УДК 378:372.8:811 ББК 74.58:74.268.1
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОД ПРОЕКТОВ
| З.Н. Изимариева
Аннотация. Исследование метода проектов, который является современной интерактивной формой обучения иностранным языкам, является целью данной статьи. В статье обосновывается актуальность использования проектной методики, раскрывается сущность метода проектов, рассматриваются его общие характеристики, особенности и дидактические возможности. Источники, цитируемые в данной статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему. Анализируется структура этой педагогической технологии с объяснением своего понимания и подтверждением собственной практикой преподавания в вузе. Рассматривается один из возможных вариантов реализации данного метода. В статье подтверждается, что использование данной инновационной педагогической технологии эффективно влияет на уровень мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, обеспечивает развитие у студентов самостоятельности и творческой активности, способности применять полученные знания и навыки в собственной профессиональной деятельности.
Ключевые слова: метод проектов, высшее образование, интерактивная форма обучения, инновационные технологии, иностранные языки, мотивация, презентация, межпредметные связи.
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE HIGHER EDUCATION: PROJECT METHOD
I Z.N. Izimarieva
Abstract. The aim of this article is the analyses of the method of projects which is regarded as a modern interactive form of teaching foreign languages. The essence of the notion of this pedagogical method is revealed, its general characteristics, feature and didactic opportunities are considered. The sources quoted in the present article reflect the modern point of view on the studied problem. The author affords his own understanding of this pedagogical technology, which is established by teaching practice in higher
education institution. Relevance of use of project method is proved in the article. The use of this innovative pedagogical technology is proved to improve the motivation to language learning, it provides interactive learning development of students' autonomy and creativity, the ability to apply knowledge and skills in their own profession.
Keywords: method of projects, higher education, interactive form of teaching, innovative educational technologies, foreign languages, motivation, presentation, intersubject communications.
104
Обучение иностранному языку студентов неязыкового вуза, где иностранный язык не является профилирующим предметом, а следовательно, мотивация студентов к изучению языка невысокая — задача крайне трудная. Как решить эту задачу? Для многих педагогов сегодня уже стали привычными многие интерактивные методы обучения, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению: квесты, ролевые игры, мозговой штурм, дискуссии, ментальные карты [1; 2, с. 153-156; 3, с. 46-47]. Данный список успешно может продолжить и проектная методика. Проектная методика не является принципиально новой в педагогической практике. Джон Дьюи (1859-1952), американский философ и педагог, который считается основателем проектной методики, отмечал, что в основе проектной методики лежит «необходимость воспитать у участников умение самостоятельно мыслить, т.е. не просто запоминать и воспроизводить знания, которая дает программа по предмету, а применять их на практике» [4, с. 120].
На современном этапе развития образования метод проектов подробно изучается многими педагогами — исследователями: М.Ю. Бухаркиной,
И.А. Зимней, Т.С. Назаровой, Т.Е. Сахаровой, О.М. Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L. Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Е.С. Полат отмечает, что проектная педагогическая технология «обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией» [5, с. 15-16].
По Т. Хатчинсону [6], работа по проекту — очень адаптируемая методология. Ее можно использовать на всех уровнях от абсолютного новичка до продвинутого и со всеми возрастами. Популярность данного метода объясняется также огромным разнообразием типов проектов. Классификация проектов, которая рассмотрена в учебном пособии Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной [7], многими исследователями признана самой всеобъемлющей. По доминирующей деятельности они могут быть практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие,
ролевые. По характеру контактов — внутренними и международными. Что касается содержательной области, то они могут выполняться как внутри одного предмета (монопроекты), так и как межпредметные проекты. Количество участников, длительность — это тоже критерии для классификации. Такое широкое разнообразие типов проектов позволяет создать креативный, уникальный продукт каждому автору работы и свидетельствует об огромном педагогическом потенциале метода.
