Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры'

Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗА / DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / PHYSICAL EDUCATION / UNIVERSITY GRADUATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов В. В.

В данной статье рассматриваются условия развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, позитивно влияющие на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Прослеживается эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы [1]. Приведено содержание авторской методики развития профессиональной компетентности бакалавра физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию психолого-педагогических и организационных решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты развития физкультурного образования в обновлении его содержания и достижения нового качества его результатов. Значительное влияние уделяется анализу экспериментальных данных, подтверждающих эффективность опытной работы. Результаты расчётов получены на основе параметрического метода, поскольку отвечают требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев и показателей. В выводах отражена результативность авторской методики и программы развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, направленных на создание концепции инновационной структуры и содержания физкультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A GRADUATE OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY

In this article the conditions of development of professional competence of a graduate of a physical culture university are discussed. This competence positively affects the possibility of achieving physical culture, sport and tourism, the substantial scientific and methodological orientations in theory and in practice; it also is to regulate the relationship of a sportsman with the society and social medium. The researcher has proved the effectiveness of key points in modernization of physical education, where there is a great deal of conceptual-theoretical and practice-oriented developments, indicating the actualization of the problem in hand. The contents of the author’s techniques of the professional competencedevelopment of a bachelor of the physical culture University, which relies on a trinity of key concepts: competence and readiness to make psycho-pedagogical and organizational decisions. It is shown that the competence serves as a substantial dominant of development of physical education in updating its contents and achieves a new quality of its results. Significant influence is given to an analysis of experimental data, confirming the effectiveness of the practical work. The calculation results are based on parametric method, since it meets the requirements for use of parametric criteria and indicators. The effectiveness of the author’s methods and program of development of the professional competence of a graduate of the physical culture Universityis proved; it is aimed at creating the concept of the innovative structure and contents of physical education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры»

УДК 378.046.4

Loginov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, The Ural State University of Physical Culture (Chelyabinsk, Russia),

Е-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A GRADUATE OF THE PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY.

In this article the conditions of development of professional competence of a graduate of a physical culture university are discussed. This competence positively affects the possibility of achieving physical culture, sport and tourism, the substantial scientific and methodological orientations in theory and in practice; it also is to regulate the relationship of a sportsman with the society and social medium.

The researcher has proved the effectiveness of key points in modernization of physical education, where there is a great deal of conceptual-theoretical and practice-oriented developments, indicating the actualization of the problem in hand. The contents of the author's techniques of the professional competence' development of a bachelor of the physical culture University, which relies on a trinity of key concepts: competence and readiness to make psycho-pedagogical and organizational decisions. It is shown that the competence serves as a substantial dominant of development of physical education in updating its contents and achieves a new quality of its results. Significant influence is given to an analysis of experimental data, confirming the effectiveness of the practical work. The calculation results are based on parametric method, since it meets the requirements for use of parametric criteria and indicators. The effectiveness of the author's methods and program of development of the professional competence of a graduate of the physical culture Universityis proved; it is aimed at creating the concept of the innovative structure and contents of physical education.

Key words: development, professional competence, physical education, university graduate.

В.В. Логинов, канд. пед. наук, доц., Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск,

Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В данной статье рассматриваются условия развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, позитивно влияющие на возможность достижения в теории и практике физической культуры, спорта и туризма содержательных научно-методических ориентаций, призванных регулировать отношения спортсмена с обществом и социумом. Прослеживается эффективность ключевых ориентиров в модернизации профессионально-физкультурного образования, где имеется значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих об актуальности изучаемой проблемы [1]. Приведено содержание авторской методики развития профессиональной компетентности бакалавра физической культуры, которая опирается на триединство ключевых понятий: компетентность, компетенция и готовность к принятию психолого-педагогических и организационных решений. Показано, что компетентность выступает в качестве содержательной доминанты развития физкультурного образования в обновлении его содержания и достижения нового качества его результатов. Значительное влияние уделяется анализу экспериментальных данных, подтверждающих эффективность опытной работы. Результаты расчётов получены на основе параметрического метода, поскольку отвечают требованиям, предъявляемым к применению параметрических критериев и показателей. В выводах отражена результативность авторской методики и программы развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, направленных на создание концепции инновационной структуры и содержания физкультурного образования.

Ключевые слова: развитие, профессиональная компетентность, физкультурное образование, выпускники вуза.

