2. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедевтика (История, теория, практика). М., 2000. С. 5.
3. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т. 2. М., 1975. С. 134.
4. Чернихов Я. Орнамент. Композиционно-графические построения. Л., 1930. С. 4.
G. V. TELNOV. ADAPTATION OF sTuDENTs WHO SPECIALIZE IN ARcHITECTuRE AND DEsIGN TO professional TRAINING: pROpAEDEuTIc approach
The basic principles of the propaedeutic approach at the initial stage of architectural and design education in a higher educational institution are considered in the article.
Key words: propaedeutics, adaptation to training in a higher educational institution, basic principles of a professional skill.
Н. В. ГУБИНА
ПОРТФОЛИО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ И ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИИ КУРСАНТОВ
Литература
1. Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М., 2007. Бархин Б. Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1993.
В контексте проблем современной высшей военной школы раскрываются преимущества инновационных методов контроля, в частности, портфолио, способствующего развитию рефлексивного мышления обучающихся. Ключевые слова: рефлексия, портфолио, инновационные методы контроля.
Контроль обученности в высшей школе как одна из областей современной педагогики вызывает огромный интерес, поскольку осуществление форм контроля (в том числе и в рамках вузовских курсов обучения иностранным языкам) за последние десятилетия претерпевает значительные изменения, отходит от традиционных форм догматичного характера. Ранее существовавшие стандартизированные процедуры контроля были направлены в основном на повышение объективности педагогических измерений и не способствовали созданию благоприятных условий для самореализации обучающихся, развития их познавательных возможностей.
Ряд противоречий, вытекающих из несоответствия указанных форм и методов контроля современным принципам образования, требует проанализировать соотношения:
- между распространенными в образовательной практике высших учебных заведений разовыми процедурами контроля (контрольные работы, тесты, зачеты) и потребностью в разработке процедур длительного, непрерывного контроля;
- между количественными измерениями и потребностью в качественных измерениях индивидуальных показателей обучающихся в процессе учебной деятельности.
В связи с этим важно рассмотреть определенные аспекты проблемы контроля:
- доминирующую роль преподавателя в ходе учебной деятельности и при достижении требуемого уровня знаний;
- необходимость в диалоговом взаимодействии, обеспечивающем процедуру обратной связи.
Ограниченностью учебной автономии обучающихся (практически полное отсутствие свободы выбора учебных заданий, зависимость от внешней оценки приобретенных знаний, невозможность
компенсировать свои недостатки демонстрацией выигрышных областей знаний) обусловлена необходимость большей самостоятельности - для наиболее полной реализации учащимися собственного личностного потенциала.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация показывает, что стремление повысить объективность педагогических измерений приводит к стандартизации образовательного процесса без учета познавательных стилей обучающихся. Игнорирование индивидуальных особенностей сужает фокус педагогических измерений, нивелирует роль контроля как фактора самореализации личности в учебно-воспитательном процессе. Поэтому сильна потребность сместить акцент процедур контроля с преподавательской деятельности на деятельность обучающегося: формировать у студентов (курсантов) способность к объективной самооценке, к рефлексии; выработать параметры адекватной оценки своих знаний и возможностей. Это особенно важно при обучении иностранным языкам, поскольку рефлексия является необходимым условием выработки языковой и концептуальной картины мира.
В педагогической и методической литературе укрепляет позиции рефлексивный подход, предусматривающий развитие самоуправленческих начал, гуманизацию контроля (Ш. А. Амонашви-ли, А. В. Хуторской, Е. С. Полат и др.). На смену авторитарно-императивным приходят «принципы сотрудничества и педагогической поддержки, способствующих организации взаимоконтроля и самоконтроля учебных достижений учащихся» [1].
Рефлексия особо важна в контексте высшего образования - как осознание будущим специалистом того, что необходимо для успешной работы и возможности двигаться вперед, выбирая оптимальные пути. Чтобы задача сформировать реф-
№ 5 (43), 2011
"Культурная жизнь Юга России" ^
лексивныи стиль мышления стала центральной на всех этапах вузовского обучения, необходимы технологии формирования определенного набора качеств:
- нацеленность обучающегося на конструктивный диалог с преподавателями и партнерами;
- самодиагностика сформированности различных компетенций и качеств на основе сравнения индивидуальных результатов с заданными эталонами;
- открытость новой информации, нестандартным способам решения поставленных задач и принятия решений;
- всесторонний вдумчивый анализ поступающей информации, характера и особенностей протекания различных явлений [2].
Чрезвычайно важные для гармоничного развития личности навыки самонаблюдения и рефлексии - приоритетный объект исследования в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. На том, что обучающийся становится «точкой отсчета» при конструировании содержания образования вообще и при анализе и контроле результатов обучения иностранному языку в частности, настаивают В. П. Беспалько, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, В. В. Копылова. Многие авторы считают, что методы контроля имеют решающее влияние на процесс обучения. Изменяя их процедуру, мы моделируем и сам учебный процесс: поиск инновационных методов и технологий контроля знаний повышает гуманистическое значение педагогического контроля. Один из таких методов - порт-фолио, на наш взгляд, может способствовать развитию рефлективной деятельности обучающихся и формированию интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В широком смысле слова портфолио есть способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося, ориентированный не только на контроль и оценивание, но и на самоконтроль, самооценивание [3]. Являясь как методом, так и средством, портфолио реализует контроль в ходе самой учебной деятельности, индивидуализирует процесс контроля обученности, организует учебную автономию субъектов, повышает их ответственность за результаты обучения. Все это способствует развитию рефлексии (см. схему).
