Научная статья на тему 'Использование гендерного подхода в педагогической практике'

Использование гендерного подхода в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1357
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / GENDER APPROACH / ОБУЧЕНИЕ / EDUCATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ЭКСПЕРИМЕНТ / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокина П. Н.

В статье проанализирована актуальность гендерного подхода и предложена модель реализации гендерного подхода в современной школе. На основе результатов проведенного эксперимента можно говорить о необходимости использования данного подхода в процессе обучения с целью повышения познавательного интереса и коррекции влияния социальных противоречий на поведение школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF GENDER APPROACH IN TEACHING PRACTICE

Actuality of gender approach has been analysed in the article and a new model of gender approach implementation has been suggested. Experimental data proves the necessity of application of gender approach for the purpose of raising cognitive interest as well as adjustment of influence of social contradictions on the behavior of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Использование гендерного подхода в педагогической практике»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

IMPLEMENTATION OF GENDER APPROACH IN TEACHING PRACTICE

П. Н. Прокина

В статье проанализирована актуальность ген-дерного подхода и предложена модель реализации гендерного подхода в современной школе. На основе результатов проведенного эксперимента можно говорить о необходимости использования данного подхода в процессе обучения с целью повышения познавательного интереса и коррекции влияния социальных противоречий на поведение школьников.

Ключевые слова: гендерный подход, обучение, познавательный интерес, эксперимент.

Образование, формируя основные компетенции современного человека, создает условия для постоянного совершенствования личности. Инновационные технологии обучения и воспитания, новые методики в рамках предметных курсов разрабатываются и внедряются педагогами с целью повышения эффективности обучения. В контексте этого поиска популярность приобретает гендерный подход.

Понятие «гендер» можно определить как принадлежность человека к социальному полу, определяющую его поведение на основе общественных стереотипов. Педагогическая наука и педагогическая практика находится в самом начале пути по освоению гендерной концепции взаимоотношений полов в обществе [1]. Гендерный подход предполагает учет в процессе обучения физиологических, психологических и педагогических особенностей мальчиков и девочек, которые влияют на мотивацию, на формирование познавательного интереса, на восприятие и понимание учебного материала, на способности ребенка и т. д.

Многие педагоги (А. Сиротюк, Л. Штылева, Р. Кирби, Л. Ильясова) делают акцент на том, что «различия мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности учащихся» [2]. Однако современная школа имеет ряд проблем, связанных с тендерными противоречиями, сложившимися в обществе. Например, по гендер-ному составу она является женской. Кроме этого, есть много семей, в которых воспитанием ребенка занимается только мать. Отсюда, как отмечают исследователи, возникает социальная проблема: у детей отсутствует пример мужского поведения, так как в процессе взросления они окружены в основном женщинами [3]. Этот фактор провоцирует еще одно противоречие между воспитанием и реальными условиями жизни. Актуальные вопросы гендерного подхода связаны с существующими в образовании проблемами: усредненный образ ученика, отсутствие

P. N. Prokina

Actuality of gender approach has been analysed in the article and a new model of gender approach implementation has been suggested. Experimental data proves the necessity of application of gender approach for the purpose of raising cognitive interest as well as adjustment of influence of social contradictions on the behavior of schoolchildren.

Keywords: gender approach, education, cognitive interest, experiment.

учета гендерных особенностей детей. Все это создает предпосылки для обращения к раздельному обучению мальчиков и девочек. При этом в обществе сохраняется представление о том, что совместное обучение в основной школе является «объективной необходимостью» [4] на современном этапе. Именно поэтому проблема использования гендерного подхода в педагогической практике является актуальной. При существующих гендерных противоречиях и семейных проблемах именно школа может взять на себя корректирующую функцию и особым образом способствовать развитию детей на основе осуществления гендерного подхода.

В рамках реализации данного подхода был проведен эксперимент, который позволил раскрыть влияние гендерной дифференциации учебного материала и методов преподавания на усиление познавательного интереса и познавательной активности учащихся и результативность обучения. До начала экспериментальной работы было проведено подготовительное исследование по трем направлениям.

1. Изучение гендерных стереотипов школьников.

Особенность стереотипов как социального феномена

состоит в том, что они формируются на протяжении долгого времени и являются стабильными, что, однако, не охарактеризует гендерные стереотипы, которые интенсивно меняются в современном обществе. В рамках первого этапа эксперимента на основе анкетирования и индивидуальных бесед выявляются гендерные стереотипы, сформировавшиеся у школьников к 12-15 годам. Несмотря на их нестабильность, без их знания сложно строить учебно-воспитательный процесс. Все это позволяет дифференцировать обучение на основе гендерного процесса.

2. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода.

Используя выявленные гендерные стереотипы, учитель анализирует и адаптирует учебный материал для ра-

боты с мальчиками и с девочками, учитывая их особенности и предпочтения. Все это позволяет как продумывать содержание нового материала, так и дифференцировать методы при повторении пройденного материала. При подведении итогов необходимо переходить к совместному обсуждению, составляя общую картину темы урока, курса. Один и тот же содержательный материал мальчики и девочки изучают с разных точек зрения.

3. Анализ результатов и разработка модели гендер-ной дифференциации обучения.

На основе накопленных методических разработок позволяет перейти к построению модели гендерной дифференциации обучения.

Эксперимент проходил в условиях учебно-воспитательного процесса школы, потому что в рамках реального образовательного пространства открывается широкий спектр возможностей для его проведения. Во-первых, учитель, работая не первый год с классом, знает поведенческие и психологические особенности учеников, что позволяет видеть возможные изменения, происходящие в процессе эксперимента, анализировать его влияние на их познавательный интерес, учебные успехи, взаимоотношения с другими учениками и учителями. Во-вторых, зная традиционные методы преподавания учебного предмета, педагог имеет возможность строить, дополнять и корректировать учебный материал, привлекая и создавая инновационные методы и средства обучения. В-третьих, учитель контролирует влияние образовательного пространства. Зная традиции школы, учитель может логично встроить новый подход в сложившуюся образовательную среду, тем самым обучение делать более доступным, а воспитание направить на развитие «мужских» и «женских» качеств личности. Кроме того, перечисленные факторы создают условия для получения результатов с минимальной погрешностью.

Опытно-экспериментальная работа велась на основе разработанной автором теоретической модели. Обратимся к ней.

Для эффективного внедрения элементов гендерного подхода нужно понимать, что его реализация осуществляется в ходе нескольких этапов: содержательного, методического и композиционного. Эти этапы взаимосвязаны между собой. Они могут переходить один в другой или просто сосуществовать друг с другом.

Работа по реализации гендерного подхода начинается с содержательного этапа, на котором педагогу необходимо проанализировать учебный материал с точки зрения возможностей его гендерной дифференциации. Естественно, что существуют общие знания, умения и компетенции, которыми должны обладать все ученики вне зависимости от пола. Они составят инвариантную основу учебного материала. При этом в каждом предмете можно выделить тот материал, который будет более понятен, интересен и необходим для разностороннего развития или девочкам, или мальчикам. Выбирая различные проблемы для обсуждения, приводя разнообразные примеры, рассказывая о всевозможных сюжетах, педагог может в рав-

ной степени привлечь внимание учащихся обоих полов. Существует возможность появления интереса девочек к учебному материалу, который педагог выделял как «мужской», при этом не следует ограничивать познавательный интерес, скорее наоборот, такая ситуация создает условия для построения гендерного взаимодействия. Одним из его принципов является запланированное пересечение учебного материала, заготовленного для учеников разных полов. Гендерное взаимодействие в рамках обучения представляет собой обсуждение разных сторон учебного материала между мальчиками и девочками, что должно иметь двойной результат: образовательный и психологический. Во-первых, ученики закрепят и дополнят тот учебный материал, который проработали. Во-вторых, произойдет психологическое взаимодействие между мальчиками и девочками, что позволит ученикам апробировать различные варианты поведения по отношению к противоположному полу (проверка как принятых ими гендерных стереотипов, так и выработка собственной модели поведения).

На следующем этапе (методическом) педагогу важно учитывать, что мальчики и девочки развиваются с разной интенсивностью. Этот фактор зачастую влияет на выбор методических приемов и педагогических технологий, которые учитель использует на уроке. На это обращали внимание и современные исследователи, которые пытались показать, что для девочек и для мальчиков применимы различные методы обучения. «Методы для девочек: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, академическая подготовка к уроку, механическое запоминание, вербальные способности, прилежание, сотрудничество. Методы для мальчиков: проблемный, эвристический, исследовательский, творческий, "переоткрытие открытия", решение пространственных задач, ориентация на практическую информацию» [2]. Однако предложенная классификация показывает, что она основывается на устаревших гендерных стереотипах. В нынешней школе подбор методов обучения осуществляется сложнее. Детский коллектив не готов к одним и тем же методам, поэтому необходимо проводить изучение предпочтительных методов в каждом конкретном детском коллективе.