Как известно, работа над проектом — это поэтапная деятельность. Так, например, Ю.В. Дроздова считает, что она должна проходить в 3 этапа: обозначение проблемы, самостоятельная работа и представление проекта [8]. А В.С. Кукушин [9] считает, что необходимо организовывать проектную работу в 4 этапа: организационно-подготовительный, планирование, технологический и заключительный (презентация).
Нам импонирует мнение Л.Н. Го-робец [10] о проведении проектной работы в 6 этапов: подготовительный, реализация (выполнение проекта), «тихая» презентация в мини-группе, этап публичной защиты («громкая презентация»), этап рефлексии, итог проекта (оформление «тематического портфолио» и выдвижение новых проблем).
Уникальна точка зрения Е.С. По-лат [11], которая предлагает 5 этапов и называет их «5П»: Проблема, Планирование, Поиск, Продукт, Презентация, а можно назвать и шестое «П» — это Портфолио.
Все методики поэтапной работы над проектом заслуживают пристального внимания, каждый преподава-
тель выбирает для данного вида проекта свою методику. Но неоспорим тот факт, что работа над проектом должна быть спланирована и четко организована. Здесь важна роль преподавателя. Реализация метода проектов ведет к изменению позиции преподавателя. При работе над проектом преподавателю отводится роль координатора, советника, эксперта. Из носителя готовых знаний он превращается в «педагогического дизайнера» [12, с. 17], становится организатором познавательной, исследовательской деятельности обучаемых. На первых этапах преподаватель консультирует, координирует, подсказывает важную информацию, исправляет недочеты, а на последнем этапе, во время презентации результатов работы преподаватель выступает в роли эксперта, оценивает представленную презентацию.
Характеризуя роль преподавателя в работе над проектом, Адриан Уолвурк (США) [13] в своей работе отмечает, что необходимо вести подготовительную работу с обучающимися по представлению итогов работы, т.е. 105 на этапе самой презентации. Очень важен контакт с аудиторией. Преподаватель должен учить, как отвечать на вопросы, как реагировать на трудный вопрос, как вести себя, если вообще не поняли вопрос или не знаете ответ. Действительно, мы согласны, что это очень трудная, но необходимая и значительная часть работы, порой от нее зависит успех всей презентации выполненной работы. Кроме того, в данной статье речь идет о презентациях на английском языке, и студентам необходимо преодолевать не только психологический барьер при выступлении перед аудиторией,
но и языковой барьер. Роль преподавателя здесь очень высока. Некоторые исследователи [см., напр.: 14] отмечают, что т.к. проекты на международных конференциях презентуются на английском языке, то для лучшего контакта с аудиторией можно выучить или иметь с собой фразы-клише на английском языке, особенно при ответе на вопросы. Кроме того, на этапе подготовки к защите презентации, можно подготовиться к ответам на вопросы, составив таблицу из двух колонок, где в первой колонке будут представлены возможные вопросы, а во второй — возможные ответы.
Одним из факторов успешного овладения иностранным языком является мультимедийная культурно-языковая среда. Без использования ресурсов среды Интернет сегодня практически невозможно выполнение проектной работы. Более того, использование интернет-ресурсов позволяет всем участникам группы, работающей над проектом (если это групповая работа), работать дистанционно, с разными ре-
1ПС сурсами, обмениваться информацией.
ШО Очень важно при этом отобрать такой материал, чтобы он был на доступном языковом уровне, соответствовал тематике проекта и отличался новизной представленной информации. Здесь еще раз необходимо отметить роль преподавателя как координатора и консультанта.
Основу метода проектов составляет его направленность на результат. Конечный продукт проектной деятельности обучающихся может быть представлен в разных формах: доклад, альбом, сборник, план-карта, фильм, постер, электронная газета, журнал, коллекция; дизайн-макет; модель, рекламный проспект и т.д.
