Научная статья на тему 'Интерактивные образовательные технологии как средство развития коммуникативной креативности обучающихся'

Интерактивные образовательные технологии как средство развития коммуникативной креативности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быхтина Н. В., Клестова И. А.

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной креативности обучающихся на занятиях иностранного языка. Рассматривается понятие «коммуникативная креативность» и ее показатели. Акцентируется внимание на средствах повышения коммуникативной креативности обучающихся таких как интерактивные образовательные технологии (программные средства и оборудование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные образовательные технологии как средство развития коммуникативной креативности обучающихся»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

2. Беспалова С. В. Дискурс в лингвистике и практике преподавания (немецкий язык).- Саранск: Тип. "Крас. Окт.", 2003. - 116 с.

3. Беспалова С.В. Коммуникативно-прагматическая организация обучения иностранным языкам (Немецкий язык, языковой вуз): дисс.... канд. пед. наук. Саранск, 2003.- 275 c.

4. Маскинскова И. А. Лингвокультурный модуль: содержание и технологии обучения иноязычной культуре (немецкий язык, языковой вуз). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва: МПГУ, 2005. - 17 с.

5. Рындина Ю. В. Из опыта обучения студентов иностранному языку (на примере моделирования проблемных ситуаций). - Молодой учёный, 2013. - № 9 (56). - 469 с.

6. Третьякова И.В. Межкультурный подход к интерпретации художественного текста в обучении иностранным языкам (немецкий язык, языковой вуз): дисс... канд. пед. наук / Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2005. - 266 с.

7. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

© Беспалова С. В., Кармишина Я. А., 2016

УДК 378

Н.В. Быхтина

к.пед.н., доцент доцент кафедры иностранных языков Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород, РФ

И.А. Клестова учитель иностранных языков МБОУ СОШ № 40 Г. Белгород, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной креативности обучающихся на занятиях иностранного языка. Рассматривается понятие «коммуникативная креативность» и ее показатели. Акцентируется внимание на средствах повышения коммуникативной креативности обучающихся таких как интерактивные образовательные технологии (программные средства и оборудование).

Ключевые слова

Коммуникативная креативность, иностранный язык, интерактивные образовательные технологии.

Abstract

The article is devoted to the problem of the development of communicative creativeness of the students in the course of foreign languages studies. The author touches upon the "communicative creativeness" and its indicators. The attention is focused on a means of the improvement of students' communicative creativeness such as interactive educational technologies (software, hardware).

Keywords

Сommunicative creativeness, foreign language, interactive educational technologies.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

В настоящее время деятельность образовательной организаций любого уровня ориентирована на повышение качества учебно-воспитательного процесса. В условиях повышения познавательного интереса обучающихся к изучению иностранного языка, свободного доступа к аутентичной литературе и возможности непосредственного общения с иностранцами в России и в стране изучаемого языка остаётся нерешённой проблема формирования у обучающихся готовности к коммуникации на иностранном языке [1].

Во время коммуникативного акта, как правило, обучающийся испытывает трудности в общении со своими собеседниками, что вызывает дискомфорт и непонимание, затрудняет межличностное общение. Это обусловлено отсутствием в образовательных организациях среднего и высшего образования: четко установленных правил конструктивной коммуникации, а также мотивационной готовности обучающихся к развитию их коммуникативной креативности в процессе изучения иностранного языка.

Следовательно, в целях преодоления языкового барьера в общении, создания благоприятной мотивационной базы для коммуникации педагогу необходимо активизировать свою деятельность и организовать работу, направив ее на разработку педагогических технологий, которые позволят устранить дефицит коммуникации и подготовить обучающихся к реальному общению. По мнению многих педагогов и психологов, любому общению свойственно креативное начало.

Термин «креативность» появился научной литературе сравнительно недавно. В трудах М.С. Кагана, A.A. Коблякова, И. Пригожина, О.Н. Румянцева, В.И. Самохваловой данное понятие получило свое развитие.

Процессы, происходящие в современном мире на фоне культурного развития, побуждают исследователей рассматривать различные аспекты человеческой жизни в контексте глобализации. К важнейшим из них относится и креативный аспект межкультурной коммуникации.

Креативность подразумевает готовность личности находить оптимальные пути решения возникающих проблем, а также способность человека к конструктивному общению с принятием нестандартных решений.

Креативность как качество личности проявляется с разных сторон. Коммуникативная креативность -это определённая психическая и социальная готовность личности, позволяющая изменить имеющуюся ситуацию общения так, чтобы общающиеся партнёры могли бы довести до конца какую-то совместную деятельность, достичь взаимопонимания, уменьшить недоразумения, ликвидировать конфликты [2].

