Научная статья на тему 'Вебинары как эффективное средство обучения математике студентов вуза'

Вебинары как эффективное средство обучения математике студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ИНЖЕНЕРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ВЕБИНАР / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИС ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЙ IMIND / TEACHING MATHEMATICS / ENGINEERING TRAINING PROGRAMS / WEBINAR / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / IMIND VIDEO CONFERENCING SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Татьяна Викторовна, Шершнева Виктория Анатольевна, Кацунова Анастасия Сергеевна, Вайнштейн Юлия Владимировна, Белько Елена Станиславовна

В статье исследуется обучение математике студентов инженерных направлений подготовки с использованием вебинаров. Изучаются возможности сервиса видеоконференций iMind в контексте проведения вебинаров, которые рассматриваются как средство обучения математике. Дистанционные занятия по математике для студентов заочной формы обучения предлагается проводить с использованием сервиса видеоконференцсвязи Mind. Разработаны основы методики использования вебинаров в процессе обучения студентов курсу дискретной математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкова Татьяна Викторовна, Шершнева Виктория Анатольевна, Кацунова Анастасия Сергеевна, Вайнштейн Юлия Владимировна, Белько Елена Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBINARS AS AN EFFECTIVE TOOL OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

This article examines teaching mathematics to students of engineering majors using webinars. It also studies the possibilities of iMind video conferencing service in the context of webinars, which are considered as a tool of teaching mathematics. The authors propose to hold distance mathematics lessons for students of the extramural form of study using the service of Mind video conferencing. In addition, the article presents the basic methodology of using webinars in the process of teaching discrete mathematics.

Текст научной работы на тему «Вебинары как эффективное средство обучения математике студентов вуза»

ВЕБИНАРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

WEBINARS AS AN EFFECTIVE TOOL OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS IN HIGHER SCHOOL

Т.В. Зыкова1, В.А. Шершнева, T.V. Zykova, V.A. Shershneva,

А.С. Кацунова, Ю.В. Вайнштейн, Е.С. Белько A.S. Katsunova, Yr.V. Vainshtein, E.S. Belko

Обучение математике, инженерные направления подготовки, вебинар, дистанционные образовательные технологии, сервис видеоконференций iMind. В статье исследуется обучение математике студентов инженерных направлений подготовки с использованием вебинаров. Изучаются возможности сервиса видеоконференций iMind в контексте проведения вебинаров, которые рассматриваются как средство обучения математике. Дистанционные занятия по математике для студентов заочной формы обучения предлагается проводить с использованием сервиса видеоконференц-связи Mind. Разработаны основы методики использования вебинаров в процессе обучения студентов курсу дискретной математики.

Teaching mathematics, engineering training programs, webinar, distance learning technologies, iMind video conferencing service. This article examines teaching mathematics to students of engineering majors using webinars. It also studies the possibilities of iMind video conferencing service in the context of webinars, which are considered as a tool of teaching mathematics. The authors propose to hold distance mathematics lessons for students of the extramural form of study using the service of Mind video conferencing. In addition, the article presents the basic methodology of using webinars in the process of teaching discrete mathematics.

В настоящее время одной из значимых задач образования является создание среды (системы) открытого образования, основанной на технологиях дистанционного обучения. Поэтому повсеместное внедрение информационных технологий в учебный процесс является приоритетным.

Так, в Сибирском федеральном университете (СФУ) была принята Программа развития СФУ на 2011-2021 годы. В качестве приоритетного направления определено построение новой парадигмы образования, преодоление противоречий рынка труда и рынка научно-образовательных услуг. В целях повышения качества образования активно развиваются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Электронное обучение рассматривается, с одной стороны,как потребность современного общества, в котором преобладают процессы производства знаний, а с другой -

1 Автор поддержан грантом Российского научного фонда, проект №

как инструмент актуализации содержания и повышения эффективности реализации образовательных программ [Кочеткова и др., 2015].

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов: среда передачи информации (электронная почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети), методы, зависимые от технической среды обмена информацией [Хуторской, 2002; Хусяинов, 2014].

Применение дистанционного обучения позволяет снизить затраты на обучение (на аудиторный фонд, поездки к месту учебы и т.д.), создать единую образовательную среду. Использование технологий дистанционного обучения подходит как для небольших семинаров, курсов повышения квалификации, так и получения высшего образования в целом. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в оффлайн- и в онлайн-режимах [Звездичев, 2017].

1-18-10304.