Актуальность исследования связана с тем, что образование, в том числе и физкультурное, является главным императивом выживания и развития человечества в современном социокультурном пространстве, к качеству которого предъявляются все более высокие требования в контексте инновационных процессов, происходящих в России. Система физкультурного образования остается центральным институтом, требующим кардинального реформирования, так как успешное решение учебно-воспитательных задач высшей школы определяется соответствующей профессиональной подготовкой кадрового потенциала и образовательными технологиями [2, с. 69 - 70]. Это связано с повышением уровня социальных ожиданий по отношению к результативности и продуктивности всего комплекса системы физкультурного образования. Критерием качества профессиональной подготовки выступает профессиональная компетентность, которая наиболее полно отражает весь спектр требований, предъявляемых обществом к выпускнику XXI века. В связи с этим развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры является одной из приоритетных задач современной системы физкультурного образования [3].

Тенденции развития современного физкультурного образования определяются глубинными образовательными реформами, направленными на повышение качества образования. Понятие «качество» охватывает все основные функции и направления деятельности образовательных организаций физической культуры, спорта и туризма: качество преподавания, подготовки и исследований, качество персонала и программ, качество обучения как результат совместной деятельности обучающего и обучающихся.

Изучая проблему повышения уровня профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, мы опирались на ряд ключевых положений компетентностного подхода

[3, с. 101 - 102]: образовательная деятельность взрослых в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо слабо способствуют процессу повышения квалификации или переподготовки; процесс обучения всё еще слабо организован в виде совместной деятельности обучающего и обучающихся на всех этапах планирования, реализации, оценивания и коррекции; взрослый обучающийся слабо мотивирован для решения важной проблемы и достижения конкретной цели; основная роль в технологии обучения специалистов физической культуры, спорта и туризма должна принадлежать самому обучающемуся: опыт обучающегося служит источником формирования компетенций как для него самого, так и его коллег; основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельное определение параметров обучения, поиск необходимых знаний, формирования умений, навыков и достижения результатов; обучающиеся должны быть мотивированы для применения знаний и умений сразу же, чтобы стать компетентными в решении образовательных проблем и более эффективно действовать в профессиональной сфере.

Несмотря на положительные результаты, ряд исследований (в том числе по проблеме развития профессиональной компетентности специалистов физической культуры, спорта и туризма), концепция ФГОС профессионального образования, базирующаяся на компетентностях (компетентность - способность обучающихся мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт для решения конкретной учебной и практической задачи), продолжает привлекать своей актуальностью для образовательной политики. Компетентность выпускника вуза физической культуры сегодня, в известной мере, выступает в качестве содержательной доминанты бытия личности, требует выхода на более высокий уровень ментальной организации - самосозидающей,

когда индивиды могут быть авторами своей жизни, а не играть по чужим сценариям [4, с. 273 - 274].

В нашей методике повышения уровня профессиональной компетентности специалистов физической культуры (бакалавров) представлена взаимосвязь результатов, формируемых в образовательном процессе следующим образом: профессиональная компетентность —> профессиональная образованность —> профессиональная грамотность —> профессиональная культура —> профессиональный менталитет. Таким образом, важным этапом на пути к профессиональному менталитету выступает профессиональная компетентность как приоритетное начало.

Авторская методика повышения уровня профессиональной компетентности педагога физической культуры апробировалась в Межотраслевом региональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки УралГУФК и опирается на три ключевых понятия - компетентность, компетенция и готовность. Экспериментальный фактор - спецкурс (программа), являющийся основой развития профессиональной компетентности бакалавра физической культуры, реализуемый в Межотраслевом региональном центре, представлен тремя блоками решения образовательной задачи (предмет, процесс, продукт); способ -средства и методы; условия - требования и форма организации.

В блоке дисциплин представлены [5, с. 29-32]:

а) «предмет развития» - опыт преобразующей деятельности;

б) «процесс развития» - движение от цели через средство к результату, характеризуемое тремя промежуточными результатами (принятие норм и целей на каждом уровне, готовность к разработке новых норм и целей, способов деятельности, способность к разработке новых целей);

в) «продукт» - высокий уровень профессиональной компетентности, появление нового профессионального опыта и возможности самореализации.

В блоке «способа развития» представлены: «средства развития» - содержание обучающих программ методологической, методической и практической подготовки; «методы» - информационно-пассивные и проблемно-активные.

В блоке «условия развития» показаны: внутренние условия (формирование мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности; педагогическая рефлексия); внешние условия (методологическая, методическая и практическая подготовка); формы организации процесса (курсовое и по-слекурсовое обучение).

