УДК 371.014 10.20310/1810-231Х-2016-15-1-9-15
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Ильина Ирина Викторовна, Подушкина Ирина Михайловна
Курский государственный университет, Россия, г. Курск, е-шай: £рккигек@ yandex.ru
В статье раскрывается понятие «культура инновационной деятельности», обеспечивающая развитие инновационного потенциала педагогической деятельности как важного условия осуществления модернизации образования; дается новое понимание инновационного потенциала педагогической деятельности; раскрываются приоритетные направления развития потенциала педагогической деятельности. Характеризуется система подготовки педагогических кадров к участию в инновационной деятельности как многоуровневая, мобильная, гибкая, открытая, включающая вузовскую подготовку (бакалавриат, магистратура), курсовую подготовку в системе ДПО, внутриорганизационное обучение и повышение квалификации в рамках образовательного учреждения, дистанционное обучение и повышение квалификации педагогических кадров, самообразовательную деятельность педагогов.
Ключевые слова: культура инновационной деятельности; инновационный потенциал педагогической деятельности; приоритетные направления развития потенциала педагогической деятельности; система подготовки педагогических кадров к участию в инновационной деятельности
Теория и методология:
проблемы, тенденции
В условиях новой социальной реальности («образовательной революции») требуется пересмотреть ценностные основы профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров образования. Инновационные процессы при этом становятся определяющим фактором, обеспечивающим стабильное развитие любой системы, в том числе и образовательной. Реализация задач модернизации российского образования, сформулированных в документах, определяющих стратегию развития системы образования на долгосрочную перспективу до 2020 года, введение Федеральных государственных образовательных стандартов (начального общего, основного общего, полного среднего образования) выдвигает целый комплекс новых задач в области совершенствования качества педагогической и управленческой деятельности.
Значительные изменения в ценностно-смысловом и содержательном контексте педагогической деятельности учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, происходящие под воздействием инноваций
в ФГОС НОО, ФГОС ООО, изменение статуса образовательного учреждения как центра инновационного педагогического опыта, особенно остро ставят задачу определения стратегии управления развитием человеческого потенциала образовательного учреждения, обеспечения готовности педагогических работников к освоению, внедрению и разработке педагогических инноваций.
Наиболее значимым областями для внесения инноваций являются: многообразие миссий, которые реализует образовательное учреждение, новое измерение вклада образования в социокультурное развитие общества, его инновационного и творческого потенциала, новые нормативно-правовые и финансово-экономические механизмы функционирования и развития образовательных учреждений, переход к компетентностно-ориенти-рованным государственным образовательным стандартам на всех уровнях, нацеленных на формирование творческой, инициативной, ответственной и активной личности, обеспечение высокого качества образования, достижение его инновационных результатов,
создание инновационного ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
Высокие темпы изменений, которые происходят в мире и в том числе в сфере образования, приводят к сокращению жизненного цикла образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями. В настоящее время как никогда ранее особенно быстрому старению подвергаются образовательные продукты, разрабатываемые педагогами. Наступает своего рода «моральный износ» педагогических и управленческих инноваций уже на начальной стадии их реализации, а иногда и разработки.
В числе причин, обусловливающих столь стремительные перемены, М. Хэммер называет быстрое распространение знаний; современную инфраструктуру телекоммуникаций; приветствие современной культурой инновационных перемен [1]. Настоятельной необходимостью становится разработка долгосрочной стратегии развития образовательной системы, которая позволяет образовательному учреждению не только удерживать достигнутые позиции, определенный уровень качества образования, но и опережающе адаптироваться к новым вызовам. Администрация и педагогические коллективы школ стоят перед необходимостью использовать все имеющиеся в их распоряжении организационные возможности для выявления изменений, затрагивающих управляющую и управляемую подсистемы, цели, ценности, мотивы, предпочтения, ожидания субъектов образовательного процесса, и разработки системы ответных действий, программ упреждающего реагирования, в том числе и на возможные риски при реализации инноваций.
