цессе художественно-творческой индивидуальной и коллективной деятельности [3].
Она отмечает, что формирование среды «зависит от целого ряда условий - здесь переплетаются природные, экологические, социальные и эстетические факторы. Большое значение имеют также национальные и региональные аспекты жизни, так как именно они отражают традиционные ценности человека, возникшие и сформировавшиеся в конкретном природном, средовом окружении и передающиеся из поколения в поколение... художественный облик каждой конкретной среды позволяет судить не только об интерьере, его предметах, но и о том человеке, который живет среди этих вещей, о его интересах, увлечениях, роде занятий» [3].
В проведённом опытно-экспериментальном исследовании, к которому был подключен целый ряд учреждений культуры и искусства, была подтверждена доминантная роль поликультурной среды в процессе воспитания развития толерантности учащейся молодежи. Несомненно, это должна быть специально организованная среда, созданная по определенной модели, опирающейся на специально выделенные принципы, и реализующая несколько теоретически обоснованных направлений педагогической деятельности. Такая среда была определена как «образовательная среда поликультурной образовательной организации» - личностно-ориентированная, образовательно-воспитательная система с многоаспектной дифференциацией обучения, включая развитый многопрофильный блок дополнительного образования.
Результаты исследования показали, что основными направлениями организации такой среды в поликультурной образовательной организации являются приобщение подрастающего поколения, как к национальной, так и к общероссийской и мировой культуре; нравственное и гражданственное воспитание молодёжи; развитие ноосферного сознания и планетарного мышления; формирование готовности и умения осуществлять конструктивный межкультурный диалог в многонациональной среде. Поликультурная образовательная организация рассматривается в нашем исследовании как социально-педагогическое образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. Кроме того, в образовательной среде вуза, школы должна быть обеспечена педагогическая поддержка адаптации личности в поликультурной среде. Содержание поликультурного образования разрабатывалось в концепциях М.М. Бахтина, В.С. Библера и др. Учёными выявлены следующие основные компоненты поликультурного образовательного пространства: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно - деятельностный; регионально-интеграционный, которые отражают комплекс отношений:
- к личности, как высшей ценности, способной к культурному самоопределению и самоизменению;
- к педагогу как посреднику между человеком и культурой, способному ввести учащегося в мир культуры и оказать ему содействие в индивидуальном самоопределении;
- к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;
- к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где воссоздаются культурные ценности, осуществля-
Библиографический список
ются интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.
В поликультурной образовательной среде создаются условия для эффективного взаимодействия таких составляющих личностного развития, как ценностные ориентации, нравственные устремления, духовные потребности, эстетико-коммуникативные установки и навыки, высокий уровень развитости толерантного сознания. В соответствии с этим, в педагогическую практику целесообразно внедрять технологии и методы, способствующие адаптации учащихся в поликультурную образовательную среду (технологии активизации процессов самопознания, саморазвития; методы, способствующие развитию механизмов рефлексии; методы выявления личностно-значимых целей жизнедеятельности и др.).
Характеристики педагогических технологий учебно-воспитательного процесса в поликультурном учреждении образования - это сотрудничество, диалог, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление ему свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и приемов творческого самовыражения личности в её культурной идентификации. Результаты применения этих и других эффективных технологий в этом процессе, позволяют нам утверждать, что у школьников развивается способность осуществлять конструктивный межкультурный диалог обеспечивающий гармонизацию внутреннего мира личности и отношений с социумом.
Анализ литературы по теме исследования показал, что на основе инвариантных общечеловеческих ценностей в поликультурном образовательном пространстве должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные ценности, парадигмы конвергенции и интеграции духовных ценностей, базовая культура личности, её соответствие реалиям меняющегося мира, так как осуществление поликультурности в образовательном процессе опирается на создание условий для развития интереса учащихся к культурным ценностям других народов, теоретического осмысления сущности мультикультурного мира; проведения занятий, включающих задания, сформулированные на основе видения мира с позиций представителей разных культур [2].
Результаты исследования доказали, что организованная поликультурная среда образовательной организации, прежде всего это среда воспитательная. Она способна обеспечивать формирование и развитие личности, направлена на создание условий для самоопределения, самореализации, культурной идентификации, получения навыков эффективного самообучения, самовоспитания, саморазвития, приобщения к культурным ценностям своего народа и понимания значимости культурных ценностей других народов. Для эффективного осуществления процесса воспитания толерантности такая среда должна обладать свойствами гибкости и соответствия потребностям интеллектуального, эмоционального и творческого развития личности учащегося, способностью влиять на процесс становления творческой общности в учреждении образования и культуры. В целом следует ещё раз отметить, что значительный педагогический потенциал поликультурной среды образовательной организации обусловлен, прежде всего, способностью создавать условия для межэтнического взаимопонимания и конструктивного межкультурного диалога у молодежи.