Самая популярная форма презентации — это мультимедийная презентация. Коллеги из Пражского университета Клара Урбанова и Хана Трнат-стова [15] провели эксперимент, направленный на выявление эффективности, преимуществ и недостатков использования ИКТ, а именно презентаций PowerPoint, в различных компонентах образовательного процесса. Они обращают внимание на хорошую подготовку и содержание, достаточное количество визуально-иллюстративных частей для успешной презентации. С.В. Титова (МГУ, г. Москва) считает, что «интеграция мобильных технологий в учебный процесс может коренным образом модернизировать систему обучения» [16, с. 2]. Она полагает, что благодаря комментариям со стороны преподавателя о подготовительной стадии, определяется дальнейший ход работы. Презентоваться работы могут не только на занятии, но и в Сети. Поддерживая идею С.В. Титовой, отметим, что в условиях сокращения часов иностранного языка данная форма работы может быть очень эффективной, хотя нагрузка на преподавателя при этом, конечно, возрастает.
Практика показывает, что для успешной презентации немаловажную роль играют невербальные средства. Е.А. Колесникова и А.А. Кушик [17] обращают внимание на ритмические жесты (вертикальные движения руками), идеографические маркеры, подчеркивающие жесты (же-стовые ударения), регулирующие жесты (смена поз). Язык тела, безусловно, наряду с другими средствами помогает удерживать внимание, поэтому необходимо поддерживать непрерывный зрительный контакт с
аудиториеи, а также поворачивать корпус для зрительного контакта со всеИ аудиторией.
Не менее сложной является оценка работы. Педагоги-исследователи из Турции [18] уделяют большое внимание самооценке и предлагают ответить на ряд вопросов после презентации работы. Любопытно, что обучающиеся должны оценить не только себя (How was your presentation? Were you satisfied?), но и реакцию слушателей (Were the audience satisfied?), и даже роль преподавателя (Would you have preferred that your Com 233 teacher guided you to use the technology effectively?). Предполагаем, что самооценка и самоанализ — это сложная задача для студентов на этапе обучения, т.к. они сконцентрированы, в первую очередь, на успешной презентации проекта. Мы считаем, что для формирования проектной культуры на начальном этапе, в первую очередь, очень важно получить оценку как со стороны педагога, так и со стороны студентов — своих сверстников.
Чтобы корректно выполнить эту часть работы, необходимо составить критерии. Хотелось бы обратиться к опыту американских коллег [19]. Педагогами США выявлены 9 критериев для оценки защиты проектной работы. Они разделены на 2 группы: Language (языковая часть) и Content (содержание). Учтены все аспекты, включая даже дикцию и темп речи. Это очень интересный опыт, данные критерии можно применять для оценки работ и наших студентов.
Педагогическая ценность проекта заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у студентов активности в познаватель-
ной деятельности и совершенствования умений ведения исследовательской работы. Выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания, полученные в других областях науки. В отечественной методике множество работ посвящено изучению данной проблемы. Преподаватели кафедры иностранных языков Башкирского государственного аграрного университета также активно обсуждают вопросы, связанные с инновационными педагогическими технологиями [см., напр.: 20-22].
Обратимся к дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности». Студенты магистратуры различных направлений регулярно готовят различные проекты на занятиях, при этом опираются на знания, полученные при изучении профильных дисциплин. Так, например, студенты, обучающиеся в магистратуре по направлению «Природообу-стройство и водопользование», защищают проекты на тему "Ecological problems". Для защиты проектов используют не только презентации в PowerPoint, но и тщательно подготовленные постеры. Чрезвычайно интересно проходит презентация проектов бакалавров направления «Ландшафтная архитектура», изучающих дисциплину «Иностранный язык в профессиональной сфере». Студенты рассказывают, например, как о проблемах озеленения города Уфы — города, где они учатся, так и своих родных городов и поселков, откуда они приехали. При защите проектов используются фото и видеосъемки. В итоге они предлагают свои пути решения этих проблем. Подготовленный материал часто используется
107
108
при выполнении курсовых работ по профильным дисциплинам. Занятия проектной деятельностью расширяют межпредметные связи, активизируют познавательный интерес обучающихся, повышают мотивацию к изучению предмета, расширяют их кругозор, развивают навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач.
