ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГА КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
В.И. Векленко, С.П. Пугач
Аннотация. В статье рассмотрены основные тенденции производства и потребления основных продуктов питания, проблемы в деятельности участников экономического механизма хозяйствования в АПК. Предложен алгоритм оказания маркетинговой помощи производителям сельскохозяйственной продукции региона.
Ключевые слова: сельское хозяйство, маркетинг, производство продуктов питания, потребление продуктов питания, исследование рынка.
Санкции, которые были предприняты против России в результате действия политических факторов, еще раз обозначили так и не решенную до конца проблему продовольственной безопасности. Несмотря на стремление правительства к максимальному импортозаме-щению и заверению сельскохозяйственных производителей о возможности его осуществить, существует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники процесса производства при реализации своей продукции. К ним относятся диспаритет цен, невозможность в большинстве случаев заключать контракты непосредственно с перерабатывающими предприятиями для продажи им продукции без посредников, значительные барьеры для входа на рынок супермаркетов (единицы производителей продукции сельского хозяйства могут похвастаться тем фактом, что их продукция реализуется в крупных федеральных и региональных торговых сетях). Низкие закупочные цены на продукцию и невозможность в большинстве случаев ее реализовать непосредственно потребителю приводит к негативным последствиям хозяйствования в АПК. Производители недополучают значительный объем выручки от реализации продукции, что не позволяет достигнуть минимально необходимого для нормального воспроизводственного процесса уровня рентабельности. Государство недополучает налоги и не может в полной мере реализовать кредитный механизм регулирования экономики сельского хозяйства. Потребители вынуждены покупать продукты питания низкого качества по высоким ценам, при этом значительная часть из них является импортной.
Производство основных продуктов питания в расчете на душу населения в Российской Федерации приведено в таблице 1 [2, 5]. Несмотря на устойчивый прирост показателей производства мяса и мясопродуктов (на 26,5%), овощей и продовольственных бахчевых культур (на 8%), фруктов и ягод (на 9,8 %) в целом за период, производство молока снизилось на 6,7%, хлебопродуктов - практически на 4%, что может быть объяснено как приростом численности населения с одной стороны, так и спадом в производстве ряда продуктов, таких как молоко, с другой.
Таблица 1 - Производство основных продуктов питания в Российской Федерации в расчете на душу населения в 2009-2013 гг., кг
Потребление основных продуктов питания в стране в 2009-2013 гг. в расчете на душу населения (таблица 2)
растет практически по всем показателям: мяса и мясопродуктов - на 13,6%, молока и молокопродуктов - на 1,6%, овощей - на 6,7%, фруктов и ягод - на 16,4% [5. -С. 180]. Потребление хлеба и хлебопродуктов оставалось практически неизменным за исследуемый период, что может быть объяснено их традиционно высокой долей в потребительской корзине россиянина.
Таблица 2 - Потребление основных продуктов питания в Российской Федерации в расчете на душу населения в 2009-2013 гг., кг
Анализ производства и потребления продуктов питания позволяет сделать следующий вывод: в 2013 г. в Российской Федерации было потреблено на 25,8 % мяса и мясопродуктов больше, чем произведено. При этом за исследуемый период произошло снижение соотношения потребления и производства на 14% (с 40% в 2009 г.). Данная тенденция объясняется увеличением объема производства мяса и мясопродуктов, однако полностью обеспечить себя мясом страна пока не в состоянии, потребность покрывается за счет импорта, что накладывает отпечаток как на качество импортируемой продукции, так и ее цену для конечного потребителя.
Тенденции же в производстве и потреблении молока являются прямо противоположными описанным выше. Потребление молока превышало его производство на 7% в 2009 г., в 2013 - на 16%, что связано со снижением производства молока и увеличением его импорта. Норма потребления, рекомендуемая Министерством здравоохранения и социального развития, превышает фактическое значение этого показателя на 23 -27% [1].
Производство хлебопродуктов за исследуемый период превышало их потребление на 12-17%, что является положительным моментом обеспечении продовольственной безопасности страны, однако в 20122013 гг. наблюдается тенденция снижения значения данного показателя с 15 до 12%. Несмотря на то, что в 2009 г. было произведено на 1,8 % овощей больше, чем потреблено, в 2011 - на 7,4%, в 2012 -2013 гг. - на 3%, нельзя сказать, что страна полностью обеспечивает себя овощами, так соотношение импорта и производства овощей составляло - 17,5-23,8% за период. В магазинах достаточно сложно найти продукцию российских производителей, особенно в зимний период времени. Снижение производства как хлебопродуктов, так и овощей в 2010 г. объясняется засухой.
Потребление фруктов и ягод превышало их производство в 2,5 - 3,3 раза. Многолетние садовые насаждения устаревают, их площади устойчиво сокращаются: за период 1990-2013 гг. - на 40% [4]. Проблемой производителей также является недостаточное количество мощностей для хранения продукции и трудности с ее реализацией: торговые сети неохотно работают с отечественными производителями, которые постоянно говорят о трудностях для «входа» на рынок крупных торговых сетей (за появление товара на прилавках магазинов
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Мясо и мясопродукты 66 69 71 74 75
Молоко и молокопро-дукты 244 247 246 249 248
Хлебные продукты 118 120 119 119 118
Овощи и продовольственные бахчевые 102 101 106 109 109
культуры
Фрукты и ягоды 55 58 60 61 64
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Мясо и мясопродукты 47,1 50,2 52,6 56,6 59,6
Молоко 228,2 223,0 221, 5 222,6 213,0
Хлебные продукты 138,1 136,5 134,9 136,9 132,6
Овощи и продовольственные бахчевые 103,9 93,0 113,9 112,4 112,4
культуры
Фрукты и ягоды 21,5 17,3 20,5 20,5 23,6
приходится платить) и очень большой наценке (транспортная и торговая наценка составляет от 2 до 6 раз от отпускной цены производителя) [6. - С. 8].
