УДК 376
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© 2019 Е. Н. Капнина
ассистент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального
образования e-mail: [email protected]
Россия, Курск ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье описано современное положение применения метода проектов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Нами описаны сложности, плюсы и минусы включения данного метода в обучение литературному чтению детей с интеллектуальными нарушениями, и предложены аспекты работы с заданиями по проекту на дисциплине Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика»
Ключевые слова: олигофренопедагог, метод проектов, литературное чтение, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.
Современная педагогика разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске детей в процессе обучения. Одной из таких форм в образовании детей с интеллектуальными нарушениями является метод проектов.
Метод проектов - совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности [Коваленко, Шаталова 2016].
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности [Байбородова, Серебренникова 2013].
Введение в процесс образования метода проектов для детей с интеллектуальными нарушениями открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит обучающегося за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
В работах таких исследователей, как М.А. Барсукова, И.К. Баталина, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, С.Е. Шишов затронута тема включения проектной деятельности в образование детей с интеллектуальными нарушениями.
Главной задачей организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы (далее АООП) образования детей с интеллектуальными нарушениями, является формирование у данной категории детей жизненных компетенций. Жизненные компетенции обеспечивают разностороннее развитие личности обучающегося, который воспитывается в системе ценностей
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
современного общества. Компетентностный подход к обучению и воспитанию ребёнка с умственной отсталостью является связующим звеном полученных знаний в рамках школьного обучения и реальной жизнью, так как без этого невозможна социальная адаптация в обществе выпускников с интеллектуальными нарушениями. Важным и значимым в процессе формирования жизненных компетенций является овладение данной категории детей навыками чтения.
На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется, закрепляется в процессе неоднократного употребления. Кроме того, расширяется и уточняется в процессе словарной работы значение уже известных обучающимся слов.
Социальная значимость при включении проектного метода в уроки литературного чтения заключается в том, что повышается уровень заинтересованности в учебном предмету, развивается умение внятно и содержательно рассказать о прочитанном произведении и его авторе, уточняется словарь и формируется умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, обучающиеся практикуются в работе группами.
Исходя из этого, можно сказать, что такой метод целесообразно использовать в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Организация проектной деятельности требует особой подготовки педагога, так как ведется подбор материала для разработки проекта с учетом специфических особенностей обучающихся и организуется помощь участникам проекта на всем его протяжении реализации. Для уточнения этих данных нами проведено анкетирование педагогов-практиков о применении метода проектов в обучении литературному чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Исходя из результатов мы можем сказать, что некоторые педагоги используют данный метод частично (это только 15% респондентов), но большинство участников анкеты вовсе не прибегают к данному методу в связи со сложностями его подготовки и реализации, а также недостаточной оснащенностью кабинетов (только у 35% участников анкеты кабинеты имеют необходимое оснащение для работы с проектом). Педагогами выделяются следующие сложности в подготовке и реализации проекта:
- разработка различных вариантов заданий для каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- необходимость индивидуальной работы с каждым обучающимся в период работы над проектом;
- привлечение педагогов и других работников образовательной организации к взаимодействию с обучающимися при реализации проекта.
В связи с этим к будущему специалисту предъявляются повышенные требования к умению планировать собственную деятельность и деятельность обучающихся.
Мы предлагаем включить тему по организации метода проектов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках литературного чтения в содержание практических занятий курса Методика преподавания предметной области «Язык и речевая практика». В период практических занятий обучающиеся смогут познакомиться с технологией разработки проекта, отработать навыки подготовки и описания этапов проведения и реализовать его. Под руководством преподавателя студенты смогут разобрать типичные ошибки, которые могут возникнуть в ходе собственной педагогической деятельности при включении данного метода в процесс образования. Также разработанные студентами проекты могут быть реализованы в
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Капнина Е. Н. Формирование готовности будущих олигофренопедагогов к использованию метода проектов при обучении литературному чтению
детей с интеллектуальными нарушениями
рамках написания курсовых работ, ВКР и прохождения педагогических практик.
Все перечисленные этапы работы с обучающимися дефектологического факультета вуза помогут сформировать у них готовность к применению проектной деятельности с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушениями в целом, и на уроках чтения в частности.
Библиографический список
Байбородова Л.В., Серебренникова Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразов. организаций. М.: Просвещение, 2013. 175 с.
Коваленко О.А., Шаталова Т.А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Школьная педагогика. 2016. №3. С. 35-37.