В последнее время не только в среде руководителей-практиков, но даже и ряда исследователей стало довольно распространенным суждение о том, что надо действовать только «здесь и сейчас». Опасность подобного подхода состоит в том, что он неизбежно приведет к хаотическому реагированию на изменения во внешней и внутренней среде организации и лишить тем самым образовательную систему управлять стратегическими возможностями, обеспечивая устойчивость ее развития.
Причину неготовности образовательных учреждений к переменам многие исследователи видят в том, что многие руководители и возглавляемые ими педагогические коллек-
тивы просто не замечают перемен. Парадоксально, но сегодня многие теоретики менеджмента рассматривают нечувствительность к переменам как серьезную организационную проблему (М. Хэммер).
Возникает феномен «инновационной слепоты», который наиболее характерен для многих стабильно функционирующих образовательных учреждений. Ставшие привычными, стабильные условия жизнедеятельности организации приводят к тому, что утрачивается острота, происходящих во внешней среде изменений. Привычные ссылки на недостаток времени, загруженность повседневными делами не могут служить достаточным основанием для осведомленности об инновационных процессах в сфере образования. К сожалению, подобное положение дел превращается в хроническую проблему педагогических и управленческих кадров и может иметь далеко идущие негативные последствия для развития образовательной системы в целом и для самих педагогических работников, их профессиональной компетентности и конкурентоспособности.
В каждой школе необходимо развивать культуру инновационной деятельности, высвобождать временные и человеческие ресурсы для непрерывного отслеживания инновационных процессов во внешней среде (специализированная служба слежения за инновациями в сфере образования). Данная функция может быть вменена в компетенцию специалистов по разработке стратегии развития образовательного учреждения. Не менее актуальной является задача всемерного поощрения так называемых «вперед смотрящих», «генераторов инновационных идей», сотрудников, которые приносят новые идеи, отвечающие грядущим изменениям, управление возможными рисками. Современная школа не может быть успешной, конкурентоспособной, если у нее нет «портфеля инноваций» на завтра. Содержание данного портфеля должно включать инновационную миссию образовательного учреждения, инновационную стратегию развития с обозначением инновационных приоритетов деятельности, инновационную организационную культуру, инновационную образовательную политику, инновационное ресурсное обеспечение.
Неразвитость проблемного видения у большинства педагогических и управленческих кадров приводит к затруднению в рас-
познавании перемен. Во многом это обусловлено тем, что администрация и педагогические коллективы ориентируются на уже известные, общепринятые критерии и показатели деятельности. На наш взгляд, заслуживает внимания позиция М. Хэммера, который считает необходимым ориентацию на три обязательных критерия при превращении процедуры отслеживания перемен в бизнес-процесс: пристальное внимание к клиентам; анализ потенциальных и существующих конкурентов; поиск ростков будущих перемен в настоящем.
Поиск нового всегда сопровождается творческим подходом к анализу возможных перспектив развития образовательной системы. Важно научить видеть области, подверженные наибольшим изменениям. Для этого необходимо овладение педагогическими работниками прогностической компетентностью, умением использовать в практике управленческой и педагогической деятельности нормативное, исследовательское, трен-довое прогнозирование, создавать на его основе своеобразное пространство для инновационных интервенций в школе. В этой связи следует упомянуть об опасности инновационного запаздывания, возникающей из-за необходимости обеспечения непрерывного стабильного функционирования и одновременно развития образовательной системы. Это может быть чревато упущенными возможностями в позиционировании образовательного учреждения на рынке инновационных образовательных услуг из-за нежелания, психологической и мотивационной неготовности педагогических и управленческих кадров что-либо менять в содержании своей деятельности, осуществлять разработку, апробацию и внедрение инноваций в образовательный процесс.
Интенсивные инновационные процессы в образовании провоцируют возникновение феномена «личностной угрозы», проявляющегося в чувстве страха, неуверенности, стремления избегать вовлечения в инновационную деятельность; развитии защитных реакций, направленных на защиту уже достигнутого собственного статуса в профессиональной среде. Необходимо подвести педагогические и управленческие кадры к осознанию того факта, что инновационный режим профессиональной деятельности - это не временное явление, а повседневная реаль-
ность успешной обучающейся организации. Культивирование чувства уверенности в собственных знаниях и умениях, необходимости непрерывного обновления состава общекультурных и профессиональных компетенций, готовности к инновационным вызовам, способности решать инновационные задача, возникающие в содержании профессиональной деятельности, развитие ее инновационного потенциала становится одной из первоочередных задач в работе с педагогическими кадрами на всех уровнях.