Проблемы в реализации продукции приводят не только к невозможности устойчивого и эффективного функционирования участников сельскохозяйственного производства, но и снижению уровня и качества жизни в стране. Среди потребителей наблюдается устойчивый интерес к отечественной продукции, которую порой достаточно трудно найти в ближайшем магазине по конкурентоспособной цене. Участникам экономического механизма хозяйствования в АПК следует более полно использовать инструменты маркетинга для удовлетворения потребностей потребителей.
В настоящее время только крупные вертикально интегрированные холдинги, не только производящие продукцию растениеводства и животноводства, но и перерабатывающие и реализующие ее конечному потребителю, используют маркетинг и имеют конкурентоспособные торговые марки и лояльных к ним потребителей. Большинство же сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств предпочитают сдавать свою продукцию посредникам, тем самым упуская возможности получения достаточной для дальнейшего развития прибыли. Следует отметить, что средние и малые производители сельскохозяйственной продукции порой не имеют ни средств, ни возможностей использовать маркетинговые инструменты в полной мере. Для решения этой проблемы нужны совместные усилия как региональных властей, так и образовательной системы. Рекомендуемый алгоритм оказания маркетинговой помощи сельскохозяйственным производителям региона на примере Курской области приведен на рисунке 1.
Государство должно принимать непосредственное участие в этом процессе путем оказания информационной поддержки, предоставления грантов на создание торговых марок, предоставлением помещений для торговли продукцией собственного производства и организацией специальной структуры, которая будет заниматься продвижением произведенной продукции на рынок. Необходимость этой структуры обусловлена низким уровнем кооперации между крестьянскими, фермерскими хозяйствами и сельскохозяйственными предприятиями, ее задачи и функции были подробно описаны в предыдущих исследованиях [3. - С. 96].
Образовательным учреждениям также необходимо принять непосредственное участие в оказании маркетинговой помощи производителям сельскохозяйственной продукции. Практически в каждом вузе для большинства экономических специальностей читается курс маркетинга. Образовательным учреждением может быть организована так называемая «Маркетинговая лаборатория», в которой студенты под руководством преподавателей будут реализовывать приобретенные знания и навыки в области маркетинга. Ими могут быть проведены маркетинговые исследования рынка, выявлены предпочтения потребителей и разработаны варианты логотипов, наименований торговых марок, фирменный стиль по заказу производителей. Со временем эти структуры смогут оказывать услуги сторонним организациям за вознаграждение, тем самым решая проблему приобретения практических навыков студентами и зарабатывания денег вузом.
Производителям продукции в сельском хозяйстве также следует ориентироваться на маркетинг как философию бизнеса и ставить потребности потребителя во главу угла. К примеру, в настоящее время набирает все большую популярность идея здорового питания, большинство крестьянских, фермерских хозяйств и сельскохозяйственных предприятий могло бы уже сейчас реализовать концепцию экопродукции, что возможно
не только при реализации фруктов и овощей, но и мяса и молока.
Рисунок 1 - Алгоритм оказания маркетинговой помощи производителям сельскохозяйственной продукции региона
Важным в реализации рассматриваемого алгоритма является наличие обратной связи, так как внешняя среда постоянно меняется, необходимо реагировать на ее изменения превентивно, что возможно только при постоянном сборе и анализе маркетинговой информации.
Для того чтобы увеличить эффективность приведенных мероприятий также необходимо принять меры по законодательному ограничению наценки торговых сетей, в противном случае это будет продолжать негативно сказываться на покупательской способности населения, и стимулировать производителей открывать собственные торговые точки, автоматы по продаже продукции, чтобы быть ближе к покупателю и диверсифицировать каналы сбыта.
Совместные усилия властей, производителей продукции и образовательных учреждений по применению инструментов маркетинга будет способствовать устойчивому развитию АПК, повышению уровня и качества жизни населения, экономическому росту в сельском хозяйстве.
Список использованных источников
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. №593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания" [Электронный ресурс] // http://base.garant. ги/12179471/
2 Балансы продовольственных ресурсов [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
3 Векленко В.И., Пугач С.П. Эффективность труда в фермерских хозяйства. - Курск: Изд-во КГУ, 2011. - 152 с.
4 Площадь многолетних насаждений по категориям хозяйств [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/wps/wcm /connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/#
5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - 900 с.
6 Цветкова А. Как нас обманывают в супермаркетах? // "Аргументы и Факты"- № 26 от 24/06/2015 - 8 с.
Информация об авторах
Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-15.
Пугач Светлана Петровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», тел. (4712) 51-16-51.
APPLYING OF MARKETING INSRUMENTS AS A WAY OF ECONOMICAL MECHANISM IMPROVEMENT OF AGRO-INDUSTIALCONPLEX SUSTAINABLE DEVELOPMENT
V.I. Veklenko, S.P. Pugach
Abstract. In this article the main trends of main food production and consumption, the problems of participants of economic management mechanism in agro-industrial complex are considered. As a method of solution the algorithm of marketing assistance to producer of agricultural products in the region is offered.
Key words: agriculture, marketing, food production, food consumption, marketing research.