Научная статья на тему 'Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения'

Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Р. В., Гончарик К. В., Голиковская К. Ф., Баженова И. В.

Рассматриваются возможности использования инновационных технологий в системе высшего профессионального обучения. Применение flash-моделей в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Р. В., Гончарик К. В., Голиковская К. Ф., Баженова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных образовательных технологий для повышения качества обучения»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 378.14.015.62

Р. В. Коваль1, К. В. Гончарик2 Научные руководители - К. Ф. Голиковская1, И. В. Баженова2

1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск 2Сибирский федеральный университет, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Рассматриваются возможности использования инновационных технологий в системе высшего профессионального обучения. Применение/¡си'И-моделей в образовательном процессе.

С введением новых стандартов подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей профессии, невозможна без внедрения инновационных технологий, которые в практике обучения являются обязательным условием повышения качества обучения.

Согласно реализуемой в настоящее время в России концепции модернизации образования основная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту и готового к профессиональной мобильности.

Проблемы высшего образования заставляют искать новые возможности в развитии образования. Использование инновационных технологий предлагает такие возможности в сфере образования, которые в полной мере соответствуют мировым тенденциям.

Сложность учебно-воспитательного процесса, множественные связи между его составляющими порождают необходимость системного подхода с целью выработки интегральной теории обучения. Компьютерные технологии и мировые телекоммуникационные сети меняют возможности формального обучения в аудиториях. Использование таких технологий, позволяет в максимальной степени учитывать интересы обучаемых, позволяет широко использовать наилучшие образовательные ресурсы, обеспечивая неограниченное образовательное пространство для различных категорий специалистов [1].

Для достижения студентами высокого уровня подготовки необходимо решить две главные проблемы: обеспечить студентам возможность получения глубоких теоретических знаний и разработать новые подходы к организации их самостоятельной работы, в том числе и в учебно-исследовательской области.

Современные средства информационно-коммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования.

Существует большое количество интерактивных курсов различных дисциплин, разработанных специалистами. Данные курсы содержат помимо теоретического материала иллюстративный анимационный материал, что способствует лучшему пониманию предмета. В системе высшего образования студенты разных направлений обучения изучают специальные дисциплины, не имеющие даже общих понятий, так студенты направления «Информатика» изучают языки программирования и учатся создавать прикладные программы, в то время как студенты других направлений в лучшем случае только знакомятся с некоторыми программами, и только малая часть этих студентов способна самостоятельно создавать программы.

Поэтому научно-исследовательское взаимодействие студентов разных направлений обучения может быть очень полезным. Так, разработанные студентами направления «Информатика» анимационные flash-модели для студентов технической направленности позволят лучше понять работу устройства и получить наглядные пособия для учебного процесса, а также будут способствовать формированию исследовательских компетенций студентов. Примерами таких работ могут служить работы студентов СФУ.

При этом появляются новые задачи:

- формулирование проблемных творческих заданий;

- координация взаимодействия учащихся разных направлений;

- оценка результативности выполненных работ;

- использование разработок в учебном процессе.

Использование flash-моделей в процессе обучения

обеспечивает активное восприятие нового учебного материала и повышает мотивацию к обучению. Данная технология повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению студентами теоретических основ, а также позволяет преподавателю широко использовать методы активного обучения в организации работы студентов [2].

Одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является использование интерактивных flash моделей, которые демонстрируют полное наглядное представление о процессах, объектах и явлениях.

Примерами подобных моделей могут служить программы, визуализирующие работу систем летательных аппаратов, выполненные студентами Инсти-

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

тута математики и фундаментальной информатики СФУ во время летней учебной практики по курсу «Информатика и программирование».

В частности, в соответствии с предложенным заданием была разработана имитационная модель процесса перекачивания жидкого топлива для заправки летательного аппарата. Представленная модель позволяет наглядно представить работу системы. В модели представлены три последовательно соединенных крана, разделяющие баки. При открытии первого крана также можно выбрать необходимое давление подачи топлива, что позволяет определить время, требуемое для заправки бака.

Таким образом, применение инновационных образовательных технологий - залог успешности учебного

процесса, следовательно, и повышение качества обучения.

Библиографические ссылки

1. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. : Илекса ; Народное образование ; Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003.

2. Электронный журнал «Наука и педагогика» [Электронный ресурс] / под ред. И. В. Глазова. 2002.

© Коваль Р. В., Гончарик К. В., 2014

УДК 373+378

А. В. Курдинова, А. Г. Струговец Научный руководитель - И. А. Шихалева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступень использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, обеспечить качественные Интернет - коммуникации и привлечь к проведению школьного урока ведущих специалистов университета, профильной гимназии, специалистов организаций и предприятий, занимающихся проблемами, обсуждаемыми на данном уроке.

Конечная цель применения информационных спутниковых технологий - это создание условий для пополнения в будущем инновационного кадрового резерва страны высококвалифицированными специалистами, ориентированных на инновационный путь развития России.

Для этого необходимо вместо старой формулы образования: «Учитель изрекает - ученик записывает» реализовывать новую формулу образования «Ученик вместе с учителем добывает новые знания» и сформировать в дальнейшем у подрастающего поколения активную жизненную позицию [1].

В настоящее время в повседневную жизнь людей все шире входят технологии спутниковой навигации с использованием навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS. Эти технологии широко применяются в авиации, морском и наземном транспорте и др. При этом необходимо отметить, что в учебном процессе учреждений общего образования они практически не применяются. Между тем, на наш взгляд, технологии спутниковой навигации могут существенно повысить качество учебного процесса по целому ряду учебных дисциплин (география, математика, информатика и др.) [2].

В основе данной модели лежат технологии видео-конференцсвязи. При видеоконференции общение происходит в реальном времени с использованием специализированного дополнительного оборудования (web-камеры, звукового микшера, микрофонов и т. д.). Следует отметить, что качество организации видео-конференцсвязи зависит от качества оборудования и

емкости телекоммуникационных каналов. Наличие спутникового Интернета делает возможным проведение видеоконференции на самом высоком технологическом уровне.

Обучение с применением интернет-технологий на основе спутниковой связи осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:

- принцип систематичности обеспечивается использованием интернет-технологий на различных этапах обучения;

- принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием интернет-технологий, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;

- принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию [3].

ОАО Информационные спутниковые системы выпускает широкий спектр космических аппаратов предназначенных для решения широкого круга задач. Например, космический аппарат Экспресс-АМ -предназначен для предоставления пакета мультисер-висных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет), а также для создания сетей связи на основе технологии У8ЛТ [4].

Использование современных информационных технологий, в том числе и на основе спутниковой свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.