Использование ИКТ на уроках словесности
Сафаргалиева Гульнара Адыгамовна ([email protected])
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», Республика Марий Эл
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Нынешний век - это век информационный, и умение обрабатывать информацию является весьма ценным достоянием. Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии.
Education of competent person-the main goal of the educational process in secondary schools. Our task is not only to give children the knowledge, but also to educate their pupils to look for them and develop yourself. This age is an age of information and the ability to process information is a very valuable asset. Computer technology took a firm place in the educational process in different disciplines, including in the field of Philology.
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Нынешний век - это век информационный,
и умение обрабатывать информацию является весьма ценным достоянием. Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии. Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
- развивать у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
- усилить мотивацию учения;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
- качественно изменить контроль деятельности учащихся;
- формировать ключевые и предметные компетенции учащихся.
Использование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы способствует выработке таких ключевых компетенций, как:
• компетенция личностного самосовершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
• информационная - готовность к работе с информацией;
• кооперативная - готовность с сотрудничеству с другими людьми;
• проблемная - готовность к решению проблем.
Образовательными компетенциями являются:
• языковая - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка;
• лингвистическая - более глубокое осмысление устной и письменной речи - ее законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления;
• коммуникативная - способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.
На уроках словесности чаще всего используются следующие образовательные программы:
1С: Русский язык, 1С: Репетитор. Тесты по орфографии, 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации, 1С. Сдаем ЕГЭ по русскому языку, электронное учебное издание «Просвещение-Медиа»: Готовимся к ЕГЭ. Русский язык, «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» для 5-9-х классов, «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» для 5-11-х классов, «Фраза. Обучающая программа-тренажер по русскому языку».
В данных программах особое место занимают интерактивные обучающие тесты-упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость.
Справочные материалы программ могут быть использованы на любом этапе урочной деятельности, а также при выполнении учащимися исследовательских и проектных видов работ.
Новый дидактический принцип, положенный в основу цифровых ресурсов, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала могут развивать познавательный интерес и проблемно-поисковую активность учащихся.
«Фраза» является на сегодняшний день одним из самых удобных компьютерных тренажеров по русскому языку, поскольку обеспечивает хорошую тренировку для ученика с любым уровнем грамотности и мотивации к учению. Использовать учебную программу «Фраза» можно на этапе первичного закрепления учебного материала, при повторении, для индивидуальной работы, во время итогового повторения, при работе над ошибками.
ЭУИ предусматривает возможность интерактивной реакции на допущенные учеником ошибки, в случае затруднения выводит на экран соответствующие правила с примерами и исключениями. С помощью программы ученик может сразу исправить свои ошибки; в конце работы получить оценку. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счет анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведется дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
- повысить интерес учащихся к предмету;
- повысить успеваемость и качество знаний учащихся:
- сэкономить время на опрос учащихся;
- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
В программных продуктах «Уроки литературы Кирилла и Мефодия», «Электронная библиотека» важной составляющей являются медиаиллюстрации, видео- и аудиофрагменты озвученных текстов художественной литературы, экранизаций произведений и иного иллюстративного материала.
Такие материалы не только позволят сопоставить свое, читательское, представление о литературном герое (героях) с представлением режиссера или актера, театрального или кинематографического художника, композитора, но и помогут формированию эстетического вкуса, выработке эстетических норм при оценке художественных произведений. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность, развивать общекультурные компетентности. Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся.
Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».
Одним из самых распространенных и популярных средств ИТ в школе является продукт программы Power Point - презентация. Использование презентаций на уроках позволяет максимально заинтересовать учащихся темой. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией.
При этом презентация может использоваться в различных ситуациях.
Презентации могут представлять самый разнообразный материал: заочные экскурсии по литературным местам, галерею портретов, рисунки к изучаемому произведению, материал для анализа художественных произведений, хрестоматия фрагментов критических статей. Это могут быть обзорные презентации по творчеству и биографии изучаемого автора. Презентации могут быть составлены как учителем, так и детьми. Характерной особенностью этих работ является то, что они помогают развивать навыки, которые необходимы не только при изучении гуманитарных предметов.
Это такие навыки, как:
- отбор материалов по теме;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- группировка материала;
- презентация материала.
В деятельности любого учителя словесности широко используется метод проектов. При создании проектов ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации он приобретает опыт публичных выступлений. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания. Умело организованная работа способствуют формированию речевых умений обучающихся, активизируют их познавательную деятельность, способствуют повышению качества образования школьников. Применение информационных технологий на уроках словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, позволяет сделать урок наглядным, способствует повышению качества образования школьников. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Кроме того, использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.
Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано.