Научная статья на тему 'Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста'

Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1996
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERN TRENDS IN PRESCHOOL EDUCATION / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIRECT EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котова С. А.

В статье рассмотрены основные подходы к современной тенденции использования интерактивной доски в работе с дошкольниками. Представлен опыт внедрения технологии интерактивной доски при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERACTIVE WHITEBOARDS IN TEACHING CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article describes the main approaches to modern trends in the use of an interactive Board in work with preschool children. The experience of introducing the technology of interactive whiteboards in the organization of direct educational activities with children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста»

Котова С.А.

Толъяттинский государственный университет,

г. Тольятти, Россия

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье рассмотрены основные подходы к современной тенденции использования интерактивной доски в работе с дошкольниками. Представлен опыт внедрения технологии интерактивной доски при организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: современные тенденции дошкольного образования, интерактивная доска, непосредственная образовательная деятельность.

Kotova S. A.

Togliatti state University, Togliatti, Russia

THE ROLE OF INTERACTIVE WHITEBOARDS IN TEACHING CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Abstract

The article describes the main approaches to modern trends in the use of an interactive Board in work with preschool children. The experience of introducing the technology of interactive whiteboards in the organization of direct educational activities with children of preschool age.

Keywords: modern trends in preschool education, interactive whiteboard, direct educational activities.

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения строят свою деятельность в соответствии с новыми требованиями, учитывают актуальные тенденции, в том числе связанные с использованием в ходе образовательного процесса современного оборудования, в частности интерактивной доски.

Определяя сегодня характерные черты новой образовательной модели, следует отметить ее непрерывность, проектность и технологичность, диалогичность, ориентацию учебного процесса не только на содержание и логику, но и на специфику восприятия информации.

Залогом успеха решения задачи построения новой образовательной модели является радикальное переоснащение всего учебного процесса на базе новейших информационных, коммуникационных и интерактивных технологий.

Современные исследования позволяют предположить, что использование интерактивной доски может обеспечить условия для сотрудничества и позитивного опыта обучения среди детей или в общении детей и взрослых. При этом такой результат не возникает сам собой.

Итак, педагоги очень заинтересованы в том, чтобы понять, как интерактивную доску можно использовать в дошкольном образовании. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений. Впрочем, если использовать интерактивную доску для поддержки дошкольного образования по всем предметам, включенным в программу, то эту технологию следует интегрировать таким образом, чтобы способствовать развитию у детей позитивного настроя на обучение.

Исследователи выделяют в дошкольном образовании четыре главные области обучения, в которых роль интерактивной доски можно реализовать оптимально:

• Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения максимальной пользы от применения интерактивной доски зачастую требуется участие взрослых.

• Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия «ошибки», а есть исследование свойств микромира при участии педагога и детей. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «что если...» Чтобы поддержать креативность детей, следует их побуждать: в процессе игры находить альтернативные варианты действий, всегда видеть возможность выбора, устанавливать связи между вещами, проводить необычные сравнения и смотреть на вещи с точки зрения других.

• Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции интерактивной доски в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями туристического агентства, офисов и магазинов, в которых взаимодействие осуществляется в основном через сенсорный экран. Возможности здесь очень велики. Хотя существует явная необходимость большего развития программных продуктов для интерактивной доски, новаторы-педагоги, импровизирующие вместе с детьми, могут добиться очень многого.

• Обучение обучению. Есть веские доказательства того, что интерактивные доски можно применять, чтобы помогать даже очень маленьким детям думать о мышлении, и что инструменты интерактивной доски, поддерживающие развитие универсальных учебных действий, в частности, помогающие в обучении обучению, это в основном те же средства, которые наиболее

эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры.

Изучая роль разных инструментов интерактивной доски и возможности их использования в развитии и обучении детей дошкольного возраста, исследователи выделяют следующие направления:

• интерактивная доска и грамотность;

• интерактивная доска и математическое мышление;

• интерактивная доска и наука;

• креативность, способность к решению проблем и игровые модели;

• визуальная грамотность и изобразительное искусство;

• медиаобразование;

• музыкальное образование.

Для того, чтобы современная тенденция использования интерактивной доски внесла позитивный вклад в эти направления, дошкольники должны применять её в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах. Развитие — самая общая цель образования детей младшего возраста.

Коллектив детского сада №137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти также старается идти в ногу со временем. Так, в начале 2011 г. было принято решение о приобретении интерактивной доски SMART Board.

Новое оборудование удалось внедрить в работу достаточно быстро, чему способствовали: организация стажировочных площадок на базе детских садов лаборатории «Информационные технологии» под научным руководством д.п.н., профессора Тольяттинского государственного университета Руденко И.В.; серия учебных пособий лаборатории образовательных технологий по разработке и внедрению конспектов занятий с использованием интерактивной доски. В настоящее время интерактивную доску активно применяют в работе с детьми воспитатель развивающего обучения, психолог, музыкальный руководитель.

Непосредственно образовательную и развивающую деятельность с использованием доски педагоги проводят два-три раза в неделю, при этом используются как готовые электронные образовательные ресурсы, так и собственные разработки в Power Point и программном обеспечении доски. Данные программы обладают простым и понятным интерфейсом, доступны в использовании, как педагогами имеющим навыки работы с персональным компьютером, так и новичкам. Удовлетворяют психолого - педагогическим и эргономическим требованиям, предъявляемым к педагогическим программным средам.

Непосредственная образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную

мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. После проведения регулярных занятий педагоги отметили положительную эмоциональную реакцию детей на занятия.

В старших группах интерактивная доска используется для организации практически всех видов непосредственно образовательной деятельности: математики, знакомство с окружающим миром, развития речи, обучения грамоте и т. д. Для педагогов отпала необходимость готовить к занятиям громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии. Подготовка одного занятия занимает не более 15-20 мин.

Педагоги также активно используют в работе готовые игры с дисков серии "Несерьезные уроки" (разработки компании "Новый диск"). Эти материалы адаптированы для детей дошкольного возраста, содержат множество заданий, воспитатель может легко встроить их в свою педагогическую разработку. Так, в течение четырехлетнего использования интерактивной доски наш детский сад выпустил два собственных пособия «Интерактивная доска Smart Board в работе с дошкольниками», «В мир природы с интерактивной доской».

У детей, по наблюдению педагогов, повысился интерес к занятиям, стало проще привлечь и удержать активное внимание воспитанников, использование нового оборудования обеспечивает лучшее взаимодействие воспитателя и ребенка. Интерактивная доска помогает вовлечь в работу всех детей. Воспитатели могут быстро переходить от одного задания к другому, от наглядности к слову и наоборот. Несмотря на то, что воспитатели пока не в полном объеме задействуют возможности доски, она способствует повышению динамики воспитательно-образовательного процесса, помогает детям лучше усваивать новую информацию.

Сегодня наблюдается беспрецедентный акцент на важности и качестве дошкольного образования в целом. Мы также видим, насколько высокую оценку дают использованию интерактивных досок педагоги дошкольного образования. Понятно, что им необходимо предоставить детям весь спектр возможностей для обучения и осмысления мира.

Для этого необходимо создать развивающую среду, работать в союзе с родителями, защищать детей, осваивать массу новых идей и планировать учебные программы, отвечающие современным потребностям обучения детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно сказать, что в новаторских дошкольных образовательных учреждениях тщательно продумывают и анализируют образовательные цели и возможные выгоды от использования интерактивной доски в процесс обучения, игры и развития детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор, ЮНЕСКО -2011., 176 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.