Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 39 (177). Филология. Искусствоведение. Вып. 38. С. 144-146.
А. О. Хужахметов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ФОРМ И ЗНАЧЕНИЕ МОТИВА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
современной башкирской ПРОЗЫ
В современной башкирской прозе выявлены новые концепции создания сюжета, использование новых композиционных элементов. Композиция служит порядку и структуре в романе, повести и рассказе. Один из важнейших композиционных элементов - мотив. В башкирской литературе элемент мотива, лейтмотивные линии в произведениях прослеживаются, имеют огромное влияние не только на сюжетную линию, но и на связанный с идеей конфликт. Данная статья раскрывает некоторые особенности композиции башкирских прозаических произведений.
Ключевые слова: композиция, сюжет, мотив, образный параллелизм, конфликт.
«Литература движется быстро, но ритм этих перемен не совпадает с приобретением мысли»1, - писал известный литературовед Петр Палиевский. Однако в башкирской прозе конца XX - начала XXI века выявлены новые концепции создания сюжета, использование новых композиционных элементов. Это связано, конечно, с открытостью башкирской литературы веяниям времени, влиянием современности, Запада и Востока.
Как пишет академик Гайса Хусаинов в своем труде «Поэтика башкирской литературы. Ч. 1. Теоретическая поэтика»: «Да и в литературоведении велись множественные исследования в области изучения главных типов и жанров в теоретическом и историческом плане. Подразумевая, что цели, аспекты, задачи научных исследований в литературно-историческом, литературнотиповом и жанровом направлении, о персоналии своеобразны»2. Теоретическая поэтика отдельно выделяет композицию произведения, композиционно-сюжетные отношения в тексте.
Композиция служит порядку и структуре в романе, повести и рассказе. Ее цель - ничего не выпуская наружу, объединить различные куски сюжета в единое целое, раскрывающие во всей мощности идеи данного произведения. В современном литературоведении выделяют два вида анализа композиции: инструментальный и объектный. Первый использует композицию как основание для постижения целого ряда художественных явлений, второй исследует содержательность системы ее элементов, то есть изучает собственно композицию.
Теоретически такое выделение правомерно. Однако, как только разговор переходит от «вообще» композиции к анализу живой материи художественного текста, разграничение принципов подхода к исследованию композиции представляется затруднительным. Так, объектный анализ предполагает, прежде всего, вычленение элемента из целого, в то время как элемент-то этот (в данном случае - композиция) и обусловливает единство целого. Композиция, по справедливому замечанию современного исследователя, «контролирует художественность во всех сочленениях и в общем плане ее цель - расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи»3.
«Сам термин “сюжетно-композиционная структура” настолько широк, что позволяет осуществлять различные подходы к анализу произведения»4. Один из элементов, несущих основную композиционную и смысловую нагрузку художественного произведения, - это мотив.
«Как элементы произведения, равно принадлежащие сюжету и композиции, мотивы являются очень удобным средством анализа сюжетно-композиционной структуры. От них идут многочисленные нити практически ко всем структурным составляющим романа (произведения). Мотив в этом смысле можно сравнить с айсбергом, настолько мощен и глубок его подтекст. Поэтому система мотивов помогает рассмотреть проблематику романа (произведения) более глубоко, подойти к ней с иной стороны»5.
Мотив - обобщенная форма семантически подобных сюжетных событий, взятых в
рамках определенной повествовательной традиции фольклора или литературы. В центре смысловой структуры мотив - собственно действие, своего рода предикат, организующий потенциальных действующих лиц и потенциальные пространственно-временные характеристики возможных событий.
В башкирской литературе элемент мотива, лейтмотивные линии в произведениях прослеживаются. Хотя, в основном, мотив, лейтмотив и связаны идеологическими, тематическими корнями с советским периодом, но в 90-х годах XX века появляются башкирские романы, повести и рассказы, воплотившие в себе оригинальные авторские концепции, со скрытыми в подтексте смысловыми понятиями.
Особого подхода требует изучение романа Рината Камала «Таня-Танхылыу», в котором оригинальная композиционная мозаика произведения помогает автору донести идею и тематику до читателя. Особый подбор мотивов, ретроспективный подход, эпистолярные элементы делают разнообразным сюжет, создают философский оттенок.
Роман открывается прологом, откуда узнаем о главных героях, о том, от чьего имени будет вестись повествование (подруга Танхы-лыу). Сюжет произведения - ретроспекция, воспоминания, «точка зрения» Фанисы, подруги главной героини, насыщенные письмами самой Танхылыу. Ведущим мотивом является скрытый в эпиграфах глав метафорический мотив «листка дерева», жизнь романтической героини, не нашедшей своего места в этом обществе, отчуждаемой окружающими, автор сравнивает с осенним листком. Даже название произведения - «Таня-Танхылыу» говорит о двойственности судьбы главной героини, ее попытках подстроиться под суровую реальность. Данный мотив постепенно становится лейтмотивом всего романа. Эпиграф - «Когда бурей срывает с дерева листок, его дело конченное. Он еще порезвится на воле, и окрестность облетит, даже в непривычную высоту подымется, но сгинет все равно раньше остальных, оставшихся на кроне» (Л. Леонов «Евгения Ивановна») - открывает всю трагичность судьбы женщины, попавшей в чужую для себя среду и пытавшуюся там найти счастье и любовь. Начиная со второй главы, основным фундаментом для подачи информации являются письма уехавшей в Ригу Тани-Танхылыу. Женские письма не нагружают
сюжет. Они придают роману легкость чтения и играют основную роль в раскрытии характера героини, окрашивая сентиментальностью. И в Риге не находит Таня свою колею. «Элементом узнавания» того, что «осенний листок» (Таня) сгинул - кончился жизненный путь героини, - является письмо Полины Сергеевны (коллеги Танхылыу), в котором описаны причины смерти Тани: от сердечного приступа после рукоприкладства мужа, Петрика, и от психологического давления со стороны родственницы мужа Таисии Алексеевны. В письме описываются такие подробности, которые до этого вуалировались автором.
