_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Светозарова, Б. Кременштейн. - М.: Москва, «Музыка», 1965. - 120 с.
5. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под общ. Ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
© Попова С.В., 2017
УДК 376
Савельева Галина Владимировна
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ Е-mail: [email protected] Капнина Екатерина Николаевна магистрант 1 курса КГУ, г. Курск, РФ Е-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности применения метода проектов для обучения литературному чтению школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлена «Копилка проектов», включающая в себя разнообразные варианты проектов, используемых в обучении литературному чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова
Проектная деятельность, литературное чтение, школьники с интеллектуальными нарушениями.
Обучение чтению является первостепенной задачей школьного образования. Но, несмотря на все усилия педагогов, в последнее время все большее число специалистов отмечает снижение читательской активности молодого поколения. Особую остроту эта проблема приобретает, когда идет речь о детях с умственной отсталостью. Для данной категории детей овладение полноценным навыком чтения, в частности осознанным чтением, является не только важнейшим условием их успешного обучения в школе по всем предметам, но и одним из основных способов приобретения информации во внеурочное время [1, а 28].
Общеизвестно, что чтение, как особый вид деятельности, представляет чрезвычайные возможности для умственного, эстетического, нравственного и речевого развития школьников. В работах исследователей А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Н.К. Сорокиной и В.А. Сумароковой отмечается качественное своеобразие понимания читаемого школьниками с интеллектуальными нарушениями. Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются опущенными или измененными. В результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым. У данной категории детей отмечается бедность представлений, трудности переноса опыта из одной ситуации в другую, скудность словарного запаса [2, ^ 33].
На современном этапе полезной альтернативой классно-урочной системе как основной форме обучения становится, так называемое, проектное обучение. Проектное обучение не является в полной мере новаторским: в литературе представлен опыт его использования в практической деятельности педагогами и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
доказана эффективность его применения в учебном процессе. Однако его следует использовать лишь в качестве дополнения к основной форме обучения [3, c .62].
Метод проектов относится к активным формам обучения и является актуальным и перспективным. Метод проекта - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности.
Использование метода проекта при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на учет психофизических возможностей учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся - парную, групповую (иногда индивидуальную). Проектное обучение позволяет избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждает детей к фантазии, развивает навыки экспрессивной речи, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
В рамках нашего исследования нами разработана «Копилка проектов», включающая в себя разнообразные проекты, направленные на обучение литературному чтению школьников с интеллектуальными нарушениями. Предложенные проекты нацелены на повышение читательской активности обучающихся, на развитие у них интереса к чтению, на воспитание у детей умения работать с литературными источниками и на формирование самостоятельной деятельности в процессе литературного чтения. Среди разработанных нами проектов есть внутриклассные (по виду), краткосрочные и (по сроку реализации) долгосрочные проекты.
Основные задачи, которые решаются в рамках реализации проектов:
-выявить особенности реализации метода проектов в обучении литературному чтению школьников с интеллектуальными нарушениями;
- повысить интерес к литературному чтению как к учебному предмету;
- развивать связную устную речь учащихся;
- расширение кругозора учащихся, обогащение их жизненного опыта;
- воспитание у детей умения работать с литературными источниками, понимать художественный
текст;
- научить детей правильно оформлять и представлять накопленного материала в рамках участия в проекте;
- формирование умений самостоятельно работать с литературными текстами.
Приведем примеры разработанных нами проектов (см. таблицу 1).
Таблица 1
Планирование и организация проектной деятельности по литературному чтению
№ Название проекта Этапы проекта
1. «История одной книги» -подбор книг; - взаимосвязь с учителем истории; - беседы с учащимися: - разработка схемы проекта
2. «Моя любимая книга» - выбор материала; - опрос учащихся; - демонстрация и обсуждение выбранных литературных источников.
3. «Памятники литературным героям» - анализ ранее изученной литературы; -изучение биографии создателей памятников литературных героев; - макет памятника любимого сказочного героя.
4. «Искусство создания книги» - взаимосвязь с учителем истории; - проведение дискуссии и просмотр видеоматериалов; -рассказ о том, как создаются книги; -самостоятельная разработка литературного источника.
Предложенные проекты направлены на развитие познавательного интереса к литературному чтению как к учебному предмету, развитие словарного запаса, расширение и уточнение словаря школьников, привитие любви к чтению, углубленное изучение литературных источников, совершенствование навыков построения речевого высказывания.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Кучкуда Е.Б. Проект - одна из форм организации внеклассной работы по чтению // Начальная школа. 2013.- № 1. С. 38-43
2. Охрименко М. П. Учебный проект по литературе // Литература в школе. 2013.- № 1. С. 41-42
3. Шишкова М.И. «Теоретическое обеспечение и практическая реализация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья». Материалы региональной научно-практической конференции 8 декабря 2014.
© Савельева Г.В., Капнина Е.Н., 2017
УДК 796
О.А. Сафонова
старший преподаватель, кафедры физического воспитания Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Р.Р. Букиров
студент 1 курса автодорожного факультета Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Н.С. Малышкин студент 3 курса Лисинский лесной колледж г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
Аннотация
Занятие тяжелой атлетикой способствует развитию двигательных качеств, а также оказывает положительное влияние на все системы организма: нервно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую и обменную. Правильно организованная программа силовой тренировки способствует всестороннему и гармоничному развитию человека.
Ключевые слова
Жим лежа, присед, становая тяга, двигательная активность, тяжелая атлетика, силовая тренировка,
физическая культура.
Силовая тренировка - составная часть различных видов физической культуры и спорта. В рамках массовой физической культуры ее цель - достижение высокого общего физического развития, а также хорошей осанки, и телосложения. С помощью силовой тренировки можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой массы, укрепить и усилить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость и гибкость. Целенаправленная силовая тренировка служит также для полного раскрытия свойств психологического характера. Она способствуют воспитанию таких качеств, как готовность к преодолению трудностей, настойчивость, решительность, смелость и сознательная дисциплина. Удовольствие, получаемое от разучивания новых упражнений, от коллективных тренировок, рост результатов создают устойчивое эмоциональное отношение к занятиям и усиливают потребность в них. [5]
Базовые упражнения в тяжелой атлетике
При занятии тяжелой атлетикой нагрузка силовых упражнений (приседания, жим лежа, становая тяга) должна соответствовать физическими и физиологическим возможностям человека и подбираться с