Под инновационным потенциалом педагогической деятельности, на наш взгляд, следует понимать меру и способ готовности педагога к творческому преобразованию и созданию качественно новой педагогической реальности; к непрерывному обновлению контента профессиональной деятельности; наращиванию ее поисковой, исследовательской, инновационной составляющей, обеспечивающей достижение более высокого уровня качества образовательного процесса, выражающееся в качестве результатов, качестве процессов и качестве условий; конкурентоспособности и эксклюзивности образовательных продуктов и услуг, не имеющих аналогов в педагогической практике [2].
Назовем некоторые области так называемой «инновационной интервенции». Прежде всего, это наполнение инновационным содержанием миссии педагогической деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях, изменение требований к качеству ее конечных результатов, характеру и средствам взаимодействия субъектов образовательного процесса. Не менее важной представляется ревизия смыслов и ценностей инновационной педагогической деятельности, особенно в части ценностей-целей, ценностей-отношений, ценностей-средств.
Ценностное ядро профессиональной деятельности педагогических кадров должно быть насыщено такими ценностями, как гуманистическая направленность личности, готовность к разработке и внедрению инноваций, профессиональная мобильность, обмен знаниями и инновационными разработками, личная ответственность за качество конечных результатов профессиональной деятельности, активное партнерство, командная работа, проявление инициатив в разработке инновационных проектов разви-
тия образовательного учреждения, готовность к разумному риску в сфере своей компетенции, непрерывное профессионально-личностное развитие и саморазвитие.
Именно подобные ценности, интериори-зированные субъектами образовательного процесса, составляют ключевой элемент организационной культуры нового типа - инновационной организационной культуры образовательного учреждения. Это организационная культура, в которой чрезвычайно сильна субъектная позиция участников образовательного процесса, доминирует инициативный тип поведения, ориентированный на поиск инновационного решения профессиональных проблем, активное участие в разработке и реализации программ развития образовательного учреждения.
Пожалуй, одной из наиболее сложных задач выступает обеспечение готовности педагогических кадров к выстраиванию иерархии инновационных целей обеспечения качества на уровне образовательного процесса, учебной дисциплины, учебной темы, учебного занятия в компетентностном формате. В результате чего должна быть создана авторская система обеспечения качества преподавания учебной дисциплины. Требует инновационных изменений и технологическое обеспечение реализации ФГОС начального, основного и общего среднего образования.
Важно развивать у педагогов умение проектировать, отбирать и эффективно использовать инновационные образовательные технологии (модульного обучения, проектного обучения, технологию развития критического мышления, диалоговые технологии, игровые технологии, технологии мастерских, технологии развития партнерства и сотрудничества, технологии case-study, дистанционные, телекоммуникационные, мультимедийные технологии и др.). Особо актуальным представляется овладение технологиями организации самостоятельной работы обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, проектирования контента электронных УМК, электронных образовательных изданий в системе Course-Lab и Moodle.
Отсутствие эффективной инновационной деятельности не только замедляет процесс адаптации образовательного учреждения к требованиям внешней среды, гибкого реаги-
рования на изменения в образовательной политике на федеральном, региональном и муниципальном уровне, но даже и останавливает его, т. е. следование в русле устоявшихся профессиональных стереотипов приобретает для школы в определенном смысле разрушительный характер. Преобразующее управление образовательным процессом (управление, основанное на системных инновационных изменениях) заменяет стагнация, изменяются способы организации профессиональной жизнедеятельности педагогического коллектива, что не может не сказываться на конечных результатах его деятельности, а в последующем и на снижении его профессиональной компетентности и потере конкурентоспособности образовательного учреждения в целом. Кроме того, возникает ощущение психологического дискомфорта, чувство неудовлетворенности у всех субъектов образовательного процесса, возрастает конфликтность в педагогическом коллективе, появляются трудности во взаимодействии с заинтересованными группами клиентов (родителями обучающихся, органами управления образованием, учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования) [3].
