УДК 616.89(07.07)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Охапкин А.С., Северова Е.А., Федорова Е.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В педагогическом процессе на кафедре психиатрии, наркологии и медицинской психологии используется метод малых групп для развития у студентов соответствующих ФГОС 3++ компетенций, практических навыков и теоретических знаний. Ключевые слова: малые группы, педагогическая психология, психиатрия.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАЛЫХ ГРУПП ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Okhapkin A.S., Severova E.A., Fedоrova E.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: Teachers of the Department of psychiatry, addictology and medical psychology are using the method of small groups for the development of students of the corresponding of education standard competencies, practical skills and theoretical knowledge. Key words: method of small group, pedagogical psychology, psychiatry.
Современное направление развития высшего медицинского образования ориентировано на подготовку высококачественных специалистов для здравоохранения, готовых к медицинской, организационно-управленческой и исследовательской деятельности [5].
Качество выпускника как будущего специалиста определяется его компетентностью и готовностью после прохождения итоговой государственной аттестации и аккредитации приступить к практической реализации знаний, полученных в медицинском вузе. Данная характеристика является одним из важнейших критериев оценки деятельности высшего учебного заведения, и формируется она в настоящее время из удовлетворенности качеством подготовки выпускников работодателями и потребителями медицинских услуг.
В свете сказанного становится очевидным, что высшая школа должна подготовить будущего специалиста не просто нацеленным на продолжение своего образования, но и готового к нему на качественно новом уровне, вооруженного практическими навыками и готового к самостоятельной работе в определенных в ФГОС 3++ областях деятельности [5].
Отработка практических навыков в максимально приближенных к реальности условиях является одним из основных направлений подготовки студентов в процессе реализации рабочих программ на практических занятиях по преподаваемым дисциплинам.
Учитывая реалии, практическая работа студента при обучении клиническим дисци-
плинам не всегда может проходить у постели больного. В этой ситуации особое внимание при обучении практическим навыкам будущего врача приобретает работа преподавателя по организации активных и интерактивных методов на практических занятиях. В рамках такой деятельности целесообразно делить учащихся на малые группы.
Обучение в малых группах - общепризнанный педагогический метод, используемый в широкой педагогической практике еще с 20-х годов прошлого столетия. Став успешной альтернативой традиционному методу, главное преимущество обучения в малых группах состоит в отражении личностно-ориентированного подхода в освоении знаний, умений и навыков каждого учащегося на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития.
С точки зрения педагогической психологии, малая группа - ограниченная совокупность непосредственно взаимодействующих людей в количестве от 3 до 5 человек. Малая численность студентов позволяет создавать не только взаимозависимую обстановку всех участников группы для достижения поставленной цели и формирования новых теоретических и практических знаний, но и помогает консолидировать полученные знания, развивать творческие и лидерские качества, мотивировать к самообучению, развивать самостоятельность в работе, расширять коммуникативные навыки [4, 6].
Ведущую роль в развитии и совершенствовании самостоятельной работы студентов, их мо-
тивации к самообучению играет преподаватель как субъект образовательной деятельности. Его профессиональные знания, навыки, умения и педагогический опыт позволяют эффективно организовать самостоятельную деятельность студентов, развить психологический и профессиональный уровень их творческого потенциала, поддержать чувство солидарности друг с другом внутри группы и признательность каждого члена группы [2, 6]. Именно поэтому к преподавателю предъявляются особые требования, поскольку при подготовке к занятию у него возникает необходимость тщательно продумывать задания в соответствии с личностным составом и уровнем общей теоретической и практической подготовки каждой конкретной группы. Такая предварительная корректировка заданий дает возможность преподавателю максимально индивидуализировать занятие, адаптировать его педагогические цели для достижения максимальной реализации возможностей группы. Задачи, устанавливаемые перед малой группой, должны быть комплексными и включать как теоретические, так и практические аспекты, а также необходимость анализа и синтеза теории и практики. Компетенции, сформированные в рамках выполнения подобной работы, будут соответствовать задачам, установленным перед нами ФГОС 3++
[1, 3, 5].
