1) познавательная, направленная на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
2) коммуникативная функция, носителями которой являются семантическая компонента, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;
3) адаптивная функция, позволяющая адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
4) нормативная функция, проявляющаяся, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
5) оценочная (информативная) функция, активизирующая умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
6) интерактиавная, которая формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации [1].
Проанализированные в данной статье свойства и функции информационной компетентности не являются строго определенными, и требуют дальнейшего изучения и пояснения.
Для успешного формирования информационной компетентности необходимо реализовать все функции информационной компетентности.
Литература
1. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория //
Интернет-журнал «Эйдос», 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm/ (дата обращения: 20.12.2016).
Применение интерактивных технологий в процессе креативного образования школьников на уроках музыки Гильванова Э. А.
Гильванова Эльвина Альфировна / ОНуапоуа Jelvina ЛЩгоупа - магистрант, Институт педагогики Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
Аннотация: в статье рассматривается необходимость внедрения в образовательный процесс креативного обучения, направленного на развитие творческих способностей и формирование творческой личности. Автор анализирует основные подходы к применению интерактивных технологий в процессе креативного образования на уроках музыки. Статья содержит интересный и живой материал -примеры практических разработок и конкретные варианты реализации технологии интерактивного обучения, таких как «мозговой штурм», «кластер», «три предложения». Подобные технологии обучения развивают у учащихся познавательные навыки, способность творчески мыслить и ориентироваться в информационном пространстве.
Ключевые слова: креативность, творческие способности, урок музыки, музыкальное образование в школе, интерактивные технологии, интерактивные методы, интерактивные формы.
Креативность как динамически развивающая структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью,
творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизационностью, которые способствуют в процессе самоакуализации формированию творческой зрелости.
Одной из задач уроков музыки является развитие в учащихся заложенного в них, природного творческого начала, оказание им помощи в поиске себя как творческой личности.
Методически творчеству учат по-разному, но концептуально все же одинаково -учат практически, путем погружения в творческую деятельность, сопряженную с самостоятельной активностью творческого поиска решения поставленной учебной задачи. Мы считаем, что процесс креативного образования школьников на уроках музыки важно осуществлять с применением интерактивных технологий, организовывая проблемные учебные ситуации, которые будут способствовать повышению художественного уровня интерпретации музыкальных произведений; вырабатыванию мотивации к учебной деятельности и достижению успехов; развитию интеллектуально-творческих и музыкальных способностей учащихся [4, с. 60].
Интерактивное обучение представляет обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и педагога, на диалоговом обучении. При использовании интерактивной стратегии учитель музыки регулирует учебно -воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, консультирует, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений.
Все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания и имеют возможность размышлять и рефлексировать. Для этого применяются интерактивные стратегии или методы кругового взаимодействия. Совместная работа учащихся в процессе познания, изучения музыкального произведения означает, что каждый обучающийся вносит свой индивидуальный вклад, обменивается знаниями, идеями и способами деятельности.
Очень важно создать ситуации погружения в творческую деятельность, в которых дети начинают с освоения простейших пространств и поиска средств их преобразования. В дальнейшем, в процессе интерактивного музыкального образования, дети создают свои личностные музыкальные пространства. В результате творческих заданий, упражнений они изменяются и сами становятся более самостоятельными и активными.
Рассмотрим особенности метода «Мозговой штурм». Он представляет собой метод продуцирования идей и решений в процессе групповой работы. Его цель заключается во введении группового обсуждения для решения проблемной ситуации на уроке. Для проведения мозгового штурма класс делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемной ситуации. При этом важно учитывать следующие моменты: называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше; подходить к решению проблемы с разных сторон. Вторая группа - аналитики, принимают от генераторов варианты решений и, не добавляя ничего нового, анализируют каждое предложение, отдавая предпочтение наиболее разумному и подходящему с их точки зрения. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за оптимальные, по его мнению, три идеи. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение данной проблемной ситуации.
Возможны различные вопросы о различных музыкальных явлениях. Например, «А где берет начало музыка?», «Какой образ создан в том или ином музыкальном произведении?», «Какая музыка соответствует той или иной картине, или стихотворению?», «Что такое мелодичность?», «Что такое декламационность?», «Объясните понятие «русская интонационность», «Почему композиторы тяготели к поэзии А. С. Пушкина?» и др.
