педагогические А.В. Богданова
науки ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИАГНОСТИКЕ ...
зации в вузе // Вектор науки Тольяттинского государ- 9. Руденко И.В., Ахметжанова Г.В., Дыбина О.В. и ственного университета. Серия: Экономика и управле- др. Образовательные технологии в вузе учебное посо-ние. 2013. № 1 (12). С. 28-30. бие. - Тольятти, 2011.
MODELING CAPABILITY IN DIAGNOSING THE QUALITY OF EDUCATION BASED ON MULTI-AGENT RELATIONS
© 2015
A.V. Bogdanova, candidate of pedagogical sciences, the chief of department of distance learning support
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. The article considers different approaches to the modelling of processes at the University. All approaches involve the use of the concept of multi-agent relations. Considering the specific diagnosis of the problem is the quality of education, the author notes that they have similar wording. This allowed us to generalize their unified mathematical description. The article deals with the simplest case modeling in the diagnosis of the quality of education based on multi-agent relations. Next, the author turns to the concept of the second law of thermodynamics. She specifying that in the theory of information the problem of management of agents is reduced to restriction of a variety of possible values of parameters. The minimum quantity of the received and processed information for a choice of these parameters is defined by the maximum entropy for this uncertainty. In diagnostics of quality of education on a basis the multi-agent relations often meets a situation when not all phase coordinates are significant for a final point of a phase trajectory - result of the made changes. In this case the problem of optimum control in which the initial phase condition of the agent is unambiguously set takes place, and the final state can be chosen from a set of values. All listed aspects are considered consistently in this article. Work with additional conditions when using mathematical expressions is described. The presented systems of the equations and formula as a complex allow to systematize management of processes in the University to optimize diagnostics of quality of education.
Keywords: multi-agent relations, education quality management, quality indicators, quality diagnostics of education, quality of education, quality of processes, synthetic indicators of quality.
УДК 373.8
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ
© 2015
С.В. Власенко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Г.И. Чемоданова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики военного и физического воспитания
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан (Петропавловск)
Аннотация: Инновационная деятельность представляет собой сложную структуру, являясь интегральной характеристикой, в которой осуществляется синтез профессиональных знаний, педагогических умений, творческого потенциала личности учителя и его направленности на постоянное обновление собственного стиля деятельности. Одной из главных структур в развитии инновационной деятельности педагога является методологическая подготовка, имеющая самостоятельные функции и профессионально значимую роль в системе повышения его квалификации. Однако в педагогических исследованиях вопросы подготовки педагогов к инновационной деятельности не нашли полного и детального освещения и остаются малоизученными. Процессы преобразования в современном обществе коснулись, прежде всего, системы повышения квалификации педагогических кадров. Идет поиск наиболее эффективных путей дальнейшего развития системы повышения квалификации педагогических кадров. Формирование личности профессионала по своей сути и содержанию представляет процесс присвоения исторического, профессионального опыта, опыта поведения и жизнедеятельности, его результативность соотносится с уровнем компетентности. Обусловлено это развитием образовательного и профессионального потенциала государства. Основные задачи модернизации образования: увеличение его доступности, качества и эффективности - предполагают обновление содержания образования, приведение его в соответствие с запросами времени и задачами развития страны. Система повышения квалификации педагогов школ должна учитывать модернизацию и актуализацию не только специальных, но и педагогических знаний и умений, которые вместе составляют основу их профессионально-педагогической подготовки. Однако на практике обучение педагогов часто не решает поставленную задачу, мало внимания уделяется вопросам развития профессиональной компетентности. На наш взгляд, сложившуюся ситуацию можно объяснить отсутствием единой концепции использования инновационных форм организации обучения в развитии профессиональной компетентности педагогов в системе повышения квалификации.
Ключевые слова: инновационная деятельность педагога, курсовая подготовка, формы и методы повышения квалификации, проектирование содержания курсовой подготовки.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современный этап развития системы повышения квалификации характеризуется переосмыслением базовых ценностей в содержании, формах и технологиях повышения квалификации педагогов. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы выдвигаются «основополагающие принципы этой системы: сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности, согласованность и преемствен-
ность функционирования различных звеньев системы повышения квалификации, опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта» [1].