В такой образовательной среде реализуется идея воспитания уважительного отношения к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
1. Абдуразакова Д.М. К вопросу о влиянии образовательной среды школы на воспитание толерантности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73).
2. Au K. Multicultural perspectives on literacy researchl. Journal of reading behavior. 1995: 9.
3. Савенкова Л.Г Дизайн - искусство XX века. Мировая художественная культура. Москва: Питер, 2008: 427 - 428. References
1. Abdurazakova D.M. K voprosu o vliyanii obrazovatel'noj sredy shkoly na vospitanie tolerantnosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73).
2. Au K. Multicultural perspectives on literacy research1. Journal of reading behavior. 1995: 9.
3. Savenkova L.G. Dizajn - iskusstvo XX veka. Mirovaya hudozhestvennaya kul'tura. Moskva: Piter, 2008: 427 - 428.
Статья поступила в редакцию 14.02.19
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Department of Criminal Proceeding, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
USING THE METHOD OF SITUATIONAL ANALYSIS IN TRAINING OF INVESTIGATORS OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION.
The article discusses examples of using a method of situational analysis in training of investigators of internal affairs bodies. When conducting practical classes and seminars, it is important to focus on the quick and competent solution of issues arising from the appointment of examinations, first aid by a police officer, in the course of investigative actions. Application of the method of situational analysis shows its effectiveness in the preparation of investigators. The authors conclude that the use in
the preparation of trainees gaming technologies and strategies provides graduates with the most effective acquisition of knowledge on subjects studied, development of professional skills, the acquisition of skills unconventional thinking, ability to work in a team, development of sociability in an investigator. Key words: gaming technology, case method, situational analysis, competence-based approach, practical situation.
А.Д. Аветисян, канд. юр. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
А.А. Рясов, канд. юр. наук, проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
использование метода ситуационного анализа при подготовке следователей органов внутренних дел российской федерации
В статье рассматриваются примеры использования метода ситуационного анализа в обучении следователей органов внутренних дел. При проведении практических занятий и занятий семинарского типа важным является подход, ориентированный на быстрое и грамотное решение вопросов, возникающих при назначении экспертиз, оказании первой помощи сотрудником полиции, в процессе производства следственных действий. Авторы делают вывод о том, что использование при подготовке обучаемых игровых технологий и стратегий обеспечивает выпускнику наиболее эффективное усвоение знаний по изучаемым дисциплинам, освоение профессиональных навыков, приобретение умения нестандартного мышления, умения работать в команде, развитию коммуникабельности в должности следователя.
Ключевые слова: игровые технологии, метод кейса, ситуационный анализ, компетентностный подход, практическая ситуация.
Введение компетентностного подхода как способа модернизации системы образования наблюдается на протяжении длительного времени. Под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков, направленных на формирование у обучающихся способности к самостоятельной деятельности.
Возможности использования анализа исходных ситуаций были изучены следующими учеными: А.В. Виневская [1], И.В. Нигматуллина [2], А.А. Плигин, [3], А.В. Виневская [4], Л.А. Турик, [5] и другие ученые. При подготовке следователей органов внутренних дел особую значимость имеет практико-ориентиро-ванный подход. Связано это с необходимостью обучаемыми знать правовые, теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы; закономерности следообразования; современные возможности судебных экспертиз; особенности обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования различных видов материальных следов и объектов в ходе осмотров мест происшествий, процессуальных действий по различным видам преступлений, применять обучаемыми научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов.
При реализации данного подхода в педагогической деятельности мы широко используем метод работы с практической ситуацией, или «Метод ситуационного анализа». Данный метод, на наш взгляд, имеет ряд достоинств, связанных с привитием обучаемому способности выбирать оптимальное решение в конкретной ситуации, прогнозировать её течение и предвидеть возникновение основных осложнений, которые могут произойти в каждом конкретном случае.
Обучаемые на разных этапах освоения дисциплин могут демонстрировать разные уровни подготовки, имеющие тенденцию к накоплению теоретических и практических знаний, проявляют готовность демонстрировать решение ситуационных задач разного уровня сложности.
В преподавании дисциплин юридического профиля при отработке навыков назначения судебных экспертиз, производства следственных действий, преподаватели в процессе обучения часто применяют метод ситуационного анализа, однако, реализация данного метода в подготовке следователей органов внутренних дел, имеет свои особенности.
В своей педагогической деятельности при проведении занятий семинарского типа и практических занятий мы используем метод ситуационного анализа в практической ситуации. Остановимся на конкретном использовании метода ситуационного анализа при преподавании ряда дисциплин юридического профиля для будущих следователей, обучающихся по направлению подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности».
