Информационные технологии в образовании
101
сионального применения компьютерной техники, комплексного использование компьютерных технологий, доступности и постепенного роста уровня сложности учебных задач в работе и видов технического обеспечения, овладение студентами умениями и навыками организации учебной деятельности и свободного использования средств информационных технологий.
Список литературы:
1. Роберт И.В. Информационные технологии в науке и образовании / И.В. Роберт, П.И. Самойленко. - М., 2006. - 178 с.
2. Розина И.Н. Педагогическая коммуникация в электронной образовательной среде: исследовательские и образовательные подходы / И.Н. Розина // Педагогическая информатика. - 2004. - № 1.
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, инфор-
мационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
(дата обращения: 06.10.2015).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
© Гутова Л.К.*, Гизатулина О.Л.*
МБДОУ «Детский сад «Жаворонок», г. Абакан
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии; педагоги ДОУ, ИКТ-компетенции педагога.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) - эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация - совокупность каких-либо данных, знаний.
Коммуникация - путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
* Заведующий.
* Заместитель заведующего по ВиМР.
102
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Технология - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Информационно-коммуникационные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением.
Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников (цифровые фотоаппараты, видеомагнитофоны, видеокамеры, компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, сенсорные интерактивные доски и пр.). Расширяется производство развивающих и образовательных мультимедиа продуктов для детей дошкольного возраста (компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов и программ, сайтов и пр.). Применение в практике постоянно меняющихся информационных технологий в жизни общества заставляет менять отношение к устоявшимся формам и методам работы в ДОУ руководителей, воспитателей, узких специалистов.
Мы, педагоги, должны стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагогов. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в образовательный процесс ДОУ.
Педагогический работник должен уметь применять в повседневной жизни и работе следующие средства ИКТ: компьютер и периферийное оборудование; прикладное ПО на уровне пользователя; коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя; иметь представление о различных медиа ресурсах и уметь ими воспользоваться; иметь представления о нормах работы с информацией; применять санитарные нормы и правила при работе с компьютером.
ИКТ-компетенции педагога. Педагогический работник должен уметь применять в своей профессиональной деятельности при условии наличия ИКТ-ресурсов в образовательном учреждении следующие умения:
- избирательно использовать ИКТ-ресурсы в профессиональной деятельности (текстовые, графические, вычислительные, мультимедийные среды, поисковые системы);
Информационные технологии в образовании
103
- иметь полное представление об имеющихся медиа ресурсах и образовательных ресурсах в Интернет, рекомендованных для использования в образовательном процессе по предмету, уметь ими воспользоваться, осуществить заказ и подписку;
- уметь оценивать основные педагогические свойства электронных образовательных продуктов, определять педагогическую целесообразность их использования в учебном процессе;
- уметь избирательно применять в профессиональной деятельности различные модели использования ИКТ в образовательной деятельности в зависимости от реального оснащения образовательного учреждения.
Использование компьютерных технологий в учреждении происходило постепенно: обязательное оформление перспективных планов работы, конспектов непосредственно образовательной деятельности, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. Не всегда эти требования соответствовали возможностям педагогов. Неумение, а иногда и просто нежелание использования компьютеров и компьютерных программ лишали процесс первоначального обучения детей яркости, а в работе с родителями большей эффективности и наглядности.
Образовательную деятельность в МБДОУ «Детский сад «Жаворонок» осуществляют 32 педагога. Проведенный мониторинг в ДОУ показал, что:
- уверенными пользователями ПК (Word, Excel, Power Point, Internet) являются: 12 человек;
- пользователями ПК (Word) являются: 14 человек;
- не достаточно владеют ПК: 6 человек.
Для внедрения ИК Технологий в детском саду организованны:
- Творческая группа «ИКТ в ДОУ», целью которой явилось формирование ИКТ компетентности педагогических работников ДОУ;
- Совет по регламентации доступа информации в сети Интернет, с целью принятия мер по ограничению доступа работников МБДОУ «Детский сад «Жаворонок» (воспитанники МБДОУ «Детский сад «Жаворонок» не имеют доступа к сети Интернет) к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу.
Наши педагоги используют в своей педагогической деятельности мультимедиа проектор с экраном, а также ноутбуки. В рамках данной работы была в августе 2014 года приобретена интерактивная доска «IQBOARD» и используется регулярно в группе компенсирующей направленности для де-
104
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ
тей. Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях - ознакомлении с окружающим миром, ФЭМП, развитии речи, познавательно-исследовательского цикла. подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду.
В работе с дошкольниками педагоги нашего ДОУ используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь». Следующая группа игр, направленных на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «Маленький искатель». Третья группа - игры с целью художественно-творческого развития детей: «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Предметно-пространственная среда должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания - техническим, спортивным, игровым оборудованием. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно-пространственную среду групп: оформление групповых уголков; подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов; создание презентаций в программе Microsoft Рower РоМ в различных образовательных областях и т.д.
Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ; электронный банк данных: воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей); 4 педагога имеют свой интернет-сайт с электронным адресом. На сайте МБДОУ «Детского сада «Жаворонок» многие педагоги учатся сами размещать информацию, методические разработки и обновлять его.
Умение пользоваться Интернет, позволяет узнавать новые события, происходящие в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение Международных, Всероссийских, областных, муниципальных
Информационные технологии в образовании
105
конкурсов, семинаров, конференций), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы на сайтах: ДОУ «Управления образования», «Всё для детского сада», «Менеджер образования», там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег-педагогов. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя.
Большое внимание уделяется использованию информационно-коммуникационных технологий в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:
- экономия затрат труда и времени;
- повышение информированности о состоянии управляемой системы;
- оперативность принятия управленческих решений;
- адекватность и продуктивность управленческих решений;
- оптимизация и автоматизация информационных процессов;
- повышение интеллектуального потенциала.
В ДОУ был проведен Городской методический семинар «ИКТ компетентность педагога», педагогический совет «Использование ИКТ, с целью повышения качества образовательной деятельности и профессионального мастерства педагогов ДОУ». В методкабинете создана медиатека для использования на занятиях.
С помощью сети Интернет педагоги читают электронные СМИ: журналы «Современное дошкольное образование», «Обруч», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Детский сад: теория и практика» т.д.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.
Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов с детьми в ДОУ.
Список литературы:
1. Калинина Т.В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». - М.: Сфера, 2008.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003.
3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В, Афонина. -Барнаул: БГПУ 2006.