Система подготовки педагогических кадров к участию в инновационной деятельности должна быть многоуровневой, мобильной, гибкой, открытой и включать вузовскую подготовку (бакалавриат, магистратура), курсовую подготовку в системе ДПО, внутриорганизационное обучение и повышение квалификации в рамках образовательного учреждения, дистанционное обучение и повышение квалификации педагогических кадров, самообразовательную деятельность педагогов. При этом стержневые компетенции в области научно-исследовательской, опытно-экспериментальной, проектной деятельности, организации инновационной деятельности должны найти отражение в программах внутриорганизационного обучения и повышения квалификации педагогических кадров в образовательных учреждениях.
В этой связи чрезвычайно важно, чтобы научно-методическая деятельность была направлена на расширение традиционных представлений методического сообщества школы о сущности современных модерниза-ционных процессов в образовании, способствовала преодолению тормозящего влияния
прошлого опыта, содействовала введению конкурирующих начал в профессиональную деятельность, побуждала учителя-предметника, классного руководителя, специалиста функциональной службы к достижению более высокого уровня профессиональной компетентности в вопросах инновационной педагогической деятельности, самореализации в педагогическом и методическом проектировании, превращала инновационную деятельность в личностную и организационную ценность образовательного учреждения.
Нам представляется важным наметить некоторые узловые вопросы, которым следует уделить первоочередное внимание в процессе организации внутришкольного обучения и повышения квалификации учителей:
систематическое ознакомление сотрудников образовательного учреждения с нормативно-правовым контекстом модерни-зационных процессов в образовании, что предполагает внимательное прочтение и проработку нормативных документов инновационных инициатив, реализуемых на федеральном и региональном уровне; развитие умения формулировать задачи и определять приоритетные направления модернизации педагогической деятельности учителя в условиях реформирования российского образования;
- определение новых смыслов инновационной деятельности в условиях модернизации российского образования; вычленение новых ценностей-доминант в инновационной педагогической деятельности; внесение изменений и дополнений в существующие в настоящее время ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-знания, ценности-качества;
- выстраивание смыслового ряда концепции инновационной педагогической деятельности в условиях введения новых ФГОС ООО, ФГОС ООО, личностно ориентированного профильного обучения и предпрофиль-ной подготовки, инновационных требований к характеру взаимодействия субъектов образовательного процесса, инновационной системы оценивания качества конечных результатов образовательных достижений обучающихся, мотивации обучающихся к проявлению субъектности в образовательном процессе: миссия, цели - задачи - направленность образовательного процесса - конечный результат - модель выпускника начальной,
предпрофильной, профильной ступени общеобразовательной школы - ресурсное обеспечение качества образовательного процесса, качества профильного обучения и предпро-фильной подготовки;
создание креативного поля в методическом пространстве школы, обеспечивающего высокий уровень мотивированности каждого сотрудника к наращиванию инновационного потенциала педагогической и управленческой деятельности в русле требований новых подходов к организации информационной образовательно-развивающей среды в условиях введения ФГОС ООО, ФГОС ООО принятию идеи личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (наряду с мета-предметными и предметными результатами); способствующего развитию и реализации потребностей в самореализации в профессиональной сфере деятельности, в педагогическом и управленческом творчестве;
формирование у учителя, классного руководителя, педагога-психолога четкого представления о требуемом уровне компетентности и профессионализма для активного участия в инновационной деятельности; оказание помощи педагогам в проектировании персонального маршрута повышения квалификации в вопросах осуществления инновационной деятельности;
- развитие педагогической рефлексии, непрерывной ревизии собственных профессионально-педагогических ценностей и целей педагогической деятельности как необходимого условия повышения эффективности процесса профессионального самосовершенствования, обновления содержания профессиональной деятельности педагогических кадров;
- введение в содержание педагогической деятельности нового педагогического, ролевого репертуара, посредством включения учителей в процесс инновационной деятельности (учитель-исследователь, учитель-экспериментатор, учитель-новатор, проектировщик сетевых электронных образовательных изданий, модератор, фасилитатор, менеджер-организатор, координатор исследовательских проектов, аудитор качества инновационных разработок; маркетолог инновационных образовательных продуктов и услуг и др.);
- обеспечение возможностей для гибкой трансформации организационной струк-
туры управления образовательным учреждением, научно-методической деятельностью с учетом требований инновационной деятельности; актуализация деятельности отдела (группы) мониторинга и аналитических исследований инновационных процессов в образовании; создание отдела информационного обеспечения инновационной деятельности (внутришкольного инновационного образовательного портала); межпредметных кафедр; временных научно-исследовательских коллективов по разработке инновационных проектов, внутри-школьных инновационных стажировочных площадок, позволяющих учителям школы проходит стажировку у педагогов, работающих в рамках новых направлений образовательной деятельности; «Школы педагогического творчества», творческих лабораторий, маркетинговой службы инновационных образовательных продуктов и услуг образовательного учреждения.
