Социологический анализ физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи Фирсин С.А.
Фирсин Сергей Анатольевич /Firsin Sergey Anatolyevich - докторант, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва
Аннотация: данная статья посвящена проблемам физического воспитания в досуговой деятельности в Саратовской области. Результаты проведенных исследований позволили выявить основные тенденции и проблемы в физическом воспитании в досуговой деятельности детей и молодежи.
Abstract: this paper is devoted to physical education and leisure activities in the Saratov region.
The studies revealed the key trends and issues in physical education and leisure activities of children and youth.
Ключевые слова: физическое воспитания, досуговая деятельность. Keywords: physical education, leisure activity.
УДК 379.82: 796.01
В настоящее время специалисты многих стран направляют свои усилия на решение проблемы физического, психического и духовно-нравственного совершенствования населения, прежде всего детей и молодежи.
В поиске средств решения этой задачи следует учитывать, что особенно важную роль в целенаправленном формировании, коррекции, изменении в нужном направлении физических, психических, социокультурных качеств и способностей, а также поведения детей, подростков, молодежи может и должно играть физическое воспитание в досуговой деятельности.
Однако, как признает большинство ученых и практических специалистов, современная система физического воспитания в досуговой деятельности является недостаточно эффективной.
Данная ситуация выдвигает на повестку дня проблему модернизации современной системы физического воспитания и теории этого воспитания.
В нашей стране и за рубежом проделана значительная научно-исследовательская работа по разработке новой, адекватной современным условиям, теории физического воспитания. Поэтому возникает необходимость осмыслить состояние ее разработки.
Но в этих материалах затрагиваются лишь отдельные аспекты, направления современного физического воспитания и, как правило, применительно к тем или иным группам населения (например, к школьникам или студентам) или странам. Отсутствует общая теоретическая оценка предлагаемых концепций, не выявляется их соответствие основным принципам и положениям современной логики и методологии науки. Все это затрудняет полноценную оценку современного состояния разработки новой теории физического воспитания.
Необходимость разработки исследовательской работы связана с тем, что важное место в системе воспитания детей и молодежи (наряду с другими направлениями этой педагогической деятельности) должно занимать физическое воспитание, основанное на использовании активных, регулярных занятий физической культурой и спортом в досуговой деятельности детей и молодежи.
Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся положением в Саратовской области, а именно:
- снижением состояния здоровья и низким уровнем физической подготовленности детей и молодежи;
- недостаточной эффективностью региональной системы организация физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи.
Основной же проблемой является то, что организация физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи, осуществляется без достаточного научного обоснования, и довольно часто методом проб и ошибок [1, 2].
Опыт подготовки и проведения данных исследований, а также некоторых других, учтен при разработке данного исследования.
Главная цель исследования - на основе полученной социологической информации об отношении детей и молодежи к физическому воспитанию в системе досуга, изучить ее роль и выявить предпочтения детей и молодежи в организации физического воспитания в досуговой деятельности.
Объектом исследования является социологическая информация, полученная от школьников и студентов Саратовской области.
Предметом исследования является оценка значимости и степень актуализации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи.
В исследованиях нами использовался метод опроса - анкетирование.
Поскольку в исследовании приняли участие школьники 10-11 классов и студенты 1-5 курсов разного возраста, целесообразно ввести следующие условные обозначения: школьники и студенты.
Из данных таблицы 1 видно, что интерес к физической культуре и спорту не занимает ведущего места у детей и молодежи. Лишь 11% юношей и 9% девушек она интересует очень сильно. Большинство юношей - 36% и абсолютное большинство девушек - 56% физическая культура интересует лишь в некоторой степени. Совсем не интересуется физической культурой и спортом 44% школьников и студентов. Из них 54% юношей и 35% девушек.
При этом совсем не интересуются физической культурой и спортом 52% школьников и 49% студентов.
Таблица 1.
Показатели отношения к занятиям физической культурой и спортом детей и молодежи, %
Исходя из данных, представленных в таблице 2, ранговые места интересов распределились следующим образом: просмотр спортивных соревнований по телевизору, активные занятия спортом, чтение в газетах спортивной информации, посещение спортивных зрелищ.
Таблица 2.
Показатели интереса в досуговой деятельности, %
Степень активности Школьники Студенты Юноши Девушки Все
Да, и очень сильно 8 12 11 9 10
Да, в некоторой степени 41 39 36 56 46
Совсем не интересует 52 49 54 35 44
Обращает на себя внимание преимущественное потребление телевизионной информации (96% юношей) по сравнению с телевизионной информации (88% девушек). Отметим, что активный интерес (занятие спортом) занимает лишь 3 ранговое место (26% юношей и 18% девушек).
