СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК КОМПОНЕНТ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
И. В. Нартова*,
Московский педагогический государственный университет
Аннотация. В статье даётся описание разработанной автором методики поэтапной подготовки студентов к созданию мультимедийной презентации в контексте вузовского музыкально-педагогического образования. Особое внимание уделяется: а) технологии создания будущими учителями музыки авторских мультимедийных презентаций в виде электронных образовательных ресурсов с использованием инструментальных возможностей, заложенных в программе PowerPoint; б) характеристике типичных ошибок, допускаемых студентами при определении содержания, структуры и дизайнерском оформлении разрабатываемых мультимедийных материалов; в) соотнесении визуального и музыкального ряда как на отдельно взятых слайдах, так и на презентации в целом. Приведены методические рекомендации по их устранению.
Ключевые слова: музыкально-педагогическое образование, учитель музыки, мультимедийная презентация, технология создания презентации.
Abstract. The article describes the author's method of gradual student's preparation to making multimedia presentation in the context of university musical and pedagogical education. Much attention is drawn to the technics of making own multimedia presentations by the future teachers of music in the form of electronic educational resources using all the tools available in PowerPoint program; to the description of the typical mistakes made by students while choosing the content, structure and the design of their multimedia or matching the visual and musical objects either on a particular slide or in the whole presentation. Methodological recommendations how to get rid of such mistakes are given in detail.
155
Keywords: musical and pedagogical education, a teacher of music, multimedia presentation, the creation technology.
* Научный руководитель
- доктор педагогических наук, профессор Е. В. Николаева.
156
Слово «презентация» (от лат. praesento - представление) стало употребляться в сфере образования не так давно, его синонимы в русском языке - «показ», «предъявление» [1]. Традиционно термин «презентация» используется в значении публичного представления чего-либо нового, недавно появившегося, созданного (книги, журнала, организации и т. п.) [2]. Однако в сети Интернет при раскрытии целевого предназначения данного термина особо подчёркивается, что это способ представления информации, информационный или рекламный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме [3].
В педагогическом образовании термин «презентация» получает своё смысловое наполнение в зависимости от того, идёт ли речь о демонстрации нового учебного материала, способствующего раскрытию новой для учащихся учебной темы или нового ракурса в её рассмотрении, либо акцент делается на том инструментарии, посредством которого она разработана. При этом наиболее часто мультимедийная презентация рассматривается как «специальные учебные мультимедийные материалы, созданные с помощью компьютерной программы PowerPoint, сочетающие различные виды наглядности: текстовую, визуальную и аудитивную» [4]. В данной статье в центре внимания оказывается технология создания студентами -будущими учителями музыки - авторских мультимедийных презентаций как компонента их вузовского музыкально-педагогического образования.
Исходя из опыта работы на музыкальном факультете Московского пе-
дагогического государственного университета (МПГУ), можно утверждать, что освоение будущими учителями технологии создания мультимедийной презентации проходит более успешно, если оно осуществляется поэтапно.
Цель первого - подготовительного -этапа заключается в информационно-технологической и музыкально-педагогической подготовке студентов к созданию мультимедийной презентации как инструментария педагога-музыканта. Она реализуется в процессе освоения ими двух учебных дисциплин. Так, при прохождении дисциплины «Мультимедийные обучающие пособия в музыкальном образовании» студенты-бакалавры знакомятся с мультимедийными материалами, которые имеются в распоряжении учителя музыки, и приобретают опыт их музыкально-педагогического анализа. Это способствует расширению их профессионального кругозора, даёт представление о классификации таких пособий, помогает увидеть минусы и плюсы каждого из них. Следует заметить, что подавляющее большинство мультимедийных продуктов подобного рода разрабатывается без участия музыкантов-педагогов, поэтому их педагогическая ценность весьма ограничена.
Изучение студентами-бакалаврами дисциплины «Компьютерные технологии в музыкальном образовании» обогащает уже имеющийся у них опыт работы с компьютерными программами, необходимыми музыканту-педагогу для создания собственных авторских мультимедийных обучающих пособий. Особое внимание уделяется освоению ими знаний, умений и навыков работы с нотными редакторами, с редакторами для аудиозаписи музы-
кального материала, а также раскрытию богатых потенциальных ресурсов, которыми обладают графические редакторы, для создания визуального ряда в мультимедийных обучающих материалах.