В настоящее время качественная подготовка кадров стала одним из важнейших залогов успеха. Все более актуальной становится компетентностная ориентация образовательного процесса, нацеленного сегодня на формирование практически применимых комплексных навыков, умений и знаний. Профессиональная компетентность педагога становится центральным объектом государственной политики, что выражается в социаль-
С.В. Власенко, Г.И. Чемоданова педагогические
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ... науки
ном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы профессионального развития педагогов, этапы становления профессионального мастерства, инновационную деятельность педагогов рассматривали исследователи с разных точек зрения: психология профессионального развития - Э.Ф. Зеер [2]; психологические аспекты инновационной педагогической деятельности - Н.В. Клюева [3]; деятельность учителя в аспекте повышения качества образования - Л.В. Мозгарев [4]; этапы профессионально-личностного развития учителя - П.Е. Решетников [5]. Важным аспектом, с точки зрения нашего исследования, является рассмотрение общих проблем использования в учебном процессе форм организации процесса обучения, педагогических технологий и инновационных форм организации процесса обучения (А.И. Жук [6]; Г.К. Селевко [7] Н.И. Чуркина [8] и др.).
Растет не только технологическая, но и личностная составляющая профессиональной компетентности педагога, которые давно уже вышли за пределы знаний предмета и методики обучения. Данной проблеме уделяли внимание в своих исследованиях М.П. Горчакова-Сибирская [9], И.А. Колесникова [10], Н.А. Морева [11], М.М. Левина [12], Е.И. Степанова [13] и др.).
Проблема подготовки педагогов в системе повышения квалификации исследуется учеными в различных аспектах (С.Г. Вершловский [14], В.И. Загвязинский [15], Е.А. Климов [16], Н.В. Кузьмина [17], А.К. Маркова [18], Г.Н. Сериков [19], В.А. Сластенин [20] и др.). Но реформирование образования предопределяет как появление новых требований к системе повышения квалификации работников образования, так и открывает перед ней новые возможности, связанные, в первую очередь, с использованием инновационных технологий для реализации идеи непрерывного педагогического образования.
Обновление форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации должно происходить при качественном кадровом сопровождении, и это значит, что должна быть пересмотрена система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов. Курсы переподготовки педагогов должны давать слушателям ориентацию на педагогические методы, поощряющие решение проблемы повышения эффективности педагогического процесса.
Одним из основополагающих факторов развития системы образования является изменение роли учителя в современном обществе. Э.М. Никитин [21] считает, что одной из важнейших задач и результатом реформирования федеральной системы повышения квалификации работников образования должно стать появление педагога нового типа, способного к использованию инновационных форм и методов обучения.
Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: «по мере нашего вхождения в высоко развитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество, существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Важно заметить, что, говоря о необходимости формирования инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации педагоги - ученые видят необходимость основных действий по профессиональному развитию педагогов в разработке и институ-ализации системы профессионального роста педагога, способного работать с моделью образования, ориентированного на результат [22].
Формирование целей статьи (постановка задания). Анализ психолого-педагогической теории и практики свидетельствует о том, что проблема использование ин-114
новационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов достаточна актуальна. Именно в системе повышения квалификации должны произойти инновационные изменения в совершенствовании содержания обучения взрослых, которые позволят преодолеть «предметоцен-тризм» и повысить общий уровень инновационной деятельности педагога.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Инновационные процессы, происходящие в системе повышения квалификации снимают возможные напряжения, позволяя слушателям курсов приобрести психологическую, профессиональную, личностную уверенность и траекторию дальнейшей деятельности. Мы в своем исследовании опираемся на идеи Н.О. Яковлевой, рассматривающей педагогическое проектирование инновационных образовательных систем с позиций системного, деятельностного и информационного подходов [23].
Таблица 1 - Сравнительный анализ традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации
Компонен Традиционный Инновационный подход Связь с характеристиками профессиональной
Ценности -обучение для общественного производства. -обучениедля самореализации учителя в профессии -пр о фессионально-значимые ценности педагога, овладение знаниями, умениями, навыками н следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных
Мотивы Обучение: -заинтересованность взросл ого (педагога) в обучении: от удовлетворения в профессии до до стнження р езульт ат о в; -заинтер есованно сть вр азвнтии -мотивация к приобретению профессиональных Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие,но и мотивационнук>,этическую, социальную, поведенческую (Никитин И.Г.)