Во время проведения мозгового штурма учитель музыки выступает в роли «заказчика». Он лаконично излагает суть проблемной ситуации или вопрос, а также правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, заявленные учащимися, держится в стороне от общей дискуссии. Со стороны учителя музыки запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается многообразие идей.
Интерактивная деятельность на уроках музыки в начальной школе подчинена нами единой системе интерактивных творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром, и происходит освоение, осмысление конкретных его деталей, понятий, формирование навыков.
Интерактивные технологии существенным образом влияют на мышление, речь, воображение, активность школьника. Творческие интерактивные формы позволяют широко опираться на субъектный опыт ребенка и вполне созвучный с концепцией личностно-ориентированного обучения.
С помощью интерактивных технологий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонациях, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох.
Приведем в пример реализацию метода «Три предложения» на уроках музыки. Учитель музыки зачитывает короткий рассказ или дает прослушать музыкальное произведение. Обучающимся необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или музыкального произведения тремя простыми предложениями. Побеждает тот учащийся, рассказ которого короче и при этом более точно передает содержание. Данный метод способствует развитию очень важного умения - выделять главное и ориентироваться в информационном потоке, а также направлен на развитие умения составить план, конспект, реферат [2, с. 32].
Интерактивные технологии помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении интерактивных заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой музыкального образа. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной, тактильными ощущениями помогают детям получить представления об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения интерактивных заданий у ребенка возникают музыкальные внемузыкальные представления, активно воображение.
Рассмотрим этапы работы с использованием интерактивного метода «Кластер». Это объединение нескольких однородных элементов, обладающих определенными свойствами. На первом этапе посередине чистого листа (или классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы. На втором этапе учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Записывается все, что называют учащиеся, ничего не отсеивается. На третьем этапе осуществляется систематизация. После объяснения учителя учащиеся начинают анализировать и группировать изученный материал. Беспорядочные записи слов-ассоциаций объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт. Ненужное, ошибочное зачеркивается. На четвертом этапе по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
78
Система интерактивных технологий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой стороны - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы и явления.
Таким образом, интерактивные технологии обучения на уроках музыки позволяют решать такие педагогические задачи, как активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала и активизация творчества детей. Освоение музыкального искусства средствами интерактивных технологий способствует как более полному выявлению творческих сил ребенка, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных учебных действий, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности.
Литература
1. Гильванова Э. А., Политаева Т. И. Интерактивные формы и методы обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию института педагогики и 50-летию БГПУ им. М. Акмуллы 30 ноября 2016 г., г. Уфа / Отв. ред. Т. И. Политаева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. С. 272-275.
2. Гильванова Э. А., Политаева Т. И. Педагогические условия использования интерактивных методов обучения на уроках музыки в процессе формирования художественно-эстетических потребностей школьников // Вестник БГПУ им. М. Акмуллы. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2015. № 4 (36). С. 31-48.
3. Каримова Л. Н. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза // Фундаментальные исследования. № 3, 2014. С. 393-396.
4. Левина И. Р. Политаева Т. И. Креативное образование школьников на уроке музыки // Искусство и образование. № 10, 2008. С. 60-64.
5. Политаева Т. И. Проблема формирования творческой одаренности личности в музыкальной среде // Культура. Наука. Интеграция. Ростов н/Д: Изд-во Южный федеральный университет, 2015. № 1 (29). С. 59-63.
Религия как неотъемлемая часть социального воспитания. Исследование школьных программ Великобритании на предмет выявления религиозного образования Сур И. Э.
Сур Ирина Эдуардовна /Sur Irina Eduardovna - студент, кафедра общей и социальной педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье ставится задача рассмотреть необходимость и важность религии в процессе социального воспитания личности. На примере Великобритании, автор рассматривает зарубежный опыт процесса прививания духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе через религию. В современном мире, в связи с кризисом в области духовно-нравственного развития личности, автор считает необходимым внедрение религиозного воспитания в учебный процесс. Ключевые слова: социальное воспитание, религия, духовно-нравственное развитие.