Важно подчеркнуть, что в содержании каждой из двух обозначенных учебных дисциплин предусмотрено взаимодополнение педагогической и технологической составляющих при их разной иерархической соподчи-нённости.
Цель второго - основного - этапа подготовки студентов к созданию авторских мультимедийных презентаций в своей будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности заключается в приобретении ими первоначального опыта в этом направлении под непосредственным руководством преподавателя. Студенты-бакалавры приобретают такой опыт на «Практикуме по разработке учебных материалов для дополнительного музыкального образования», магистры - при изучении дисциплины «Информационные технологии в научной и профессиональной деятельности педагога-музыканта».
Многолетний опыт работы показывает, что после предварительной подготовки студентов в информационно-технологическом и педагогическом аспектах наибольшую сложность в создании мультимедийной презентации представляет для них разработка её содержания, которое первоначально определяется исходя из следующих параметров:
Целевая аудитория. Презентация может быть разработана как для учащихся начальной, средней и старшей школы, студентов средних и высших учебных заведений, так и для учителя музы-
ки. От уровня подготовки целевой аудитории зависит не только содержание презентации, но и соотношение её компонентов: текста, музыки, видео, анимационных эффектов. Например, для учащихся начальной школы презентация должна содержать больше наглядного материала и меньше текста; возможно появление сказочного или иного, близкого и интересного для них персонажа, который будет выполнять роль «музыкального гида», помогающего ребёнку ориентироваться в новой для него учебной теме и музыкальном материале.
Формат занятий. Презентация может быть предназначена для уроков музыки, для внеклассной и внешкольной музыкальной работы, для самостоятельной подготовки учащегося. От предполагаемого формата занятий, на которых она будет использоваться, также зависят её содержательное наполнение, структура и объём.
Тип презентации. Мультимедийная презентация может быть создана по типу:
• слайд-шоу, когда слайды идут последовательно, содержат минимум учебной информации и сопровождаются комментариями учителя музыки - преподавателя той или иной музыкальной учебной дисциплины;
• электронного образовательного ресурса - объёмного учебного материала по определённой музыкальной теме, структурированного посредством гиперссылок и допускающего вариативные пути его изучения.
После определения студентами исходных параметров, которые будут приняты ими за основу в своей авторской мультимедийной презентации, становится возможной дальнейшая разработка её содержания и структуры.
157
158
В данной статье ограничимся рассмотрением работы по созданию бакалаврами - будущими учителями музыки -презентации, представляющей собой электронный образовательный ресурс по выбранной ими той или иной музыкальной проблеме.
В содержательном плане главными ориентирами в процессе создания студентами мультимедийной презентации являются государственные нормативные документы, регламентирующие содержание общего музыкального образования, а также школьные программы по музыке. Соответствие презентации этим документам делает её более универсальной, так как создаёт благоприятные условия для использования не только самим автором, но и другими студентами, учителями-практиками, которые в своей музыкально-педагогической деятельности руководствуются той же программой по музыке. К тому же такая презентация значительно обогащает арсенал педагогических средств, которые могут быть применены и при работе по другим учебным программам по музыке, поскольку соответствие государственным нормативным документам является обязательным для любой из них.
Что касается широты и глубины представленного в ней учебного материала, то они в значительной мере зависят от разработанности в педагогическом отношении выбранной ими конкретной учебной темы/проблемы, а также тех материалов (текстовая информация, аудио- и видеоматериалы), которые студент может найти в различных источниках. Заметим, однако, что подавляющее большинство студентов предпочитают создавать электронные образовательные ресурсы с ориентацией на музыкаль-
но-историческую деятельность учащихся и слушание музыки. А это означает, что потенциальные возможности, заложенные в мультимедийной форме представления учебного материала, реализуются односторонне. Не менее важно снабдить педагога-музыканта мультимедийными презентациями, которые способствовали бы совершенствованию его работы на уроках музыки, во внеклассной и внешкольной работе, во всех видах музыкальной деятельности.
