УДК 796.011.1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления (АСОУ), Москва, Татьяна Владимировна Реутина, преподаватель, Полина Сергеевна Фирсина, преподаватель, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Москва
Аннотация
Исследование посвящено использование инновационных форм и методов современного физического воспитания на занятия в вузе. В результате исследования разработан инновационный гуманистический подход формирования положительного отношения у студентов к занятиям физической культурой и спорта.
Ключевые слова: инновационные формы, гуманистическое воспитание, физическая культура и спорт.
APPLICATION OF INNOVATIVE FORMS AND METHODS OF MODERN HUMANISTIC EDUCATION OF STUDENTS DURING PHYSICAL CULTURE AND
SPORTS ACTIVITIES
Sergey Anatolyevich Firsin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Academy of Social Management, Moscow, Tatyana Vladimirovna Reutina, the teacher, Polina Sergeevna Firsina, the teacher, Bauman Moscow State Technical University, Moscow
Annotation
The research is devoted to use of the innovative forms and methods of the modern physical education for classes at the university. As a result of the research, the innovative humanistic approach has been developed to form a positive attitude among students towards physical culture and sports.
Keywords: innovative forms, humanistic education, physical culture and sport.
ВВЕДЕНИЕ
За прошедшие десятилетия в нашей стране и за границей проделана значительная работа, направленная на исследование инновационных форм и методов современного физического воспитания. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в общеобразовательных организациях разрабатываются и внедряются в практику новейшие инновационные проекты и программы физического воспитания.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основная цель исследования: выявление инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга студентов, который подразумевает гуманизацию (увеличение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством.
В исследовании была поставлена основная задача определить и раскрыть структуру инновационных форм и методов современного гуманистического воспитания на занятиях физической культурой и спортом в вузе.
В начале исследований были взяты за основу показатели ранних исследований автором в период 2013-2014 года которые показали, что более половины преподавателей физической культуры «затруднились» оценить возможность или необходимость
использования в своей работе инновационные программ, технологий, методик [2].
Изучение степени знакомства с новинками в области физического воспитания показывает, что многие инновационные проекты не доходят до практиков [2].
В 2013 г. кафедра Физическая культура» Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения, реализует проект гуманистической программы оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга студентов под названием «Спартианские игры».
На основе и в рамках комплексной программы В.И. Столярова «игровой рационализации» ГТО, а также проекта «Спартианские игры», автором статьи была предложена программа инновационного проекта «ГТО-НИКА», основной замысел которого заключается в разработке и внедрение в практику игровой и соревновательной деятельности разнообразных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи не только основные физические качества и подготовки к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств [3, 4, 5].
С 26 марта 2015 г. в г. Москве на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) ежегодно проводятся Московский студенческий фестиваль «ГТО-НИКА».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На вопрос о видах и направлениях физического воспитания в вузе привлекающих студентов 46% респондентов из показателей видов и направлений физического воспитания, привлекающих детей и молодежи, к занятиям физической культуры и спорта выбрали спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, н\теннис, бадминтон и. т. д.).
На вопрос о формах и методов физического воспитания, используемые специалистами. Более 40,5% преподавателей вуза предпочитают в своей деятельности народно-национальные игры, забавы.
Более половины - 83% респондентов очень высоко оценивают проект «ГТО-НИКА».
Анализ показателей удовлетворенности физкультурными занятиями, большинство респондентов скорее не удовлетворяют, чем удовлетворяют эти занятия 38,5%, полностью удовлетворяют 21%.
Наиболее заметным в выборе досуга студентов оказался компьютер - 24,5%, просмотр ТВ - 19,5%, дома, с играми в карты, нарды, домино, шашки, шахматы и пр. составило - 11,5%, занятия спортом, в том числе экстремальным - 9%, 5%, игровые заведения - 4,5%, чтение книг - 3,5%, прогулки на свежем воздухе -3%, посещение театров (музеев) и поездки на автомобиле (в т.ч. автогонки) - 2,5%. Затруднились с ответом - 1,5% респондентов.
Социологический опрос, проведенный среди студентов после проведения спортивного фестиваля «ГТО-НИКА» показал, что 98% студентов положительно относятся к объединению в одних соревнованиях спортивных и творческих конкурсов.
96% студентов, считают, что во время подготовки сдачи норм ГТО, необходимо развивать не только физические, но также нравственные, духовные и психические качества.
99% студентов положительно относятся к внедрению программы «ГТО-НИКА» в спортивно-массовую работу вуза [4, 5, 6].
ВЫВОДЫ
1. Использование разнообразных инновационных форм и методов современного гуманистического воспитания на занятиях физической культурой и спортом, значительно улучшает показатели состояния здоровья, физической подготовленности, повышает уровень мотивации к занятиям физкультурой и спортом у студентов.
2. Применение проекта «ГТО-НИКА» позволяет не только удовлетворить многосторонние социокультурные запросы и требования, интересы и потребности студентов в отношении физического воспитания и нового комплекса ГТО, а главное мотивировать к подготовке выполнения норм комплекса, к систематическим занятиям физкультурой и спортом.
Исследование еще раз подтвердило, что при увеличении масштабов инновационной деятельности в вузе, вовлечении большого числа студентов в занятия по новейшим технологиям, создание благоприятной инфраструктуры в местах организации для эксперимента инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга студентов, который предполагает гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством, способствует социально-экономическому, духовному и культурному подъему и укрепление государства, возрождение здорового поколения детей и молодежи России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фирсин, С.А. Инновационные формы организации физического воспитания в вузе / С.А. Фирсин, И.А. Дорофеева // Евразийский Союз Ученых. Материалы V Международной научно-практической конференции, 29-30 августа, г. Москва. - 2014. - № 5. - С. 34-35.
2. Фирсин, С.А. Применение инновационных технологий на уроках физической культуры / С.А. Фирсин // Академический вестник. - 2015. - № 2 (16). - С. 112-116.
3. Фирсин, С.А. Программа «СПАРТ-ГТО», как игровая рационализация комплекса ГТО в физическом воспитании и социализации школьников / С.А. Фирсин // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 11 (часть 3). - С. 359-361.
4. Фирсин, С.А. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи / С.А. Фирсин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 194197.
5. Фирсин, С.А. Использование разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников / С.А. Фирсин, Т.Ю. Маскаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 288-293.
6. Фирсин, С.А. Использование квест-технологий в системе физического воспитания детей и молодежи / С.А. Фирсин // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 178-182.
REFERENCES
1. Firsin, S.A. and Dorofeeva, I.A. (2014), "Innovative forms of organization of physical education in the university", Scientific Journal Eurasian Union of Scientists Materials of the V International Scientific and Practical Conference August 29-30, Moscow, No. 5, pp. 34-35.
2. Firsin, S.A. (2015), "The use of innovative technologies in physical education lessons", Academic Bulletin Scientific and Practical Journal, No. 2 (16), pp. 112 - 116.
3. Firsin, S.A. (2015), "The "Sparta- GTO" as the rationalization of complex GTO's in physical education and socialization of students", International Journal of Experimental Education, No. 11 (Part 3), pp. 359-361.
4. Firsin, S.A. (2016), "Project "GTO-NIKA" in the physical education of children and youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 194-197.
5. Firsin, S.A. and Maskaeva, T.Yu. (2016), "The use of a variety of games in the project "GTO-NIKA" for the physical education and socialization of schoolchildren", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 288-293.
6. Firsin, S.A. (2017), "Use of quest technologies in the system of physical education of children and youth", Modern health-saving technologies, No. 4, pp.178-182.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2018