Условием приобретения обучающимися за непродолжительный временной промежуток достаточно высокого уровня коммуникативной компетенции, позволяющего свободно пользоваться иноязычными знаниями в любых видах речевой деятельности является развитие у них в процессе обучения коммуникативной креативности, необходимой любому участнику коммуникативного акта для эффективного достижения цели общения. К показателям креативности можно отнести: умение решать задачи, возникающие в процессе межличностного общения; находить выход из затруднительной коммуникативной ситуации; учение применять различные тактики поведения для достижения конкретно поставленной цели [3].

Коммуникативная креативность нуждается в развитии в специально созданных условиях. Одной из форм такой работы может быть использование и применение в учебном процессе интерактивных образовательных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку.

Как показывает практика, использование и внедрение интерактивных образовательных технологий повышает качество учебного процесса, качество подачи материала занятия и эффективность усвоения этого материала обучающимися, повышает мотивационную готовность обучающихся к изучению иностранного языка и способствует развитию конструктивного сотрудничества между педагогом и обучающимися.

Интерактивные образовательные технологии подразумевают использование таких аудиовизуальных и интерактивных средств обучения как: программные средства (презентации, видео - и аудиоматериалы, ресурсы сети Интернет); оборудование (ПК, мультимедийный комплекс, аудио-, видео- аппаратура, интерактивная доска).

На базе интерактивных образовательных технологий, педагог может организовать проведение ролевых и деловых игр, дискуссий, круглых столов с целью повторения пройденного лексического материала. На аудиокассетах, дисках, которые являются обязательным компонентом современных УМК, записаны тексты и задания для аудирования, песни, упражнения для работы над произношением. Все вышеперечисленные аудио- и видео материалы озвучены носителями языка.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

В настоящее время имеется множество мультимедийных средств обучения, такие как интерактивные курсы «Tell me more», «Английский: путь к совершенству», детские энциклопедии (например: «Encyclopedia Britannica»), и т.д. [2]. Они рассчитаны на обучение всем видам речевой деятельности: чтению, письму, аудированию, говорению; изучению и закреплению различных грамматических констукций с соответствующими заданиями и упражнениями, как для самообразовательной деятельности, так и для групповой работы. Правильно подобранный учебный материал и использование его в доступной для обучающихся форме помогает лучшему восприятию и усвоению информации обучающимися.

Педагог может использовать разработки, созданные самостоятельно, например, презентации на PowerPoint. Общеизвестны преимущества использования презентаций в методике преподавания иностранного языка. Обучающиеся с удовольствием готовят презентации, демонстрируют их, участвуют в коллективном обсуждении своих проектов на различные актуальные темы: «Об особенностях британской и американской семьи», «Интересах и увлечениях подростков в России и за рубежом», «Об особенностях национальной кухни», «О роли монарха в управлении Соединенным Королевством» и другие, с удовольствием задействуют весь свой творческий потенциал. При подготовке проекта они изучают справочную литературу, общаются с другими людьми, подбирают фотографии и рисунки, аудио и видеозаписи.

Многие интерактивные программные средства позволяют обратиться к источникам, расположенным в сети Интернет, что способствуют лучшему усвоению программного материала обучающимся.

В качестве другого интерактивного средства для развития коммуникативной креативности обучающихся на занятиях иностранного языка можно привести занятие с применением электронной интерактивной доски SMART.

Технические свойства интерактивной доски позволяют осуществить:

- наглядное моделирование объектов всех типов и форматов;

- создание, перемещение и преобразование различных объектов;

- большой набор иллюстративного материала;

- запись действий с последующей демонстрацией результатов обучающихся;

- выполнение тестовых заданий и мгновенной демонстрацией индивидуального результата [4].

Заранее адаптированные тексты по теме занятия, обучающие и проверочные упражнения (сортировка

материала по группам, построение грамматических форм различного уровня и иные), наглядный материал, интерактивные обучающиеся программы, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации лексического материала занятия, закрепления грамматического материала.

Таким образом, формирование у обучающихся коммуникативной креативности способствует активному, беспрепятственному, конструктивному участию обучающихся в любой коммуникативной ситуации и быстрому достижению цели общения.

Использование на занятиях иностранного языка интерактивных программных средств и мультимедийного оборудования помогает обучающимся наиболее эффективно усвоить пройденный языковой материал, совершенствовать имеющиеся речевые навыки и умения, повысить уровень коммуникативной компетенции, развить коммуникативную креативность обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Волкова Е.А., Катков А.Е., Доронина И.Н. К вопросу о коммуникативном подходе в преподавании иностранных языков. \\ В сб. Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля. Материалы Всеросс. научно-методич. конфер. - Н. Новгород: Н Г Т У, 2002, с. 205 - 208.

2. Зарипова Э.М. Использование интерактивных технологий при обучении иностранному языку, 2007 [http: // pedsovet.org / forum / member 794. html].

3. Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов.: Диссертация на соиск. учён. степ. канд. психол. наук. - Н. Новгород: Н ГПУ, 1998.

4. Корчажкина О.М. Специфика применения интерактивной доски на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 6.

© Быхтина Н.В.. Клестова И.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.