К вопросу проектирования информационно-
коммуникационной среды дошкольной образовательной организации
Ступикова Л.Г.,
аспирант кафедры специальной (коррекционной) педагогики СПб АППО, учитель-логопед ГБДОУ №17, Санкт-Петербург, Россия
Толкачёва Ю.В.
воспитатель ГБДОУ № 17, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Проблема внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольных организаций несомненно является перспективной в современной действительности. Статья посвящена рассмотрению актуальности данной темы, раскрытию проблем, связанных с информатизацией образования, а также обоснованию необходимости проектировании модели информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций на сегодняшний день является одним из новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике. В настоящее время, в условиях тенденции глобальной информатизации общества, современные технологии передачи информации прочно входят во все сферы жизни человека, открывая перед ним совершенно новые возможности. Процесс информатизации не может обойти стороной и систему образования, где уже давно назрела необходимость в структурных изменениях с учетом современных условий жизни общества.
Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском новых подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс характеризуется отставанием от темпов развития информационного общества, однако следует отметить, что на сегодняшний момент уже сделаны огромные шаги в данном направлении. В большинстве документов, которые приняты правительством Российской Федерации, касающихся перспектив развития образования и страны в целом, обязательно фигурируют вопросы информатизации образования.
Основой развития и внедрения новых информационных технологий в сфере образования и науки сегодня являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
- Информационное письмо Минобразования РФ "Об информатизации дошкольного образования в России"
Важность дошкольного возраста трудно переоценить. Именно в это время начинается вхождение ребенка в мир знаний, закладывается фундамент для последующего обучения, начинается формирование личности, устанавливаются отношения с другими людьми. Дошкольное образование сегодня рассматривается как первый уровень общего образования, и играет важную роль в предшкольной подготовке ребенка. Встает вопрос о необходимости изучения возможностей преобразования учебно-воспитательной работы дошкольной организации с целью:
- повышения результативности образовательного процесса;
- повышения эффективности взаимодействия участников образовательного процесса;
- развития умений детей действовать в современном мире, способствующих их социальной адаптации, раскрытию и совершенствованию индивидуальных способностей дошкольников.
Организуя учебно-воспитательный процесс в дошкольной организации необходимо учитывать особенности развития современных дошкольников.
А.Д. Андреева отмечает, что к концу дошкольного возраста многие дети: «не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, недостаточная развитость восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы...» [14].
Между тем, Минобразование России обращает внимание на то, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности. [2].
Использование ИКТ в педагогическом процессе может способствовать:
- формированию положительной мотивации к трудным для ребенка видам деятельности;
- обеспечению гибкости процесса обучения, индивидуализации образовательного маршрута;
- развитию умения детей дошкольного возраста ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладению практическими способами работы с информацией;
- обогащению и расширению кругозора ребенка;
- стимулированию индивидуальной деятельности и развитию познавательных процессов детей;
- воспитанию творческой личности, адаптированной к жизни в современном обществе.
В результате применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе ребенок становится активным субъектом учебной деятельности, происходит удовлетворение познавательного интереса детей, что способствует осознанному усвоению ими знаний; образовательный процесс становится более интересным. Использование ИКТ приближает изучаемые процессы к жизни ребёнка. То есть внедрение новых информационных технологий в работу с детьми дошкольного возраста может способствовать разрешению противоречия между возрастающей необходимостью предшкольной подготовки дошкольников и недостаточной мотивацией их познавательной деятельности.
Анализируя современную практику применения информационно-коммуникационых технологий в образовательном процессе дошкольных организаций, можно отметить, что сегодня - это бессистемное и подчас неграмотное использование ИКТ-технологий в образовательных целях (применение несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку электронных образовательных ресурсов и сервисов; использование в учебно-воспитательном процессе школ и детских садов материалов, несовместимых с целями образования и воспитания; возникновение дополнительной и нетипичной нагрузки на психическое и физическое здоровье обучающихся и др.) В настоящий момент практически отсутствует системная стратегия проектирования информационных образовательных сред в дошкольных образовательных организациях [5].
Несмотря на то, что, согласно нормативным документам существуют требования внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, сегодня практически отсутствуют методические материалы, обеспечивающих создание информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации. Между тем, ее правильно организованные педагогическое пространство с внедрением ИКТ может повысить результативность образовательного процесса и способствовать эффективному взаимодействию его участников в условиях внедрения ФГОС.
Согласно определению И.В. Роберт: «Информационно-коммуникационная предметная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым, преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ»[8].
В работах, освещающих вопросы информатизации образовательного процесса (И. Калаш, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уваров и др.), выявлены возможности, перспективные направления разработки и использования ИКТ в образовательных организациях. В современной педагогической литературе описаны концептуальные подходы к проектированию образовательной среды (В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), существует также значительное число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред. Однако в практике отсутствуют конкретные требования к проектированию информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации. Вместе с тем организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является весьма важной для каждой образовательной организации, в том числе и работающих с дошкольниками.
Внедрение новых информационно-коммуникативных технологий обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования, но оно еще только в начале своего пути. Именно поэтому появляется необходимость изучать возможности использования ИКТ в дошкольных образовательных организациях. Работы исследователей подтверждают целесообразность использования ИКТ с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Таким образом, необходимо разрабатывать технологии проектирования информационно-коммуникационной среды дошкольной образовательной организации, использовать ее потенциал. Главной проблемой на сегодняшний день является отсутствие детально проработанных требований к построению информационного образовательного пространства. Поэтому при использовании новых информационных технологий педагог должен четко определять цели, средства, руководствоваться санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Вопрос качества и безопасности образовательной среды сегодня как никогда актуален и требует пристального внимания со стороны всех участников образовательного процесса.
Литература
1. Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России".
2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. РФ, 2011.
3. Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Е С. Полат. М., 2000.
5. Распоряжение правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
6. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 5.
7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования № 5. 1997.
8. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра. Москва: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2011.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001.
11. Ресурс Интернет: Проект. Концепция единой информационной образовательной среды в Российской Федерации. URL: http://raec.ru/upload/files/eios_conception.pdf. 14.03.2015.
12. Ресурс Интернет: Андреева А.Д. Психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf. 14.03.2015.