Рассмотрим типичные ошибки, которые допускаются студентами при разработке авторских мультимедийных презентаций, а также пути их устранения.
Прежде всего необходимо отметить недостаточное внимание к оформлению первого - титульного - слайда, в то время как он является важным элементом мультимедийной презентации. Его педагогическое предназначение видится не только в точном названии рассматриваемой далее учебной темы. Он выполняет роль «пускового механизма», от которого во многом зависит, вызовет ли презентация интерес учащихся и желание далее изучать представленный в ней материал. Для оформления этого слайда целесообразно использовать широкий спектр инструментальных возможностей, заложенных в программе PowerPoint. Уместны здесь, к примеру, будут: нестандартные шрифты; разнообразные графические средства, используемые в зависимости от поставленной цели для достижения красочности или, наоборот, строгости и лаконичности визуального оформления; музыкальный фон, который поможет создать эмоциональный настрой на восприятие учебного материала; анимационные
эффекты, обеспечивающие постепенность всё более полного раскрытия значимости каждого слова, включённого в название.
Частой ошибкой при создании мультимедийной презентации является отсутствие в ней или недостаточная проработанность главного меню, которое даёт представление о её структуре и предваряет обращение непосредственно к самому учебному материалу. Поскольку мультимедийные презентации, как правило, довольно объёмны и состоят из нескольких разделов, необходимо структурировать учебный материал и обеспечить возможность обращения к нужному разделу без просмотра всего материала презентации, связав посредством гиперссылок главное меню с соответствующими разделами презентации. При этом следует предусмотреть переход из каждого раздела в главное меню. Отсутствие подобных структурных связей, заложенных при создании презентации, затруднит навигацию, а следовательно, и поиск необходимой информации.
Ещё одной распространённой ошибкой, влияющей на восприятие презентации в целом, является отсутствие единой стилистики в оформлении слайдов. Имеется в виду оформление слайдов в разных шаблонах и в разной цветовой гамме, обилие шрифтов, непродуманность в сочетании их размеров и в цветовом решении. Чтобы этого не случилось, необходимо уже изначально выбрать наиболее отвечающий данному учебному материалу шаблон из числа предложенных в программе PowerPoint или разработать собственный. Использование на протяжении всей презентации заложенных в нём основных цветовых сочетаний для шрифтов и элементов
оформления будет способствовать большей целостности в восприятии мультимедийных материалов.
Грамотная визуальная реализация (дизайн) и контекст использования зрительных образов (изображений) в мультимедийной презентации, как подчёркивают многие исследователи [5; 6 и др.], очень важны, поскольку обогащают её текстовое содержание. Посредством художественно-зрительных образов ученик включается в музыкально ориентированную полихудожественную и опосредованную музыкальную деятельность, что, в свою очередь, положительно влияет на запоминание им учебного материала.
Иногда в погоне за «красотой» студенты увлекаются использованием для оформления слайдов дополнительных изображений, зачастую стилистически несовместимых с темой презентации или между собой. К примеру, при характеристике музыкального наследия композитора-романтика оформление слайдов может не соответствовать рассматриваемому историческому периоду и национальной культуре, ярким образцом которой являлось его творчество. Крайне нежелательно и сочетание на одном слайде репродукций картин, фотографий, векторных и анимационных изображений. Это создаёт ощущение перенасыщенности слайда и затрудняет концентрацию внимания на его музыкальной и вербальной составляющих.
Перенасыщенность слайда возникает и в результате структурирования текста без учёта особенностей его восприятия учащимися. Так, например, несоразмерно большие блоки текста, особенно оформленные рукописными шрифтами, значительно усложняют их чтение и, соответственно, понимание.
159
160
Нельзя обойти вниманием и такую ошибку оформления вербального ряда, как частая и необоснованная смена шрифтов. Чтобы избежать этого, достаточно выбрать три шрифта для всей презентации: для заголовков, для основного текста и для подписей, закрепив за каждым определённый цвет, тип и размер. И если для заголовков можно подобрать довольно сложное и красочное начертание, то для основного текста презентации больше подойдут стандартные шрифты, такие, например, как Times New Roman.