Подводя итоги анализа метода проектов как педагогической технологии в вузе при изучении иностранного языка, отметим, что проектная методика усиливает влечение к изучению иностранного языка, способствует развитию навыков самообразования и контроля, навыков групповой деятельности, студенты развивают способности ведения поисковой работы, ориентироваться в потоке информации, учатся анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы; учатся выполнять самостоятельную исследовательскую работу в рамках заданной темы и, наконец, развивается коммуникативная компетенция во время презентации проекта.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калугина, Ю.В. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку [Текст] / Ю.В. Калугина, А.Р. Мустафина // Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Вып. 3 [Электронный ресурс]. — URL: http://e-koncept.ru/2015/85700.htm (дата обращения: 15.09.2016).
2. Изимариева, З.Н. Мультимедийные средства в обучении иностранному языку [Текст] / З.Н. Изимариева // Теория и прак-
тика языковой коммуникации. Материалы IV Международной научно-методической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»; отв. ред. Рогож-никова Т.М. — 2012. — С. 153-156.
3. Семенова, М.В. Некоторые активные методы обучения иностранным языкам в вузе [Текст] / М.В. Семенова // Роль и место кафедры иностранных языков в системе вузовского образования. Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования БГАУ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Башкирский государственный аграрный университет. — 2001. — С. 46-47.
4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н.М. Никольской [Текст] / Д. Дьюи. — М., 1997. — 208 с.
5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
6. Hutchinson, Tom. Introduction to Project Work [Text] / Tom Hutchinson. — Oxford University Press, 1991. — 23 p. [Electronic resource]. — URL: http://docplayer.net/4759 964-Tom-hutchinson-introduction-to-project-work.html// (дата обращения 24.03.2018).
7. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
8. Дроздова, Ю.В. Метод проектов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе [Текст] / Ю.В. Дроздова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — № 6 (62). — 2014 — С. 195-198 [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=227 68234 (дата обращения 24.03.2018).
9. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей [Текст]
/ под общ. ред. В.С. Кукушина. — М., 2004. — 320 с.
10. Горобец, Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология [Текст] / Л.Н. Горобец // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология. — 2012. — № 2 [Электронный ресурс]. — URL: http://vest nik. adygnet.ru/files/2012.3/2138/gorobets2 012_3.pdf (дата обращения 24.03.2018).
11. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бу-харкина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. — М.: Академия, 2000. — 272 с.
12. Бухаркина, М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам в период с 1980 до 2010 года [Текст] / М.Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 6. — С. 10-18.
13. Wallwork, A. English for Presentations at International Conferences [Text] / A. Wall-work // 3DOI 10.1007/978-1-4419-6591-2_1C Springer Science+Business Media, LL 2010. — 196 p. [Electronic resource]. — URL: http://hcot.ir/wp-content/uploads/2014 /08/9781441965905_English_for_Presentati ons_at_International_Conferences.pdf (дата обращения 24.03.2018).
14. Grussendorf, M. English for presentations [Text] / M. Grussendorf. — Oxford University, 2007 — 80 p. [Electronic resource]. — URL: http://mypostgraduatestudents. wikispaces.com/file/view/EFPv2.pdf (дата обращения 24.03.2018).
15. Urbanova, K. Efficiency of PowerPoint presentation as a component of science education [Text] / Klara Urbanova, Hana Ctrnactova // Problems of education in the 21st century. — Vol. 17. — 2009. — P. 203-211 [Electronic resource]. — URL: http://oaji.net/articles/2014 /457-1399915449.pdf (дата обращения 17.05.2018).
16. Титова, С.В. Разработка и реализация проектных заданий на базе мобильных технологий [Текст] / С.В.Титова // Иностранные языки в школе. — 2016. — № 11. — С. 3-7.
17. Колесникова, Е.А. Умения презентации результатов научной и профессиональной деятельности: лингвориторический аспект [Текст] / Е.А. Колесникова, А.А. Ку-шик // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 9. — С. 32-45.