Технологии не стоят на месте, уже сегодня применение вебинаров (онлайн-семинаров) стало для нас привычным делом. Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) - разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени, при этом каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет. Чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести URL (адрес сайта) в окне браузера.

Рассмотрим основные виды вебинаров, которые полезны для целей образования [Фролов, 2011].

Информационный семинар. Его основная цель - презентация целевой аудитории образовательного продукта для набора группы слушателей платного тренинга или обучающего веби-нара. Обычно это бесплатный интернет-семинар длительностью до 1,5 часов, проводимый по особой технологии с соблюдением обязательных рекомендаций и этапов.

Обучающий вебинар. Цель такого семинара - введение в проблемы предметной области, формирование понимания, мотивирование на прохождение тренинга. Обучение проводится только с применением специального программного обеспечения, предназначенного для организации вебинаров.

Тренинг (с практическими заданиями). Этой форме отдают предпочтение преподаватели, тренеры и консультанты - авторы уникальных методик и технологий, пользующихся спросом на рынке. В этом случае используется одновременно две платформы - для вебинаров и организации контроля самостоятельной работы в системе дистанционного обучения (СДО). Тренинг -это серия из 5 или более занятий (сессий), после каждого из которых обучающимся выдается домашнее задание. Продолжительность сессий (онлайн-взаимодействия обучающихся с преподавателем) может быть от одного академического часа до 5-6 часов с короткими перерывами после каждых полутора часов работы.

В настоящее время существует множество бесплатных, частично платных (когда нужно

[ 63

платить за отдельные функции или количество участников), платных сервисов для организации вебинаров, названия которых у всех на слуху [Голубев, 2017]. Например, Google+ Hangouts, Webinars OnAir, Skype, GoToWebinar, Cisco WebEx и т.д. Идеального сервиса, конечно, не существует. Одни более простые в использовании, другие хороши с точки зрения дизайна и интерфейса, однако их создатели совсем упустили из виду такие компоненты, как надежность и стоимость.

В СФУ вебинары организованы на основе сервиса видеоконференций iMind. Это российский сервис видеоконференц-связи https:// www.imind.ru/ webinars/, предназначенный для проведения вебинаров, видеоконференций и массовых трансляций посредством сети Интернет или структурированной кабельной системы, разработанный компанией Mind. К преимуществам данного сервиса можно отнести простоту в использовании (отсутствие инсталляций, отсутствие необходимости обучения пользователей), управление трафиком на уровне интернет-провайдеров (обеспечение оптимальной связи между участниками видеоконференции), качественное хранение информации.

Стоит отметить, что авторским коллективом института космических и информационных технологий СФУ был даже разработан массовый онлайн-курс «Проведение дистанционных занятий с использованием сервиса Mind». Он ориентирован на подготовку к проведению дистанционных занятий в форме вебинаров с использованием сервиса видеоконференц-связи Mind http://news.sfu-kras.ru/node/18433.

С 2015 года в институте космических и информационных технологий СФУ проводят вебинары для студентов заочного отделения по направлениям подготовки 09.03.02 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 09.03.04 Программная инженерия, 10.03.01 Информационная безопасность. Участники мероприятия «встречаются» на сайте https://webinar.sfu-kras.ru/ в назначенное время.

Например, вебинар по дискретной математике проводится раз в неделю в течение часа. Всем студентам заранее отправляются письма

d га

0

ь

к

1 га ш Е-

U

CL

<

о ^ о о

о й

2S

ш Е-

s О Рч

га

13

о §

к

%

«

о га :г s

ь

I—

<с «

га с

S

д

н и

м

с указанием времени проведения, темы, а также данными для доступа на мероприятие. Перейдя по ссылке в письме, студент может сформировать автоматический ответ о своем участии (отсутствии) на вебинаре. При необходимости информационное письмо о проведении вебинара можно продублировать. Для участников вебинара существует специальная инструкция, которая регламентирует проведение мероприятия. Инструкция предписывает отключить заранее мобильный телефон, расположиться в помещении, где никто не

будет беспокоить и т.д. Преподаватель заранее размещает в системе необходимую информацию.

На рис. 1 представлен внешний вид экрана вебинара. На экране несколько вкладок: о мероприятии, документы, доска, опрос, статистика. Первая вкладка содержит общую информацию в вебинаре (тема, время проведения, докладчик и т.д.). Экран «Документы» содержит полезную информацию (текст лекции, презентацию, пособия, учебники, задания и т.д.), которую любой студент может открыть или скачать к себе на компьютер.