Подбирая шрифты, необходимо иметь в виду, что восприятие текста зависит не только от самого шрифта, но и от фона, на котором он располагается. Нежелательны в качестве фона пёстрые изображения или фотографии с лицами людей, что так часто можно увидеть в первых образцах студенческих авторских презентаций. В этом случае целесообразно предложить им использовать однородный фон - либо равномерно тёмный, либо равномерно светлый. При этом надо руководствоваться правилом подбора цвета шрифта, контрастирующего выбранному фону: тёмный фон - светлый текст, и наоборот. Следует также обратить внимание студентов на форматирование основного текста - обязательное присутствие в нём красной строки и абзацев, о чём они, как правило, забывают.
Специального внимания со стороны преподавателя требует подготовка студентов к грамотной работе с музыкальными аудиоматериалами. В этом отношении может быть отмечен целый ряд ошибок, которые встречаются в подготовленных ими самостоятельно мультимедийных презентациях. Одной из них является использова-
ние музыкального материала в качестве звукового фона, зачастую сопровождающего всю презентацию от начала до конца. При этом музыка как бы отодвигается на второй план, в то время как именно она должна быть главной составляющей мультимедийной презентации на музыкальных занятиях, в какой бы форме они ни проводились.
Если включение в учебный материал аудиозаписей музыкальных произведений не вызывает у студентов серьёзных трудностей, то при вкраплении в него отдельных музыкальных фрагментов (фраз, музыкальных тем и более крупных построений) нередко отмечаются значительные технические погрешности, например резкое начало или окончание звучания, незавершённость музыкальной фразы и т. п. В этом случае важную роль играет приобретение студентами опыта редактирования музыкальных файлов, использования эффектов усиления и ослабления интенсивности звучания с целью бережного отношения к архитектонике выбранных для презентации музыкальных образцов.
Особого внимания заслуживает и выбор студентами способа предъявления музыкального материала. Как известно, программа PowerPoint позволяет воспроизводить музыкальный материал двумя способами: автоматически (в соответствии со строго зафиксированным началом звучания) и по щелчку мыши. Часто студенты не понимают, в каких случаях использовать тот или иной способ. Применение автоматического воспроизведения может быть рекомендовано на титульном слайде или на слайдах внутри мультимедийной презентации, открывающих новый раздел и не содер-
жащих много текста. Воспроизведение же музыки по щелчку мыши более уместно, когда на одном слайде сочетаются текст и музыка или на нём представлено несколько музыкальных фрагментов. Это обеспечит доступ к нужному музыкальному материалу в то время, когда его звучание будет наиболее целесообразно.
Есть и ещё одна проблема, которая, как представляется, заслуживает внимания при характеристике музыкальной составляющей авторских мультимедийных презентаций, создаваемых студентами - будущими учителями музыки. Эта проблема - ограничение представленного в них музыкального материала, главным образом, теми аудио- и видеообразцами, которые легко можно найти в Интернете. Причина вполне понятна, так как подбор нужных музыкальных примеров в этом случае не требует много времени. Но ценность созданного студентами мультимедийного материала может быть значительно повышена, если изначально ориентировать их на использование современных технических средств для записи музыкального материала в собственном исполнении, а также показа того, как исполняют музыкальные произведения дети, с которыми они занимаются, или как идёт процесс разучивания их учащимися.
Заключительной фазой работы студентов над созданием авторской мультимедийной презентации становится обогащение учебного материала различными анимационными эффектами. Часто, не до конца понимая значение анимации, студенты применяют её ко всем объектам на протяжении всей презентации. Это очень замедляет просмотр и освоение учебного материала, тем более если презентация не на-
строена автоматически и приходится всякий раз щёлкать мышкой и ждать, когда появится новый элемент (текст, звучащий музыкальный материал, фотография и т. п.). И здесь важно объяснить студентам, что педагогическое предназначение анимации заключается в том, чтобы посредством строго продуманного чередования в мультимедийных материалах статики и динамики направлять внимание на те или иные элементы презентации в нужной последовательности и в нужное время, но не допускать при этом переутомления учащихся.