18. Bahire Efe Ozad. EFL students use of technology in the presentations [Text] / Bahire Efe Ozad & Ulfet Kutoglu // The Turkish Online Journal of Educational Technology—TOJET April 2004 [Electronic resource]. — URL: ww.tojet.net/articles/ v3i2/323.pdf (дата обращения: 24.03.2018).
19. Gina Iberri-Shea. Using public speaking tasks in English language teaching [Text] / Gina Iberri-Shea // English Teaching Forum, 2009, No. 2 [Electronic resource]. — URL: http://oaji.net/articles/2014/457-13999154 49.pdf (дата обращения: 24.03.2018).
20. Гарипова, Г.Р. Преимущества проектного обучения иностранному языку [Текст] / Г.Р. Гарипова // Наука молодых — инновационному развитию АПК: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Наука молодых — инновационному развитию АПК» (8 декабря 2015 г.). — Часть II. — Уфа: Башкирский ГАУ, 2015. — С. 175-180.
21. Новикова, О.Н. Вопросы разработки системы интерактивных занятий по иностранному языку [Текст] / О.Н. Новикова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы Международной научно-методической конференции (4-5 апреля 2014 г.) / Отв. ред. Ф.Н. Зиатдинова. — Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. — С. 221-223.
22. Юсупова, Р.А. Коммуникативность как направление современного обучения иностранному языку [Текст] / Р.А. Юсупова // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Материалы конференции, посвященной 75-летию УГАТУ. Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет». — 2007. — С. 380-381.
109
REFERENCES
1. Bahire Efe Ozad & Ulfet Kutoglu, EFL students use of technology in the presentations. The Turkish Online Journal of Educational Technology, TOJET, April, 2004, vailable at: www.tojet.net/articles/ v3i2/323.pdf (accessed: 24.03.2018).
2. Bukharkina, M.Yu. Informatsionno-kommu-nikatsionnye tekhnologii v obuchenii inost-rannym yazykam v period s 1980 do 2010 goda, Inostrannye yazyki v shkole, 2017, No. 6, pp. 10-18. (in Russian)
3. Dewey D., Psikhologiya i pedagogika myshleniya, per. s angl. N.M. Nikolskoj, Moscow, 1997, 208 p. (in Russian)
4. Drozdova Yu.V., Metod proyektov na za-nyatiyakh po inostrannomu yazyku v neya-zykovom vuze, Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kultury i iskusstv, No. 3, available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=22768234 (accessed: 24.03.2018). (in Russian)
5. Garipova G.R., Preimushchestva proyekt-nogo obucheniya inostrannomu yazyku, Nau-ka molodykh — innovatsionnomu razvitiyu APK, Proceedings of the 8th All-Russian scientific-practical conference of young scientists "Science of young people to innovative development of agro-industrial complex", (8 December 2015), Part II, Ufa, Bashkir SAU, 2015, pp. 175-180. (in Russian)
110 6. Gina Iberri-Shea, Using public speaking
tasks in English language teaching, English Teaching Forum, 2009, No. 2, available at: http://oaji.net/articles/2014/457-13999154 49.pdf (accessed:24.03.2018).
7. Gorobets L.N., "Metod proekta" kak peda-gogicheskaya tekhnologiya, Vestnik Adygej-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, 2012, No. 2, available at: http://vestnik.adygnet.ru/file s/2012.3/2138/gorobets2012_3.pdf (accessed: 24.03.2018). (in Russian)
8. Grussendorf Marion, English for presentations, Oxford University, 2007, 80 p., available at: http://mypostgraduatestudents. wikispaces.com/file/view/EFPv2.pdf (accessed: 24.03.2018).
9. Hutchinson T., Introduction to Project Work, Oxford University Press, 1991, 23 p., available at: http://docplayer.net/4759964-
Tom-hutchinson-introduction-to-project-work.html (accessed: 24.03.2018).
