Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
Лысова Татьяна Вениаминовна, Фоминых Светлана Олеговна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы»
ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования. В статье рассматриваются варианты использования компьютера для объяснения нового материала и контроля знаний.
ICT is an integral part of education. Computer - a universal remedy, it can be used as a calculator, simulator, program monitoring and evaluation of knowledge and modeling tools. The article discusses options for using the computer to explain the new material and knowledge control.
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника - персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, сети Интернет. ИКТ является неотъемлемой частью сферы образования. Данный факт предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему - это идеальная электронная доска.
Планирование уроков с применением компьютера нужно начинать с тщательного изучения возможностей программных учебных продуктов и самих же компьютеров. Компьютер может быть применен на любом уроке, поэтому необходимо спланировать, что и когда следует применить для более эффективного результата.
Применение компьютерных программ позволяют успешно сочетать уроки на компьютерах с обычными уроками, что обеспечивает своевременное выполнение учебного плана.
Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно-компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических, химических процессов, компьютерное тестирование и т. д.
Информационные модули содержат огромный информационный материал, оформленный наглядно, красочно, полно. Особенно ценным является то, что каждый модуль логически завершен и самостоятелен. Это позволяет использовать его целиком или частями. Очень ценной и замечательной частью таких модулей являются видеофрагменты.
Тренажеры и тестовые модули дают возможность отработать изученный материал индивидуально или группами, учитывая подготовленность и индивидуальные возможности каждого ученика. Работа с данным типом модулей приучает ученика к самостоятельной работе, появляется возможность более ранней подготовки к сдаче ЕГЭ.
На решение расчетных задач, как правило, на традиционном уроке остается очень мало времени. Предложенный в ЭУМ метод использования готовых формул и рассчитанных молярных масс экономит достаточно много времени на уроке.
Виртуальные лабораторные работы особенно ценны тем, что с их помощью можно провести те эксперименты, которые реально невозможны в силу разных причин. Например, отсутствие необходимых веществ или невозможность соблюдения всех требований по ТБ.
Безусловно, неоценимую помощь в объяснении нового материала оказывают презентации, сделанные в программе Microsoft Power Point. Экономия времени (большие порции материала за ограниченное время), динамичное изложение материала - это не единственные положительные стороны презентаций. В презентациях можно применять разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественный уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При необходимости можно вернуться к какому либо фрагменту с повторением.
При проведении уроков можно использовать презентации, созданные как учителем, так и учащимися. Тему для новой презентации дает учащимся учитель, но выбор материала они осуществляют сами. Практика показывает, что это помогает учащимся лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить главное. Презентации позволяют показать ученикам то новое, что может поразить и удивить их, знакомить учащихся с историей науки, что поднимает в их глазах авторитет предмета, возбуждает в них желание самим делать открытия, показать жизненную значимость изучаемого материала. Применение теоретических знаний, полученных на уроке, вызывает потребность у ученика объяснения хорошо известных ему явлений.
Различные формы проведения урока не только помогут разнообразить учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.
Чаще всего, учителя используют компьютер на уроках для объяснения нового материала. Но с большой эффективностью компьютер можно использовать и для контроля знаний учащихся. Использование ИКТ для контроля знаний развивает интерес учащихся к предмету (традиционные формы контроля быстро надоедают учащимся). Например:
Презентации - форма контроля знаний учащихся на уроках.
После прохождения темы (главы) учащимся предлагается создать презентацию по данной теме. Презентация должна состоять из 5-8 слайдов и быть рассчитана на 3-7 мин. На обобщающем уроке учащиеся показывают и защищают свои презентации. Сами же учащиеся оценивают презентации (путем мониторинга). Учитель по итогам выставляет оценки в журнал.
Презентацию можно использовать при закреплении нового материала.
На этапе закрепления новых знаний можно провести игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме - следует ответ учащегося - возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы.
Но такая форма контроля имеет ряд недостатков:
1. Учащийся должен хорошо владеть компьютером.
2. На создание презентации уходит много времени.
3. Необходима соответствующая литература.
4. У учащегося дома должен быть компьютер и т. д.
Достоинствами такой формы контроля являются:
1. Самостоятельная работа учащегося.
2. Развитие навыков защиты своих работ, умение выражать свою мысль, используя научную терминологию.
3. Развитие навыков работы на компьютере.
4. Учитель более объективно может оценить, насколько учащийся усвоил тему.
5. Вместе с автором презентации тему повторяет весь класс.
6. Развитие интереса учащихся к предмету.
Компьютерные тесты.
Компьютерные тесты - это тесты, которые создаются с помощью специальных программ. Такие программы можно приобрести или бесплатно скачать из сети Интернет. Можно создать разные варианты тестов. В одних и тех же тестах можно использовать различные типы вопросов (выбор варианта, продолжить формулировку, соответствие, последовательность) и варьировать сложность вопросов (очень легкий, легкий, нормальны, сложный, очень сложный). При необходимости вопрос можно дополнить рисунком.
Недостатком такой формы контроля знаний является то, что создание тестов требует много времени.
Кроссворды.
Еще одной из форм контроля знаний учащихся на уроках являются кроссворды. Кроссворды можно использовать после прохождения темы. Создаются кроссворды с помощью специальных программ или можно использовать стандартную программу Excel.
Но всегда нужно помнить, что:
♦ Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, он может направить их внимание на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить их усилия и заставить учиться.
♦ Методика проведения урока с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя, учащихся и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.
♦ Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.
♦ Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т. к. это приведет к нарушению санитарных норм и повлечет ухудшение здоровья школьников.
В заключение следует отметить, что в сложном и многогранном учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, особенно в настоящее время, главной фигурой был, есть и будет высококвалифицированный, творчески работающий учитель, а современные технические средства обучения должны стать его надежным и незаменимым, в целом ряде случаев, помощником.