УДК 378.046.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕйС-мЕТОДА КАК ФАКТОРА
повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры
Е. С. Борисенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета Уральского государственного университета физической культуры, В. В. Логинов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления физической культурой Уральского государственного университета физической культуры,
А. Я. Найн, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, заведующий кафедрой педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Контактная информация для переписки: 454091, Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, УралГУФК, кафедра педагогики (каб. 409/2); е-таМ: [email protected]
в данной статье представлена характеристика кейс-метода как фактора повышения квалификации бакалавров физической культуры. Отмечается, что интегративными показателями сформированности профессиональной компетентности являются результаты его деятельности, установка на самообразование и развитие в физкультурно-про-фессиональном направлении. Определено, что кейс-метод способствует развитию профессиональной компетентности в области поиска решений ситуационных задач. Показана эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы. Профессиональная компетентность как нормативное требование к повышению квалификации выступает в качестве содержательной доминанты подготовки бакалавра сферы физической культуры, требуемой для выхода на более высокий уровень ментальной организации различных спортивно-тренировочных мероприятий. Проанализированы экспериментальные данные, подтверждающие эффективность опытной работы. в процессе организации исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация, изучение продуктов деятельности субъектов образовательного процесса вуза; метод диагностических ситуаций, педагогическое наблюдение, педагогический экс-
перимент. Установлено, что повышение уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры зависит от использования интерактивных форм в образовательном процессе. К числу таких относится кейс-метод. в опытно-экспериментальной работе доказана продуктивность данного метода в профессиональном развитии тренеров по видам спорта, педагогов физической культуры. в исследовании представлены виды кейсов, используемые в системе повышения квалификации бакалавров физической культуры. Обозначены особенности формирования кейсов для данного контингента, где доминантой выступает витагенный опыт обучающегося в системе повышения квалификации. Определены этапы работы над кейс-заданиями.
Ключевые слова: кейс-метод; фактор; профессиональная компетентность; бакалавры; повышение квалификации; физическая культура.
Модернизация физкультурного образования затрагивает как наукоемкую теоретическую область знаний, так и систему повышения качества профессиональной компетентности обучающихся. Понятие «качество» охватывает все основные направления деятельности образовательных организаций физической культуры и спорта: качество преподавания, организацию исследований, компетентность персонала, качество программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.
Успешное развитие сферы физической культуры и
спорта во многом зависит от обеспеченности ее квалифицированными специалистами с высоким уровнем профессиональной компетентности, который должен гарантировать их активное и эффективное участие в этом процессе [4, с. 9].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г. (статья 48), «педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой» [8].
Накопленный опыт многими исследователями Е. П. Гук [2], В. Е. Жабаковым [3], С. М. Уваровой [7] и др. позволяет обобщить научные представления о сущности, структуре и содержании профессиональной компетентности бакалавров в системе повышения квалификации и организации переподготовки специалистов. Онтологическая сущность компетентности обусловливает такое взаимодействие человека с миром, при котором мир переживается как способный удовлетворить широкий спектр потребностей и становится значимым для человека, а человек чувствует себя обладателем возможностей для освоения и приобретения значимого для себя мира, что является целью и средством развития (Д. С. Ермаков).
Как показывает опыт педагогической деятельности, уровень профессионализма бакалавров физической культуры может быть представлен в соответствии с общепедагогической схемой: профессиональная грамотность - профессиональная образованность - профессиональная компетентность - профессиональная культура - профессиональный менталитет [4]. Таким образом, важным этапом на пути к высокому уровню профессионализма выступает профессиональная компетентность.
Анализ достаточно большого количества теоретических и научно-практических источников по вопросам повышения уровня компетентности бакалавров физической культуры, а также опыт педагогической деятельности в Межотраслевом центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры позволяют констатировать необходимость поиска более эффективных интерактивных форм обучения в системе повышения квалификации бакалавров. Таковым является, как показала опытно-экспериментальная работа, кейс-метод, выступающий важным фактором повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры.
Как отмечается в работе Р. А. Кутбиддиновой, кейс-метод - это анализ конкретной ситуации в профессиональной деятельности специалиста [5, с. 153].
На основе изучения литературных источников нами определено, что кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только ка-
кую-либо проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [2, 7].
