум сравниваемым
понятиям, а в каждом полукруге отражается то, что характерно для каждого сопоставляемого понятия, объекта. [2, с.220-221]
После изучения всех морфологических признаков глагола учащиеся сначала индивидуально, затем в парах и в группе заполняют следующую диаграмму.
Отвечать
1.Несовершенного вида
2. Не указывает на завершённость действия
3. Отвечает на вопрос что делать?
4. 1-го спряжения
1. Глаголы
2. Обозначают действ ие (дать ответ)
3.Неопределённая форма глагола
4. Спрягаются
5. Непереходные
6. Невозвратные
Ответить
1. Совершенного вида
2. Указывает на завершённость действия
3 . Отвечает на вопрос что сделать? 4. 2-го спряжения
Рисует
1. Не указывает на завершённость действия
2. Несовершенного вида
3 . Отвечает на вопросы что делает? 4. Настоящего времени 5 . Не изменяется по родам 6. Спрягается
1. Глаголы
2. Обозначают действие
3. Изъявительного наклонения
4. Единственного числа
5. Переходные
6. Невозвратные
7. 3-го лица
Нарисовал
1. Указывает на завершённость
действия 2 . Совершенного вида
3. Отвечает на вопрос что сделал?
4. Прошедшего времени
5. Изменяется по родам
6. Не спрягается
На презентации каждая группа сообщает о своих результатах, после которой учащиеся могут задавать вопросы друг другу.
При заполнении диаграммы Венна на повторительно-обобщающих уроках русского языка учащиеся учатся находить общее и различное в сравниваемых словах, а также логически рассуждать и анализировать.
Так как образование и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида вызывают у учащихся определённые трудности, им можно предложить работу в группах.
Задание №1. Ярмарка глаголов
объединить понимать вздохнуть
достигнуть сказать наливать
вздыхать кричать ловить
отвечать нарисовать защищать
играть опоздать начать
стирать положить рассказать
понять начинать провожать
сесть побеждать говорить
изложить достигать излагать
проводить налить стереть
взять готовить объединять
искать брать прочитать
защитить поймать опаздывать
говорить садиться победить
рисовать засыпать найти
класть ответить поговорить
приготовить поиграть засыпать
читать рассказывать крикнуть
Задание 1-й группе: выпишите глаголы несовершенного вида и составьте предложения
Задание 2-й группе: выпишите глаголы совершенного вида и составьте предложения
Задание 3-й группе: найдите и выпишите видовые пары глаголов, объясните способ образования
Задание 4-й группе: подготовьте сообщение об образовании видов глаголов
Образец сообщения
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используютс приставки и суффиксы.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.
Некоторые видовые пары представляют собою разные слова, имеют разные основы.
Отдельные видовые пары могут различаться ударением.
Задание №2. Образуйте с помощью приставок (по-, пере-, с-, про-, раз, вы-, на-, при-) новые слова от данного глагола. Составьте предложения, употребляя все образованные глаголы. Определите вид глаголов.
Глагол 1-й группе: играть -
Глагол 2-й группе: писать -
Глагол 3-й группе: думать -
Глагол 4-й группе: читать -
О ком идёт речь?
Задание №3. К какой тематической группе относятся эти глаголы? Напишите эссе, используя данные глаголы в разной форме. Укажите вид употреблённых глаголов.
Глаголы 1-й группе: сеет, пашет,полет, выращивает, собирает.
Глаголы 2-й группе: варит, жарит,печёт, угощает.
Глаголы 3-й группе: тренируется, соревнуется, упражняется, побеждает.
Глаголы 4-й группе: объясняет, проверяет, учит, воспитывает. [3,
с.15]
Использование стратегии «Перепутанные логические цепи» при работе над текстом развивает у учащихся умение различать причину и следствие события, подключает непроизвольную память.
Сначала ведётся работа в группах. Учащиеся выстраивают в определённой последовательности перепутанные фразы из текста.
Фразы из текста «Зима в лесу»
1) Вот следы зайца. По самому краю поля прошли разбойники-волки.