О мероприятии | Документы | Доска Опрос Статистика

Участники (10)

Тип Имя файла!

Q) [TishÉn_VVLDIskretnaya_ma1ematika_vjjrlmerahJJBookFi.orghijjvu (jj iec1-5.pdf

4,3 МБ 10.10-2016 7,9 МБ 10.10.2016

Открыть ▼

Докладчики и модераторы

Анастасия Сергееана Кацуноаа (модератор, докпадч * Остальные участники (

Анатолий Гость

Гость Гость

Илья Ерохоа ЗКИ-1605БВВ Павпинова Галина

пускай страницу перезагрузит

уменятакоежебыло

слышно спасибо

Нужно!

Про 5 задание

Рис. 1. Окно вебинара

Вкладка «доска» (рис. 2) позволяет реализовать в онлайн-режиме все функции обычной аудиторной доски. Экраны «Опрос» и «Статистика» позволяют задать студентам различные вопросы и проанализировать различную информацию (количество студентов на вебинаре, когда они подключились, их активность во время

вебинара и т.д.) На рис. 1 видно, что справа на экране вебинара расположен список участников мероприятия, который формируется автоматически по мере подключения участников к веби-нару. В правом нижнем углу находится чат, в который любой участник может писать вопросы по ходу вебинара.

О мероприятии Документы

Доска

Опрос Статистика

Лист 1/1 Новый лист (1)

■s a q ¿? \ | ч т / □ ® у ы

Т

о

Рис. 2. Доска вебинара [ 64 ]

Стоит отметить, что материалы вебинара могут быть представлены и в рукописном виде (рис. 3), если заранее отсканированы или сфотографированы. Такой способ является очень удобным по скорости реализации для математических симво-

т

лов. На вебинарах он часто применялся студентами, чтобы задать какой-либо конкретный вопрос преподавателю. Таким образом, отсутствие панели инструментов с математическими символами ничуть не помешало образовательному процессу.

О мероприятии Документы ^ Доска Опрос Статистика

*— к списку Файлов Iec1-5.pdf

А Ч

Jjjiu^1 ЪъауЫ; ты А V (&\ fi) = А Uß (i

$ О Ь Л С) V (Ä О Р У h и Z Hfi V 6 Л С J ^ & ^

Рис. 3. Пример заданий в рукописном виде

Опрос студентов, которые принимали участие в вебинарах, показал, что абсолютно все отметили пользу от такого способа обучения на заочном отделении. Вебинары позволили студентам проходить обучение не меняя местонахождения, без отрыва от работы, получать ответы от преподавателя на интересующие их вопросы. Такая организация учебного процесса открывает новые перспективы как перед университетами, так и перед теми, кто учится сегодня, а также для тех, кто только собирается учиться завтра.

Технологии тоже не стоят на месте. Например, компания Mind обещает в ближайшей перспективе реализовать поддержку своего сервиса всеми мобильными и планшетными устройствами, осуществлять интеллектуальный поиск по записям видеоконференций, HD видео, эффект «живого присутствия». Такие перспективы дистанционного обучения ставят перед нами определенные методические и организационные задачи для успешной реализации образовательного процесса, повышения уровня математической компетентности студентов инженерных направлений подготовки.

Библиографический список

1. Голубев Я. 15 лучших сервисов для организации и проведения вебинаров. URL:

http://great-world.ru/15-servisov-dlya-vebinarov/

Звездичев Г.Ю. Современные научно-педагогические технологии обеспечения образовательной и научной деятельности в университете. Технология проведения учебных занятий в форме вебинара // Современная педагогика. 2017. № 3. URL: http:// pedagogika.snauka.ru/ 2017/03/6699 Кочеткова Т.О., Шершнева В.А., Зыкова Т.В., Космидис И.Ф., Сидорова Т.В., Сафонов К.В. Методические особенности проектирования и реализации электронного обучающего курса по математическому анализу // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 49-53.

Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров: учеб.-метод. пособие для препод., студ. и слуш. системы повышения квалификации. М.: МГПУ, 2011. 30 с. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41. DOI: 10.7256/2306-434X.2014.4.14288

Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

1-4

0

1 X W со Е-U

а.

<

>

U О

1-4

0

1-4

§

и

3

1

<

PQ W uQ

а

с

PQ

S к

i ш Е-

S

и

W со

X

X

>

о

1-4

§

и ш

X X

1-4

о

<

«

W X

[ 65 ]

5

и

н

и

W PQ

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.