Центральное место в авторской методике уделяется использованию кейс-метода по развитию профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры. Кейс-метод (case study) - метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой отражает не только какую-либо проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы [5; 6; 7]. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Относясь к интерактивным методам обу-

чения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включённость обучающихся в образовательный процесс, эффективно способствует профессионализации специалистов физической культуры.

Основными содержательными источниками авторских кейсов является витагенный опыт [8] специалиста физической культуры, в том числе - педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-практические).

Значительное место в разработанной методике уделяется специальным тренингам. Эффективным результатом группового коммуникативного тренинга в исследовании стало уменьшение числа спорных утверждений, в которых подчеркивался сугубо личностный, не поддающийся влиянию собеседников выбор решений и предпочтений; рост числа положительных утверждений о полезности межличностного общения в поисках оптимальных решений; предпочтительное отношение к компромиссным формам взаимоотношений при групповом обсуждении различных вопросов спортивной направленности.

В таблице приведена поэтапно разработанная методика развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры.

Результаты анкетирования слушателей курсового обучения по разработанной нами методике, показывают, что при положительной, в целом, их оценке, следует выделить в качестве важных организационных условий внедрение в образовательный процесс эффективных форм занятий (практикум-семинар по деловому общению, деловые игры по решению нестандартных социально-физкультурных проблем), в которых могли бы быть реализованы индивидуально-личностные качества сотрудников физкультурно-спортивных организаций в условиях свободного выбора способов самореализации накопленных знаний и умений в целях развития более высокого уровня профкомпетент-ности.

По результатам мониторинга проведена коррекция отбора содержания материала для лекционных и практических занятий. При этом учитывался профессионально-ситуативный характер занятий, так как компетентность выражается в готовности к осуществлению физкультурной деятельности в конкретных профессиональных ситуациях с присущими конкретной профессии видами деятельности.

На занятиях с учетом витагенного опыта слушателей информация о профкомпетентности окрашивалась личностными качествами специалиста, позволяющими ему оптимально организовывать деятельность в широком контексте и успешно решать возникающие задачи с высокой степенью саморегуляции, саморефлексии и самооценки. При этом проявляется быстрая и гибкая адаптивная реакция на динамику обстоятельств при осознании личностной ответственности за результаты своей деятельности [9, с. 76 - 83].

Таблица 1

Методика обучения выпускника вуза физической культуры основам развития профессиональной компетентности

Этапы Структурно-содержательные компоненты программы Методы, средства, педагогические приемы и принципы обучения

Вводный этап Определение содержания базовых компетенций Совокупность содержательно-нормативных положений

Организационный этап Определение перечня ключевых проблем, направленных на развитие профессиональной компетентности Обобщенная матрица ключевых положений, направленная на развитие профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры

Этап нормативных требований по ФГОС третьего поколения Дидактические требования к содержанию процесса обучения основам развития профессиональной компетентности Информационно-модульные программы обучения бакалавров основам развития профессиональной компетентности

Проектировочный этап Проектирование и разработка учебно-методического комплекса (УМК) Апробация в режиме «опыта» ключевых компетенций УМКД и диагностика дидактических рисков

Критериально-оценочный этап Разработка критериально-оценочной системы оценки уровня развития профессиональной компетентности Мониторинговая диагностика: средства и методы оценки уровня развития профессиональной компетентности

Реализация методики организована по модульному принципу и включает в себя четыре модуля: акмеологический, гностический, коммуникативный и социально-компетентностный. По содержанию все модули ориентированы на развитие физкуль-турно-компетентностной направленности. Этим мы пытались создать инвариантную часть содержания образования общегуманитарных, социально-экономических и физкультурно-педа-гогических дисциплин - необходимый минимум информации, который служит основой для углубления и расширения познавательной ориентации, поиска своего индивидуального образовательного маршрута и вариативную часть, которую специалист строит сам, ориентируясь на свои профессиональные интересы и мобильность в выбранной деятельности.

Все блоки методики обеспечивали реализацию опережающего обучения в процессе использования таких методов и приемов как анализ ранее неизвестных объектов, социально-педагогических явлений, коллективное обсуждение причин ошибок, применение методов аналогий, решение контекстных ситуационных задач и др.

Полученные результаты самооценивания и экспертной оценки готовности выпускника физической культуры к работе в инновационном образовательном режиме показывают, что более половины специалистов (54,7 %) до начала формирующего эксперимента имели низкий уровень развития профессионально важных качеств, входящий в модуль интерактивных

Библиографический список

форм развития профессиональной компетентности. На завершающем этапе формирующего эксперимента число специалистов с низким уровнем компетентности по этому модулю уменьшилось до 22,3 %, то есть почти в два раза по сравнению с исходными данными. Педагоги физической культуры с высоким уровнем интегративных форм профессиональной компетентности до начала формирующего эксперимента составляли 20,4 % от общего числа слушателей. На завершающем этапе эксперимента эта группа специалистов увеличилась и составила 48,6 % от общего числа занятых в эксперименте.