Работа с кейсами - это исследовательская деятельность, которая предусматривает определённые правила выполнения задания, базирующиеся на нормативных правовых актах, законах, закономерностях в реализации задачи. В системе высшего образования, в том числе юридического, данный метод уже демонстрирует свою эффективность и направлен на формирование профессиональных компетенций, связанных с решением служебных задач органов предварительного следствия.
Среди методов кейса различаем два основных:
1). Анализ ситуации.
Обучаемому для решения предлагаются краткие задачи, позволяющие оценить степень готовности к занятию, умение применять полученные теоретические знания на практике, умение по описанию признаков давать определение сложившейся ситуации.
Метод достаточно простой, задачи формулируются по принципу - Что должен знать обучаемый по конкретной теме?. От обучаемого не требуется длитель-
ного размышления, обсуждения задачи, за короткий промежуток времени обучаемый должен дать аргументированный точный ответ
Примеры микроситуаций:
Дисциплина - Первая помощь. При причинении физического вреда здоровью потерпевшему нанесли резаную рану в области верхней трети плеча. При осмотре места ранения из раны вытекает непрерывной струёй тёмного цвета кровь. Назовите вид кровотечения.
Дисциплина - Судебная медицина. На чердаке частного дома обнаружен мужчина, висящий в петле, изготовленной из простыни. Предположительно смерть наступила в результате перекрытия дыхательных путей петлёй. Определите вид механической асфиксии.
Дисциплина - Судебная психиатрия. При беседе подозреваемый постоянно отвлекается, даёт ответы невпопад, периодически настораживается, боится смотреть в сторону двери, от кого-то всё время отмахивается. Предположите вид психического расстройства.
Дисциплина - Криминалистика. При производстве осмотра места происшествия связанного с применением огнестрельного оружия обнаружены пулевые пробоины в стекле и в противоположной от него стене. Определите способ установления места положения стрелявшего.
Дисциплина - Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс). При совершении разбойного нападения заявитель запомнил приметы лица совершившего преступления. Назовите основание для задержания подозреваемого.
2). «Case study». Данный вид ситуационного анализа имеет набор правил, соблюдение которых обязательно для решения ситуации: 1. Исходные данные о ситуации (ситуационная задача); 2. Задания кейса (вопросы); 3. Ресурсы (средства, которыми располагает обучаемый); 4. Особые условия (например, обязательное использование нормативных правовых актов).
Возможны два варианта реализации кейса:
Первый вариант, когда обучаемый имеет знания по теме, и кейс реализуется на этапе итоговой оценки овладения знаниями и умениями.
Пример реализации кейса в преподавании дисциплин: Первая помощь и Криминалистика.
Исходные данные: Находясь в отпуске, Вы стали свидетелем, как неизвестный мужчина на улице нанёс подростку удар ножом в живот. Оказывая сопротивление нападавшему, подросток схватил правой кистью нож за лезвие. Осмотрев пострадавшего, Вы обнаружили рану на животе длиной 5 см, из которой выпала петля кишки, рана умеренно кровоточит. На правой ладони поверхностная резаная рана, из которой выделяется струёй тёмно-вишнёвого цвета кровь. Следователь обнаружил и изъял с места происшествия следы бурого цвета похожие на кровь.
Задания кейса: Обязаны ли Вы, как сотрудник полиции, находящийся в отпуске, оказывать первую помощь потерпевшему? Обоснуйте ответ. Какое повреждение у потерпевшего? Какую первую помощь необходимо оказать потерпевшему? С какого ранения Вы начнёте оказывать помощь и почему? В Вашем распоряжении содержимое кейса, окажите первую помощь потерпевшему с использованием имеющихся средств, что Вам не понадобилось и почему? Как транспортировать раненого в лечебное учреждение? Составьте рапорт об обнаружении признаков преступления и постановление о назначение судебно-медицинской экспертизой.
Ресурсы: футболка, полотенце, бутылка с водой, таблетки «Спазган», бинт, бланк постановления о назначении судебной экспертизы.
Особые условия: использование нормативных правовых актов, регламентирующих порядок деятельности следователя в конкретной ситуации.
Второй вариант, когда обучаемому предлагается решить задачу, для решения которой необходимо использовать вспомогательные ресурсы, которые обучаемый ищет в дополнительных источниках информации: сайты юридических организаций, учебники, периодические издания и т. п., после чего даёт аргументированное письменное решение. Алгоритм решения подобных заданий допускает подготовительный этап на занятиях, где приводится алгоритм решения подобных заданий, либо рекомендуются пособия, практикумы, в которых уже рассмотрены задачи аналогичного содержания. Непосредственно на занятии заслушиваются варианты решения задач, рассматриваются ошибки, сделанные обучаемым при решении задач.
