УДК 376.33
ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2019 М. Д. Черткова
обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Олигофренопедагогика e-mail: mdchertkova @ yandex. ru
Научный руководитель - И. Н. Гусева, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования
e-mail: [email protected]
Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Статья посвящена рассмотрению возможностей применения электронных образовательных ресурсов в работе учителя-дефектолога для развития познавательного интереса глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью. Особое внимание уделяется использованию интерактивных средств (анимация, звук, видео, триггер, интерактивные приёмы, элементы встроенного языка программирования VBA (Visual Basic for Applications)) среды программы презентаций Microsoft PowerPoint.
Ключевые слова: глухие обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью, познавательный интерес, электронные образовательные ресурсы, программа презентаций Microsoft PowerPoint.
Педагогические исследования в области обучения детей с нарушениями слуха и интеллекта, проанализированные нами, позволяют сделать вывод о том, что данные категории обучающихся испытывают большие трудности в обучении и овладении знаниями. Глухим обучающимся с лёгкой умственной отсталостью свойственна невысокая скорость протекания мыслительных процессов, несформированность познавательных потребностей. Низкий уровень работоспособности, воли у данной категории обучающихся влечёт за собой, соответственно, и низкий уровень учебных возможностей и познавательной активности, отсутствие мотивации к учебной деятельности.
Важная роль в формировании учебной деятельности детей отводится познавательным интересам. Т.Г. Богданова отмечает, что лучшему восприятию содержания изучаемых предметов глухими обучающимися, прочному усвоению знаний и успешному применению их на практике способствуют познавательные интересы [Богданова 2002].
Исследования Речицкой Е.Г. доказали, «что формирование и развитие интереса глухих обучающихся к учению эффективно происходит в процессе использования возможностей учебного материала. Важная роль при этом принадлежит таким факторам, как научность, новизна, практическая значимость, межпредметные связи, разнообразие подачи материала с широким использованием игровых приёмов, продуманной занимательности. Одним из видов работ, вызывающих интерес у обучающихся, является графическое и знаковое моделирование» [Речицкая 2004: 352].
На развитие познавательных интересов глухих обучающихся оказывает влияние внешний вид и привлекательность наглядных пособий, организация работы,
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
направленной на самостоятельный практический поиск ответов на вопросы, актуализацию имеющихся у данной категории детей знаний, показ «нового в старом и уже знакомого в новом» [Богданова 2002: 68]. Реализация этих условий, по мнению Т.Г. Богдановой, «позволяет вызвать у обучающихся интерес не только к результату, но и к содержанию учебной деятельности» [Богданова 2002: 68].
Всем предъявляемым выше требованиям удовлетворяют средства обучения, основанные на использовании компьютерных технологий, в том числе и электронные образовательные ресурсы, которые позволяют:
• облегчить процесс передачи знаний от учителя к ученику, тратить меньше времени и сил обучающегося на изучение материала, его понимание;
• передать информацию, которая необходима, а также дополнительную для обучения;
• рассмотреть объект или явления, которые изучаются в целом или по частям;
• распределить дидактический материал;
• обеспечить наглядность при представлении дидактического материала, в том числе наглядность моделей процессов или событий, которые невозможно продемонстрировать в реальности;
• обеспечить разумное сотрудничество обучающегося и учителя;
• реализовать принцип индивидуализации обучения, выполняемой деятельности самим обучающимся;
• управлять процессом усвоения знаний посредством имеющихся в компьютерных средствах обучения алгоритмов и обучающего материала;
• получить и статистически обработать результаты обучения и контроля, предъявить их в любое время, в любой форме ученику и учителю [Красильникова 2009].
И.В. Речицкий подчёркивает, что использование компьютерных технологий активизирует процесс обучения и обеспечивает дифференцированный подход к глухим обучающимся. Компьютер позволяет создать особую персонифицированную форму общения, позволяющую сконцентрировать внимание на конкретных, наиболее важных для данного ученика аспектах учебной деятельности и формируемых понятиях изучаемого материала [Речицкий 2004].