-кпрохоаскние курсов», обучение несут методические службы; - взрослый (педагог) принимает обучение; с амо актуализация индивидуального педагогического опыта; - партнерские отношения между участниками учебного процесса существования знаний, умений, образованности, спо соб ствующий лично стной самор еализацнн, обеспечивающий ее максимальную востребованность(БолотовВА, Сериков В.В.)
Ц.лн - направленность обученияна приобретение научных знаний (предметно -ориентированные) - направленностьооученняна прнобр етение концептуальных - овладение профессиональной культурой и компетенциями -направленно сть личности педагога на прнобр етение знаний, овладение инновационными формами и методами обучения.
- обучение в молодости '«ai: запас (А.Новиков) - ооучениев течение всей жизни -методическая проолема: как на учить педагога получать знания самостоятельно, развить навыки само образования. Профессиональная компетентность педагога в рамках системы повышения квалификации - способность педагога к эффективному осуществлению
Позиция в учебного - лекгорско-преподавательский состав ИПК передает - методист -«передатчики инструктор -взанмообученне (лектор, преподаватель ИПК обучается вместе с педагогами), взаимное партнерство; -методист— фасилитатор, организатор, координатор, менеджер учебного процесса Преподавательниц— организует проектирование инновационных форм организации процесса обученияпедагоговв системе повышения квалификации, способствует формированию профессиональной компетентности педагогов
Форш и методы - авторитарныиметод управления учебным процессом; - стабильная структура учебных курсов, учебно-тематического - стабильные формы пр оведення учеб ных - деыскр этичны е методы (построенныена принципе равенства); - динамическая структура учебных курсов, учебно- динамичные формы организацинучебного процесса, обобщение инновационного На формирование профессиональной практические методы обучения, применяемые при использовании инновационных форм организации обучения педагогов в системе повышения квалификации (дистант-коучинг, вебинар, аукцион педагогических идей, конференция, интерактивный семинар и т.д.)
Средства -основным средством являют ся учеб ные книги (методические рекомендацнни т.д.) -учеоная книга дополнена ресурсами информационно-коммуникационных систем (электронныеучебники, сайты, интернет-лаборатории, интернет-семинары, прогр аммно -мет однче ские средства обучения) Интернет-ресурсы,мультимединные средства, Портфолио учителя, банк педагогических идей способствуют осмыслению педагогической деятельности, формированию методической
-мониторинг деятельности педагогов -смещение акцента на самоконтрольи самооценку обучающимися -стержневым ооразованиемлнчностнявляется само оценка. Самоконтроль и самооценка педагогической деятельности способствуют формированию контрольно-оценочного этапа профессионализма педагога
При сравнении традиционного и инновационного подходов к обучению педагогов в системе повышения квалификации, мы видим, что инновационный подход требует от преподавателей ИПК использования инновационных форм, методов и средств обучения в системе повышения квалификации педагогов в комплексе. Кроме того, инновационные формы повышения квалификации педагогов имеют практическую направленность, что способствует формированию его профессиональной компетентности.
Выбор форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации - процесс сложный и во многом противоречивый, неуправляемый. Он порождает новые педагогические технологии, меняет представления о межпредметных связях, модифицирует прежнее Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1(10)
С.В. Власенко, Г. И. Чемоданова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ...
научно-методическое обеспечение, обусловливает вариативность программ и учебных курсов. Это позволило нам сформулировать современные требования к инновационным формам организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов:
- проектирование инновационных форм обучения должно быть направлено на стремление педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию; внедрение инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов представляет собой отнюдь не разовый акт, мгновенно встраивающий новшество в «тело» организации. Это - сложный и длительный процесс, включающий в себя целый ряд взаимосвязанных этапов (стадий), последовательно ведущих к достижению конечного результата;
- проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов должно быть основано на уровне профессиональной компетентности педагогов; инновационные формы организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов должны предоставлять разнообразные возможности и свободу выбора для самосовершенствования профессиональных умений педагога и направлены на создание ситуации успеха; проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов приводит к качественно новым результатам и вызывает качественные изменения других компонентов педагогического процесса; инновационные формы организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов обеспечивают взаимодействие с опытом (прямое взаимодействие с областью осваиваемого опыта), привлечение реальных практиков.
