Научная статья на тему 'Гуманистическая программа «ГТО-НИКА»'

Гуманистическая программа «ГТО-НИКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION / RECREATIONAL ACTIVITIES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсин Сергей Анатольевич

В статье представлена новая гуманистическая программа «ГТО-НИКА», которая призвана содействовать созданию гуманистического, культурного потенциала игровой и соревновательной деятельности, повышению ориентации детей и молодежи на развитие физических, творческих, познавательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanist program " GTO-NIKA"

The article presents a new humanistic program " GTO-NIKA", which aims to promote the creation of humanistic, cultural potential of gaming and competitive activity, increased targeting of children and youth in the development of physical, creative, cognitive abilities.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая программа «ГТО-НИКА»»

5.Практикум по возрастной психологии: учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб., 2002. - 694 с.

6.Россова Ю.И. «Новая педагогика» В.П. Вахтерова: личность ребенка как высшая ценность // Приволжский научный вестник. - 2014. - №8-2 (36). - С. 105107.

7.Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6-0. - С.506.

8.Россова Ю.И. Педагог в инклюзивном образовании // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. -Саранск, 2016. - С. 360 - 365.

9.Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №10 (54). - С. 437-442.

10.Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания. - М., 2003. - 83 с.

11.Чернова Э.Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов Центральноевропейского региона России: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Ярославль, 2003.

УДК 796.011.1

Фирсин С.А. Гуманистическая программа «ГТО-НИКА»

Humanist program " GTO-NIKA"

Фирсин Сергей Анатольевич Академия социального управления (АСОУ), Москва

Firsin Sergey Anatolyevich Academy of social management (ASOU), Moscow

Аннотация: В статье представлена новая гуманистическая программа «ГТО-НИКА», которая призвана содействовать созданию гуманистического, культурного потенциала игровой и соревновательной деятельности, повышению ориентации детей и молодежи на развитие физических, творческих, познавательных способностей.

Abstract: The article presents a new humanistic program " GTO-NIKA", which aims to promote the creation of humanistic, cultural potential of gaming and competitive activity, increased targeting of children and youth in the development of physical, creative, cognitive abilities.

Ключевые слова: физическое воспитание, досуговая деятельность,

духовно-нравственного воспитания

Keywords: physical education, recreational activities, spiritual and moral education

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования.

Изучение проблем духовно-нравственного воспитания занимались отечественные ученные (К.А.Альбуханова-Славская, Е.П.Белозерцев, В.А. Беляева, И.Ф. Исаев, И.Б.Котова, ВЛ.Сластенин, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов, В.Ю. Троицкий и др.) которые считали, что духовно-нравственное воспитание -это один из аспектов воспитания и оно направленно на усвоение подрастающими поколениями высших духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение.

Высшими в применении к процессу воспитания можно считать следующие ценности, составляющие систему:

1) индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребенка, честь, достоинство);

2) семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, ее традиции);

3) национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации);

4) общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Его показателями могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания, богатство духовных запросов [1].

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоничную связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, основные качества которой, является дисциплина ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, не спонтанно принимает решения. Консолидация личности, ее возможно максимальная согласованность со своим внутренним и окружающим миром, имеет существенное значение, как для оценки психического здоровья, так и для оценки его совершенства.

Особенно важно это в детском возрасте, когда на основе естественного развития и социализации закладываются основы здоровья человека, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, нравственной, эстетической и других элементов культуры.

Для предотвращения этих негативных явлений чрезвычайно важной является организация свободного времени - самостоятельные или организованные формы деятельности (отдых, развлечение, общение с другими лицами, самосовершенствование и т.п.), которые человек осуществляет по собственной воле. Досуг способен оказать огромное позитивное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал по приобщению детей и молодежи к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры.

Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям и подросткам какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличии желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования.

На решение этой необычайно важной задачи и ориентирована гуманистическая программа физического воспитания «ГТО-НИКА» - которая призвана содействовать созданию гуманистического, культурного потенциала игровой и соревновательной деятельности, повышению ориентации каждого человека на развитие физических, творческих, познавательных способностей, позволяющих добиваться успеха в различных видах деятельности, в выполнении различных функций и тем самым обеспечивать свою конкурентоспособность в сложном современном мире.

Это слово, которое придумал автор статьи, как сокращение, составленное из первых трех букв русских слов: «Готов к труду и обороне» и греческого слова «№кп» — «победа» — имя древнегреческой богини победы, олицетворяющая победу в военных сражениях и спортивных состязаниях.

В рамках реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» предполагается проведение полного комплекта новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых

мероприятий детей и молодежи содействующее не только их физическому, но также психическому и духовно-нравственному совершенствованию [2].

Поиск наиболее сильных мотивационно-ценностных ориентаций детей и молодежи в процессе занятий физкультурно-оздоровительных мероприятий — самое узкое звено в решении поставленной проблемы. В рамках реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» предполагается проведение полного комплекта физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, которые позволят изменить в содержание и структуру организации этой деятельности и обеспечить высокий уровень физкультурно-спортивной активности, формированию у них потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интереса к физкультурной деятельности [3, 4].

Реализация программы будет способствовать формированию здорового образа жизни, укреплению здоровья, повышению социальной активности, а также приобщению молодежи к физической культуре и спорту.

Основная цель программы - разработка и внедрение в практику общеобразовательных организаций новых нетрадиционных физкультурно-оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи не только основных физических качеств и подготовки к сдаче норм ГТО, но также воспитанию активной, целостно развитой личности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств.