Кейс-метод применяется на всех уровнях системы образования Российской Федерации. Он был создан американскими специалистами во второй половине XX столетия и даже частично заимствован в виде методов обучения, основанных на решении педагогических и учебно-профессиональных задач, отечественными учеными. Среди них: Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин и др. В современном образовательном пространстве рассмотрением данного вопроса занимаются Т. Ю. Ай-кина [1], А. Я. Найн [4], Р. А. Кутбиддинова [5], Е. Н. Лузан [6], И. И. Черкасова и Т. А. Яркова [9], О. В. Шварева [10], Л. Р. Ярулина [11] и др.
Постоянно меняющиеся образовательные реалии обусловливают эффективность использования кейс-метода и в системе повышения квалификации бакалавров физической культуры. Специалисты И. И. Черкасова и Т. А. Яркова отмечают высокую эффективность использования кейс-метода в формировании следующих профессиональных навыков [9, с. 145]:
1) аналитических (умения анализировать информацию);
2) практических (реализация на практике теоретических положений);
3) творческих (поиск альтернативных решений ситуации);
4) коммуникативных (осуществление взаимообога-щающего диалога);
5) социальных (оценка поведения окружающих);
6) самоанализе (саморефлексия).
Во время реализации кейс-метода обучающиеся, по мнению Р. А. Кутбиддиновой, развивают и совершенствуют исследовательские навыки [5, с. 155]. Кроме того, использование кейс-метода как фактора повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры способствует повышению качества проектной деятельности обучающихся. Выполняя кейс-задания, обучающийся в системе повышения квалификации формирует заранее план решений как стандартных задач, так и возникающих в непривычных условиях. Как показывает практика, чем больше таких заданий (особенно нестандартных) будет предоставлено в образовательном процессе бакалавру физической культуры, тем существенней будет его опыт для работы в дальнейшем.
Основным содержательным источником кейсов является витагенный опыт бакалавра сферы физической культуры, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-практические). Кроме того, в исследовании было определено, что источниками создания кейсов являются нормативные документы, видеоматериалы, Интернет, периодическая
литература и др. Важно отметить, что специфика деятельности бакалавра физической культуры позволяет различать кейс-задания выдуманного и реального характера.
С целью выявления результативности реализации кейс-метода как фактора повышения уровня профессиональной компетентности тренеров по видам спорта и педагогов в области физической культуры нами была организована опытно-экспериментальная работа. Она проводилась на базе Межотраслевого центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры. В исследовании были задействованы слушатели направления подготовки «Физическая культура» (п= 37).
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что использование кейс-метода как приоритетного в образовательном процессе бакалавров физической культуры способствовало качественному повышению уровня их профессиональной компетентности. Результаты самооценивания и экспертной оценки готовности педагогов сферы физической культуры и спорта к работе в инновационном образовательном режиме показывают, что более половины из них (53,8 %) до начала формирующего эксперимента имели низкий уровень развития профессионально важных качеств. Среди этих качеств мы выделили: гибкость мышления; профкомпетенции (в зависимости от вида спорта), творческие способности, коммуникативные навыки, знание нормативных документов осуществления профессиональной деятельности, способность к саморефлексии. На завершающем этапе формирующего эксперимента число специалистов с низким уровнем компетентности уменьшилось до 25,6 %, то есть почти в два раза по сравнению с исходными данными. Педагоги физической культуры с высоким уровнем интегративных форм профессиональной деятельности до начала формирующего эксперимента составляли 23,1 % от общего числа. На завершающем этапе эксперимента эта группа специалистов увеличилась и составила 46,2 % от общего числа, занятых в эксперименте.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами были определены и особенности формирования кейсов для слушателей курсов повышения квалификации по направлению подготовки «Физическая культура». Среди них наиболее значимыми являются:
- преобладание практических кейсов для организации более успешной работы слушателями в будущем на местах;
- использование значительного количества кейс-заданий, которые должны опираться на события реальной практики, что позволит организовать эффективный взаимообогащающий диалог в рамках витагенного обучения;
- регулярное обновление ситуационных заданий в кейсах, поскольку материал достаточно быстро становится неактуальным;
- включение в кейсы заданий научно-исследовательского характера с целью развития теории и практики по виду спорта;
- использование кейсов, затрагивающих нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта, повышая при этом правовую грамотность слушателей.