В таблице 3 показана полезность и эффективность занятий физическими упражнениями.
Большая часть респондентов - 62% очень высоко оценивают полезность и эффективность занятий физическими упражнениями, 38% считают, что имеют сомнения в том, что совсем не обязательно заниматься физическими упражнениями, чтобы в течение длительного времени сохранять хорошее физическое состояние и здоровье; 22% юношей и 16% девушек считают так, причем среди юношей эти сомнения выше на 6%.
Степень активности Школьники Студенты Юноши Девушки Все
Читаю спортивные газеты и журналы (спортивные разделы в других газетах и журналах, книги, статьи о спорте и т.п.) 16 18 17
Смотрю спортивные соревнования по телевизору 93 91 96 88 92
Посещаю спортивные зрелища 41 43 45 39 42
Активно занимаюсь физическими упражнениями и спортом (самостоятельно или в спортивной секции) 20 24 26 18 22
Участвую в спортивных соревнованиях 13 10 11 14 12,5
Увлекаюсь спортивной фотографией (живописью) 0,4 0,6 1 - 0,5
Таблица 3.
Полезность и эффективность занятий физическими упражнениями, %
Занятия упражнениями тем людям,
получают физическую производстве или условиях, респондентов, а что существуют для человека и эффективные, физическими средства
его физическое здоровье.
Отечественные специалисты в области физического воспитания считают, что во многих странах мира идет поиск и внедрение в практику воспитания и организации досуговой деятельности детей и молодежи таких инновационных направлений, форм и методов работы, которые не только декларативно, но и реально содействуют ее приобщению к провозглашаемым гуманистическим идеалам и ценностям [1, 2, 3].
Одним из таких подходов является комплексная система организации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи, которая должно подготавливать учащуюся молодежь к свободному занятию массовым спортом и стремиться превращать зрителей в участников, должно учитывать разнообразные мотивы и особенности различных участвующих групп и их спортивные возможности.
Полученные результаты показали, что в Саратовской области у детей и молодежи в досуговой деятельности нет интереса и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Основные причины - отсутствие в регионе комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности и гуманистической ориентации у подростков.
Выводы
1. Существующая система организации физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи Саратовской области является недостаточно эффективной, так как не позволяет обеспечить высокий уровень физкультурно-спортивной активности, физической и спортивной культуры, их гуманистической ориентации и т.п.
2. Результаты социологического исследования служат хорошей базой для выработки научно-обоснованных практических рекомендаций в физическом воспитании досуговой деятельности детей и молодежи.
3. Основными условиями повышения эффективности физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи Саратовской области является внесение таких изменений в содержание и структуру организации этой деятельности, которые обеспечивают ее комплексный характер (с точки зрения задач, форм и методов их решения и т.д.).
Степень активности Юноши Девушки Все
Для того, чтобы в течение длительного времени сохранять хорошее физическое состояние и здоровье, совсем не обязательно заниматься физическими упражнениями 22 16 38
Занятия физическими упражнениями вовсе не нужны тем людям, которые получают существенную физическую нагрузку на производстве или в домашних условиях 16 19 35
Существуют более полезные для человека и более эффективные, чем занятия физическими упражнениями, средства воздействия на его физическое развитие и здоровье, например, физический труд (на производстве, дома - на садовом участке, и т.д.) 13 18 15,5
С приведенными выше высказываниями не согласен 33 29 62
Затрудняюсь ответить 2 1 3
физическими вовсе не нужны которые существенную нагрузку на в домашних считают 35% 15,5% ответили, более полезные более
чем занятия упражнениями, воздействия на развитие и
Литература
1. Столяров В.И. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи / В.И. Столяров, С.А. Фирсин Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. - 176 с.
2. Столяров В.И. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ): Монография/ В.И. Столяров, С.А. Фирсин, С.Ю. Баринов. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. 269 с.
3. Фирсин С.А. Спартианские игры как средство формирования интереса детей и молодежи к занятиям физкультурой / С.А. Фирсин// Теория, проекты и технологии интеграции спорта с искусством: материалы международной научной конференции, посвящённой 20-летию разработанного в ГЦОЛИФК проекта «СПАРТ» / Под общей редакцией д.ф.н., проф. В.И. Столярова. - М.: РГУКСМиТ, 2011. С. 123-125.