Таким образом, инновационные формы организации обучения в системе повышения квалификации педагогов должны соответствовать следующим критериям:
-каждому виду (элементу) содержания образования должна соответствовать адекватная ему форма организации процесса обучения; инициатива (направленность действий) как преподавателя, так и обучающегося;
-обеспечение обратной связи; реализация компе-тентностного подхода; обучение на собственном опыте (experiential learning);
-обеспечение самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией; содержание нового решения способа деятельности преподавателя и педагога; обеспечение повышенной степени освоения педагогами изучаемой информации; мотивация к саморазвитию.
Разработанные нами критерии инновационности форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов определяют и основные направления формирования профессиональной компетентности педагогов. Инновационные подходы осуществляются также в практике применения тренингов: оригинальность программ; адаптацию программ для различных категорий специалистов; применение не только тренингов, но и их элементов, органично вносимых в другие формы работы со слушателями. В структуру тренинга обычно вводятся поведенческие компоненты (отработка практических навыков), рефлексивные (развитие рефлексирования как психологического образования), коммуникативные (понимание и отработка навыков слушания, коммуникации), релаксационные (развитие навыков саморегуляции и релаксации) и другие составляющие. Инновационными аспектами процесса развития профессиональной инновационности являются:
1) изменения в организации учебного процесса (использование нетрадиционных форм преподнесения материала, формирование проблемных вопросов, совместный поиск решений, стимулирование познавательной активности и творческого потенциала слушателей и лек-
тора через преобразование их внутреннего и внешнего мира);
2) креативная практика, включающая в себя поисково-творческую самостоятельную деятельность (групповая дискуссия, диалог, поисковый семинар, поисковый практикум), разработку инновационных проектов, глубокое осознание, воплощение и оценку творческого результата.
3) Самообразование (изучение передового опыта, новинок педагогической и методической литературы, самостоятельное научное исследование, например, написание статьи о своем педагогическом опыте и т.д.).
Этапы использования инновационных форм процесса обучения:
1. Погружение в проблему. Это своего рода теоретический «вброс» информации, основное содержание которой: понятие «инновационные формы организации процесса обучения», типы и виды решений, методы принятия решений.
2. Формирование педагогических команд. Особый процесс объединения слушателей в работоспособную команду, выбор лидера, определение схемы работы команды, распределение ролей в группе, выбор способов взаимодействия членов команды.
3. Получение начальной информации о проблеме представляет собой краткое изложение ситуации, описание основных параметров деятельности, постановку задачи (вопроса, проблемы).
4. Решение задачи. Этот этап посвящен непосредственно использованию инновационных форм организации процесса обучения с обоснованием стратегии и тактики поведения педагога, описанием пакета решений. Он характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, иногда столкновением мнений. Здесь проявляются не только личностные качества, но и профессиональный опыт, коммуникативные характеристики слушателей, оптимальность распределения ролей.
5. Представление решений осуществляется лидером педагогической команды, который озвучивает пакет управленческих решений, обосновывает их выбор, отвечает на вопросы.
Использование инновационных форм организации процесса обучения позволяет педагогам не только опробовать теоретические позиции, но и включает эмоциональный фактор ответственности за решение, возможности предложить варианты, а главное, обогатить свои личный опыт действия в различных условиях решения широкого спектра проблем.
Проектирование инновационных форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов может быть реализовано при соблюдении ряда педагогических условий.
- изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления; развитие компонентов профессиональной компетентности педагогов (когнитивный, прогностический, мотивацион-ный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный);
- использование в системе повышения квалификации форм организации процесса обучения педагогов, способствующих формированию теоретических знаний по проблеме использования в учебном процессе инновационных форм и методов обучения, включению в содержание обучения курсов повышения квалификации понятий, концепций, направленных на формирование системы знаний об инновационных формах организации процесса обучения, теорий инновационной деятельности, знаний о научном проектировании нового содержания и инновационных педагогических технологий, знаний методологических основ педагогической деятельности; развитие деятельности и мышления педагога
С.В. Власенко, Г.И. Чемоданова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ..
