Научная статья на тему 'Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку'

Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1718
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизимова (. И. Г.

В статье рассматривается вопрос об эффективности образовательного процесса на занятиях по иностранному языку через применение интерактивных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку»

И.Г. Кизимова

(Казанский юридический институт МВД России)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается вопрос об эффективности образовательного процесса на занятиях по иностранному языку через применение интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивное обучение, информационные технологии, интерактивная доска.

The article deals with the issue of effectiveness of educational process at the English lessons through the use of interactive technologies.

Key words: interactive training, informational technologies, interactive board (smart-board).

Современность предъявляет высокие требования к обучению, практическому владению иностранным языком в повседневном общении и

профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных

технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Формирование ключевых компетенций по предмету «Иностранный язык» требует активного включения в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий: аудио- и видеоматериалов, интернет-ресурсов, а также применение современных технических средств: компьютеров, проекторов, интерактивных досок.

Активное использование интерактивной доски как средства повышения интенсификация процесса обучения является одним из актуальных нововведений.

Интерактивная доска — это

устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску.

Работа с интерактивной доской не требует специальных знаний или навыков. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору перед началом работы. Изображение проецируется на интерактивную доску от любого источника: компьютерного или

видеосигнала.

По сравнению с традиционными учебно-методическими средствами,

компьютерные средства обучения обеспечивают новые возможности при обучении иностранному языку. К основным преимуществам ИКТ можно отнести:

Создание условий для самообучения, самостоятельной проработки учебного материала;

• Более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

• Интенсификация процесса обучения;

• Высокая степень аутентичности;

Работа с доской в полной мере

позволяет реализовать принцип наглядности;

• Создание новой обучающей среды;

• Возможность взаимодействия с виртуальными образами и моделями изучаемых лингвистических объектов и

процессов, высокая степень

интерактивности обучения;

• Возможность автоматизированного контроля, учета результатов учебного процесса и более объективное оценивание знаний и умений;

• Значительное повышение мотивации обучения.

На сегодняшний день наиболее популярным программным обеспечением для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook» и «Lynx 4», они просты в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, аудио- и видеоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.

Возможность анимации, перемещение объектов, изменение и выделение наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта позволяют задействовать визуальные, аудиальные, а также кинестетические каналы усвоения информации.

Кроме того, программные оболочки «Notebook» и "Lynx 4" позволяют четко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы и возвращаясь к изученному материалу, а рисунки и тексты перемещать с одной страницы на другую. Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при выполнении тестовых заданий и самостоятельных работ или в рамках обобщающего урока. Большой экран и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала.

Особыми преимуществами обладает интерактивная доска для обучения иностранным языкам. Заранее

подготовленные тематические тексты, обучающие и проверочные упражнения, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы служат опорой для введения или

активизации материала урока, повторения и закрепления речевых моделей и грамматических структур,

совершенствования навыков чтения и восприятия иноязычной речи на слух, контроля и самоконтроля знаний.

Работа с интерактивной доской обеспечивает преемственность, полноту и согласованность логической подачи материала при изучении языковых аспектов и совершенствовании умений и навыков учащихся, а также в процессе формирования социокультурной

компетенции для презентации

страноведческого материала по географии, культуре, истории, традициям стран изучаемого языка.

На уроках английского языка интерактивная доска может применяется на различных этапах урока и при обучении различным видам речевой деятельности: во время фонетической и речевой зарядки, введения и отработки лексики и речевых моделей, активизации грамматического материала, обучению правописанию и восприятию иноязычной речи на слух.

В соответствии с целями конкретного урока, задачами по отработке практикуемых видов речевой деятельности можно использовать определенный инструментарий. На схеме (рис.1) представлены ресурсы доски для обучения устной речи.

При обучении устной речи на начальном этапе возникает необходимость управлять высказываниями обучающихся. Для этого преподаватель использует разнообразные опоры (вербальные и не вербальные): фотографии, схемы, диаграммы. Опоры всегда информативны и служат стимулом к высказыванию. В ходе ответа обучающегося, преподаватель может комментировать материал на интерактивной доске: выделять,

подчеркивать важные участки, вносить исправления в текст посредством электронных маркеров. Часто

применяются «структурные скелеты», состоящие из вопросительных вопросов (рис. 2) или неполных предложений (рис. 3), стимулирующих употребление усвоенной лексики.

Рис.1

Interrogative words What...? Where...? How.? Why.? When.?

Рис. 2

+++ I love it

( ° о \ ++ I really like it

+ I like it

— I hate it

( ° о \ - - I didn't like it very much

V -- —- / - I didn't like it

Рис. 3

При обучении чтению используются приемы « Установление соответствий», «Восстановление деформированного

текста», «Выделение необходимой информации»,«Текст с пропусками».

Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания: « Незаконченное предложение», « Соотнесение реплик в диалоге», « Установление соответствий».

При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Уберите лишнее», « Распределите на группы»,

«Сопоставление», «Заполнение пробелов». Для разработки данных заданий используется функция клонирования, которая позволяет увеличить количество одинаковых объектов. На их материале можно не только вводить новые лексические единицы, но и обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации речевой ситуации, что способствует развитию коммуникативных умений.

Аудиозаписи, сделанные носителями языка, удобный интерфейс, игровая форма позволяют заинтересовать ученика и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух.

При отработке грамматического материала можно использовать приемы: «Найдите ошибку», «Уберите лишнее»,

«Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем».

Во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания учащихся к тому или иному аспекту.

Опыт использования интерактивных технологий на занятиях по английскому языку позволил сделать следующие выводы:

• Систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала, предоставляет обучающимся возможность для проявления самостоятельности, как в выборе тестов, так и в способах выполнения заданий, содействует повышению мотивации, созданию оптимальных условий для самоконтроля.

• Анализ занятий и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в конечном счете,

эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.

• Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени. Работа на занятии становится живым действием, вызывающим у обучающихся неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции обучающихся, совершенствованию навыков общения на иностранном языке.

• Работа с электронной доской расширяет возможности преподавателя в выборе материалов и форм учебной деятельности.

• Многообразие ресурса доски позволяет применять ее на различных этапах обучения: как на начальном этапе, так и на более продвинутом.

• Кроме того, в методической работе преподавателей расширяются

возможности для обмена опытом и совершенствования мастерства.

Таким образом, интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических,

педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ и интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной

самостоятельности учащихся,

формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.