Экспериментальная проверка эффективности использования кейс-метода как фактора повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры позволила определить этапы работы над кейсом:
1) внеаудиторная деятельность (сбор материала, осознание витагенного опыта слушателей, создание педагогом кейса);
2) аудиторная деятельность (ознакомление слушателей с ситуацией, при необходимости использование вспомогательных средств обучения, выработка индивидуального разрешения проблемы, организация взаимообогащающего диалога, принятие группового решения, подведение итогов);
3) использование на практике в реальных условиях (точное действие по образцу, действие с частичным изменением заранее подготовленного решения).
заключение. Опытная работа по организации повышения уровня профессиональной компетентности бакалавров физической культуры на основе кейс-метода показала достаточно высокую эффективность. Более рациональное использование кейс-метода для повышения профессиональной компетентности бакалавров физической культуры имеет принципиальное значение в условиях опережающего характера обучения. Опережающий характер непрерывного образования и самообразования на основе кейс-метода является важным этапом жизнедеятельности субъекта. Особенности наполнения кейсов при этом обусловлены спецификой системы физической культуры и содержанием дополнительного образования специалистов. Непрерывное самообразование обучающегося является приоритетным фактором определения стратегии собственного развития в условиях устойчивой модернизации системы физической культуры и спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айкина Т. Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов / Т. Ю. Айкина // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 1 (129). - С. 58-61.
2. Гук Е. П. Профессионально-прикладная физическая подготовка как система развития управленческой компетентности тренера / Е. П. Гук // Физическая культура в школе. - 2006. - № 4. - С. 11-15.
3. Жабаков В. Е. Управление качеством подготовки специалиста по физической культуре / В. Е. Жабаков. -Челябинск : ЧГПУ, 2012. - 172 с.
4. Компетентность^ подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры : монография / отв. ред. А. Я. Найн. - Челябинск : УралГУФК, 2014. - 340 с.
5. Кутбиддинова Р. А. Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов / Р. А. Кутбиддинова
// Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 9. - С. 153-161.
6. Лузан Е. Н. Кейс как образовательная технология / Е. Н. Лузан // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 137-140.
7. Уварова С. М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности / С. М. Уварова // Профессиональное мастерство : формирование, становление и развитие : межвуз. сб. науч. тр. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 76-83.
8. Федеральный закон от 29.12.12. № 273-73 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/ cons/cg¡?red=doc;base=LAW;n=140174;dst=101493.
9. Черкасова И. И. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем / И. И. Черкасова, Т. А. Яркова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 144152.
10. Шварева О. В. Формы применения кейс-метода в процессе подготовки бакалавров педагогики / О. В. Шва-рева // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 1 (153). - С. 29-32.
11. Ярулина Л. Р. Использование кейс-метода как метода активного обучения педагогов профессионального обучения : материалы II науч.-прак. конф. / Л. Р. Ярулина. - Казань : КГАСУ, 2014. - С. 262-267.
THE USE OF CASE METHOD AS A FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE LEVEL INCREASE OF THE PHYSICAL TRAINING BACHELORS
E. Borisenkova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Sport Dance and Ballet Pedagogy Department, the Ural State University of Physical Education V. Loginov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Pedagogy Department, the Ural state University of Physical Education
A. Nain, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, the Honored Worker of Science of Russia, Head of the Pedagogy Department, the Ural state University of Physical Education
Contact information for correspondence: 454091, Russia, Chelyabinsk, Ordzhonikidze st. 1, the Ural state University of physical culture, the pedagogy Department, (office 409/2); e-mail: [email protected]
In this article the characteristics of the case method as an important factor of the professional skill's level raising of physical training bachelors are presented. It is determined that the case study contributes to the competence development during the decision of situational problems.
For the organization of the research the following methods were used: theoretical analysis and synthesis, generalization, abstraction and specification; the study of the subjects' activity products of educational process at the University; the method of diagnostic situations, pedagogical observation and pedagogical experiment. It is revealed that increase of the professional competence level of physical training bachelors depends on the use of interactive forms in the educational process as well as the case study method.
In the experimental work efficiency of this method in the professional development of coaches for sports, physical training teachers is proved. In the research the types of cases used in the system of skill level raising of physical training bachelors are also presented. Characteristics of the cases formation for this contingent are indicated, where students' vital experience in the system of skill level raising appears as a dominant position. The work stages of the case tasks are defined.