за счет усиления интегративных связей в системе «ИПК - образовательное учреждение» (проблемная лекция, теоретический семинар, вебинар, круглый стол, научная конференция);
- формирование умений использовать инновационные методы и формы обучения (мастер-класс, проекты, самостоятельная практическая работа, интерактивные занятия, разработка конспектов уроков);
- формирование положительной мотивации педагогов к инновационному обучению (индивидуально-обособленные учебные занятия, групповое обучение, беседа, семинар, занятия в малых группах, коллективные учебные занятия, кейс-стади, имитационные деловые игры, моделирование); этапная подготовка и повышение квалификации педагогов: моделирование, проектирование, использование активных и интерактивных форм работы со слушателями, креативная практика, тренинги и внесение их элементов в практические занятия, деловые игры;
- обеспечение профессионально-ориентированного педагогического взаимодействия в процессе обучения; применение интерактивных технологий обучения с учетом основной задачи и специфики субъектов обучения; стимулирование самообразовательной деятельности, введение педагогов в круг педагогических инноваций;
- включение педагогов в рефлексивно-оценочную деятельность (написание рефлексивных отчетов, самоанализ, оценивание работы коллег и самооценка в процессе повышения квалификации); проведение с преподавателями института повышения квалификации методической учебы по проектированию инновационных форм организации процесса обучения педагогов в системе повышения квалификации.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Выявленные педагогические условия проектирования форм организации процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов выражены в виде основы содержания процесса обучения в системе повышения квалификации педагогов, органично включают принципы: ориентированность на личность, паритетность, динамичность, осознанная перспектива, непрерывность, разносторонность методического консультирования и способствуют тому, чтобы система повышения квалификации стала центром инновационного движения. Современная система повышения квалификации сможет снять ряд проблем, а именно: дублирование, нерациональное распределение ресурсов, слабое влияние на результаты образовательной практики, медленное распространение инноваций и др.
Повышение квалификации учителей в настоящее время требует должного внимания вопросам использования инновационных форм организации процесса обучения, соответствующих психофизиологическим особенностям взрослых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы. М., 2013.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М.: Академия, 2009. 240 с.
3. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: Владос, 2006. 400 с.
4. Мозгарев Л.В. Учитель и качество образования// Педагогика: научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, А.Я. Данилюк. 2007. №1. С. 66 -73.
5. Решетников П.Е. Профессионально-личностное развитие учителя на первой ступени педагогического образования. Атореф... на соискание ученой степени доктора пед. наук. Белгород, 2000. 26 с.
6. Основы педагогики / под общей редакцией А.И. Жук, И.И. Казимирская. - Минск: БГУ, 2003. 154с.
7. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. // М.: Народное образование. Школьные технологии, 2002. № 3. С.13.
8. Чуркина Н.И. Демократические реформы образования и возможности инноваций в этом процессе. // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 4-й межрег. межотраслевой науч.-практ. конф. Книга 1 /Сост. Н.Н. Суртаева, Т.А. Татуйко, А.А. Макареня. СПб, 2003. С.163-166.
9. Горчакова-Сибирская М.П. Основы проектирования в образовании: учебное пособие. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ГИЭУ, 2006. 164с.
10. Колесникова И.А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. /Под ред. академика РАО З.И.Васильевой. СПб., 2009.
11. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: Учебное пособие М.: Просвещение, 2003. 304 с.
12. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М.: Академия, 2001. 272с.
13. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. М.: Издательство Алетейя, 2000. 288с.
14. Вершловский С. Г. Система образования взрослых как объект прогнозирования // Человек и образование, 2010. № 1 (22). С.16-21.
15. Загвязинский В.И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования // Образование и наука, 2000. № 1. С. 11.
16. Климов Е.А. Психология профессионального образования// Педагогика и психология высшей школы, 2004. 460с.
17. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера профессионального обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
18. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 309 с.
19. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 256с.
20. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры. // Педагогическое образование, 2004. № 5. С.4-15.
21. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании. М.: Высшее образование, 2006. 368 с.
22. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. Учебное пособие. М.: РИПКРО, 1995. 194 с.
23. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем. Челябинск: изд-во Челябинского гуманитарного ин-та, 2008. 279 с.
С.В. Власенко, Г.И. Чемоданова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ...