Пример использования кейса при изучении дисциплины «Уголовный процесс»: Домашнее задание: Изучите предложенные преподавателем постановле-
Библиографический список
ния о назначении судебно-медицинских экспертиз и определите все ли вопросы были сформулированы перед экспертом в конкретных ситуациях.
Обязательное условие выполнения задания - обучаемые решают задачу самостоятельно, после этого преподаватель проверяет правильность выполнения задания. Все примеры, используемые на занятиях, должны иметь реальную основу, отражать накопленный опыт практической деятельности следователей органов внутренних дел.
Таким образом, использование при подготовке обучаемых игровых технологий и стратегий обеспечивает выпускнику наиболее эффективное усвоение знаний по изучаемым дисциплинам, освоение профессиональных навыков, приобретение умения нестандартного мышления, умения работать в команде, развитию коммуникабельности в должности следователя.
1. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Под редакцией М.А. Пуйловой. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
2. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения: учебное пособие для преподавателей. Финансовый университет при Правительстве РФ. Москва: Прометей, 2018.
3. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография. Москва: Профит стайл, 2007.
4. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов. Авт.-сост. А.В. Виневская; Под общей редакцией И.А. Стеценко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
5. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. References
1. Vinevskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Pod redakciej M.A. Pujlovoj. Rostov-na-Donu: Feniks, 2015.
2. Nigmatullina I.V. Igra kak metod interaktivnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej. Finansovyj universitet pri Pravitel'stve RF. Moskva: Prometej, 2018.
3. Pligin A.A. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: istoriya ipraktika: monografiya. Moskva: Profit stajl, 2007.
4. Pedagogicheskie tehnologii: voprosy teorii ipraktiki vnedreniya. Spravochnik dlya studentov. Avt.-sost. A.V. Vinevskaya; Pod obschej redakciej I.A. Stecenko. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014.
5. Turik L.A. Debaty: igrovaya, razvivayuschaya, obrazovatel'naya tehnologiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2012.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 37.035.6
Aliyev M.A., Doctor of Sciences (Economics), Professor, Social and Humanitarian Disciplines, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Umalatova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Primary Education, Dagestan State Pedagogical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE RELATIONSHIP OF THE COMPETENT APPROACH AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article substantiates the relevance of the development of relationship of competence-based approach and professional orientation in the learning process in educational institutions. The work reveals the direction of deepening the relationship that allows you to determine the ways, the means and technologies that contribute to the development of human capital in the learning process. The authors show the need for the development of competence-based approach to pedagogical education based on activities that implement the continuity and relationship of pedagogical theory, professional orientation and pedagogical practice in the learning process in educational institutions. The researchers conclude that the high quality of teacher training depends on the qualification of scientific and pedagogical personnel. Therefore, one of the most important areas of the development of a university is training and improvement of scientific qualification of scientific and pedagogical personnel, growth of scientometric indicators.
Key words: competence approach, professional orientation, interrelation, educational organization, pedagogical theory and practice, personnel training.
М.А. Алиев, д-р экон. наук, проф. каф. социогуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: [email protected]
З.М. Умалатова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии начального образования, Дагестанский государственный педагогический
университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
особенности взаимосвязи компетентностного подхода и профессиональной ориентации обучающихся в образовательных организациях
В статье обоснована актуальность развития взаимосвязи компетентностного подхода и профессиональной ориентации в процессе обучения в образовательных организациях; раскрыты направления углубления взаимосвязи, что позволяет определить пути, средства и технологии, способствующие развитию человеческого капитала в процессе обучения; обоснована необходимость развития компетентностного подхода в педагогическом образовании на основе деятельности, реализующей преемственность и взаимосвязь педагогической теории, профессиональной ориентации и педагогической практики в процессе обучения в образовательных организациях. Авторы делают вывод о том, что высокое качество подготовки педагогов напрямую зависит от квалификации научно-педагогических кадров. Поэтому одним из важнейших направлений развития университета является подготовка и повышение научной квалификации научно-педагогических кадров, рост наукометрических показателей.
Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональная ориентация, взаимосвязь, образовательная организация, педагогическая теория и практика, подготовка кадров.
В последние десятилетия в развитии человеческого капитала всё больший упор делается на использование компетентностного подхода в подготовке квалифицированных кадров. При этом компетенция понимается как способность применять на практике знания, умения, навыки в целях эффективного выполнения работы в соответствии с установленными нормами (требованиями). Это поведенческая характеристика, необходимая работнику для успешного выполнения
профессиональных функций, отражающих требуемые стандарты своей трудовой деятельности. Поэтому компетентностный подход в модернизации содержания образования назван одним из оснований обновления профессионального образования и является основой образовательной политики в Российской Федерации. Выработка оптимальных организационно-управленческих решений невозможна без соответствующего осмысления и учета применения компетентностного