МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х
правила гигиены, способствующие сохранению здоровья, встречаются уже в древних рукописях Х-Х1 веков. Так в книге XI века «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096 год) говорится о необходимости закаливания и дневного сна. Различные гигиенические наставления к обучению и жизни широко представлены в таких литературных памятниках как коншинский список «Домострой» (ХУ-ХУ1 вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славницкого (XVII в.), «Регламент, или устав духовныя коллегии» Феофана Прокоповича (XVIII в.). Основные положения по гигиене обучения и воспитания были сформулированы в законодательном акте «Духовном регламенте» (1823 г.), в котором впервые оговаривается устройство и содержание учебных и жилых помещений для учащихся разного возраста; указывается обязательное чередование труда и отдыха. В конце XVIII в. И.И. Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских учреждений, издает книги, в которых пропагандирует правила гигиены и физического воспитания.
В первой половине XIX века К.И. Грум-Грижайло первым в России последовательно разрабатывает распорядок жизни учащихся. Его трехтомный труд «Руководство к воспитанию, образованию и сохранению здоровья детей» является первым практическим пособием для педагогов и родителей, где даны реальные рекомендации, как возможно избежать чрезмерного утомления детей, и, следовательно, резкого снижения их работоспособности и ослабления защитных сил организма.
Таким образом, в разные периоды развития общества по-разному решались оздоровительные и образовательные задачи по отношению к детям, но всегда прямо или косвенно затрагивались проблемы работоспособности организма ребенка.
Список использованной литературы 1. Повещенко Н.П. Охрана здоровья подрастающего поколения как педагогическая проблема: история, современность: Автореф.дис. ...канд. пед. наук. Владимир, 1996. - 20 с.
© Осолодкова Е.В., 2017
УДК 37.036.5
Попова Светлана Владимировна
старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Омский государственный педагогический университет г. Омск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПЕДАЛИЗАЦИЙ ПОЛИФОНИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности педализации полифонической музыки в контексте стилевого подхода. Автор описывает разнообразие возможностей использования педали в зависимости от стилевых особенностей произведения.
Ключевые слова
Педализация, стиль, стилевой подход, полифония, связующая педаль, тембрально-колористические
возможности.
Стилевой подход в процессе обучения игре на фортепиано предполагает «формирование знаний, умений, навыков, позволяющих адекватно воспринимать и трактовать авторский замысел» [3, с. 32]. Педагог должен знакомить учащихся с определёнными закономерностями, традициями исполнения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
произведений изучаемых композиторов. Подобные стереотипы, модели дают импульс и «направление творческим исканиям» [5, с. 316], в то же время позволяя экономить драгоценное время.
Считается, что стиль произведения - основной момент, от которого зависит характер педализации. Фундамент исполнения полифонической музыки - умение ясно слышать и вести одновременно несколько голосов в произведении. Поэтому, особенно в начале обучения, полифоническое произведение рекомендуют играть без педали. При таком подходе у ученика-пианиста формируется навык и в дальнейшем стремиться в первую очередь к полифонической ясности голосоведения.
Очень часто в полифонии применяется связующая педаль, которая помогает сыграть некоторые звуки связно при невозможности соединить их пальцами. Правильный алгоритм действий в данном случае - ученик слышит, что в голосе образуется разрыв между звуками, и только затем пытается помочь себе педалью. Подобное использование педали развивает полифоническое мышление. Важно учитывать, что такая педализация должна быть очень аккуратной, чтобы не создавать заметных слуху педальных наслоений, лишних обертонов. При этом очень важна артикуляционно точная работа пальцев. Возможная ошибка - чересчур частая смена педали, что ведёт к ненужным педальным призвукам, дробности в игре. Везде нужен тщательный анализ с целью использования педали только в тех моментах, где это действительно необходимо.