Keywords: case study, factor, professional competence, bachelors, physical training, skill level raising.
References
1. Aikina T. lu. Method of cases in molding of the communicative scope of the students. Metod keisov v formirovanii kommunikativnoi kompetentsii studentov [Herald TGPU], 2013, no 1 (129), pp. 58-61 (in Russan).
2. Guk E. P. Applied-professional physical training as the system of the development of the administrative competence of the trainer. Professional'no-prikladnaia fizicheskaia podgotovka kak sistema razvitiia upravlencheskoi kompetentnosti trenera [Physical culture in the school], 2006, no 4, pp. 11-15 (in Russan).
3. Zhabakov V. E. Upravlenie kachestvom podgotovki spetsialista po fizicheskoi kul'ture [Management of the quality of training specialist in the physical culture]. Cheliabinsk, ChGPU, 2012, 172 p.
4. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoi podgotovki spetsialistov fizicheskoi kul'tury : monografiia [Kompetentnostnyy approach in the formation as the basis of the qualitative training of the specialists of the physical culture : the monograph]. -Cheliabinsk, UralGUFK, 2014, 340 p.
5. Kutbiddinova R. A. Use of a case- method for training of the future psychologists. VestnikChGPU [Herald ChGPU], 2014, no 9, pp. 153-161(in Russan).
6. Luzan E. N. Keys as the educational technology. Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of the Bryansk state university], 2012, no 1, pp. 137-140(in Russan).
7. Uvarova S. M. Molding of the readiness of the future teachers of physical culture for experimental work - as the factor of an increase in their professional competence. Professional'noe masterstvo : formirovanie, stanovlenie i razvitie : mezhvuz. sb. nauch. tr. [The workmanship : formation, formation and the development]. Cheliabinsk, Izd-vo luUrGU, 2009. - pp. 76-83 (in Russan).
8. Federal law from 29.12.12. No 273-73 «About the formation in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Rezhim dostupa : http://base.consultant.ru/ cons/cgi?red=doc;base=LAW;n=140174;dst=101493 (in Russan).
9. Cherkasova I. I., larkova T. A. Training teacher for the application of a case- method in the process of investigating the educational problems. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical periodical], 2009, no 11. pp. 144-152 (in Russan).
10. Shvareva O. V. Forms of the application of a case-method in the process of training the baccalaureates of pedagogy. Vestnik TGPU [Herald TGPU], 2015, no 1 (153), pp. 29-32 (in Russan).
11. larulina L. R. Use of a case- method as the method of the active instruction of the teachers of the professional instruction : the materials II of practical-scientific conference. KGASU [KSUAB]. Kazan, KGASU, 2014, pp. 262-267 (in Russan).
УДК 378.14
к проблеме диагностики формирования метапредметных знаний магистрантов
И. Ю. Бурханова, аспирант, старший преподаватель кафедры теоретических основ физической культуры, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Контактная информация для переписки: 603155, Нижний Новгород, ул. Ковалихинская, 60-77, [email protected]
В настоящее время от выпускников учреждений высшего профессионального образования в области физической культуры требуется ширококонтекстная профессиональная компетентность, которая предполагает сочетание, взаимопроникновение знаний из смежных наук - психологии, педагогики, дидактики - в общее научно-образовательное пространство и пространство профессиональной деятельности.
В данной статье рассмотрены структура и функции метапредметных знаний магистрантов. Определена их целевая основа в ракурсе профессиональной деятельности. Выявлены критерии процесса и результата диагностики метапредметных знаний в условиях образовательно-профессиональной деятельности в ходе обучающего исследования и исследующего обучения.
Предлагаемый в статье образовательно-диа-
гностический комплекс процессуально-результативного характера содержит количественные и качественные критерии отслеживания сформированно-сти метапредметных знаний магистрантов педагогического направления. Динамичному исследованию подвергаются следующие компоненты процесса формирования метапредметных знаний: проблемно-мотиваци-онный, целесмысловой, проек-тивно-технологический и опе-рационно-деятельностный и рефлексивно-аналитический; процесс достижения результата и сам результат в отношении деятельности и личности и индивидуальные черты приобретаемого опыта, которые, в частности, выражаются в выборе способа действия.
Для диагностики выраженности основных показателей уровня личностного развития студента в основном используются методы самопознания, саморегуляции, саморефлексии и взаиморефлек-