10. Izimariyeva Z.N., Multimediynye sredstva v obuchenii inostrannomu yazyku. Teoriya i praktika yazykovoy kommunikatsii, Proceedings of the 4th international scientific and methodical conference, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal Agency for Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Ufa State Aviation Technical University", ed. by Rogozhnikova T., Moscow, 2012, pp. 153-156. (in Russian)
11. Kalugina Yu.V., Mustafina A.R., Obrazovatel-nyi kvest kak interaktivnaya forma obucheniya inostrannomu yazyku, Kontsept, 2015, Sovremennye nauchnye issledovaniya, Issue 3, available at: http://e-koncept.ru/2015/85700 (accessed: 16.06.2016). (in Russian)
12. Klara Urbanova, Hana Ctrnactova, Efficiency of PowerPoint presentation as a component of science education, Problems of education in the 21st century, Vol. 17, 2009, pp. 203-211, available at: //http://oaji.net/ar-ticles/2014/457-1399915449.pdf (accessed: 24.03.2018).
Kolesnikova E.A, Kushik A.A., Umeniya prezentatsii rezultatov nauchnoj i profes-sionalnoj deyatelnosti: lingvoritoricheskij aspect, Inostrannye yazyki v shkole, 2017, No. 9, pp. 32-45. (in Russian)
Kukushina V.S., Pedagogicheskie tekhno-logii: ucheb. posobie dlya stud. ped. spetsi-alnostej, pod obshh. red. V.S. Kukushina, Moscow, 2004, 320 p. (in Russian)
Novikova O.N., Voprosy razrabotki sistemy interaktivnykh zanyatij po inostrannomu yazyku. Aktualnye problem prepodavaniya sotsialno-gumanitarnykh, estestvenno-na-uchnykh i tekhnicheskikh distsiplin v uslovi-yakh modernizatsii vysshej shkoly, Proceedings of the international scientific and metodic conference (4-5 April 2014), ed. by F.N. Ziatdinova, Ufa, Bashkir SAU, 2014, pp. 221-223. (in Russian)
13. Polat E.S., M.Yu. Bukharkina, M.V Moiseeva, A.E. Petrov, Novye pedagogicheskie i infor-matsionnye tekhnologii v sisteme obrazovani-ya: Ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov i sistemy povyshen. Kvalifitsir. ped. kadrov, Moscow, Academy, 2000, 272 p. (in Russian)
14. Polat E.S. Metod proektov, available at: https://refdb.ru/look/2917205.html (accessed: 14.04.2018). (in Russian)
Semenova M.V., Nekotorye aktivnye metody obucheniya inostrannym yazykam v vuze, Rol i mesto kafedry inostrannykh yazykov v sisteme vuzovskogo obrazovaniya. Proceedings of the international scientific and practical conference dedicated to the 70th anniversary of BSAU, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Bashkir State Agrarian University, 2001, pp. 46-47. (in Russian)
Titova S.V., Razrabotka i realizatsiya proekt-nykh zadanij na baze mobilnykh tekhnologij, Inostrannye yazyki v shkole, 2016, No. 11, pp. 3-7. (in Russian)
15. Wallwork A., English for Presentations at International Conferences, 3DOI 10.1007/97 8-1-4419-6591-2_1, C Springer Science+ Business Media, LLC 2010, 196 p., available at: http://hcot.ir/wp-content/uploads/201 4/08/9781441965905_English_for_Presen-tations_at_International_Conferences.pdf (accessed:24.03.2018).
16. Yusupova R.A., "Kommunikativnost kak napravleniye sovremennogo obucheniya in-ostrannomu yazyku. Voprosy obucheniya inostrannym yazykam: metodika, lingvisti-ka, psikhologiya", in: Proceedings of the 75th anniversary of USATU conference, Federal Agency for Education, State Budgetary Educational Institution of Higher Education "The Ufa State Aviation Technical University", 2007, pp. 380-381. (in Russian)
Изимариева Зульфия Наилевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра иностранных
языков, Башкирский государственный аграрный университет, izimarieva@yandex.ru Izimarieva Z.N., PhD in Philosophy, Associate Professor, Foreign Languages Department, Bashkir State Agrarian University, izimarieva@yandex.ru
111