В полифонии применима не только связующая педаль - здесь уместно и использование тембрально-колористических возможностей педали. К примеру - кантилена в баховской полифонии, произведения композиторов эпохи романтизма, произведения русских композиторов (Глазунова, Лядова, Римского-Корсакого, Танеева, Чайковского), полифония хорального склада. Если рассматривать педализацию обработок, транскрипций полифонических произведений, то здесь педаль используется свободнее — более насыщенная, продолжительная, вызывающая ассоциации со звучанием органа, и прозрачная - только для того, чтобы связать звуки при аппликатурных затруднениях. В создании органного тембра на фортепиано (обработки органных произведений) нужно учитывать особенности педализации. Так, гармонические фигурации на фоне выдержанного баса требуют, при выделении звуков, входящих в обертоны баса, более незаметного звучания остальных звуков (для большей ясности гармонии).
Ещё одна возможность создания тембрального разнообразия возникает при сопоставлении педального и беспедального звучания (Con Pedal - Senza Pedal). К примеру - использование более насыщенной педальной краски для имитации звучания волынки в клавирных сюитах И.С. Баха.
Если говорить о клавесинной музыке, то здесь следует ещё учитывать и характерное звучание клавесина, его звенящий тембр, педальные трели, гулкие остинатные басы.
И ещё один важный момент - единство характера звучания пьесы, соответствующее художественному образу именно данного произведения, что относится и к выбору педализации. Кроме того, опираясь на данный принцип, возможны разные варианты педализации одного и того же произведения. Например, прелюдия Fis-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха может быть исполнена как полностью без использования педали, так и с очень аккуратной и часто сменяемой педалью при лёгком и точном туше - так создаётся эффект клавесинного звучания.
Таким образом, стилевой подход в педализации полифонической музыки, давая некоторые общие ориентиры, основывается на понимании того, что каждое конкретное произведение требует своего решения, зависящего от его характерных особенностей.
Список использованной литературы:
1. Жданов, И.В. С.Е. Фейнберг о видах педализации в практике обучения игре на фортепиано / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015, № 8-4 с. 98-100 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // elibrary.ru (дата обращения: 07.02.2017)
2. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст] // Г. Нейгауз. - М.: Москва, Музыка, 1967. - 312 с.
3. Поляков, А.В. Функции стиля и стилевой подход в классе основного музыкального инструмента / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 32 2011, Том 17 . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // elibrary.ru (дата обращения: 20.02.2017)
4. Светозарова, Н., Кременштейн, Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано [Текст] // Н.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
Светозарова, Б. Кременштейн. - М.: Москва, «Музыка», 1965. - 120 с.
5. Теория и методика обучения игре на фортепиано [Текст]: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под общ. Ред. А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.
© Попова С.В., 2017
УДК 376
Савельева Галина Владимировна
канд. пед. наук, доцент КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected] Капнина Екатерина Николаевна магистрант 1 курса КГУ, г. Курск, РФ E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности применения метода проектов для обучения литературному чтению школьников с интеллектуальными нарушениями. Представлена «Копилка проектов», включающая в себя разнообразные варианты проектов, используемых в обучении литературному чтению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Ключевые слова
Проектная деятельность, литературное чтение, школьники с интеллектуальными нарушениями.
Обучение чтению является первостепенной задачей школьного образования. Но, несмотря на все усилия педагогов, в последнее время все большее число специалистов отмечает снижение читательской активности молодого поколения. Особую остроту эта проблема приобретает, когда идет речь о детях с умственной отсталостью. Для данной категории детей овладение полноценным навыком чтения, в частности осознанным чтением, является не только важнейшим условием их успешного обучения в школе по всем предметам, но и одним из основных способов приобретения информации во внеурочное время [1, с. 28].
Общеизвестно, что чтение, как особый вид деятельности, представляет чрезвычайные возможности для умственного, эстетического, нравственного и речевого развития школьников. В работах исследователей А.К. Аксеновой, М.Ф. Гнездилова, В.Г. Петровой, Н.К. Сорокиной и В.А. Сумароковой отмечается качественное своеобразие понимания читаемого школьниками с интеллектуальными нарушениями. Восприятие и понимание текста носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются опущенными или измененными. В результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым. У данной категории детей отмечается бедность представлений, трудности переноса опыта из одной ситуации в другую, скудность словарного запаса [2, с. 33].
На современном этапе полезной альтернативой классно-урочной системе как основной форме обучения становится, так называемое, проектное обучение. Проектное обучение не является в полной мере новаторским: в литературе представлен опыт его использования в практической деятельности педагогами и