Эффективным инструментом для создания образовательных ресурсов, отвечающих требованиям современности, может выступать среда программы презентаций Microsoft PowerPoint, имеющая в своём арсенале различные интерактивные средства (анимация, звук, видео, триггер, интерактивные приёмы, элементы встроенного языка программирования VBA (Visual Basic for Applications)).
Развитие интересов и потребностей взаимосвязано. У детей с интеллектуальными нарушениями, в том числе и у глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, познавательные интересы формируются с трудом и с опозданием, но в процессе специально организованной коррекционно-развивающей работы, которая строится на основе использования интерактивных мультимедийных средств обучения, такие интересы могут быть сформированы и развиты.
А.Д. Виноградовой было предложено поэтапное формирование познавательных интересов у глухих детей с интеллектуальными нарушениями [Виноградова 1995].
Под первичным проявлением познавательного интереса обучающимися с интеллектуальными нарушениями А.Д. Виноградова понимает желание ребёнка рассмотреть предмет, попавший в его поле зрения, узнать о нём побольше. Этот интерес-желание неустойчив и связан с ситуацией, в которой он возник. При исчезновении ситуации, вызвавшей интерес к предмету, пропадает и желание.
Черткова М. Д. Возможности электронных образовательных ресурсов в развитии познавательного интереса глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
Описанное первичное проявление интереса свойственно всем категориям детей с лёгкой умственной отсталостью, в том числе и глухим обучающимся с интеллектуальными нарушениями. Устойчивый познавательно-личностный интерес возможно развить у детей с интеллектуальными нарушениями в процессе специально организованной длительной и кропотливой работы [Виноградова 1995].
На первом этапе, по мнению А.Д. Виноградовой, «интерес тесно связан с занимательностью и вызывается внешними факторами: использованием нового и интересного материала, игр, красочной наглядности» [Виноградова 1995: 39]. Анимационные эффекты, настраиваемые на объекты учебной презентации, позволяют привлечь внимание обучающихся к важным фрагментам, повысить их интерес к предлагаемой информации. При этом, настраивая анимационные эффекты в презентации, важно помнить, что чрезмерное движение объектов и текста на слайдах оказывает отвлекающее воздействие. Также анимация объектов, которая выполняется по щелчку и в порядке, определённом автором презентации, позволяет просматривать слайды с анимацией только последовательно, что влияет на логику изложения материала. Настроить анимацию и при этом сделать её выбор свободным позволяет триггер (любой объект слайда, запускающий анимацию). При нажатии на такой объект на слайде выполнятся определённое действие, которое может состоять в воспроизведении звука, фильма или анимационного эффекта.
Использование триггеров значительно расширяет возможности образовательных ресурсов. Обеспечивая обратную связь в работе с ресурсом, триггеры предоставляют возможность обучающемуся активно участвовать в процессе обучения.
Использование нового и интересного материала, игр, красочной наглядности также эффективно сказывается на развитии интереса обучающихся. Возможности среды программы презентаций Microsoft PowerPoint позволяют учителю-дефектологу не только преподнести учебный материал в ярком наглядном виде, но и заменить традиционную форму дидактической игры компьютерной формой.
На втором этапе, как отмечает А.Д. Виноградова, у обучающихся возникает интерес непосредственно к действиям, выполняемым в процессе учебных занятий: к чтению, письму, поиску ответов на вопросы, «решению задач и примеров, и другой учебной деятельности. Доминирующую роль при этом играет мастерство учителя, используемые им на уроке приёмы и виды работ» [Виноградова 1995: 39].