Перечислим функции портфолио, раскрывающие его специфику как инновационного метода контроля и формирования рефлексивного мышления. Диагностическая функция - фиксация изменений за определенный период времени позволяет показать накопление знаний, выделить проблемные точки в обучении и те аспекты развития, которым следует уделить особое внимание. Функция целеполагания реализует умение ставить перед собой цели и задачи, планировать свою деятельность. Развивающая функция обеспечивает непрерывность процесса обучения, мо-тивационная выражена как интерес к изучаемому предмету (разнообразным творческим, эвристическим учебным заданиям) и надежда на поощре-
ние (высокая оценка). Информационная помогает обобщить и систематизировать значительное количество материалов по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете. Функция оценивания дает возможность «обратной связи», включающей оценку результатов и характера их достижения, контролирующая стимулирует стремление отслеживать этапы и качество овладения учебным материалом, рейтинговая позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Различные варианты языковых портфолио служат реализации рефлексивных технологий при оценивании личных достижений обучающегося и повышают мотивацию к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком, к саморазвитию и самообразованию. «Портфолио курсанта» по дисциплине «Иностранный язык» сочетает в себе признаки порт-фолио достижений, рефлексивного, проблемно-ориентированного и рейтингового (оценочного) портфолио. Ограничение в рамках какого-либо одного из перечисленных видов, с нашей точки зрения, неправильно. Портофлио должно содержать анализ и оценку курсантом целей, хода и итогов своей учебной работы, отражать процесс решения конкретных проблем (учебных, научных, профессиональных, социальных), служить инструментом контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, суммировать и представлять результаты работы в электронном виде. Цели данной формы контроля - «отчет» по процессу обучения иностранному языку, фиксация «картины» значимых образовательных результатов (по этапам индивидуального прогресса и в целом), возможность продемонстрировать способности курсанта, его умение практически применять приобретенные знания и навыки.
Актуальность внедрения данной разновидности «портфолио курсанта» отвечает современным
тенденциям. А именно - улучшению языковой подготовки военных специалистов (для работы в условиях глобализации и единого информационного пространства); разработке инновационных методик обучения, в том числе проектной деятельности; интенсификации процесса обучения; увеличению доли самостоятельной работы курсантов; упрочению взаимосвязи военных и общегуманитарных кафедр в целях подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Литература
1. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М., 2008. С. 93.
2. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. М., 2009. С. 161.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2003. С. 125.
N. v. gubina. portfolio as an innovative method of cadets'control and reflection development
In the context of problems of modern higher military school the author reveals the advantages of innovative methods of control, particularly, portfolio that helps to develop cadets' reflective thinking. Key words: reflection, portfolio, innovative methods of control.
Д.А.СИГИДА
МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья посвящена методам комплексного наблюдения и последующей обработки культурной информации с целью оценки и прогностической деятельности. Ключевые слова: мониторинг, прогнозирование, культурная информация.
Термином «мониторинг» обозначаются непрерывный контроль над состоянием окружающей среды и своевременное информирование о наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций. На основе этого в экспертных системах определяются свойства и слабые места объекта [1]. Однако нередки случаи, когда понятие «мониторинг» ошибочно отождествляется с обычным наблюдением, что, на наш взгляд, приводит к статичности при характеристике предмета изучения.
Соответствующий метод познания действительности известен достаточно давно, однако его применение активизировалось в начале 70-х годов XX века. Как вид исследований мониторинг является связующим звеном между теорией и практикой во всех областях жизни общества, базой создания макро- (структурный, комплексный, отраслевой и др.) и микро-прогнозов (региональный, местный, групповой и др.) [2].
Гносеологические принципы мониторинга сформировались под влиянием философских представлений об уникальности каждого события или явления: изменчивость мира требует изучения, наблюдения, чтобы с большей или меньшей точностью предсказывать ход дальнейших событий. Это особенно актуально для общественных наук: развитие социума идет быстрее, чем эволюция природы [3] и носит неравномерный характер, поскольку сочетает в себе традиции и новации.
Эти же факторы играют большую роль и при отслеживании, анализе информации, связанной с развитием искусства, науки и религии: такой мониторинг опирается на постулаты культурологии как системы наиболее общих принципов изучения социокультурного пространства. Данный подход синтезирует достижения гуманитарных дисциплин, отражает их специфику. Сопоставление результатов исследования, их критическая оценка, нацеленная на переустройство неблагоприятно сложившихся факторов, позволяют фиксировать существенные характеристики предмета (явления), обозначить связи в жизни общества. При этом доминируют две взаимопроникающие и взаимосвязанные функции - мировоззренческая и методологическая.
Итак, мониторинг - сложный метод познания реальности, совокупность процедур, имеющих определенную направленность и свою логику развития при отслеживании и анализе культурной информации.
Литература
1. Першиков В., Совинков В. Толковый словарь по информатике. М., 1995. С. 257.
2. Зайнышев И., Орехов Н. Технология социального прогнозирования и проектирования. Калуга, 2000. С. 17.
3. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений: в 50 т. Т. 20. М., 1961. С. 3.
D. A. sIGIDA. MONITORING As A MEANs OF TRA0ING AND ANALYsIs OF cuLTuRAL INFORMATION
The article is dedicated to the methods of complex observation and following processing of cultural information for the purpose of evaluation and prognostic activity. Key words: monitoring, prognostication, cultural information.