При работе в малых группах может быть использован бригадно-ролевой метод. Суть его состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучаемых, передав им часть обязанностей преподавателя.
Можно предложить следующую методику проведения занятий с использованием этого метода: при подготовке к практическому занятию обучаемые разбиваются на пятерки, члены которых исполняют несколько ролей - рецензента, докладчика, задающего вопросы и отвечающего на них, и секретаря занятия.
Готовятся пятерки по всем вопросам, выносимым на занятия. Роли внутри малой группы сменяются после каждого занятия. Этот метод целесообразно использовать для овладения понятиями, но не для выработки практических навыков. Поэтому может так случиться, что не все вопросы, выносимые на занятия, могут быть рассмотрены этим методом. В таком случае для рассмотрения других вопросов преподаватель использует другие формы и методы проведения занятия.
При использовании данного метода могут быть разные варианты его осуществления. При первом варианте вся группа разбивается на пятерки. При втором варианте - определяется только одна пятерка для подготовки по теоретическому вопросу, заслуживающему особого внимания, а остальные вопросы, поставленные в рамках занятия, рассматриваются другими методами. В третьем варианте каждая пятерка получает фиксированное задание из плана заня-тия.Четвертый вариант подразумевает, что все пятерки готовятся по всем вопросам без распределения между ними. Преподаватель на занятиях решает, кто из них будет отвечать и по какому вопросу.
Для выработки практических навыков в рамках практического занятия более целесообразно использовать метод кейсов. Этот метод позволяет представить разнообразные клинические ситуации, что не всегда можно осуществить из-за отсутствия пациентов с определенной патологией.
При использовании метода кейсов в медицинском вузе каждая малая группа получает свою клиническую ситуацию по теме занятия. На первом этапе студенты знакомятся с ситуацией. В процессе ознакомления они должны выявить основную проблему, сформулировать предварительный диагноз, а также написать заболевания для дифференцировки (2-3 заболевания). На втором этапе работы студентам выдаются дополнительные теоретические данные о тех заболеваниях, которые они включили в дифференциально-диагностический ряд. После знакомства с теоретической частью формулируется предварительный диагноз и составляется план обследования больного. На третьем этапе работы студентами оглашается предварительный диагноз и запрашиваются данные дополнительных методов исследования (патопсихологического, МРТ, ЭЭГ). После получения новых данных круг дифференцируемых заболеваний может быть сужен. В обсуждении могут принимать участие все участники группы. На четвертом этапе проводится интерпретация результатов исследования и на основании полученных данных выставляется окончательный диагноз согласно классификации. Пятый этап -представление ситуации для других групп, окончательный диагноз и обоснование диагноза (данные жалоб, анамнеза, объективного обследования). На заключительном этапе преподава-
Кратко
221
тель подводит итоги, обсуждает выступление участников, дает оценку студентам.
Таким образом, малая группа является одним из важных инструментов работы на практических занятиях по клиническим дисциплинам и позволяет преподавателю повышать результативность изучения не только теоретического материала, но
ЛИТЕРАТУРА
и отрабатывать практические навыки. Кроме того работа в малых группах способствует закреплению таких качеств обучающегося, как самостоятельность, ответственность, креативность, создает возможности для научно-исследовательского поиска и дает каждому студенту проявить свои лучшие индивидуально-личностные качества.
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под.ред. Н.Д. Ющука. -М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 304 с.
3. Ларина Е.А. Динамическая модель структуры мотивационной сферы личности студентов // Инновации в образовании. - 2009. - № 9. - С. 25-34.
4. Мандель Б.Р. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: учеб. Пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 152 с.
5. Приказ от 9 февраля 2016 г. № 95 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета) (в ред. Приказа Мин-обрнауки России от 08.08.2016 № 964) URL: https://www.sechenov.ru/univers/structure/facultie/lech/fgos-vo-lechebnoe-delo-35-01-01/.
6. Соколова Н.Е. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе: монография. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. - 216 с.