Учитель, применяющий в своей работе ИК-технологии, получает возможность использовать специфические приёмы мультимедийной дидактики, которые напрямую связаны с электронными средствами обучения. Г.О. Аствацатуров классифицирует их следующим образом:
• приёмы, способствующие визуализации мышления (к ним можно отнести такие технологические приёмы, как «Интерактивная лента», «Листание», «Лупа», «Экран» и другие, направленные на эффективную и рациональную работу с большими объёмами учебной информации и позволяющие развивать наглядно-образное мышление детей);
• приёмы обратной связи (к ним можно отнести технологии гипертекста, настройку действия с помощью триггера, возможности встроенного в программу Microsoft PowerPoint языка программирования, то есть это приёмы, организующие интерактивное взаимодействие учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом, обучающихся с компьютером);
• приёмы сжатия полученной информации (к ним относятся диаграммы графики, анимированные таблицы, инфографика и другие, не только позволяющие осуществить интерактивное взаимодействие, но и обеспечивающие сжатие информации на любом уровне);
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
• приёмы для переработки информации (тренажёры, анимированные кроссворды, дидактические игры, позволяющие закрепить полученные знания);
• приёмы эффективного контроля качества усвоенных знаний (тренировочные и обучающие тесты, системы опроса и другие), позволяющие проверить сформированные знания и умения [Аствацатуров 2009].
Согласно исследованиям А.Д. Виноградовой, третий этап формирования познавательного «интереса характеризуется тем, что интерес проявляется непосредственно к содержанию изучаемого материала. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями возникают стремление и способность применять полученные знания на практике» [Виноградова 1995: 39]. Виноградова отмечает направляющую роль учителя в формировании интереса в активной деятельности ребёнка.
Активизировать деятельность ребёнка и превратить мультимедийную презентацию в эффективный модуль по определённой теме позволяет использование технологии гипертекста в образовательном ресурсе. В зависимости от конкретной ситуации, возникшей на уроке, с помощью технологии гипертекстовых ссылок педагог может задавать различную последовательность учебных действий, использовать, реализуя дифференцированный подход, разноуровневые задания. Используя ориентировочную основу - навигацию мультимедийной презентации, обучающийся может самостоятельно выбирать учебные задания необходимого уровня сложности [Аствацатуров 2009].
Учитель, применяющий в своей работе программу презентаций Microsoft PowerPoint, получает возможность использования встроенного в программу языка программирования VBA (Visual Basic for Applications), а также элементов управления: кнопки, текстового поля, переключателя, флажка и других, действие которых можно настроить с помощью программного кода [Черткова 2014].
Четвёртый этап развития интереса характеризуется тем, что главная роль здесь принадлежит творческой деятельности. Как указывает в своих работах А.Д. Виноградова, «у обучающихся с интеллектуальными нарушениями данный вид деятельности не получает должной выраженности из-за недоразвития высших форм мышления и познавательных потребностей» [Виноградова 1995: 40].
Эффективным средством создания условий для творчества глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью могут стать развивающие задания электронных образовательных ресурсов, использующие возможности макроса drag-and-drop, позволяющего перемещать объекты, расположенные на слайде. В среде программы презентаций Microsoft PowerPoint можно настроить фиксацию местоположения каждого перемещаемого объекта. В этом случае неправильно перемещённый объект автоматически будет возвращаться обратно.
Дидактический потенциал технологии перетаскивания объектов возможно использовать в процессе коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, а именно:
• для сенсорного и сенсомоторного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
• для формирования пространственно-временных отношений;
• для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащения словаря, развития связной речи (для организации работы со словом и предложением, с текстом, для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности) [Черткова 2014].
Таким образом, электронные образовательные ресурсы обладают высоким
Черткова М. Д. Возможности электронных образовательных ресурсов в развитии познавательного интереса глухих обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
потенциалом для развития познавательного интереса глухих обучающихся с интеллектуальными нарушениями и могут эффективно применяться в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
Библиографический список
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2009. 133 с.
Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М.: Академия, 2002. 203 с. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. М.: Дом педагогики, 2009. 339 с.
Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / под ред. А.Д. Виноградовой. М.: Просвещение, 1985. 144 с.
Сурдопедагогика / под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Владос, 2004. 655 с. Черткова М.Д. Современные образовательные ресурсы средствами PowerPoint [Электронный ресурс]. Курск: Курск. гос. ун-т, 2014.
Яруллин И.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. Казань, 2013.
136 с.