Острота конфликта связана с женщиной-башкиркой, попытавшейся устроить свою судьбу в русском - латышском - русском (по мере развития сюжета) сообществе, беззаветно любившей русского парня, Петрика, который и стал главным виновником её гибели.
Что же касается скрытых мотивов, произведения А. Аминева и Г. Хисамова являются ярким примером их использования . Например, если тема повести А. Аминева «Китай-город» - «современная деревня», а идейнотематическая проблематика связана с исчезновением башкирской нации, то главным мотивом произведения можно считать слова из речи персонажа - Файзуллы Сагитовича: «Короче говоря, нельзя от земли нам отделяться, отделимся - нам конец». В этом произведении наблюдается еще один мотив - это несбыточные мечты (возврат деревни сельчанам, возрождение нации, сохранение башкирского языка), которые символизирует сломанный грузовик «ЗИЛ», забытый на поле.
Роман «Тафтиляу» Г. Хисамова также богат на скрытые мотивы. Один из них - мотив смертельной опасности. Он виден в эпизодах уничтожения бурзянского племени, казни Йал-эмира, деятельности Ивана Тевкелева.
В некоторых случаях одни и те же мотивы присущи всему творчеству писателя. Яркий пример - произведения Г. Гиззатуллиной. Несчастье, стремление к любви без надежды на взаимность, трагедия между мужчиной и женщиной - такие мотивы сквозят в эпиграфах новелл писательницы. К примеру, её произведение «Сто одна жизнь моя» открывается эпиграфами-мотивами: «Современность страдает без нежности. Многие нуждаются в любви, но мало кто может её дать» (Томас А. Харрис), «Будьте свечами друг другу» (Га-утама Будда).
146
А. О. Хужахметов
В частности, в некоторых случаях сильно влияние мотива и образного параллелизма на сюжетную динамику. Рассказ Р. Султангарее-ва «Татарин и башкир» изобилует мотивами, несущими мощное смысловое значение. С первых строк произведения мы сталкиваемся с психологическим диалогом, острым конфликтом в отделении милиции. Контрастные портреты задержанных (башкира Ишмурзы и татарина Маснави), первоначальная напряженность в их отношениях даются на основе тонко прочувственного психологизма. Писатель очень точно создает образный параллелизм, используя различия в менталитете двух народов. Хотя по мере развития сюжета растет дружба между двумя героями, все-таки между ними сохраняется какая-то неискренность, искусственность, что подтверждают словоохотливость Маснави и наивная вера, простота характера Ишмурзы. Также доказательством этому служит открытость финала («Почему-то они потупили взгляды, и потом без лишних слов каждый повернулся в свою сторону»), которая сохраняет внутренний конфликт. В основе постепенного перехода внешнего конфликта во внутренний, его сохранения лежат мотивы «несвободы», «неволи» (отделение милиции, тюрьма, колония). По мысли автора, в скованном неволей (экономической, духовной) обществе конфликты, в том числе национальные, сохраняются.
Использование композиционных элементов выявляют мастерство башкирских писателей. Повесть Н. Мусина «Тишина гор» начинается кратким предложением - «У Загитова пропал сын». Таким образом, через мотивы «утери», «исчезновения» мы узнаем о жизни отрицательного персонажа - Шамиля Ша-муковича Загитова. Писатель линейно, через элемент «узнавания», показывает читателям двуличие, беспринципность и эгоизм этого человека. Мотивы «утери», «исчезновения» видим и в описании жизненного пути главного героя - Давлета Рыскулова (утеря жены, сына). Неожиданно сюжетная линия, рассказывающая о Шамиле Шамуковиче прерывается, и автор переходит к описанию судьбы Давлета (такой скачок в сюжете обеспечивает
ознакомление Загитова с рукописями Рыску-лова), что вызывает интерес к произведению, возникают «перипетии» конфликта. Как раз во время перехода повествования от одного образа к другому мы понимаем, что симпатии писателя (а произведение с мощной «точкой зрения» автора) на стороне Рыскулова. Объединение двух сюжетных линий сильными мотивами является примером концентрической композиции, да и временно-пространственная проблема в повести решается очень тонко.
Действительно, мотив в рассмартиваемых нами произведениях добавляет полноту описания и повествования. С помощью мотива любое прозаическое произведение наполняется философским смыслом, своеобразно решается временно-пространственная проблематика. Мотив помогает донести до читателя общие аксиологические ценности, эстетический, культурный катарсис.
Таким образом, в современной башкирской прозе внутренняя композиция произведения (романа, повести, рассказа и т. д), использование автором разных композиционных элементов (например, тот же «мотив») имеет огромное влияние не только на сюжетную линию, но и на связанный с идеей конфликт.
Примечания
1 Палиевский, П. В. Литература и теория. М. : Совет. Россия, 1979. С. 3.
2 Хусаинов, Г. Б. Поэтика башкирской литературы. Ч. 1. Теоретическая поэтика. Уфа : Гилем, 2006. С.5-6.
3 Мущенко, Е. Г. О некоторых особенностях композиции в рассказах А. П. Чехова // Сюжет и композиция литературных и фольклорных произведений. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1981. С. 99-100.
4 Степаненко, А. Сюжетно-композиционная структура романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2005. С. 3.
5 Там же. С. 16.