THE USE OF INNOVATIVE FORMS OF EDUCATION IN MODERN PROCESSES -SERVICE TRAINING SYSTEM
© 2015
S.V. Vlassenko, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of Pedagogics G. I. Chemodanova, associate Professor of Pedagogics, Head of the Department of Theory and Methods of military and physical training candidate of pedagogical sciences, North-Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Abstract. Innovative activity is a complex structure, being an integral characteristic, in which the synthesis of professional knowledge, pedagogical skills, creativity and personality of the teacher to continually update their own style of activity. One of the main structures in the development of innovative activity of the teacher is the methodological training, which has distinct functions and professionally significant role in the increase of its qualification. However, in educational research questions of preparation of teachers to innovative activity did not find a full and detailed coverage and remain maloizuchen-nymi. Transformation processes in modern society concerned, first of all, the system of professional teachers. There is a search for the most effective ways of further development of advanced training of teachers. Formation of professional identity in nature and content is the process of assigning historical, professional experience, behavior and experience of life, its performance is correlated with the level of competence. This is due to the development of educational and professional potential of the state. The main objectives of the modernization of education: increasing its availability, quality and efficiency - suggest updating the content of education, bringing it in line with the demands of time and development objectives of the country. System of training school teachers should take into account the modernization and updating of not only special, but also pedagogical knowledge and skills, which together form the basis of their professional teacher training. However, in practice, the training of teachers often solves the problem, little attention is paid to the development of professional competence. In our view, the situation can be explained by the lack of a unified concept of the use of innovative forms of organization of learning in the development of professional competence of teachers in the training
Keywords: innovative activity of the teacher, course preparation, forms and methods of training , designing content of course preparation.
УДК 378.046.4
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В УКРАИНЕ И В РОССИИ
© 2015
Н.Н. Коваль, методист
Донецкий областной институт последипломного педагогического образования, Донецк (Украина)
Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ качества подготовки руководителей школ на курсах повышения квалификации в Украине и в России. Акцент сделан на недостатках и проблемах, которые существуют в системе повышения квалификации руководящих кадров, а также способах их преодоления.
Ключевые слова: формы повышения профессионального мастерства, руководитель, система повышения квалификации, профессиональная подготовка руководителей, аналитическая деятельность, курсы повышения квалификации.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе развития информационного общества в Украине необходимо создать условия для обеспечения опережающего непрерывного характера повышения квалификации руководящих кадров в соответствии с потребностями реформирования и модернизации системы образования.
В Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года идет речь о необходимости качественного улучшения образования взрослых, деятельности учреждений последипломного педагогического образования, структурных подразделений высших учебных заведений, на базе которых осуществляются переподготовка и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников [1].
Реализация данного направления деятельности Национальной стратегии позволит обеспечить повышение качества и конкурентоспособности образования в новых экономических и социокультурных условиях, ускорит интеграцию Украины в международное образовательное пространство.
Координатором и ключевой фигурой на пути к качественным изменениям в образовании является руководитель учебного заведения, который координирует, направляет работу педагогов. Степень успешной работы образовательного учреждения в целом зависит от экономической грамотности директора, инициативности заместителей, умения принимать самостоятельные решения стратегического и тактического характера руководителями первого уровня.
Современный руководитель-педагог должен уметь осуществлять квалифицированный анализ и самоанализ управленческой деятельности, определять перспективы развития учреждения и в соответствии с его миссией предусматривать стратегию дальнейшего развития [2, с.23]. То есть сегодня руководитель общеобразовательного учебного заведения - это и менеджер, и стратег, и тактик, и аналитик.
В большинстве литературных и нормативных источниках, диссертационных исследованиях, посвященных управлению школой, при рассмотрении процесса управления основное внимание уделяют тем функциям управленческого цикла, которые имеют более или менее выраженные формализованные алгоритмы осуществления следующих процессов: целеполагание, планирование, мотивация, организация и контроль.
Научно-методической литературы практической направленности, посвященной педагогическому анализу и аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений, недостаточно.
Исследования, появившиеся в последние годы, связанные с вопросами теории и методики осуществления педагогического анализа в управлении школой, подробно рассматривают педагогический анализ как функцию управления, направленную на обеспечение повышения эффективности управления, но при этом у них наблюдается существенный недостаток - отсутствие практической части.
Поэтому для любого руководителя-педагога самая большая проблема - алгоритм осуществления педагогического анализа.