Основные задачи:

- содействовать популяризации и пропаганде среди детей и молодежи

нового комплекса ГТО, повышению для них привлекательности этого комплекса через новые нетрадиционные физкультурно-оздоровительные спортивно-массовые мероприятия;

- содействовать формированию осознанного отношения к здоровому образу жизни и формированию физических качеств и двигательных способностей, в игровой и соревновательной деятельности;

- поиск, экспериментальная апробация и широкое внедрение новых нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, разработка и внедрение программ физкультурно-оздоровительной направленности;

- воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;

- улучшение системы здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, приобщение их к систематическим занятиям физической культуры и спортом, как составному элементу общенациональной культуры; — внедрение новых инновационных форм проведения соревнований и физкультурно-массовых мероприятий;

- создание механизмов, способных кардинально увеличить численность детей и молодежи, занимающихся физической культурой и спортом, а также способных кардинально поднять интерес занимающихся детей и молодежи к занятиям спортом в досуговой деятельности;

- организация увлекательного, творческого, активного досуга.

Для решения указанных задач в ходе реализации гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» планируется использовать комплекс социально-педагогических форм и методов:

1. Информационное оповещение о проводимых мероприятиях и условиях в них участия через социальную сеть и сайты общественных организаций.

2. Интернет рассылки заданий участникам целевой группы, а также формы их выполнения и предоставления организаторам проводимых мероприятий.

3. Анкетирование.

4. Экспертные оценки выполненных заданий.

5. Организация и проведение спортивного фестиваля на муниципальном, региональном, федеральном, международным уровне.

6. Разъяснение и пропаганда во всех проводимых мероприятиях «Духовно-нравственного Кодекса поведения в соперничестве».

7. Использование системы призов и наград для поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и

поступков в соревнованиях, целостного развития личности.

8. Подготовка и переподготовка специалистов для использования форм и методов гуманистической программы физического воспитания «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью по месту жительства.

9. Проведение методических совещаний и семинаров для специалистов для их обучения использованию форм и методов программы «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью по месту жительства.

10.Издание методического пособия, обобщающего опыт проводимых мероприятий в г. Москва и Московской области, а также регионах Р.Ф. включающего разработку методических рекомендаций по использованию форм и методов программы «ГТО-НИКА» в системе социально-педагогической деятельности с детьми и молодежью.

Программа состоит из двух разделов:

1.1. Спортивный раздел направлен на развитие у детей и молодежи основных физических качеств и подготовку к сдаче норм ГТО.

2. Спортивное многоборье — личные соревнования, в которых школьники демонстрируют свою физическую подготовленность по основным физическим качествам (тесты на быстроту, силу, выносливость, гибкость и ловкость (координационные способности).

3. Командные соревнования, включающее разнообразные народные, сюжетно-ролевые, театрализованные психотехнические игры, встречные эстафеты, перетягивание каната и. т.д.

4. Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и.т.д.) по упрощенным правилам.

5. II. Творческий раздел направлен на формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи.

6. Командные конкурсы (визитная карточка «Что такое ГТО?», командная песня, командный танец).

7. Индивидуальные конкурсы (музыкальный инструмент, вокал, чтецы).

Ожидаемые результаты и практическая значимость:

- повышение в глазах детей и молодежи привлекательности комплекса ГТО, значимости, престижа целостного (гармоничного и разностороннего) развития личности, уровня мотивации на такое развитие и достижения в нравственном, культурном, научном, интеллектуальном и физическом развитии;

- повышение социальной активности, ориентации на самосовершенствование, саморазвитие, творческой самореализации школьников, участия в художественной, физкультурно-спортивной, научной и другой

творческой деятельности;

- формирование и повышение у детей и молодежи чувства патриотизма, любви к Родине, а также ее приобщение к ценностям культуры мира;

- снижение уровня девиантного, асоциального поведения детей и молодежи.

Программа «ГТО-НИКА» ориентирована на здоровье детей и молодежи, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой и соревновательной деятельности.

Данная программа направлена на формирование положительного отношения у детей и молодежи к занятиям физической культурой и спорта в досуговой деятельности, активной, творческой личности, для которой характерны социальное поведение и культура с ориентацией на духовно-нравственные и эстетические ценности, а также здоровый образ жизни.

Социально-ориентированная программа «ГТО-НИКА», направленная на профилактику асоциального поведения, позволит предотвратить процессы вовлечения детей и молодежи в преступную деятельность.

Социально-экономический и нравственный эффекты от реализации программы позволят уже в кратчайшие сроки получить ощутимые результаты.

Конечным результатом реализации программы «ГТО-НИКА» должен стать социально-экономический, духовный и культурный подъем, укрепление государства, возрождение здорового поколения детей и молодежи России.

Библиографический список

1. Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник Университета российской академии образования ВЕСТИ — 2008 1(39). — С. 26.

2. Фирсин А.С. Проект «ГТО-НИКА» в физическом воспитании детей и молодежи // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» № 2 (132) - 2016 г. С. 194-197.

3. Фирсин С.А., Маскаева Т.Ю. Использования разнообразных игр в проекте «ГТО-НИКА» для физического воспитания и социализации школьников // «Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» № 4 (134) - 2016 г. С. 288-293.

4. Фирсин С.А., Пальцева Н.В. Формирование духовно - нравственных ценностей у детей и молодежи через инновационный проект «ГТО-НИКА» //Гармоничное развитие личности: психология и педагогика: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 апреля 2016 г. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. С. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.