УДК 378
Использование инновационных методов контроля при обучении дисциплине «Иностранный язык» в военном вузе
The use of innovative methods of control within the process of teaching the discipline «Foreign language» in the military academy
Преподаватель A.M. Баранова (Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж) кафедра иностранных языков, тел. 8-951-564-11-38 E-mail: [email protected]
Teacher L.M. Baranova (Air Force Educational and Scientific Air Force Academy Centre named after N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin, Voronezh) chair of foreign languages, tel. 8-951-564-11-38 E-mail: fo rge t62'rt yandex.ru
Реферат. На протяжении последнего десятилетия наблюдаются значительные изменения в сфере высшего профессионального образования. Однако изменения и инновации, касающиеся обучения в целом, как правило, не затрагивают такого важного аспекта, как контроль. Контроль по-прежнему продолжает носить традиционный характер, всецело полагая выработку требований и критериев на преподавателя, будь то опрос, тестирование, зачет пли экзамен. Основными недостатками традиционных форм и методов контроля являются субъективность оценок и невоспроизводимость результатов. Эти недостатки приводят к тому, что преподаватель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Преобладающий на данный момент в педагогической практике высшей школы интерес к традиционным методам контроля не соотносится с принципами личностно-ориентированного обучения, доминирующими в педагогической науке, что порождает ряд проблем, связанных с поиском более индивидуализированных инновационных методов контроля. В связи с этим возникает потребность в смещении акцента в процессе контроля с преподавательской деятельности на деятельность обучающегося. Анализ проблем и неразрешенных противоречий в существующей системе контроля знаний доказывает актуальность поиска альтернативных инновационных форм и методов контроля знаний обучающихся, которые повысили бы гуманистическое значение процедуры педагогического контроля и создавали бы условия для наиболее полной реализации познавательного потенциала личности. Рассмотренные инновационные методы контроля дополняют традиционные методы. Следует отметить, что на данный момент возникает необходимость в методах, способных аккумулировать в себе как достоинства традиционных методов контроля, так и преимущества инновационных.
Summary. The field of High Education has had significant changes over the past decades. However, these changes and innovations relating to the process of learning in general do not affect such important aspect as control. Control still continues to be traditional, which means teachers have to create requirements and criteria on surveys, tests, credit tests or exams. The main disadvantages of traditional forms and methods of control are subjective assessments and non-reproducibility of the results. These shortcomings lead to the fact that the teacher may not always get real and objective information of the educational process. Nowadays the pedagogical practice of the higher school tends to be more interested in traditional methods of control, which is not related to the principles of student-centered learning, which dominate in the pedagogical science and that creates a number of problems associated with looking for more individualized, innovative methods of control. That is why, it's necessary to emphasize the cadets' activity instead of the teachers' activity. The analysis of problems and unresolved contradictions in the existing system of control of knowledge proves the necessity of searching for alternative innovative forms and methods of control of students ' knowledge that will enhance the humanistic value system of educational control and would create conditions for the most complete realization of educational potential of a personality. Innovative control methods discussed in this article complement the traditional methods. It should be noted that at this point there is a need for methods which are able to absorb the advantages of traditional methods of control, and benefits of innovative methods.
со Баранова A.M., 2016
Ключевые слова: инновация, профессиональное обучение, традиционные методы, контроль, курсанты, инновационные методы, личностно-ориентированное обучение, учебный процесс.
Keywords: Innovation, professional training, traditional methods of control, cadets, innovative methods, student-centered learning, teaching process.
На протяжении последнего десятилетия наблюдаются значительные изменения в сфере высшего профессионального образования. Однако изменения и инновации, касающиеся обучения в целом, как правило, не затрагивают такого важного аспекта, как контроль. Контроль по-прежнему продолжает носить традиционный характер, всецело полагая выработку требований и критериев на преподавателя, будь то опрос, тестирование, зачет или экзамен.
В высшей школе на данном этапе преобладает итоговый вид контроля знаний в форме экзаменов и зачетов в конце изучения дисциплин. Студенты, как правило, усиленно готовятся к сессии в последние несколько дней, следовательно, оценка на экзамене или зачете не может претендовать на полную объективность и не может служить результатом постоянно отслеживаемой и контролируемой в разных формах работы обучающихся в течение всего семестра.
Основными недостатками традиционных форм и методов контроля являются субъективность оценок и невоспроизводимость результатов. Эти недостатки приводят к тому, что преподаватель не всегда может получить реальную картину учебного процесса.
Преобладающий на данный момент в педагогической практике высшей школы интерес к традиционным методам контроля не соотносится с принципами личностно-ориентированного обучения, доминирующими в педагогической науке, что порождает ряд проблем, связанных с поиском более индивидуализированных инновационных методов контроля.