Перспективной представляется идея создания научно-методических образовательных кластеров в рамках образовательного учреждения (по ступеням образования плюс кластер воспитания и кластер дополнительного образования). Каждый кластер отвечает за реализацию ООП на соответствующей ступени; организацию методической работы учителей, программ повышения квалификации педагогов, разработку и реализацию инновационных педагогических проектов, деятельность внутришкольных инновационных стажировочных площадок, взаимодействие с социальными партнерами. Подобная трансформация традиционной модели методической работы на основе предметных МО позволит обеспечить активное партнерство
всех педагогов, вовлеченных в реализацию ООП (на конкретной ступени школы), повысит личную ответственность за качество реализуемых образовательных услуг и создаваемых образовательных продуктов, их конкурентоспособность.
Литература
1. Хаммер М. М. Реинжиниринг корпорации. М., 2011.
2. Кудинов В. А., Ильина И. В. Инновацио-ный кластер профессионального образования как основа социокультурного пространства региона // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32). С. 144-152.
3. Ильина И. В., Подушкина И. М. Инновационная образовательная платформа профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского госуниверситета. 2014. № 1(29). С. 187-198.
References
1. Khammer M. M. Reinzhiniring korporatsii [Corporation reengineering]. M., 2011.
2. Kudinov V. А., Il'ina I. V. Innovatsionyj klaster professional'nogo obrazovaniya kak osnova sotsiokul'turnogo prostranstva regiona [Innovative cluster of professional education as basis of sociocul-tural space of the region.]. Uchenye zapiski. Elek-tronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvenno-go universiteta. 2014. № 4 (32). S. 144-152.
3. Il'ina I. V., Podushkina I. M. Innovatsion-naya obrazovatel'naya platforma professional'noj perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogi-cheskikh rabotnikov [Innovative educational platform of professional retraining and professional development of pedagogical workers]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosu-
niversiteta. 2014. № 1(29). S. 187-198.
* * *
DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AS NECESSARY CONDITION OF IMPLEMENTATION OF MODERNIZATION OF EDUCATION
Ilyina Irina Viktorovna, Podushkina Irina Mikhaylovna
Kursk State University, Russia, Kursk, e-mail: fpkkursk@ yandex.ru
In article authors revealed the concept «culture of innovative activity» providing development of innovative potential of pedagogical activity as an important condition of implementation of modernization of education, gave the new understanding of innovative potential of pedagogical activity, revealed the priority directions of development of potential of pedagogical activity and characterized the system of preparation of pedagogical staff for participation in innovative activity as the multilevel,
mobile, flexible, open, including high school preparation (a bachelor degree, a magistracy), course preparation in the DPO system, intra organizational training and professional development within educational institution, distance learning and professional development of pedagogical staff, self-educational activity of teachers.
Key words: culture of innovative activity, innovative potential of pedagogical activity, priority directions of development of potential of pedagogical activity, system of preparation of pedagogical staff for participation in innovative activity
Об авторах:
Ильина Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, директор института развития педагогического образования Курского государственного университета
Подушкина Ирина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры непрерывного профессионального образования Курского государственного университета
About the authors:
Ilyina Irina Viktorovna, Doctor of Pedagogics, Professor, Director of Institute of Development of Pedagogical Education, Kursk State University
Podushkina Irina Mikhaylovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Continuous Professional Education Department, Kursk State University