В рамках методического этапа производится выбор приемов обучения и построение модели использования элементов гендерного подхода для преподавания определенной дисциплины. Организационно в рамках ген-дерного подхода не требуется разделять учеников на подгруппы, а наоборот, основным требованием является, чтобы мальчики и девочки обучались совместно. Композиционный (смешанный) этап необходим для созданий условий гендерного равенства, гендерного понимания, гендерного сотрудничества. Под гендерным равенством мы понимаем постоянный учет психологических особенностей и предпочтений мальчиков и девочек. Гендерное понимание мы рассматриваем как умение осознанно воспринимать взгляд на проблему, сформированную представителями противоположного пола. Под гендерным сотрудничеством - способность взаимо-

действовать мальчиков с девочками, учитывая их психологические особенности.

Результатом внедрения гендерного подхода должно стать формирование гендерной компетенции как умения общаться друг с другом и таким образом преодолевать усредненность обучения. В психологическом сознании детей разовьются определенные модели поведения и взаимодействия с представителями другого пола.

Самым простым способом внедрения гендерного подхода можно считать работу в группах, которые формируются по половому принципу (мальчики и девочки). Хотя совершенно невозможно классный коллектив разделить на весь урок, потому что один из основных принципов (ген-дерное взаимодействие) не реализуется. Не каждый урок учитель может использовать гендерный подход в преподавании, однако учитель должен помнить об индивидуальных особенностях восприятия мальчиков и девочек.

Реализация дидактических задач в рамках данного подхода возможно организовать на трех уровнях обучения.

1. Обучение на уроке.

В зависимости от результатов анкетирования, проведенного учителем, необходимо выделить те формы обучения, которые более предпочтительны для мальчиков и для девочек, что позволяет продумывать уроки или его элементы, выбирать приемы, учитывать гендерные различия.

В процессе обучения ученикам было предложено постепенное введение элементов гендерного подхода. Сначала для домашнего задания и его проверки предлагались различные вопросы для девочек и для мальчиков, которые должны были иметь содержательные или смысловые общие точки. Данный метод работы позволял поддерживать познавательный интерес большинства учеников. Далее подобная форма была введена и для закрепления учебного материала в классе. Как завершающий шаг, элементы гендерного подхода были введены в процесс изучения нового материала. Например, на уроках истории как мальчикам, так и девочкам предлагался для изучения один и тот же исторический источник, но для анализа давались разные задания. Это заставляло учеников обратить внимание на различные особенности документа. В классе при его обсуждении девочки представляли его значение с одной стороны, мальчики - с другой. Таким образом, изучение документа исходя из гендерных интересов позволило расширить и дополнить представление, сформированное учителем в процессе объяснения.

Итогом работы по изучению форм и методов реализации гендерного подхода на уроке стало проведение нескольких занятий, полностью построенных на использовании элементов учета гендерных особенностей.

2. Обучение во время факультативных занятий (элективные и специальные курсы) содержит больше возможностей для использования гендерного подхода.

Целью факультативных занятий являлось не только углубление и расширение исторических знаний, но и изучение педагогических возможностей гендерного подхода в классе. Данная форма обучения позволяет отойти от

строгой поурочной формы и расширить возможности для творческого глубокого изучения. Эта возможность позволяет поддерживать гендерное взаимодействие, которое может проходить как в научной форме дискуссии или дебатов, так и в игровой форме погружения в эпоху. Гендерное взаимодействие проходит спокойнее и раскованнее, что с точки зрения психологии придает большей результативности реализации данного подхода.

3. Проектно-исследовательская деятельность позволяет выбирать тему и формы работы с учениками, учитывая их гендерные особенности. Тематика любого школьного предмета позволяет педагогу организовать учебно-исследовательскую деятельность с учетом гендерных различий и привлекать их собственный опыт.

В результате проведенной работы среди учащихся был проведен опрос, целью которого было определить, на каком этапе урока ученики чувствуют себя наиболее комфортно и насколько активно они готовы работать на каждом уроке.

Результаты опроса выявились следующие. Всего приняло участие 52 человека, из них 30 мальчиков и 22 девочки в возрасте от 12 до 14 лет. Мальчики наиболее комфортно чувствуют себя в течение опроса (33%) и на этапе закрепления материала (40%), девочки в равной степени комфортно во время изучения нового материала (45%) и на этапе закрепления материала (45%).

