Использование информационно-коммуникационных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей предметного мира
Ступикова Любовь Геннадьевна, Толкачёва Юлия Витальевна
ГБДОУ №17, Санкт-Петербург
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, интерактивные технологии, история предметного мира, дошкольное образование
Аннотация: Статья посвящена вопросу введения исторических знаний в содержание учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации. Авторы представляют свой опыт в реализации данного направления работы с дошкольниками с применением
интерактивных технологий.
В стратегических документах и основных положениях нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы дошкольного образования, указывается на необходимость повышения качества образования как ключевой идеи её развития. При этом определены основные направления, за счет которых возможно обновление деятельности дошкольных образовательных организаций и повышение качества их работы.
Вступление в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначило целевые ориентиры и ожидаемые результаты деятельности дошкольных образовательных организаций. Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкольного возраста, реализации программ их развития и поддержки в условиях детского сада.
В связи с этим, большое внимание уделяется поиску современных методов, форм работы с дошкольниками, использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Компьютерные технологии, проникшие сегодня практически во все сферы жизни и деятельности современного общества, вносят свои коррективы в подходы к организации образовательного процесса, открывая перед педагогами совершенно новые возможности.
Работы исследователей (И.В. Роберт, Ю.М. Горвиц, А.М. Вербенец, Т.С. Комарова,
К.Ю. Белая, И.И. Комарова, А.В. Туликов, И. Калаш и др.) подтверждают целесообразность использования ИКТ с целью развития познавательных способностей старших дошкольников. Учеными отмечаются возможности повышения эффективности образовательного процесса в результате их использования в дошкольных образовательных организациях.
Все вышеперечисленные положения явились ориентиром в выборе направления нашей работы. Осознавая необходимость решения ранее представленных актуальных задач развития системы дошкольного образования и повышения качества образовательного процесса дошкольных образовательных организаций, авторским коллективом нашего ГБДОУ был разработан инновационный продукт - методическое пособие «Лента времени», представляющее собой серию авторских разработок - презентаций с использованием интерактивных технологий Мтю для работы с детьми старшего дошкольного возраста, посвященных теме истории предметного мира.
Познание предметного мира для дошкольников очень интересный и увлекательный процесс. Дети знакомятся с предметами, окружающими их, открывают для себя их свойства, учатся взаимодействовать с ними.
Отметим, что проблема познания предметного мира дошкольниками не является новой. В многочисленных исследованиях психологов и педагогов описана важность процесса знакомства ребенка с предметами, окружающими его, познания их свойств, развития умений взаимодействовать с ними. Этому вопросу посвящали работы такие исследователи как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина и многие другие.
Каждая вещь, с которой взаимодействует дошкольник, имеет отличительные признаки: цвет, форма, величина, материал (из которого она изготовлена), строение, функции, а иногда и звуки, запахи и т.д., но также она имеет и историю возникновения, развития, доступную и интересную детям. Безусловно, очень важно учить дошкольников различать, группировать окружающие предметы по их характерным чертам, назначению, но не менее важно показать ребенку то, как предметы, окружающие его в современном мире, изменялись на протяжении своей истории, показать преобразующую деятельность человека по их усовершенствованию, рассказать о причинах, которые побуждали людей окружать себя предметами более удобными, красивыми, полезными, функциональными. При этом мы открываем перед детьми перспективу дальнейшего совершенствования окружающего их мира, даем простор для творчества, побуждаем мечтать и фантазировать.
Такое овладение «миром предметов» имеет огромное значение для развития эстетического восприятия, мотивационно-личностной сферы ребенка, креативности мышления.
Введение исторических знаний в содержание учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации может способствовать приданию целостности и системности педагогическому процессу, расширению кругозора и повышению уровня социальной компетентности ребенка. Знакомясь с историей предметов, ребенок познает мир и самого себя в мире - от прошлого через настоящее к будущему.
Разрабатывая методическое пособие, мы проанализировали лексические темы, традиционно используемые в работе с дошкольниками. Затем из данного перечня тем были выбраны обладающие потенциальными возможностями для изучения их в историческом аспекте. На каждую из данных тем был разработан проект Мтю. Серию проектов можно использовать в течение всего учебного года, дополняя работу с детьми по этим темам, обобщая знания детей и знакомя их с эволюцией игрушки, посуды, жилища человека, одежды, мебели, музыкальных инструментов, транспорта, книги.
Все проекты разработаны в едином стиле. Работа с каждым из них начинается с того, что мы предлагаем детям отправиться в путешествие во времени, посетить различные эпохи, поговорить о том, что из себя представлял предметный мир в это время. По всем темам мы посещаем следующие эпохи: «Каменный век», «Древняя Русь», «Царские времена» (это 17 - 19 век), «Настоящее» и «Будущее» (фантазируем о том, как будет выглядеть окружающий мир, каким бы дети хотели его видеть).
Каждый проект содержит различные задания для работы с детьми. Например: расположить эпохи в правильном порядке, расположить предметы в соответствии с эпохами, выложить цепочку - эволюцию конкретной вещи, найти лишнее и т.д.
Каждый проект содержит порядка 15 страниц с различными заданиями по теме. Причем использовать можно как всю презентацию, перемещаясь от страницы к странице, так и отдельные задания без обращения к остальным (в зависимости от задач, стоящих перед педагогом, организующим деятельность с детьми).
Инновационный продукт имеет свою ценность в связи с возможностью использования с детьми дошкольного возраста групп различной направленности. Его внедрение в педагогический процесс дошкольной организации является условием реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, направлено на обеспечение условий индивидуализации и успешной социализации детей, создает возможность использования предлагаемых материалов родителями для обогащения досуга детей и организации их совместной деятельности.
Полученные результаты развития детей подтвердили, что осуществляемая работа может
рассматриваться как программа развития и поддержки детей дошкольного возраста, а использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада выступает как эффективное средство, расширяющее возможности профессиональной деятельности педагогов.
Список литературы:
1.Дыбина О.В. Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
2.Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. РФ, 2011.
3. Толкачёва Ю.В., Ступикова Л.Г. Колесо истории. Игра-путешествие во времени. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
4. Толкачёва Ю.В., Ступикова Л.Г. Фантазеры. Игры для формирования представлений о рукотворных вещах. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
5.Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М.: Центр педагогического образования, 2014.
7.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».