Традиционные, унифицированные процедуры контроля в виде устных и письменных работ, зачетов и экзаменов, тестирования, направленные на повышение объективности количественных измерений, не учитывают процесс создания благоприятных условий для самореализации личности обучающихся, развития их познавательных возможностей. Это основное принципиальное противоречие порождает ряд проблем, последовательно выявляющих несоответствие традиционных методов контроля современным принципам образования:
- проблема соотношения распространенных в образовательной практике высших учебных заведений разовых процедур контроля таких, как контрольные работы, тесты, зачеты, и потребности в разработке процедуры длительного, непрерывного контроля результатов обучения;
- проблема контроля сформированности отдельных навыков и умений и необходимость контроля сформированности компетенций;
- проблема укрепления авторитарной позиции преподавателя над обучающимися в ходе учебной и контролирующей деятельности для достижения требуемого уровня знаний;
- проблема накопления достаточного зарубежного опыта применения инновационных методов контроля образовательных достижений обучающихся в высшей школе, позволяющего формировать компетентного и всесторонне развитого специалиста, и недостаточной разработанности инновационных методов контроля в отечественном образовании.
В связи с этим возникает потребность в смещении акцента в процессе контроля с преподавательской деятельности на деятельность обучающегося. Для этого у них должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Чтобы помочь обучающемуся адекватно оценивать свои знания,
возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Особенно этот аспект касается обучения иностранным языкам, так как «рефлексия является необходимым условием, способствующим формированию у обучающихся языковой и концептуальной картины мира» [1].
Анализ проблем и неразрешенных противоречий в существующей системе контроля знаний доказывает актуальность поиска альтернативных инновационных форм и методов контроля знаний обучающихся, которые повысили бы гуманистическое значение процедуры педагогического контроля и создавали бы условия для наиболее полной реализации познавательного потенциала личности.
Для того чтобы понять суть инновационных методов контроля, необходимо разобраться, что же мы подразумеваем под понятием «инновация».
Понятие «инновация» происходит от латинского innovatis ( in - в, novus - новый) и трактуется как нововведение. Н.И. Лапин отмечает, что этимология слова «нововведение» указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества [2].
С позиций методологии педагогической инноватики A.A. Мешков определяет инновацию как «комплекс взаимосвязанных процессов и результат концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее - к практическому применению нового явления», то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения обучающихся [2].
Все большую популярность сейчас приобретает контроль в рамках того или иного инновационного метода, дополняющий все необходимые процедуры обучения и являющийся его логическим завершением. Ведь процессы обучения и контроля в таком случае взаимосвязаны, оказывают непосредственное влияние друг на друга, изначально ставят перед собой одинаковые цели и задачи и обеспечивают их комплексное достижение. К таким инновационным методам можно отнести метод проектов, кейс-метод, метод портфолио и др.
Метод проектов, хотя и не является обязательным элементом современного традиционного контроля, но используется довольно активно многими педагогами. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Преподавателю при этом отводится роль разработчика задания (формирования замысла проекта), координатора, эксперта или консультанта.
В России теоретические основы внедрения этого метода в современных условиях были разработаны профессором Е.С. Полат [3]. По его мнению, широкое внедрение метода проектов особенно актуализируется в связи с переходом на новую парадигму образования и принятием в ближайшее время стандартов третьего поколения. В связи с этим можно сформулировать некоторые базовые требования к проекту:
значимость замысла;
соответствие замысла возможностям и интересам курсантов; широкий междисциплинарный характер, требующий привлечения знаний из различных дисциплин, в том числе из других предметных областей;
практическая ориентация на решение реальных научных и\или проектно-конструкторских задач;
прагматическая направленность на результат;
долговременный характер выполнения от замысла до реализации; целесообразность работы в составе команды (преподаватель - научный руководитель - курсанты);
самостоятельность в выполнении разделов интегрированной разработки; структурированность проекта на генеральную цель, цели и подцели;
свобода в выборе методов достижения цели и возможность внесения оперативных изменений в структуру и методы достижения цели [4].
Основные теоретические позиции контроля в рамках метода проекта можно сформулировать следующим образом:
в центре внимания - обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в достижении результата;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;
оценка деятельности осуществляется в ходе презентации и экспертизы, в которой участвуют обучающиеся из другой группы, родители, преподаватели, что способствует большей объективности процесса контроля;
обучающийся осуществляет рефлексию процесса, себя в нем с учетом возможностей образовательной среды и уровня своего общего развития, а преподаватель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту и шкале уровней педагогической культуры.
Значение данного метода при реализации различных процедур контроля нельзя переоценить, так как он позволяет сделать контроль более 1уманным, «незаметным», способствует развитию самоконтроля и взаимоконтроля в ходе работы над проектами. В то же самое время метод проектов может применяться как в рамках текущего контроля, так и рубежного, итогового и даже резидуально-го контроля, так как все чаще преподаватели предлагают проводить зачеты и экзамены в форме защиты проектов.