Мальчики (40%) готовы работать на каждом уроке, что-то дополнять, отвечать, девочки же напротив (54%) не хотят работать на каждом уроке. Среди форм опроса на уроках мальчики в большей степени предпочитают устный опрос у доски, девочки - устный опрос с места или выполнение тестовых заданий. Так как мальчики в экспериментальной группе обладают большей познавательной активностью, чем девочки, то они готовы проявлять ее на уроке в ходе устного ответа на вопрос учителя у доски, что является наиболее активной формой опроса, при этом отвергают письменные опросы и тестовые задания. Мальчики и девочки имеют сформированный устойчивый познавательный интерес к разным школьным предметам, среди которых гендерной зависимости не просматривается.

Мальчики уверены (53%), что в современных условиях образовательного процесса невозможно учитывать различные интересы к обучению мальчиков и девочек. Девочки же, напротив, утверждают о такой возможности (72%) и даже перечисляют учебные предметы, где это происходит. Среди них история, физика, труд, физическая культура.

Каковы возможности внедрения гендерного подхода в образовательный процесс?

Реализация гендерного подхода в современной школе показывает, что этот процесс влияет положительно на мотивацию учеников. На уроках возросла познавательная активность учеников, по содержанию занятия стали более насыщенные. В классах удается избежать гендерных конфликтов, потому что условия гендерного взаимодействия на уроках в среде делового общения формирует навыки межполового неофициального общения. Апроба-

ция модели внедрения показывает положительную динамику познавательного интереса как у мальчиков, так и у девочек. Использование принципов гендерного подхода при подборе методов преподавания позволило сохранить познавательную активность у учеников. Расширение учета особенностей учеников разного пола способствует усилению дифференциации обучения, закреплению их достижений и перспектив развития личностей учеников. Именно поэтому использование гендерного подхода необходимо с условием углубления данного подхода к обучению и перехода от использования элементов к построению урока на его основе.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: тендерный подход и анализ. М., 2008. С. 11.

2. Сиротюк А. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. № 8. С. 138-139.

3. Шатон Г. И. Гендерные аспекты образования // Гендерные аспекты образования. Минск, 1998. С. 7-12.

4. Кон И. С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. № 9. С. 16-22.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ

THE SPECIFIC CHARACTER OF WORKING WITH LINGUISTICALLY GIFTED PUPILS

Л. Н. Щербатых

В данной статье автор подчеркивает, что для лингвистически одаренных детей должны быть созданы благоприятные условия в общеобразовательных школах, которые будут способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, а также повышению их языковой подготовки благодаря личностно ориентированному подходу в обучении иностранным языкам. Описывается опыт работы преподавателей кафедры иностранных языков специальных дисциплин Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина с лингвистически одаренными школьниками.

Ключевые слова: одаренный школьник, лингвистическая одаренность, лингвистически одаренные дети, элективный курс.

L. N. Shcherbatykh

In this article the author emphasizes that the linguistically gifted children need to be provided with favorable conditions in secondary schools, which will facilitate their intellectual and creative development, as well as improve their language due to the use of student-oriented approach in teaching foreign languages. The author describes the teachers' of foreign languages experience of the Department of Special Disciplines working with linguistically gifted pupils in Elets State Bunin University.

Keywords: a gifted pupil, linguistic talent, linguistically gifted children, an elective course.

На сегодняшний день в системе образования перед педагогами возник ряд проблем, связанных с обучением и воспитанием одаренных и талантливых детей. Такие школьники нуждаются в психолого-педагогической поддержке, для них необходимо разработать интегрированные программы обучения.

Работая с данной категорией учащихся, учителя школы постоянно сталкиваются с психологическими и педагогическими трудностями, возникающими из-за разнообразия видов одаренности, вариативности образования на современном этапе, противоречивости теоретических моделей и методов работы с одаренными детьми, а также из-за нехватки специалистов, которые подготовлены работать с такими учащимися. При этом возникает необходимость учета специфики обучения и развития одаренных школьников в дошкольном, школьном (в школах, гим-

назиях, лицеях) государственном и негосударственном, а также дополнительном образовании.

Практически перед каждым учителем стоит вопрос: «Каким образом найти индивидуальный подход к каждому ребенку, если в классе учится более 30 учащихся?» Поэтому на сегодняшний день назрел вопрос о том, чтобы создать целостную систему работы с одаренными школьниками в условиях общеобразовательной школы, которая предполагает пересмотреть цели обучения, содержание учебных материалов, которые отражены в различных нормативных документах, учебных планах, программах, учебниках и учебных пособиях, а также необходимо произвести анализ существующих методов, средств, технологий обучения с точки зрения работы с одаренными учащимися.

В концепции «Одаренность» [1], которая была разработана в 1998 г., была представлена единая теоретическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.