Приобретаемый студентами в годы обучения в вузе опыт создания авторских мультимедийных презентаций имеет чрезвычайно большое значение в плане раскрытия их творческих возможностей и обогащения инструментария, который может быть использован в педагогической практике. При этом целевая установка на необходимость достижения в разрабатываемых ими мультимедийных презентациях органического единства и взаимодополнения музыкального, педагогического и технологического аспектов даёт основание утверждать, что такая работа способствует не только повышению компьютерной грамотности обучающихся, но и их педагогической и музыкальной готовности к своей будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Полный онлайн-словарь синонимов русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://хп—7sbfc3aaqnhaff dukg9p.xn--p1ai/words?keyword=%D0%B F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5% D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0 %В80/<О10/<№
161
162
2. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vedu.ru/expdic/94248/
3. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1 %80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%B D%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8 %D1%8F_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0 %D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8% D1%8F)
4. Компьютерная мультимедийная презентация // Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://methodological_ terms.academic.ru/734/%D0%9A%D0%9E %D0%9C%D0%9F%D0%AC%D0%AE% D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D%D0 %90%D0%AF_%D0%9C%D0%A3%D0% 9B%D0%AC%D0%A2%D0%98%D0%9C %D0%95%D0%94%D0%98%D0%99%D0 %9D%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0% A0%D0%95%D0%97%D0%95%D0%9D% D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D 0%AF
5. Тараева, Г. Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Кн. 2. Технология презентации [Текст] / Г. Р. Тараева. -М. : Классика-XXI, 2007. - 120 с.; Тараева, Г. Р. Медиатексты как творческие формы в музыкальном обучении [Электронный ресурс] / Г. Р. Тараева // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций : материалы Международной научной конференции (Таганрог, 7-8 сентября 2012 г). - Режим до ступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2t xt/748/ 77748/58761?p_page=20
6. Островский, С. Л. Как сделать презентацию к уроку? [Электронный ресурс] / С. Л. Островский // С. Л. Островский, Д. Ю. Усенков. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/files/ presen tation-how-to.pdf
REFERENCES
1. Polnyj onlajn slovar' sinonimov russkogo yazyka. URL: http://xn—7sbfc3aaqn-haffdukg9p.xn--p1ai/words?keyword=%D0 %BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B 5%D0%BD%D 1%82%D0%B0%D 1%86% D0%B8%D1%8F (in Russian)
2. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. URL: http://www.vedu.ru/expdic/94248 (in Russian)
3. Vikipediya. Svobodnaya ehnciklopediya. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9 F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5% D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0 %B8%D1%8F_(%D0%B7%D0%BD%D0 %B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D1%8F) (in Russian)
4. Komp'yuternaya mul'timedijnaya prezen-taciya. In: Novyj slovar' metodicheskih ter-minov i ponyatij (teoriya i praktika obu-cheniya yazykam). URL: http://methodologi-cal_terms.academic.ru/734/%D0%9A%D0 %9E%D0%9C%D0%9F%D0%AC%D0%A E%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9D% D0%90%D0%AF_%D0%9C%D0%A3%D0 %9B%D0%AC%D0%A2%D0%98%D0%9 C%D0%95%D0%94%D0%98%D0%99%D 0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%9F%D0% A0%D0%95%D0%97%D0%95%D0%9D% D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98% D0%AF (in Russian)
5. Taraeva G. R. Komp'yuter i innovacii v mu-zykal 'noj pedagogike. Kn. 2. Tekhnologiya prezentacii. M.: Klassika-XXI, 2007. 120 p.; Taraeva G. R. Mediateksty kak tvorcheskie formy v muzykal'nom obuchenii. In: Sovre-mennoe sostoyanie mediaobrazovaniya v Rossii v kontekste mirovyh tendency : ma-terialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferent-sii (Taganrog, 7-8 sentyabrya 2012 g.). URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/ 748/77748/58761?p_page=20 (in Russian)
6. Ostrovskij S. L. Kak sdelat' prezentaciyu k uroku? In: S. L. Ostrovskij, D. Yu. Usen-kov. Festival'pedagogicheskih idej "Otkry-tyj urok". URL: http://festival.1september. ru/files/presentation-how-to.pdf (in Russian)