К еще одному инновационному методу, зародившемуся в США, можно отнести кейс-стади (case-study). Он представляет собой технику обучения и контроля, использующую описание реальных экономических и социальных ситуаций (о англ. case - случай). Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. Кейсы базируются на фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
В настоящее время активные методы обучения и контроля, в том числе метод case-study, достаточно широко применяются при подготовке рабочих кадров в ряде ведущих экономических вузов России. Созданный как метод изучения экономических дисциплин в настоящее время метод case-study нашел широкое распространение в изучении медицины, юриспруденции, иностранных языков и других наук.
Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты.
1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
2. Акцент контроля результатов переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающегося и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
5. Несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала -эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Метод case-study - инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода обучающиеся имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы [5].
Однако наше исследование современных инновационных методов было бы неполным без метода, который способен благодаря своей синтетичности не только дополнить вышеперечисленные методы, но и вобрать их в себя - метода создания портфолио или портфеля (папки учебных достижений). Он помогает формированию необходимых навыков рефлексии и усилению когнитивных аспектов обучения различным дисциплинам, в том числе и иностранному языку. На наш взгляд, метод портфолио на данный момент является одним из самых передовых, перспективных и инновационных методов в современном образовании. В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
коллекция работ обучающегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях обучающегося по сравнению с его предыдущими результатами [6];
выставка учебных достижений обучающегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год) [7].
В российской школе портфолио пока не имеет той популярности и распространённости, какой он в последнее десятилетие достиг за рубежом [8]. Поэтому актуальными являются систематизация и анализ зарубежного опыта работы с портфолио в целом и особенно в аспекте использования этой технологии в профильной школе и на заключительном этапе общего образования. В зарубежной практике успешно реализуются различные модели портфолио на различных этапах обучения: от начальной до высшей школы. Причём диапазон его применения постоянно расширяется. Всё новые страны включают портфолио в свои образовательные системы и начинают использовать на всех уровнях образования.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что разные методики проведения занятий требуют разных подходов к контролю знаний обучающихся, при этом преподаватель должен требовать от них овладения теми знаниями и навыками, на которые он их нацеливал в процессе обучения. Инновационные методы контроля, рассмотренные нами, дополняют традиционные методы
и способствуют повышению гуманистического значения процедуры педагогического контроля, создают условия для наиболее полной реализации познавательного потенциала личности обучающегося. Следует отметить, что на данный момент возникает необходимость в методах, способных аккумулировать в себе как достоинства традиционных методов контроля, так и преимущества инновационных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новикова, Т. Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов [Текст] / Т.Г. Новикова / / Образовательное пространство гимназии: опыт и размышления. - 2004. - С. 148-152.
2. Bhaerman R., Charner I. Career Passport: Leader's Guide. - Columbus, OH: National Center for Research in Vocational Education, the OSU, 1987,- 49 p.
3. Полат, E.C. Новые педагогические технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат,- М., Academa, 2009.- 270 с.
4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе,- 2000,- № 2.
5. Roman Hajczuk. К вопросу о тестировании // Linguodidactica. - Bialystok,
2001. С.71-83.
6. Полат Е.С. Портфель ученика [Текст] / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе,- 2002,- № 1,- С. 22.
7. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика [Текст] / И.В. Трайнев. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.
8. О комплексе Межведомственных мероприятий по реализации в 20022005 годах «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: приказ Минобразования РФ // Вестник образования России. - 2002. -№ 15.
REFERENCES
1. Novikova Т.О. Portfolio как odna iz form otsenivaniya individual'nykh dosti-zheniy gimnazistov [Portfolio as a form of evaluation of individual achievements of high school students] Obrazovatel'noe prostranstvo gimnazii: opyt i razmyshleniya, 2004, pp. 148-152 (Russian).
2. Bhaerman R., Charner I. Career Passport: Leader's Guide. - Columbus, OH: National Center for Research in Vocational Education, the OSU, 1987, 49 p. (Russian).
3. Polat E.S. Novye pedagogicheskie tekhnologii v sisteme obrazovaniya. [New pedagogical technologies in the education system], Moscow, Academa, 2009, 270 pp. (Russian).
4. Polat E.S. Metod proektov na urokakh inostrannogo yazyka [Project-based foreign language lessons] Inostrannye yazyki v shkole, 2000, No 2 (Russian).
5. Roman Hajczuk. К voprosu о testirovanii, Linguodidactica, Bialystok [To a question about testing], 2001, pp .71-83. (Russian).
6. Polat E.S. Portfel' uchenika [Portfolio learner] Inostrannye yazyki v shkole,
2002, No 1, pp. 22 (Russian).
7. Traynev I.V. Konstruktivnaya pedagogika [Constructive pedagogy], Moscow, 2004, 320 pp. (Russian).
8. О komplekse Mezhvedomstvennykh meropriyatiy po realizatsii v 2002-2005 godakh Kontseptsii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda: Prikaz Minobrazovaniya RF, [About the complex interdepartmental activities for implementation in 2002-2005, the Concept of modernization of Russian education for the period up to 2010] Vestnik obrazovaniya Rossii, 2002, No 15 (Russian).