Повышение уровня профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры, как показала опытно-экспериментальная работа, целесообразно осуществлять в крупных Межотраслевых образовательных центрах, используя при этом инновационные акмеологический и андрагогический подходы, самообразование и педагогическое взаимодействие. Особенности повышения уровня профессиональной компетентности обусловлены спецификой физкультурного образования в условиях системы дополнительного образования [10, с. 213-214]. Потенциал разноплановых возможностей здесь содержат опережающий характер непрерывного самообразования субъекта, которое является приоритетным фактором определения стратегии устойчивого развития профессиональной компетентности выпускника вуза физической культуры.

1. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Москва: Минспорттуризм, 2008.

2. Жабаков В.Е. Управление качеством подготовки специалиста по физической культуре. Челябинск: ЧГПУ, 2012.

3. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: УралГУФК, 2014.

4. Педагогическая наука и образование: тематический сборник научных трудов. Ответственный редактор А.Я. Найн. Челябинск: УралГУФК, 2014.

5. Логинов В.В. Профессиональная компетентность педагога физической культуры: основы развития: учебное пособие. Челябинск: Уральская академия, 2013.

6. Гук Е.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка как система развития управленческой компетентности тренера. Физическая культура в школе. 2006; 4; 11-15.

7. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. Москва: Просвещение, 1987.

8. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Москва: Академия, 2008.

9. Уварова С.М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к экспериментальной деятельности как фактор повышения их профессиональной компетентности. Профессиональное мастерство: формирование, становление и развитие: межвузовский сборник научных трудов. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2009; 76-83.

10. Карпова О.Л. Педагогическая концепция содействия развитию самообразовательной деятельности студентов вуза: монография. Челябинск: ЧелГНОЦ УрО РАО, 2009.

References

1. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy «Razvitie fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na 2006-2015 gody». Moskva: Minsportturizm, 2008.

2. Zhabakov V.E. Upravlenie kachestvom podgotovki specialista po fizicheskoj kul'ture. Chelyabinsk: ChGPU, 2012.

3. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii kak osnova kachestvennoj podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury: monografiya. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: UralGUFK, 2014.

4. Pedagogicheskaya nauka iobrazovanie: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Otvetstvennyj redaktor A.Ya. Najn. Chelyabinsk: UralGUFK, 2014.

5. Loginov V.V. Professional'naya kompetentnost'pedagoga fizicheskoj kul'tury: osnovy razvitiya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Ural'skaya akademiya, 2013.

6. Guk E.P. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak sistema razvitiya upravlencheskoj kompetentnosti trenera. Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2006; 4; 11-15.

7. Il'in E.P. Psihofiziologiya fizicheskogo vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1987.

8. Belkin A.S. Osnovy vozrastnojpedagogiki. Moskva: Akademiya, 2008.

9. Uvarova S.M. Formirovanie gotovnosti buduschih uchitelej fizicheskoj kul'tury k 'eksperimental'noj deyatel'nosti kak faktor povysheniya ih professional'noj kompetentnosti. Professional'noe masterstvo: formirovanie, stanovlenie i razvitie: mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo YuUrGU, 2009; 76-83.

10. Karpova O.L. Pedagogicheskaya koncepciya sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studentov vuza: monografiya. Chelyabinsk: ChelGNOC UrO RAO, 2009.

Статья поступила в редакцию 29.12.15

УДК 378

Malyhina E.V., senior teacher, Department of Primary Education Pedagogy and Social Pedagogy, Institute of Pedagogy and

Psychology, Arkhangelsk University n.a. M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia), E-mail: [email protected]

THE METHOD OF ESTIMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SPECIALISTS OF SOCIAL WELFARE INSTITUTIONS WITHIN THE INTERCOMPANY EDUCATION. In the article an approach to the study of problems of estimation of professional competence of specialists of social welfare institutions is investigated. The author develops a rating scale containing three levels, reflecting a level of formation of professional competence. The research helps to select a complex of diagnostic methodologies for the development of professional competence of specialists and adapt them to conditions of social welfare institutions, taking into account the views of experts, heads of social welfare institutions and experts for the acknowledgement of problems in development of professional competence of specialists at social welfare institutions by means of introduction of in-house training and retraining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.