2) На белой скатерти снега видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
3) А через широкую дорогу перешли лоси.
4) Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Высятся голубые сугробы.
5) Много крупных и малых зверей и птиц живёт и кормится в притихшем зимнем лесу.
6) Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
Далее каждая группа представляет свою версию -прогноз последовательности фраз текста и даёт её обоснование. Затем идёт чтение текста, сравнение своей версии и исходного варианта.
Во время обсуждения результатов работы учащиеся поясняют свой вариант связи событий, случаи расхождения своей версии с исходным текстом.
Зима в лесу
Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Высятся голубые сугробы.
Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес.
На белой скатерти снега видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.
Вот следы зайца. По самому краю поля прошли разбойники-волки. А через широкую дорогу перешли лоси.
Много крупных и малых зверей и птиц живёт и кормится в притихшем зимнем лесу. [4, с. 20].
Для активного включения всех учащихся в выполнение задания целесообразно использовать работу в группах. Каждой группе даётся определённое задание.
Задание 1-й группе: выпишите из текста все глаголы и определите их время и спряжение
Задание 2-й группе: найдите глаголы в тексте и образуйте из них с помощью приставок новые слова
Задание 3-й группе: составьте с каждым глаголом из текста предложение, изменив форму данного глагола
Задание 4-й группе: используя только глаголы из текста, составьте свой рассказ.
Задание №4 Прочитайте текст. Пользуясь словообразовательным словарём, найдите и выпишите из текста существительные, образованные от глаголов. (работа в парах).
Сыновья и внуки
Всем известно, что зима и зимовщик - родственные слова. Однако не каждый задумывался над тем, в каком родстве состоят эти слова друг к другу. Оказывается, слово зимовщик - весьма отдалённый родственник зимы. Вначале у зимы появился "сын" - глагол зимовать, от него произошёл "внук" - зимовье, а затем уже появились на свет "правнуки", родные брат и сестра: зимовщик и зимовщица. Таким образом, зима доводится им "прабабушкой".
Задание: подумайте, какие "внуки" имеются у имён существительных: ночь, день, голос. Обнаружить это нетрудно: вначале попытайтесь образовать из них глагол, а затем подберите отглагольное существительное или прилагательное. Это и будет "внук". [5, с. 148-149].
Игра "Одним словом"
-Выразите каждое сочетание слов одним возвратным глаголом.
1) Приветствовать друг друга при встрече
2) Достигать поставленной цели путём усилий и стараний
3) Испытывать неуверенность, нетвёрдо верить во что-нибудь
4) Испытывать волнение
5) Чувствовать обиду
6) Допускать ошибку
7) Проявлять интерес к чему-либо
8) Собирать вещи
9) Вступать в знакомство
10) Приходить к соглашению [5, с. 139].
Таким образом, предложенные инновационные технологии на повторительно-обобщающих уроках русского языка при изучении глагола повышают интерес учащихся к изучаемой части речи, развивают их интеллектуальные способности, что способствует формированию у учащихся предметных компетентностей.
Использованные источники:
1. Абдиев К.Р. (2018). О компетентностном подходе в обучении русскому языку. Вестник ОшГУ. - №4.- С. 126.
2. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М.; Под общей редакцией И.А. Низовской. (2005). Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии). - Б.: ФПОИ, С.286.
3. Лидман-Орлова Г.К., Пименова С.Н., Еремеева А.П. и др.;
Сост. Лидман- Орлова Г.К., Пименова С.Н.(1994).Русский язык: Практика: Сб.задач и упражнений: Учебное пособие для 6-7 классов общеобразоват. учеб.заведений. - М.:Просвещение.- С. 256.
4.Табаева Р.Ш., Лукьянова Г.М., Гришина В.И. (1989). Сборник диктантов для 6-7 классов киргизской школы: Пособие для учителя.- Ф.: Мектеп.- С.200.
5. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. (1963). Материалы по занимательной грамматике русского языка. 4.I. - М.: Учпедгиз.- С.240.